Курсовая с практикой Педагогика/Психология Творческое развитие младшего школьника

Курсовая с практикой на тему Творческое развитие младшего школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Структура творческого мышления школьников 5
1.2. Психолого-педагогические закономерности общения учителя и ученика в процессе обучения 10
1.3. Сущность и понятие творческих и исследовательских умений в педагогической литературе 12
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 19
2.1. Педагогические условия использования теории решения индивидуальных задач 19
2.2. Формирование развития творческого мышления школьников с помощью проектной деятельности 25
2.3. Повторная диагностика уровня развития творчества школьников 37
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Приложение 1. 51
Диагностический материал 51

 

  

Введение:

 

Для современного образования характерны процессы активизации научно-педагогической инициативы и творчества на основе гуманизации, интеграции, экологизации, деятельностного подхода и гармоничного сочетания общечеловеческих духовных ценностей с национальным характером образования. Результатами такого творчества становятся новые концепции и модели образования, методы, технологии обучения и воспитания, учебные программы, учебники и учебные пособия. Решение актуальной проблемы практического воплощения этих результатов педагогического творчества в содержание и методы обучения и воспитания подрастающего поколения может стать существенным вкладом в развитие современного образования. Одной из таких технологий является технология теории решения индивидуальных задач, что возникает актуальной в свете современного развития образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии проектной деятельности в младшей школе в процессе формирования творческих способностей учащихся.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс младшей школы.
Предмет исследования – особенности использования технологии проектной деятельности в формировании творческих способностей учащихся.
Цель исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
— рассмотреть структуру творческих способностей учащихся;
— проанализировать систему проектной деятельности как новаторскую педагогическую технологию;
— диагностировать уровень развития творческих способностей учащихся;
— выделить основные направления работы по системе теории решения индивидуальных задач в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
— путем повторной диагностики проверить эффективность влияния теории проектной деятельности на развитие творческих способностей учащихся.
Гипотеза исследования: процесс формирования творческих способностей учащихся начальных классов будет эффективным в случае использования проектной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение лингвистической, психолого-педагогической и лингводидактической литературы с целью определения теоретических основ этой проблемы исследования; анализ нормативных документов и учебников с учетом их направленности на развитие творческих способностей учащихся; теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта учителей начальных классов с целью определения состояния проблемы в школьной практике; сопоставления и обобщения полученных данных с целью разработки критериев и определение уровней развития творческих способностей учащихся 3-4 классов.
Базой исследования стала СОШ № 5 г. Чита. Участие в исследовании приняли 15 учащихся 4 класса.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в учебно-воспитательном процессе начальной школы, при написании научных работ, посвященных проблематике.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проблемы. Вторая глава посвящена анализу влияния использования проектной деятельности на творческое развитие младших школьников. Заключение подводит итоги исследования.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования – процесс достаточно сложный и трудоемкий. Реализацией эксперимента занимаются не только инициаторы и исполнители, но и специалисты многих других уровней образовательной иерархии. Однако, следует помнить, что качество и результат эксперимента чаще всего зависит от его правильной организации и установки качественного контроля за его проведением.
Педагогически правильно организованная деятельность является основой и необходимым условием проведения опытов, учебного экспериментирования. Опыты на уроках позволяют воспроизводить явление или процесс в специально созданных условиях, следить за их ходом, увидеть те признаки, которые в природе непосредственно воспринять трудно или невозможно.
Учебный процесс сочетает репродуктивную и преобразующую деятельности учащихся. При этом творческий характер имеет такая преобразовательная деятельность, когда возникает необходимость применить знания в новой ситуации или воспользоваться известными способами решения проблемы. Во время выполнения творческих задач целесообразно учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Воспитание творческой личности предполагает формирование системы ценностей и способностей к ее реализации. Для этого необходима целенаправленная работа над определением понятия «система ценностей», анализ различных систем ценностей и поступков в литературных и реальных ситуациях, умение анализировать собственную систему ценностей, формирование понятий «культурная группа», ценностных ориентиров культурной группы; умение отслеживать и оценивать варианты обращения с проблемой, обучение оценке личностных качеств как ресурсов для решения проблемы и саморазвития, владение навыком определения уровня развития объекта деятельности, умение планировать цель через развитие собственной деятельности, формирование понятия «творческий коллектив» и умение взаимодействия в творческом коллективе.
В нашей педагогической практике мы считаем необходимым оптимально сочетать выполнение учащимися репродуктивных и творческих опытов. Отметим, что репродуктивные опыты ученики выполняют по образцу и под непосредственным руководством учителя с использованием устных инструкций, или опосредованным руководством (например, с помощью письменных инструкций).
Творческие опыты является способом самостоятельного решения школьником учебной проблемы.
Творческие способности представляют собой сплав различных качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя на данный момент существует несколько гипотез, касающихся данной проблемы.
При взаимодействии с детьми учитель должен учитывать их возраст и психические характеристики. Если между учителем и учеником нет понимания, или школьник упрям, и часто ребята считают, что упрямство демонстрирует сильный характер — ситуация жизни влияет на них лучше, факты впоследствии анализируются их старшими. Влияя на учеников, желательно подчеркнуть благородство в действиях, дисциплину в поведении и верить в лучшие качества учеников и хорошие отношения с ними.
Говоря с учащимися, необходимо помнить, что они очень чувствительны к оценке их личности другими. Описывая себя, учащиеся часто повторяют высказывания литературных героев, суждения своих старших, внимательно прислушиваются к комментариям, стремятся к самосовершенствованию. Следовательно, учитель должен дать убедительные примеры, показать способы самообразования. В этом возрасте особенно важно укреплять веру учеников в самих себя, развивать чувство самоуважения.
основу исследовательской деятельности составляют умение выявлять проблему, формулировать гипотезу, осуществлять отбор и анализ необходимых данных для исследования, подбирать соответствующие методы проведения исследования и обработки данных, фиксировать промежуточные и окончательные результаты исследования, проводить обсуждения и интерпретацию результатов исследования, использовать их на практике.
Исследовательские умения отождествляются с системой интеллектуальных и практических умений личности, необходимых для самостоятельного выполнения исследования. Ядро исследовательских действий составляют интеллектуальные умения, практические же представляют собой механизм овладения определенными способами поисковой деятельности, которая дает практические результаты – новые знания, факты, закономерности.
Интеллектуальные умения предусматривают способность к анализу и выделению главного, сравнению, конкретизации, обобщению и систематизации, доказыванию, классификации. Иначе говоря, интеллектуальные умения – это способность эффективно проводить операции мышления в случае решения проблемных ситуаций.
Практические умения обеспечивают обработку литературных источников, организацию эксперимента, наблюдение за явлениями и процессами, разработки и применения полученных результатов и тому подобное.
По итогам реализации проекта экологической направленности в 4 классе “Путешествие Капельки” можно выделить следующие результаты:
Для детей:
Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
Развитие у детей инициативы, самостоятельности.
Для педагогов:
Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию младших школьников.
Повышение профессионального педагогического уровня (теоритического и практического) по эколого-познавательной деятельности.
Стимулирование личностного и творческого саморазвития.
Для родителей:
Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.
Пропагандистская работа:
Организована фотовыставка “Всем нужна вода”.
Выставка художественной литературы “Мир воды”.
Выпущена экологическая листовка “Чудесная сила воды”.
Выпущен экологический журнал “Вода – наша помощница”.
Выпущены две экологические газеты: “Песенка о лете” (отдых на воде), “Всемирный день окружающей среды” (рубрика вода).
Проведена природоохранная акция “Каждая капля важна”.
Организована презентация альбома “Водный кодекс для детей”.

  

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Структура творческого мышления школьников
Важно различие производительного и репродуктивного мышления. З. И. Калмыкова основывает это различие на новизне получаемого в процессе умственной деятельности продукта по знаний субъекта [5].
Дж. Брунер [8] разделяет мышление на повествовательное и парадигматическое. Парадигматическое или логико-научное в максимально развернутом виде является идеалом формальной, математической системы описания и объяснения.
Оно основано на категоризации или концептуализации и операциях, с помощью которых категории устанавливаются, конкретизируются, идеализированные и связываются для создания системы.
Повествовательное мышление связано с человеческими намерениями, действиями и последствиями. Повествовательный способ мышления, как правило, локализован в времени, тогда как парадигматический – скорее вневременной.
В дифференциации видов мышления по способу освоения действительности (практический, преобразовательный или научно-познавательный), особое место занимают работы ярославской школы практического мышления (Е. В. Драпак, Д. Н. Завалишина, Ю. К. Корнилов и др.).
Продолжая характеризовать особенности практического мышления, Ю. К. Корнилов, Е. В. Драпак [11] акцентируют, что мышление субъекта в реальной профессиональной деятельности многослойная, полидетерминованная и внутренне детерминированная система.
К практическому можно отнести и педагогическое мышление, определенное как познавательный процесс поиска проблемности, решение которой характеризуется личностной включенностью учителя в преобразования в ходе собственно профессиональной деятельности [11].
Исходные положения проблемы формирования творческой личности сформулировано в трудах таких педагогов, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко.
Немало специальных психологических исследований подтверждают положительную роль творчества в стимулировании познавательных интересов учащихся, любознательности, исследовательской активности, способности к нахождению оригинальных решений и прогнозирования.
«Творческие способности — продукт самодвижения, самостоятельного решения задач и вопросов, самостоятельного раскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями … Это продукт развития, причем развития свободного, при котором интерес, увлечение и страсть-главные движущие силы».
Л.Выготский отмечает, что творчество имеет место не только там, где создается что-то совершенно новое, но и там, где вносится свое понимание, то по своему воспроизводится, меняется, основывается уже создано. Поэтому если есть творческий процесс, будет в свое время результат. Творческий человек его обязательно достигнет [17].
Развитие способностей – это сложный процесс, который имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Кроме того, данный процесс тесно связан с развитием интересов ребенка, самооценкой личности в той или иной деятельности, а также зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, нужно учитывать особенности системы образования и т.д.
В истории вопроса о способностях высказывалось мнение о том, что творческие способности проявляются только в науке, литературе и искусстве. Это способствовало отрыву практической деятельности человека от умственного труда.
Отрицая такую позицию, Л. Выготский подчеркивает, что элементы творчества проявляются при решении повседневных жизненных задач, в частности тех, которые свойственны школьном учебному процессу [17]. Такая идея распространена и в трудах К.Платонова, А.Петровского, В.Глухова, В.Богоявленской и др.
Стоит заметить, что ученые по-разному трактуют понятие «творческие способности». Т.Равлюк рассматривает творческие способности, как синтез свойств личности, которые характеризуются степенью соответствия определенного вида творческой деятельности требованиям к и обусловливают результативность такой деятельности.
К.Циолковский определяет творческие способности как продукт самодвижения, самостоятельного решения задач и вопросов, самостоятельного раскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, продукт работы мозга на пути «от открытия истин, всем известных, до открытия истин, никому неизвестных» .
В.Рогозина считает, что творческие способности является видом умственных способностей, которые выражаются в умении порождать мислинневу деятельность за пределами требований, отклоняться при мышления от традиционных норм, генерировать разнообразные оригинальные идеи и находить способы их практического решения.
Часто в литературе при рассмотрении вопросов творческих способностей используется термин «креативность». В Большой психологической энциклопедии (2007) под креативностью понимается способность человека к творчеству, что проявляется в мышлении, общении, чувствах, отдельных видах деятельности и характеризуют личность в целом или ее отдельные стороны. Е.Торренс и Т.Третяк добавляют, что креативность определяется как способность порождать новые, оригинальные идеи и, таким образом, эффективно решать проблемные ситуации. Несмотря на общее содержание понятий «креативность» и «творчество» их можно считать тождественным.
Творческие способности представляют собой сплав различных качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя на данный момент существует несколько гипотез, касающихся данной проблемы.
Психологи убеждены, что способности к творческой деятельности определяются, прежде всего, особенностями мышления. Известный американский ученый Дж.Гилфорд обнаружил, что творческим людям свойственно так называемое дивергентное мышление, которое лежит в основе творческого мышления и является основным компонентом творческих способностей.
Учитывая исследования Г.Альтшуллера, Л.Выготского, В.Дружинина, Т.Кудрявцева, С.Лазарева, Е.Фатеева было обнаружено, что в компонентного состава креативных способностей относятся: творческое мышление и творческое воображение [1].
Одаренность – это высокий уровень развития любых способностей человека. Одаренность может быть художественной, академической, интеллектуальной, творческой, психомоторной. Одаренные дети стремятся к знаниям, любят умственный труд, их не надо заставлять учиться, они ищут общения со взрослыми, так как старшие понимают их лучше, чем ровесники, одаренные дети эмоциональные и творческие, понимают юмор, шутки.
Творчество – продуктивная человеческая деятельность, способная порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения. Развитие творческого потенциала деятельности является важным условием культурного прогресса общества и воспитания человека.
Талант – природная одаренность и выдающиеся способности к какой-либо деятельности (научной, политической, художественной). Своевременное распознавание таланта помогает его становлению [3].
Одаренность – наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одного или нескольких видов деятельности. О человеке судят согласно характеру развития его способностей и овладения знаниями, умениями, навыками, учитывая успехи, уровень достижений в профессиональной практике. Познавательные потребности являются главным условием развития одаренности.
Способность – особенности человека, которые позволяют ему успешно овладеть тем или иным видом деятельности, профессии, совершенствоваться, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Развитие способностей происходит в процессе жизнедеятельности, а также учебной, трудовой, игровой деятельности [3].
Творческие способности формируются в течение всей жизни человека. Организуя развитие творческих способностей учащихся, следует исходить из известных психолого-педагогических положений о том, что способности личности проявляются и формируются в деятельности:
— личность может приобрести навыки творчества даже в очень раннем возрасте;
— развитие личности не происходит в условиях пассивного созерцания учебного процесса;
— основным стимулом развития способностей личности, в том числе и творческих, является интерес.
Развитием творчества и вообще творческим процессом управлять трудно. Повлиять на организацию такой деятельности возможно лишь создав для этого соответствующие условия, а именно:
1) проводить обучение в атмосфере взаимопонимания, сотворчества, воспринимая каждого ученика как личность;
2) приоритетной должна стать такая форма ведения уроков, которая позволяет ученикам в полной мере проявить свое творчество.
3) на уроках целесообразно организовывать деятельность таким образом, чтобы учащиеся имели возможность проявить свои творческие способности.
Учебный процесс сочетает репродуктивную и преобразующую деятельности учащихся. При этом творческий характер имеет такая преобразовательная деятельность, когда возникает необходимость применить знания в новой ситуации или воспользоваться известными способами решения проблемы.
Во время выполнения творческих задач целесообразно учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Благодаря использованию различных типов и видов творческих заданий можно влиять на развитие творческих способностей личности.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы