Курсовая с практикой Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая с практикой на тему Творческий портрет Н.А. Рубакина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Список принятых сокращений 3
Введение 4
1. Жизненный путь Николая Александровича Рубакина 6
1.1 Биография Рубакина Николая Александровича 6
1.2 Николай Александрович Рубакин – библиофил 9
Выводы по 1 главе 12
2. Творческая деятельность Н. А. Рубакина 13
2.1 Рубакин Н.А. среди книг 13
2.2 Библиопсихология Н. А. Рубакина как вклад в развитие российского библиотековедения 19
Выводы по 2 главе 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

 

  

Введение:

 

Рубакин Николай Александрович (13).7.1862, Ораниенбаум (ныне г. Ломоносов), — 23.11.1946, Лозанна; похоронен в Москве, русский книговед, библиограф и писатель. Окончил физико-математический и юридический факультеты Петербургского университета. Участвовал в нелегальной студенческой организации, был арестован. В 1907 эмигрировал в Швейцарию. Приветствовал Октябрьскую революцию 1917. Вёл большую работу по пропаганде русской, а позднее советской книги. Как книговед Рубакин разрабатывал комплекс проблем, связанных с пропагандой книги, руководством чтением. Рубакину принадлежит разработка типологии книг в тесной связи с изучением психологии основ типов читателей. Итогом научной деятельности Рубакина явилась созданная им библиопсихология («Психология читателя и книги», 1929). Организовал в Лозанне совместно с некоторыми европейскими учёными международный Институт библиопсихологии. Но попытка создать науку, всесторонне охватывающую проблемы чтения, Рубакину не удалась из-за его ошибочных методологических позиций, поскольку по своим философским воззрениям Рубакин был позитивистом [1]. В 30-х гг. в СССР теория Рубакина подверглась суровой, но односторонней критике. В 70-е гг. сделаны попытки выявить «рациональное зерно» библиопсихологии.
Актуальность исследования большой вклад внёс Рубакин в теорию и практику самообразования. Он вёл обширную переписку с читателями, для которых составлял индивидуальные программы самообразования. Рубакин считал книгу могущественным орудием борьбы и хорошо понимал, что библиография является важным средством пропаганды книги. Его труд «Среди книг. Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей» — крупный вклад в отечественную рекомендательную библиографию. В рецензии на 2-й том «Среди книг», помещённой в большевистском журнале «Просвещение» в 1914, В. И. Ленин отмечал большую ценность этой работы Рубакина и вместе с тем критиковал его за эклектизм, «надпартийность», попытку дать обзор «истории идей» без освещения истории их борьбы.
Рубакину принадлежат многие значительные работы в области библиотековедения (о комплектовании книжных фондов, библиотечно-библиографических классификациях и др.). Он вёл активную издательскую деятельность, работал в издательстве (изд-ве) И. Д. Сытина (в 1902), совместно с Д. Г. Алексеевым создал изд-во «Рубакин и Алексеев», сотрудничал в российских и зарубежных изд-вах. Рубакин собрал две большие библиотеки около (ок.) 230 тыс. книг, которые передал в дар народу. Его вторая библиотека (ок. 100 тыс. тт.) хранится в Государственной библиотеке (б-ке) СССР им. В. И. Ленина. За заслуги в области просвещения народа Рубакин получал с 1930 персональную пенсию от Советского правительства.
Цель исследования: изучить творческий портрет Н.А. Рубакина.
Объект исследования: жизнь и творчество Н.А. Рубакина.
Предмет исследования: творческий портрет Н.А. Рубакина.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить биографию Рубакина Николая Александровича;
2. Рассмотреть Николая Александровича Рубакина – библиофила;
3. Изучить Рубакин Н.А. среди книг;
4. Проанализировать библиопсихологию Н. А. Рубакина как вклад в развитие российского библиотековедения.
Структура работы. Работа состоит из списка принятых сокращений, введения, двух глав теоретического и практического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 29 страниц. Количество литературных источников – 20.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рубакин Николай Александрович – русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель. Окончил Петербургский университет, пройдя курс обучения одновременно на трех факультетах – естественном, историко-филологическом и юридическом. Был секретарем комитета грамотности. Ему принадлежит инициатива учреждения при педагогическом музее особого отдела для самообразования. В качестве руководителя издательских фирм О. Н. Поповой, И. Д. Сытина и товарищества «Издатель», Рубакин много сделал для популяризации хорошей, серьёзной литературы. Николай Александрович составил «Программу по исследованию литературы для народа», а затем вступил в обширную корреспонденцию с людьми, отозвавшимися на программу. В связи с другими исследованиями русского книжного и библиотечного дела, это дало Рубакину материал для чрезвычайно интересных докладов и статей, изданных отдельно под заглавием: «Этюды о русской читающей публике» [20]. С 1907 г. жил в Швейцарии, где собрал уникальную русскую библиотеку, постоянно пополнявшуюся книгами, выходившими в России. Согласно завещанию, его уникальная библиотека была передана России и составляет фонд «Рб» в Российской государственной библиотеке в Москве. Скончался в 1946 г. в Лозанне и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. «Да здравствует книга — могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость!» — девиз, которому Рубакин был верен всю свою жизнь.
Условно деятельность Н.А. Рубакина можно распределить по нескольким основным направлениям: теория и практика библиотечного дела, руководство самообразованием и создание огромной научно-популярной литературы, изучение читателя и книги, разработка теории чтения с классификацией читателей по их психологическим типам. На деле все эти направления тесно связаны друг с другом и составляют единое целое в деятельности Н.А. Рубакина.
Сам Н.А. Рубакин всей своей жизнью и трудом всегда и везде служил возвышению читателей. Его колоссальная и монументальная научно-исследовательская и практическая работа не оценена достойно в России.
Библиотека-музей имени Н.А. Рубакина появилась на его родине, но всего этого крайне-крайне мало для такого значительного явления космического масштаба как вся его жизнь и деятельность на благо культуры и образования России. Есть и определенный задел. Так, медалью с изображением портрета Н. А. Рубакина и его экслибриса, сделанная скульптором A. M. Блонским, могут награждаться в разных номинациях те, кто достойно продолжает дело Рубакина [19]. И не только профессионалы, но и школьники, сумевшие стать носителями высокой культуры чтения, а не «клиповой культуры интернет».
Нужен и специально созданный научно-исследовательский институт читателеведения им. Н.А. Рубакина. Как увековечить имя и дело Рубакина — нужно отдельно обсуждать, не откладывая «в долгий ящик». Имеются и материалы к такому разговору. Кстати сказать, его «Этюды о русской читающей публики» — образец социологического исследования комплексного характера. А его психология книги и чтения, теория и практика самообразования — богатейшее наследие для решения проблем образования через чтение как стратегии жизни.
То великое наследие, которое оставил России Николай Александрович Рубакин, осваивать и осваивать более широко и основательно в целях главной ценности на Земле — личности человеческой.
Таким образом, изучение творческого наследия выдающегося деятеля русской библиографии Н.А. Рубакина является актуальным и в наши дни.
В фундаментальном труде Н.А. Рубакина «Среди книг», заложены основы методики рекомендательного библиографирования, которые дополнялись и совершенствовались от издания к изданию.
Данный труд внес значительный вклад в развитие рекомендательной библиографии XX века, заложив основы ее методики.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Жизненный путь Николая Александровича Рубакина

1.1 Биография Рубакина Николая Александровича

Николай Александрович Рубакин (1862—1946). Русский книговед, библиограф.
Родился в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов). Его отец был городским головой, мать происходила из купеческой старообрядческой семьи, много читала, занималась самообразованием. В доме Рубакиных устраивались чтения книг, на которых присутствовали не только члены семьи, но и прислуга. Н. А. Рубакин в детстве много читал. В его распоряжении были произведения классиков русской и мировой литературы.
В 1873 г. Рубакины переехали в Петербург, где Николай Александрович учился в реальном училище. После его окончания поступил в Петербургский университет на естественно-историческое отделение физико-математического факультета. Окончил Петербургский университет (1887), пройдя курс обучения одновременно на трех факультетах — естественном, историко-филологическом и юридическом, и посвятил себя той идейной издательско-библиотечной деятельности, которая составляет одно из наиболее характерных занятий русской интеллигенции конца XIX века [6]. Участвовал в нелегальной студенческой организации, арестовывался. В конце 80-х гг. Николай Александрович работал в кружке по изучению читателей, участвовал в работе Комитета грамотности в Петербурге. Много сделал для продвижения хорошего и серьезного чтения в народные массы. Активно изучал потребности читателей. Чрезвычайно продуктивно Н. А. Рубакин работал как журналист: печатал в разных журналах статьи, заметки и рецензии на книги. Участвовал в революции 1905–1906 гг. В 1907 г. нелегально покинул Россию и поселился в Швейцарии. В период жизни за границей собрал уникальную русскую библиотеку, активно писал и печатался в зарубежной прессе. Его издания вышли в Швейцарии, в США, Франции, Болгарии и других странах.
В 1911–1914 гг. Николай Александрович большое внимание уделяет работе в помощь самообразованию читателей. Печатает статьи, издает книги («Письма к читателю о самообразовании», «Практика самообразования», «О сбережении сил и времени в деле самообразования»). В это время выходит его фундаментальный труд «Среди книг» (1911–1915). Издание содержит 22 тыс. названий книг.
Во время Первой мировой войны Н. А. Рубакин занимается организацией самообразования среди русских военнопленных в лагерях Германии и Австро-Венгрии.
После революции Николай Александрович возобновляет отношения с различными издательствами на Родине, держит связь с книговедческими учреждениями Советского Союза, ведет переписку с работниками Книжной палаты. С помощью созданной им в Швейцарии библиотеки активно пропагандирует русскую литературу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы