Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания литературы

Курсовая с практикой на тему Творчество Гоголя в школе(на примере «Мертвые души»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава І.
Особенности изучения
эпических произведений в школе
. 5

1.1. Методика изучения эпических произведений. 5

1.2. Художественные особенности «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. 9

Глава ІІ. Практическая часть. 16

2.1. Система уроков по изучению «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. 16

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 27

 



 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
. Требования общества на данном этапе определили
необходимость ориентировать школу на личность ученика в условиях единого
европейского образовательного и культурного пространства. В решении этой задачи
особое значение приобретает изучение литературы, поскольку художественные
произведения представителей мировой культуры порождают в воображении читателей
образную картину мира, способствуют эстетическому наслаждению, духовному
обогащению, формируют широкий кругозор, творческие способности,
общечеловеческие ценности.

В
современных условиях развития национального образования требования к изучению
произведений писателей меняются, поскольку реформирование современного
литературного образования требует привлечение школьников к ценностям литературы
и формирование способности читателей воспринимать воплощенные в художественных
произведениях эстетические и духовные ценности. Параллельное изучение
отечественной и зарубежной литературы в общеобразовательной школе стимулирует
выявление специфики постижения произведений литературы, установление различий
между анализом художественных произведений зарубежной литературы и изучением
произведений отечественного наследия.

С
этим возникает необходимость совершенствования методики преподавания литературы
в целом, в частности — оптимизации комплексного подхода к анализу художественных
произведений. Исследуемая проблема рассматривается в области эстетики,
лингвистики, теории коммуникации, лингвокультурологии, литературоведения,
психологии, педагогики, методики преподавания литературы.

Среди
актуальных вопросов познания художественного произведения особое место занимает
диалог между автором и читателями как процесс взаимодействия культур, что вызывает
стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные
культурные ценности, которые имеют прецедентный характер.

Методика анализа
литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ непосредственно
включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы,
раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную
взаимосвязь в создании художественного целого. Анализировать произведение — это
значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними,
раскрыть композицию и механизм сюжета, увидеть особенности языка писателя и роль
отдельной детали, но самое главное — выяснить, как все это определяется идеей
писателя, тем, что Белинский называл «пафосом произведения». Чем значительнее
художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности его анализа.

Творчество
Гоголя — сложное и многогранное. Его жизненный и литературный путь был и остается
объектами исследования многих литераторов и ученых. Многообразие сюжетов,
стремительный переход от комического к трагическому, от возвышенной поэзии к
черствой прозе, от прекрасного до уродливого делают литературное наследие
Гоголя уникальным. Среди представителей романтизма Гоголь является одной из
самых ярких фигур. Само развитие такого направления, как романтизм было связано
не только с осознанием его представителями своей принадлежности, но и с
осознанием ими самих себя, как носителей национального самосознания, способных
вывести на новый уровень литературу и культуру народа.

Поэтому цель
нашей работы: выявить особенности изучения эпического произведения большой
формы на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Объект исследования — анализ эпического
произведения.

Предмет исследования — методика изучения поэмы
«Мертвые души».

Задачи исследования:

— познакомиться с
методической литературой;

— дать характеристику
методам и приемам анализа произведения;

— выяснить специфику методики изучения данного произведения 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Методика накопила значительный опыт
изучения эпических произведений в школе. Важную роль играет правильная
организация чтения эпических произведений.

Приступая к анализу, учитель должен
определить те компоненты художественной структуры произведения, которые требуют
особого внимания, подробного разбора, понимание которых необходимо для
глубокого осознания творческого замысла писателя в которых сосредоточена
основная мысль произведения или которые являются показательными для
индивидуального стиля писателя. Стоит внимательно для этого перечитать
инструкцию программы, критические материалы.

При изучении эпических произведений
применяются все пути анализа.

Творчество
выдающегося «русского писателя Н.В.
Гоголя
(1809- 1852) и сейчас вызывает острую заинтересованность исследователей.
Ведущие критики века всесторонне рассматривали художественное наследие Гоголя,
но основательного анализа жанровых особенностей, в частности роли цикла как
основы романного мышления писателя пока еще не было осуществлено в современном
литературоведении.

Согласно
цели и задачам нашего исследования нами была разработана система уроков по
изучению произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души».

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава І. Особенности
изучения эпических произведений в школе

1.1. Методика изучения эпических произведений

Восприятие
художественного произведения обусловлено наличием у читателя соответствующего
эстетического опыта. И если читатель встречается с новыми формами, жанрам,
специфическими средствами художественного изображения, он может подходить к ним
по шаблону. Выработать у учащихся привычку анализировать художественное
произведение с учетом его особенностей, научить их видеть жанровую
разнообразие, художественную неповторимость литературных произведений — одна из
важнейших задач учителя литературы[1].

Современные
ученые предложили модель творческого читателя, то есть идеального выпускника,
который представляет конечный этап технологии (по Т. Гилберту, США)[2]:

·                  
интеллигентный
читатель;

·                  
литературный
критик;

·                  
литературовед;

·                  
исследователь
проблем;

·                  
создатель
собственных произведений.

Чтобы
достичь такого результата, необходимо выработать систему работы над
произведениями.

Система
работы в основе имеет знания, а именно по теории литературы, истории литературы,
критики (на доступном уровне).

Методика
накопила значительный опыт изучения эпических произведений в школе. Важную роль
играет правильная организация чтения эпических произведений. Как правило,
большие по объему произведения (повести, романы) читаются дома самостоятельно
учениками[3].
Поэтому эмоционально-эстетическое первичное восприятие произведения, осознание
содержания произведения учениками не поддается контролю. Все это выяснит
учитель во время углубленной работы над текстом произведения. Желательно, чтобы
учитель заранее определил те эпизоды, образы, высказывания, которые могут быть
неправильно восприняты, и в установочном беседе, и во время углубленной работы
обратить внимание школьников-читателей именно на них.

Задача прочитать большой по объему произведение
дается заранее, заблаговременно. Чтению произведения предшествует вступительная
беседа. Ее главной задачей является актуализация ученического опыта, а также
мотивация учебной деятельности, подготовка к восприятию. Содержанием беседы является
установление связей между обучаемым произведением с другими произведениями
этого же автора или других авторов, близкими в идейно-тематическом плане.
Важное значение имеет мотивация учебной деятельности учащихся. Здесь используем
все, что может повысить интерес к произведению: рассказ о жизненной судьбе
автора и самого произведения, премии, отзывы критики, место и роль произведения
в литературном процессе, актуальность произведения для настоящего и тому
подобное. Во вступительной беседе иногда целесообразно провести лексическую
работу, обратить внимание на использование автором диалектизмов, архаизмов,
жаргонизмов и т.д. и объяснить лишь в той мере, в какой это необходимо для
понимания смысла произведения. Записывать ненормированную лексику к словарям



[1]
Алексеева
М.А. Преподавание литературы: образовательные технологии: [учеб.-метод.
пособие]. — Екатеринбург, 2014. — 100 с
.

[2]
Крейн У. Теория
развития: секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

[3]
Есин. А.Б.
Время и пространство / А.Б. Есин // Введение в литературоведение: Литературное
произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие. – М.: Высшая школа,
2000. – С.51-60.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы