Курсовая с практикой на тему Участие прокурора в гражданском процессе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава I. СУЩНОСТЬ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ
ПРОЦЕССЕ 7
§ 1.1 Цели и задачи участия
прокурора в гражданском процессе. 7
§ 1.2 Формы и основания участия прокурора в
гражданском судопроизводстве 9
ГЛАВА II. ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА
ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ. 19
§ 2.1 Права и обязанности
прокурора в гражданском процессе. 19
§ 2.2 Особенности участия
прокурора в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
Список
использованной литературы.. 32
Приложение 2. 36
Приложение 3. 39
Приложение 4. 41
Приложение 5. 42
Приложение 6. 46
Приложение 7. 48
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его
свободы и права высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью
государства. Она же гарантирует равенство всех перед законом и судом. Это
означает, что государство гарантирует равную судебную защиту всем своим
гражданам независимо от пола, национальности, вероисповедания, расы,
происхождения, возраста, имущественного и должностного положения, места
жительства и т.п. Однако, в повседневной жизни довольно часто возникают
объективные обстоятельства, обусловленные теми или иными причинами, когда
говорить о равенстве всех перед законом и судом весьма тяжело. Например,
состояние здоровья или возврат не всегда позволяют человеку самостоятельно
обратиться за защитой нарушенных прав и законных интересов. В этой связи
возникает потребность государственного вмешательства для восстановления
нарушенных прав и законных интересов наиболее уязвимых, незащищенных слоев
населения. В гражданском судопроизводстве эту задачу призван решить институт
участия прокурора в гражданском процессе, который в современных реалиях
является единственным способом восстановления социальной и правовой
справедливости.
Вместе с тем, следует отметить,
что, несмотря на достаточную регламентацию института участия прокурора в
гражданском процессе, действующее законодательство содержит ряд пробелов, искажающих
его системность, порождающих правовую неопределенность и приводящих в конечном итоге
к нарушению прав и свобод человека и гражданина, которые, как отмечалось выше,
являются высшей ценностью для государства.
Указанное свидетельствует об актуальности темы
курсовой работы, обусловленной наличием проблем в законодательном регулировании
института участия прокурора в гражданском процессе, требующих скорейшего
решения.
Степень разработанности темы курсовой работы.
Институт участия прокурора в гражданском
процессе, всегда порождал целый ряд дискуссий между учеными – теоретиками
права. Вопросы теории и практики участия прокурора в гражданском процессе
рассматривались в трудах значительного ряда ученых. Наиболее известные
публикации в данной области исследования принадлежат В.Р. Аликову, Н.В. Ченцову,
A.А. Мельникову, Н.А. Чечиной, В.Н. Щеглову, М.А. Викут и другим.
Существенный
вклад в развитие социально-правовой методики исследования института участия
прокурора в гражданском процессе внесли работы М.С. Шакарян «Субъекты
советского гражданского процессуального права», «Понятие
субъектов советского гражданского процессуального права и правоотношения и их
классификация», Д.М. Чечота «Участники
гражданского процесса» и ряд других научных работ.
Кроме
того, был защищен ряд диссертаций на тему участия прокурора в гражданском
процессе, в частности, Г.И. Залюковой по теме: «Унификация участия прокурора в гражданском
судопроизводстве», А.Л. Ивановым по теме: «Защита прокурором прав и законных интересов граждан в российском
гражданском судопроизводстве», Т.Н. Воробьевым по теме: «Теоретические и
практические проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве» и др.
Тем не менее, несмотря на обширный массив
научных публикаций и разработок в сфере применения норм, регламентирующих
участие прокурора в гражданском процессе, многие вопросы остаются
дискуссионными и вызывают различные споры как теоретического, так и
практического характера. В частности, до сих пор спорными являются вопросы о задачах прокурора,
участвующего в гражданском процессе, о его роли в обеспечении защиты прав и
законных интересов граждан и публичных образований, о его процессуальном
статусе, о видах форм его участия и др.
Следовательно,
в силу динамичности правового регулирования института участия прокурора в
гражданском процессе и многоаспектности выбранной темы курсовой работы,
последнюю нельзя считать достаточно изученной.
Цели и задачи исследования. Цели настоящей работы –
комплексное исследование института участия прокурора в гражданском процессе,
определение проблем правового регулирования института участия прокурора в
гражданском судопроизводстве, а также выработка предложений по
совершенствованию действующего гражданского процессуального законодательства.
Для достижения указанных
целей является необходимым решение следующих задач:
— определить цели участия
прокурора в гражданском процессе;
— определить формы участия
прокурору в гражданском процессе;
— проанализировать основания
участия прокурора в рассмотрении гражданских дел и основания его обращения в
суд с иском;
— проанализировать процессуальный
статус прокурора как участника гражданского процесса;
— определить проблемы
правового регулирования института участия прокурора в гражданском
судопроизводстве;
-выработать предложения по
совершенствованию действующего гражданского процессуального законодательства.
Объектом исследования является совокупность
гражданских процессуальных правоотношений, связанных с участием прокурора в
гражданском процессе.
Предмет исследования – нормы гражданского
процессуального законодательства, регулирующие участие прокурора в гражданском
судопроизводстве.
Научная новизна работы состоит в
комплексном подходе к исследованию института участия прокурора в гражданском
процессе, позволившем сформулировать новые рекомендации и предложения по
совершенствованию действующего законодательства в этой сфере.
Теоретическая
значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в работе
теоретические положения, выводы и предложения, связанные с процессуальной
деятельностью прокурора в гражданском судопроизводстве, могут быть положены в
основу последующих научно-правовых исследований и разработок проблем участия
прокурора в гражданском процессе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его
результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности для
совершенствования действующего гражданского процессуального и ведомственного законодательства,
регулирующего порядок участия прокурора в гражданском судопроизводстве, а также
позволят оптимизировать
правоприменительную деятельность судов с точки зрения наиболее эффективной
защиты прав и законных интересов граждан и публичных образований.
Методологическую
основу исследования
составила совокупность всеобщих, общенаучных и частных методов познания. В
качестве основного использовался всеобщий диалектический метод познания. Также
применялись иные научные методы познания – формально-логический,
сравнительно-правовой, системный анализ, статистический — позволяющие решить поставленные
в исследовании задачи.
Нормативную
базу исследования составляют Конституция
Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации,
Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Приказ Генеральной
прокуратуры Российской Федерации от 11 января 2021 года №2 «Об обеспечении
участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».
Эмпирическую базу исследования составляют
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Определения Конституционного Суда
Российской Федерации, правоприменительная практика судов общей юрисдикции РФ.
Структура
курсовой работы определена целями и задачами
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре
параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Комплексный анализ института участия прокурора
в гражданском процессе позволяет сделать следующие выводы:
1. Прокурор-особый
участник гражданского процесса, обладающий отдельным процессуальным правовым статусом.
2. Неопределенность
современного правового статуса прокурора, связанную с наличием отсылочных
положений большей части норм Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, регламентирующих его участие в гражданском судопроизводстве, возможно
преодолеть только путем законодательного закрепления специфики его прав и обязанностей
в отдельных самостоятельных нормах без отсылки к нормативным положениям о
правах и обязанностях других участников процесса.
3. Сущность участия прокурора
в гражданском процессе заключается в осуществлении контроля за законностью
деятельности всех его участников и способствовании вынесению законного,
справедливого и обоснованного судебного постановления.
4. Заключение – это основанная
на законе мотивированная позиция прокурора о том, как должен быть разрешен спор
по существу, а потому, необходимо закрепить его обязательную письменную форму
на законодательном уровне. При этом обязать суд в мотивировочной части
судебного постановления давать оценку заключению прокурора и приводить мотивы
несогласия с его позицией, изложенной в заключении.
5. Ввиду отсутствия
единого понимания положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, относящихся к правомочию прокурора обратиться в суд с
заявлением о защите прав и законных интересов граждан, которые в силу «иных уважительных
причин» лишены возможности самостоятельного обращения в суд, представляется
целесообразным расширить закрепленный в законе перечень причин, дающих
прокурору право на обращение в суд с иском в защиту прав другого лица.
7. Участие прокурора
положительно сказывается на рассмотрении дел судами, является гарантией
соблюдение прав и законных интересов граждан и публичных организаций.
4. В современных реалиях
исковая работа прокурора является единственным способом восстановления
нарушенных прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и
публичных образований.
Фрагмент текста работы:
Глава I. СУЩНОСТЬ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
§ 1.1 Цели и задачи участия прокурора в гражданском
процессе
Защита прав и свобод человека и гражданина не всегда устанавливалась в
качестве приоритетной и первоочередной цели Российского государства. Ранее верховенство
всегда принадлежало государственным интересам, которые зачастую противоречили
интересам личности, что приводило не только к отсутствию упорядоченного
механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, но и повсеместному
нарушению данных прав со стороны самого государства в лице его органов и
должностных лиц. Очевидно, что наличие противоречий во взаимоотношениях между
государством и его гражданами являлось непреодолимым препятствием, не
позволявшим России не только обеспечить стабильность и благополучие населения,
но и идти по пути формирования и развития правового государства. В связи с
этим, осознавая прямую зависимость дальнейшего процветания государства от
степени удовлетворения потребностей граждан в защите своих прав и свобод,
отечественный законодатель закрепил в Конституции РФ 1993 года обязанность
Российской Федерации признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека
и гражданина, а также защищать их от любого незаконного вмешательства и
ограничения.
Участие прокурора в гражданском
судопроизводстве обусловлено необходимостью выполнения надзорной функции за
соблюдением законов, возложенной на него Конституцией Российской Федерации и Федеральным
законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Отличительной
особенностью этой функции является то, что прокурор, обращаясь за судебной
защитой прав и законных интересов нуждающихся в этом лиц, не осуществляет
надзор за судебной деятельностью, не ограничивает ее независимость,
объективность и самостоятельность[1]. [1] Гражданский
процесс: Учебник (6-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. Треушникова
М.К. — М.: Городец, 2018. С. 86
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Правовой статус прокурора в российском гражданском процессе 5
1.1 История развития института участия прокурора в гражданском процессе 5
1.2 Правовая основа участия прокурора в рассмотрении гражданских дел 9
ГЛАВА 2 Правовые особенности реализации прокурором права на участие в гражданскомпроцессе 17
2.1 Основания обращения прокурора с заявлениями на участие в деле в гражданском судопроизводстве 17
2.2 Особенности и содержание процессуального статуса прокурора в гражданском судопроизводстве 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
Введение:
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», одной из важных задач, выполняемых прокуратурой, является участие прокурора в судопроизводстве. Кроме того, прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов, действующих на ее территории.
Как известно, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства федеральных законов на территории Российской Федерации, что обеспечивает единство и согласованность всей правовой системы. При этом учитывается тот факт, что органы прокуратуры, действующие под руководством Генерального прокурора, являются инструментом обеспечения такого порядка правовой системы .
Актуальность темы продиктована необходимостью четко определить роль прокурора в процессе, что вызвано ужесточением требований к качеству судебного доказывания и деятельности государственного обвинителя. В контексте рассматриваемой проблемы, необходимо определить систему взаимодействия в суде государственного обвинителя с другими участниками со стороны обвинения.
Цель настоящего исследования — рассмотрение статуса прокурора в гражданском процессе.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования предстоит решить следующие задачи:
1. рассмотреть историю развития института участия прокурора в гражданском процессе ;
2. изучить правовую основу участия прокурора в рассмотрении гражданских дел;
3. определить основания обращения прокурора с заявлениями на участие в деле в гражданском судопроизводстве ;
4. проанализировать особенности и содержание процессуального статуса прокурора в гражданском судопроизводстве.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие вопросы процессуального участия прокурора в гражданском процессе.
Объект исследования — общественные отношения, регулируемые законодательством в области процессуального участия прокурора в гражданском процессе.
Методологической основой исследования является материалистический метод познания явлений и сути объективной реальности. В работе также использовались исторический, логико-правовой, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы.
Научная новизна работы заключается в том, что полученные результаты представляют особый интерес при решении ряда проблем усовершенствования российского законодательства о деятельности органов прокуратуры.
Практическое значение темы обусловлено детальным изучением вопросов истории создания прокуратуры и оснований деятельности прокурора на основании судебной практики в гражданском процессе.
Теоретическая основа исследования состоит из действующего законодательства и работ, посвященных теме исследования А.Ю. Винокурова «О некоторых вопросах применения прокурорами предупреждения о недопустимости нарушения закона», О.В. Воронин «О правоприменительной и правозащитной деятельности отечественной прокуратуры», Е.В. Кучинская «История возникновения, становления и развития российской прокуратуры» и ряд других.
Структура определена с учетом специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Прокурор является одним из основных участников судопроизводства, наделенный широким спектром полномочий во всех стадиях процесса.
Основной целью прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является достижение ситуации, когда эти права и свободы фактически соблюдаются органами предварительного следствия, когда граждане уверены в том, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.
Своевременное и правильное выполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, но и гарантирует разумное преследование лиц, совершивших преступления, и предупреждение дел в отношении невинных людей. Контроль за обеспечением этого исполнения возложен на органы прокуратуры.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания и предварительного следствия, является одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т. д.), неизбежность ответственности за преступление, защиту личности, общества, государства от преступных посягательств.
Проанализировав процессуальный статус прокурора, его функции, полномочия, а также деятельности в досудебных стадиях процесса России можно сделать следующие выводы.
Своевременное и правильное выполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, но и гарантирует разумное преследование лиц, совершивших преступления, и предупреждение дел в отношении невинных людей. Контроль за обеспечением этого исполнения возложен на органы прокуратуры.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания и предварительного следствия, является одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т. д.), неизбежность ответственности за преступление, защиту личности, общества, государства от преступных посягательств.
Проанализировав процессуальный статус прокурора, его функции, полномочия, а также деятельности в досудебных стадиях процесса России можно сделать следующие выводы.
Основной функцией прокурора наряду с функциями координации деятельности правоохранительных органов, процессуального руководства, является функция надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, а функция преследования на данном этапе является дополнительной. На стадии возбуждения дела центральное место в деятельности прокурора занимает функция надзора за соблюдением требований законов о действиях и решениях органов дознания и предварительного следствия, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при получении, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях.
Говоря о взаимосвязи прокурорского надзора и судебного контроля, нельзя полностью заменять первый судебным контролем, как сегодня, так и в обозримом будущем. Каждая из этих функций призвана дополнять друг друга. Закон предоставил прокурору достаточно широкий круг полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор выступает в качестве контролирующего органа по исполнению законов. Внимание прокурора в первую очередь обращается на защиту прав и законных интересов жертв преступлений.
Статус самого закона «О прокуратуре» должен быть повышен до статуса федерального конституционного закона, в том числе путем включения соответствующей ссылки в Конституцию Российской Федерации, где прокуратуре (в основном ее кадровым вопросам) посвящена отдельная статья. В Конституции можно выделить главу «О прокуратуре», в которой наряду с уже урегулированными вопросами закреплены цели и задачи прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и деятельности прокурорской системы, гарантии неприкосновенности и независимости прокуроров. Согласование с субъектами Федерации кандидатур региональных прокуроров при назначении последних на должность должно быть отменено.
Отметим, что до 2010 года в ст. 40 Закона «О прокуратуре» прокурорская служба определялась именно как вид федеральной государственной службы. Считаем целесообразным вернуться к этой первоначальной формулировке, тем более что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» иные виды государственной службы устанавливаются федеральными законами.
Считаем целесообразным включить отдельную статью о моральных качествах прокурора примерно следующего содержания:
При осуществлении профессиональной деятельности прокурор обязан:
соблюдать этические и моральные нормы; разумно и строго использовать предоставленные государством полномочия в рамках закона;
воздерживаться от любой деятельности, которая может негативно повлиять на выполнение прокурором своих профессиональных обязанностей или вызвать сомнения в его независимости и беспристрастности, а также препятствовать участию членов его семьи в такой деятельности;
честно, разумно, добросовестно и грамотно осуществляют свою деятельность;
будьте требовательны к себе, принципиальны и беспристрастны в решениях;
соблюдайте деловой стиль общения и деловой стиль одежды, будьте внимательны.
Целесообразно предусмотреть в законе «О прокуратуре» аналогичную норму следующего содержания: прокурор, проработавший в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации не менее 10 лет в календарном порядке, имеет право на единовременную социальную выплату за приобретение или строительство жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации. Более того, здесь мы предлагаем говорить конкретно о прокурорах, а не только о прокурорах, как в пункте 4 ст. 44 Закона «О прокуратуре».
В заключение отметим, что принятие данного закона позволит не только расширить и усовершенствовать законодательную базу о службе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, но и повысить правовой статус прокуроров.
1. Недостаточное знание некоторыми прокурорами состояния правопорядка, а также структуры и динамики правонарушений в регионе, городе, области, крае, Республике. Это связано с тем, что у этих прокуроров сложился кабинетный стиль работы, они слабо связаны с органами представительной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, трудовыми коллективами, населением. В результате невозможно эффективно планировать надзорную и иную деятельность прокурора, своевременно выявлять, пресекать и предупреждать правонарушения.
2. Отход от предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов, установленных Законом «О прокуратуре», подмена и дублирование деятельности контролирующих органов; сохранение командно-бюрократических методов устранения выявленных нарушений закона.
3. Своевременность принимаемых прокурором мер по устранению нарушений закона, несвоевременность реагирования (или даже его отсутствие) на выявленные правонарушения. В таких случаях прокурорские «ответные» меры становятся бесполезными. Более того, они приводят к безнаказанности нарушителей закона, порождают новые нарушения.
4. Отсутствие решимости выявлять и устранять нарушения закона, а также отсутствие строгой, продуманной избирательности в выборе объектов прокурорского надзора. Проверки, проводимые прокурорами, иногда не дают ожидаемых результатов, поскольку выбор объектов не определялся ни состоянием законности, ни конкретными сигналами нарушений закона.
5. Неоднократное, а то и многократное возвращение отдельных прокуроров на одни и те же предприятия или организации по поводу одних и тех же нарушений закона. Это происходит в связи с тем, что меры, принимаемые прокурорами, неэффективны; причины и условия, породившие нарушения закона, не выявляются и не устраняются; нарушители закона, которые остаются безнаказанными, не боятся за свое будущее и продолжают нарушать закон так же, как и раньше.
6. «Бумажный» стиль руководства, формализм и волокита в работе вместо живых вещей.
Увлечение разработкой различного рода решений, поручений и задач, которые зачастую не доводятся до конца или не выполняются вовсе, лишь отвлекает прокуроров от осуществления реальных мер по укреплению законности.
7. Недостаточное внимание к работе с жалобами и заявлениями граждан о нарушениях закона.
Анализ деятельности прокурора на всех стадиях процесса выявил ряд проблем связанных с несовершенством законодательства, в частности — отсутствует детальная регламентация порядка получения, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и надзора за исполнением законов при ее осуществлении. В связи с этим представляется необходимым повысить уровень правового регулирования этих проблем путем принятия соответствующего законодательства по их устранению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Правовой статус прокурора в российском гражданском процессе
1.1 История развития института участия прокурора в гражданском процессе
В начале XVIII века произошли изменения в системе управления российского государства, которое в связи с назревшей необходимостью совершенствования деятельности органов государственной власти, искоренения бюрократизма, казнокрадства, очевидно, стяжательства государственных служащих. Настоящей бедой правительства была бюрократия. Эти негативные явления распространились на всю территорию России, на все уровни власти.
В этой связи большие надежды возлагались на прокуратуру, хотя в определенные периоды развития были сделаны попытки отменить ее. Тем не менее, следует отметить два периода развития Королевской прокуратуры:
1) до 1864 г., когда прокуроры выполняли общие надзорные функции, руководили расследованием, следили за судом;
2) после 1864 года, когда прокуроры стали выполнять в судах только обвинительную функцию.
Петр I изменил все основные государственные структуры, обновил законодательство. В 1711 году был издан указ «о фискалах» — предшественниках прокуроров, которые выполняли по существу те же функции.
Фискальные органы являлись специальными должностными лицами, которые следили за соблюдением королевских указов, а также следили за ходом дел. Они также были обязаны раскрывать случаи противодействия эдиктам короля, прецеденты взяточничества, растраты и других правонарушений, в том числе, если на них не было жалоб .