Курсовая с практикой на тему Творческий пересказ как средство формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательской компетенции посредством творческого пересказа 7
1.1. Сущность понятия «формирование читательской компетенции у детей младшего школьного возраста» 7
1.2 Потенциал уроков литературного чтения для формирования читательской компетенции в младшем школьном возрасте 13
1.3 Особенности применения творческого пересказа как средства формирования читательской компетенции 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2 Опытно – исследовательская работа по формированию читательской компетенции у детей младшего школьного возраста посредством творческого пересказа 26
2.1 Диагностика уровня сформированности читательской компетенции у детей младшего школьного возраста 26
2.2 Содержание работы по формированию читательской компетенции у детей младшего школьного возраста посредством творческого пересказа 36
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список литературы 43
Введение:
Актуальность исследования. Современная начальная школа решает большое количество важных задач по выработке у младших школьников универсальных учебных действий, которые в дальнейшем являются основой для успешной деятельности во всех направлениях человека. Одним из направлений такой работы является формирование умений работы с информацией, в первую очередь, умение воспринимать информацию из текста, обрабатывать ее, понимать смысл и т. д. В данном случае речь идет о формировании читательских компетенций младшего школьника.
Под понятием «компетенция» подразумевается сочетание взаимосвязанных характеристик личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), определяемых в отношении какой-либо области объектов и явлений и являющихся основой для эффективной качественной деятельности по отношению к ним [17].
Необходимость качественного развития читательских компетенций обусловлена тем, что в постоянно преобразующихся условиях современной жизни субъект вынужден постоянно учиться и осваивать новую информацию. Деятельность по становлению читательских компетенций происходит в соответствии со следующими направлениями: развитие умения читать, т.. е. способность учащегося читать вслух и про себя, освоение основных форм чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Для качественного формирования читательских компетенций ребенка необходимо использовать разнообразные средства и методы деятельности, например, речевые разминки, задания игровой направленности на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д. [11]
В качестве одного из эффективных методов деятельности формирования читательской компетенции в младшем школьном возрасте может выступать творческий пересказ. Это обусловлено спецификой реализации такого средства работы. Для качественного пересказа и возможности творческого преобразования и доработки прочитанного (например, сочинения собственной концовки, описание событий «до и после» прочитанных и др.) ребенку необходимо применить практически весь набор имеющихся у него читательских компетенций: внимательно прочитать текст, осмыслить и понять его содержание, выделить основные части и ключевые моменты, запомнить последовательность и смысл происходящего в тексте. Только при таких условиях будет возможен творческий пересказ.
Таким образом, можем сформулировать противоречие между необходимостью формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста и недостаточной методической разработанностью особенностей использования творческого пересказа как средства развития читательской компетенции в начальной школе.
Необходимость разрешения этого противоречия определила проблему исследования: «Каковы методические особенности использования творческого пересказа, как средства развития читательской компетенции детей младшего школьного возраста?».
Вопрос формирования читательской компетенции детей младшего школьного возраста с помощью творческого пересказа является малоисследованным и требует особенного внимания.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Творческий пересказ как средство формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования- процесс формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Предмет исследования – особенности применения творческого пересказа как средства формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать методические особенности использования творческого пересказа как средства формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста и описать применение данного способа деятельности в практической деятельности
Заключение:
Формирование читательских компетенций является необходимым и важным элементом работы на уроках литературного чтения. Читательские компетенции можно рассматривать как универсальные учебные действия, позволяющие субъекту, у которого они развиты на высоком уровне, продуктивно работать с информацией, запоминать ее, структурировать, выделять главное и др. Это является обязательным условием для продуктивного обучения в дальнейшем, эффективной профессиональной подготовки, а также постоянного саморазвития. В младшем школьном возрасте одной из продуктивных форм работы по формированию читательских компетенций выступает творческий пересказ. Пересказ в любых формах достаточно активно используется при работе с младшими школьниками, однако творческий пересказ требует более глубокого понимания и анализа текста, так как для того, чтобы творчески переработать или дополнить прочитанное, необходимо сначала глубоко его понять.
Экспериментальное исследование уровня сформированности читательских компетенций младших школьников (учащихся второго класса) продемонстрировало, что данные умения находятся у большинства детей на среднем или низком уровне, что предполагает необходимость проведения целенаправленной работы по совершенствованию рассматриваемых компетенций.
Для успешного уровня развития читательских компетенций нами были предложены несколько видов реализации творческого пересказа: пересказ текста от лица другого персонажа, словесный рисунок, словесная иллюстрация, инсценировка и др.
Фрагмент текста работы:
ФГОС НОО формулирует планируемые результаты по программе «Чтение. Работа с информацией», что обусловлено потребностью в формировании и оценивании способности обрабатывать информацию как одного из наиболее значимых параметров портрета выпускника начальной школы [17].
Понятие «компетенция» происходит от латинского слова «competentis», что означает – способный. Данное понятие является междисциплинарным и активно применяется в разнообразных направлениях научной и практической деятельности. По этой причине различные авторы предлагают различные определения данного феномена, структура которых обусловлена тем, где и как данное понятие будет использоваться [10, с. 167].
Так, Э. Ф. Зеер интерпретирует компетенцию как сочетание интегрированных методов действий, посредством применения которых достигается эффективная реализация профессиональных задач. Согласно представлениями И. А. Зимней, компетенции – определенные внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей), которые в дальнейшем обнаруживаются в компетентностях субъекта как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетентность, соответственно, это интеллектуально и личностно детерминированный опыт социально-профессиональной деятельности субъекта, знания, которые представляют собой фундамент для практического применения компетенций.
В. И. Байденко интерпретирует компетентность как готовность и умение целесообразно действовать, согласно решаемым задачам, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.
В. И. Андреев делает акцент на том, что главным структурным компонентом конструкта «компетенция» выступает умение. Однако не менее важную роль выполняют и знания, способности, личностные характеристик, которые содействуют эффективной реализации конкретной компетенции.
Соответственно, компетенцией может считаться обобщенная характеристика личности, которая содержит в своей структуре позитивную мотивацию, знания, умения, способности. Компетенция обнаруживается, развивается и осуществляется при достижении определенной совокупности учебных, профессиональных и других целей [10, с. 167].
С точки зрения А. К. Марковой компетенция – это индивидуальный параметр уровня соответствия критериям деятельности. С другой стороны, компетенция – это способность к выполнению определенной практической деятельности, что предполагает наличие сформированной понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления для оперативного преодоления встречающихся трудностей и достижения целей.
Г. Селевко особо выделяет тот факт, что феномены «компетенция» и «компетентность» обширнее, чем феномены «знания», «умения», «навыки». Это связано с тем, что в структуру компетенции и компетентности включены такие параметры, как направленность личности, её способности мыслить вне стереотипов, выделять проблемные моменты, демонстрировать проницательность, гибкость мышления и характер. Он придерживается мнения, что данные феномены являются системными и многокомпонентными, так как они относятся к определенному комплексу объектов и явлений. За счет данных феноменов реализуются разнообразные интеллектуальные операции, практические навыки, здравый смысл, а также они обладают собственной типологией и иерархией [1, с. 45].
Анализ научной литературы дает возможность сделать вывод, что ряд ученых не дифференцируют понятия компетенция и компетентность, считая их тождественными. Однако большинство исследователей все же склоняются к тому, что данные понятия следует различать. Так, компетенция – это область вопросов, в которых определенный субъект хорошо ориентируется, обладает познанием, опытом. Компетентность же – это свойство личности, базирующееся на компетенции.