Теория и методика музыкального воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Творчество детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1 Творчество в жизнедеятельности ребенка………………. 7
1.1. Творческая деятельность и ее ценность для развития ребенка …………………………………………………… 8
1.2. Воспитание творческой направленности личности детей дошкольного возраста как педагогическая проблема ……. 10
1.3. Возрастные особенности развития детского творчества …. 12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………… 16
Глава 2 Творчество детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности ……………………………………………… 17
2.1. Характеристика детского музыкального творчества ……… 18
2.2. Критерии творческого начала в художественной деятельности детей. Творчество в различных видах музыкальной деятельности …………………………………

21
2.3. Поведенческая характеристика дошкольника-творца. Таблица характерных проявлений ребёнка-сочинителя .….
24
Выводы по 2 главе ………………………………………………………..… 27
Заключение ………………………………………………………………… 28
Библиография ……………………………………………………………… 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В центре внимания современных учителей находится поиск путей организации жизни детей таким образом, чтобы они могли реализовать возрастную познавательную и творческую деятельность, максимально использовать свои возможности. Большой потенциал в реализации этой задачи имеют различные виды художественной деятельности, и прежде всего – музыкальная деятельность.
Это связано с тем, что разнообразные музыкальные занятия соответствуют психофизиологическим характеристикам дошкольников (наглядно-образный тип мышления, сенсомоторная стадия развития, двигательная природа восприятия и т.д.), то есть они являются наиболее природными -нравится.
Кроме того, музыкальная деятельность является одним из проявлений общей способности человека познавать и осваивать окружающий его мир, и поэтому на его основе может развиваться весь комплекс эмоциональных, когнитивных, психических процессов.
Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности всегда были необходимы. они определили прогресс человечества.
Отечественные психологи и учителя рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностные качества, как естественную и необходимую деятельность для развития способностей каждого дошкольника. Музыкальное развитие оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, улучшается мышление, воспитывается чувствительность к красоте в искусстве и жизни, воспитывается человеческие чувства и формируются вкусы. «Только развивая эмоции, интересы и вкусы ребенка, можно познакомить его с музыкальной культурой и заложить ее основы». Различные виды искусства имеют особые средства воздействия на человека.
Сегодня на практике существуют противоречия между:
— необходимость в настоящее время развивать творческую личность ребенка и ориентацию дошкольного образования на массовую практику, преимущественно на репродуктивную деятельность;
— необходимость обновления направленности музыкально-образовательного процесса ДОО на организацию творческой деятельности.
Эти противоречия выдвигают на первый план проблему развития творческого потенциала дошкольников посредством музыкальной и творческой деятельности.
Проблема исследования. В настоящее время можно констатировать недостаточность использования учителем (педагогом) в своей профессиональной деятельности технологий для развития творческих способностей дошкольников.
В связи с этим важным вопросом является правильная, методологически обоснованная организация музыкальной деятельности дошкольников, которая возможна только при наличии компетенции специалистов дошкольного образования, от их умения организовать процесс общения ребенка с музыкой, знакомство с музыкальной культурой [12].
В связи с этим возросла потребность в инновационных педагогических технологиях музыкального образования, которые направлены на выявление и развитие творческого потенциала дошкольников.
Цель исследования – составление поведенческой характеристики и таблицы характерных проявлений ребёнка-сочинителя.
Объект исследования – процесс творческого развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – детское музыкальное творчество как средство развития ребенка-дошкольника.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить значение детского музыкального творчества в развитии ребенка.
3. Раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста в импровизационных видах музыкального творчества.
4. Составить поведенческую характеристику дошкольника-сочинителя и таблицу характерных проявлений ребёнка-сочинителя.
Исходя из цели исследования, была выдвинута гипотеза: если учесть, что дошкольный возраст чувствителен и наиболее благоприятен для развития детского творчества, можно предположить, что активное использование различных музыкальных и творческих занятий в жизни Дети дошкольного возраста будут способствовать развитию творческих способностей ребенка — дошкольника.
Необходимость использования музыки, разнообразных музыкальных занятий в развитии творческих способностей дошкольников и воплощение в жизнь этой работы.
Практическая значимость исследования заключается в:
— в получении автором произведения профессиональных знаний о значении и возможностях детского музыкального творчества в воспитании и развитии дошкольников, в частности в импровизационных формах написания песен, и в составлении поведенческих характеристик дошкольника-писателя;
— в разработке инновационных программ дошкольного образования в области музыкального воспитания и развития детей;
— в обосновании необходимости профессиональной подготовки будущих специалистов (педагогов дошкольного образования) в области музыкального образования и развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
— теоретическая: анализ психологической, педагогической, научной, методической и музыковедческой литературы по проблеме исследования;
— эмпирический: наблюдение за творческими проявлениями дошкольников в импровизационных формах написания песен.
Музыка обладает способностью влиять на ребенка на самых ранних этапах его взросления. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.
Каковы задачи развития детского творчества?
1. Сформировать у детей первоначальное представление о музыке, пении и танце.
2. Способствовать общему развитию дошкольников
3. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, детское творчество в области музыкального воспитания.
4. Привлекать детей к выполнению действий в дошкольных учреждениях и на городских концертных площадках.
5. Научить детей творчеству в различных видах музыкальной деятельности.
Цели:
1) Создание условий для развития личности ребенка.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоничное развитие личности невозможно без понимания гармонии звуков и ритмов.
2) Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
В импровизациях ребенок эмоционально применяет все, чему он научился в процессе обучения.
3) Развитие у человека мотивации к познанию и творчеству.
Для того, чтобы ребенок сочинил и спел мелодию, ему необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются фантазия, воображение, свободная ориентация в необычных ситуациях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ методической и психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что преимущества творчества просто неоценимы, поскольку раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, поскольку оно соответствует потребностям и возможностям детей.
Детское творчество является одной из форм самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой он отклоняется от привычных и привычных способов проявления окружающего его мира, экспериментов и создания чего-то нового для себя и других. Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при развитии творческих способностей детей. Обычно оно не имеет большой художественной ценности для окружающих по качеству, масштабам освещения событий, решению проблем, но важно для самого ребенка. Психологические особенности детства определяют непосредственность детского творчества, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, изобретая, изображая, ребенок берется за любую тему. Психологи выделяют следующие виды творчества: искусство, которое включает в себя визуальное и литературное творчество, техническое и музыкальное.
Детское музыкальное творчество является важным фактором развития личности ребенка. Он может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.
Детское музыкальное творчество, как и детские выступления, обычно не имеют художественной ценности для окружающих. Это важно для самого ребенка. Критерием его успеха является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального наполнения, выразительность самого изображения и его воплощения, изменчивость, оригинальность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Доказано, что дошкольный возраст чувствителен и наиболее благоприятен для развития психических процессов, которые составляют основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества является одной из основных задач дошкольного образования (Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева) [20]. Большой потенциал раскрытия детского творчества заключается в музыкальной активности дошкольников.
Проблема развития детского творчества становится все более актуальной, поскольку в современной педагогической науке этот вопрос остается недостаточно изученным. Е.А. Флерина одна из первых определила детское творчество. Детское творчество — это процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения. Проблема развития детского творчества была рассмотрена в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: «Невозможно научить творческому акту, но это вовсе не значит, что учитель не может продвигать свое образование и проявление» [3].
Л.С. Выготский отметил, что музыкальная деятельность была одной из первых, наиболее доступных и привлекательных форм творчества для маленьких детей. Умелое управление музыкальной и творческой деятельностью поможет в развитии творческих способностей ребенка.
Возможность развития творчества у детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности отмечали композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты и педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А. Ходкова.
К. Орфф считает главной задачей педагога воспитание в детстве творчества, креативного мышления Музыкальное творчество детей по своей сути является синтетической деятельностью: «Как и детские представления, оно обычно не имеет художественной ценности для окружающих. Это важно и необходимо для самого ребенка и его дальнейшего музыкального развития. Критериями его успеха являются не художественная ценность музыкального образа, а наличие эмоционального наполнения, выразительность самого образа и его воплощения, изменчивость, оригинальность, — отмечают О.П. Радынова и А.И. Катинене в книге «Музыкальное воспитание дошкольников». [26].

1.1. Творческая деятельность и ее ценность для развития ребенка

Творческая деятельность является одной из самых продуктивных в детстве. В детстве мы все рисовали, лепили, пели и танцевали. Эти действия жизненно важны, которые всегда создает человек, только с возрастом потребность в этом у большинства людей исчезает. Следует отметить, что до определенного возраста практически все виды деятельности ребенка можно назвать творческими, творческими.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего показывают свои наклонности. По вашим любимым играм вы можете судить, какая сфера деятельности наиболее интересна для ребенка. В каком-то смысле игра — это почва, питательное решение для проявления детского творчества.
В спонтанных детских играх, не предусмотренных четкими правилами, детское воображение проявляется наиболее полно. Детские игры по своей сути являются зачатками искусства и различными видами человеческой деятельности. Еще одна концепция, которая определяет детское творчество, это воображение. Л.С. Выготский уделял особое внимание, воображению ребенка, проводя определенную грань между воображением взрослых и воображением детей. Он утверждал, что эта психическая особенность наиболее полно проявляется у взрослых, поэтому детям необходимо обеспечить все условия для развития воображения — только так человек может нормально развиваться.
Чтобы развивалась творческая активность ребенка, ему нужно получить больше опыта, впечатлений любой природы. Ему нужно больше «кубиков», больше частиц реальности, чтобы было больше вариантов их объединения. Ребенок, у которого плохой опыт, не сможет представить себе картину, которую описывает ему учитель — будь то картина битвы на уроке истории, взаимоотношения персонажей и их появления на уроке литературы, или объемная фигура на уроке геометрии. Именно здесь проявляется ценность творчества для общего развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы