Курсовая с практикой на тему Творческое мышление
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 5
1.1 Развитие творческого мышления как психологическая категория 5
1.2 Педагогическая деятельность по развитию творческих способностей 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18
2.1 Констатирующий эксперимент 18
2.2 Формирующий эксперимент 20
2.3 Контрольный эксперимент 22
ВЫВОДЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Актуальность проблемы творческого мышления обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся в системе образования. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческого мышления выступает как практически важный и значимый критерий.
Проблема исследования: каковы условия развития творчества в системе образования у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: выявление условий развития творческого мышления в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования творческого мышления у детей. Предмет исследования: психологические условия развития творчества в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Предполагается, что развитие творческого мышления у детей в системе дополнительного образования будут успешно развиваться, если:
1) детям будут предлагаться интересные и доступные объекты для конструирования;
2) будет использоваться методика совместного творчества педагога и ребенка в процессе конструирования;
3) будет разработана серия занятий по констуированию, направленная на развитие творчества.
Для решения поставленной цели исследования и выдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1) Изучить основные теоретико-методологические подходы развития творческого мышления как вида деятельности;
2) Выявить особенности развития творческого мышления детей;
3) Разработать серию занятий, включающих в себя взаимодействие разных форм организации детей, различных видов детской деятельности, с возможностью использования поделок, созданных руками детей, в интерьере образовательной организации системы дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческого мышления у детей Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.Л. Журавлева, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева и др. Методические подходы к развитию творческого мышления ребенка в продуктивных видах деятельности в системе образования исследованы в трудах С. Ю. Афонькина, Л.А. Венгера, Т. С. Комаровой, Е.И. Николаевой и др.
Организация исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе учреждения Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи».
Заключение:
Среди педагогических исследований детского творчества следует выделить следующие моменты. Как утверждает Т.Г. Казакова, анализ педагогических исследований показывает разные подходы к организации и руководству детским творчеством. А.В. Бакушинский, К.М. Лепилов делают упор на понимание стимулов развития детского творчества и характер взаимоотношений между ребенком и взрослым во время процесса.
В детском творчестве особенно важными являются следующие моменты:
1. Проявление интереса к комбинированию и преобразованию материала позволяет дошкольнику получить знания о возможном изменении материала, предмета, формы.
2. При активном экспериментировании ребёнок изучает формы, величины, ориентируется в пространстве, усваивает и запоминает зрительно и моторно процесс создания тех или иных сочетаний форм. Эти знания и умения крайне важны для творческой работы.
3. Сравнивая комбинации и формы, ребёнок начинает видеть в них сходство с реальными предметами (возникновение образа, работа воображения).
Развитие творчества основано на формировании простейших навыков работы с различными материалами и получении элементарного опыта преобразования этих материалов. Следовательно, у детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие творческого воображения, образного и дивергентного мышления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1 Развитие творческого мышления
как психологическая категория
Творчество представляет собой деятельность, в результате которой создаются новые, оригинальные и более совершенные материальные и духовные ценности, обладающие объективной либо субъективной значимостью [2, с.16].
Сам феномен творчества, творческого мышления и вопросы развития творческого потенциала исследуются в трудах многих психологов и педагогов. Так, проблема развития творческого мышления и способностей личности освещается в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, З.В. Лиштван, А.А. Мелик-Пашаева, Д.В. Ушакова и др. [1, с.73]
Виды творчества различны по характеру деятельности человека [7, с.15]:
1) научное творчество предполагает производство нового преимущественного знания;
2) художественное творчество подразумевает создание новых художественных произведений;
3) техническое творчество предполагает разработку новых технологий и технических устройств;
4) педагогическое творчество подразумевает разработку нового содержания, методов, принципов, систем.
Подход к творческому мышлению как к комплексной проблеме предполагает, что изучение его общей природы выходит за границы психологических исследований. Первоначально, проблема творчества возникла в теории философов, литераторов и искусствоведов, начиная с античных времен. С философской точки зрения природа творческого мышления рассматривается как широкое представление о законах Вселенной, об общей эволюции природы.
И только в последнее столетие возник стойкий интерес к проблеме творчества со стороны ученых психологии и педагогики [1, с.74]. Апогей изучения данной проблемы наступил в начале XX в. Среди зарубежных авторов следует отметить труды Е. Рибо, А. Пуанкаре, З. Фрейда. В отечественной науке большой вклад внесли исследования Д.Н. Овсянико-Куликовского, Б. А. Лезина, П.К. Энгельмейера, А. М. Евлахова, И.А. Затуленьева, П.И. Вальдена, А.М. Блоха, И.И. Лапшина, В.Л. Омельянского, А.Г. Горнфельда, С.О. Грузенберга, В.Я. Курбатова, Ф.Ю. Левинсон-Лессинга, В.М. Бехтерева, П.И. Карпова, Г.И. Маркелова [2, с.8].
В кругу зарубежных ученых нет достаточно полного определения творчества. Н. Роджерс утверждает, что творческое мышление представляет собой способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения, привнося тем самым нечто новое для личности [10, с.3].
З. Фрейд опирался больше на физиологию личности, поэтому для объяснения активности организма ввел понятие «психическая энергия», заменив тем самым термин «возбуждение» [14, с.21].
Т. Рибо выделил три фазы в процессе порождения новой идеи:
1) накопленные факты или опыт;
2) созревание будущего проекта или образа;
3) рождение нового.
А. Маслоу утверждает, что подлинное творческое мышление может проявляться у человека каждый день при выборе жизненных ситуаций, в различных формах самовыражения [14, с.23].