Современные методы исследования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Творческие задания в формировании живописных навыков у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИВОПИСНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1.Сущность и содержание проблемы формирования живописных навыков у младших школьников на первоначальных этапах обучения. 5

1.2. Особенности методических подходов в формировании живописных навыков у младших школьников 10

Выводы по первой главе 15

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИВОПИСНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17

2.1. Критерии и показатели уровня освоения творческих заданий направленных на формирование живописных навыков у младших школьников 17

2.2. Серия творческих заданий направленных на формирование живописных навыков у младших школьников 23

Выводы по второй главе 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Рисование является важнейшем средством в формировании личности младшего школьника. Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, разви-вать у них наблюдательность, способствовать формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Теоретические и методические вопросы формирования изобразитель-ных умений младших школьников в различных видах рисования представ-лены в работах Г.Г. Виноградовой, Н.П. Сакулиной, Г.К. Селевко, Н.М. Сокольниковой Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Г.А. Кузьминой, Н.А. Куроч-киной и др.

Мы считаем, что тема формирования изобразительных умений младших школьников в различных видах рисования на уроках изобрази-тельного искусства актуальна в наше время, потому что в начальной шко-ле применяются различные виды рисования: рисование с натуры, рисова-ние на темы и декоративное рисование, которые способствуют формиро-ванию навыков и умений у обучающихся начальной школы.

Цель исследования: теоретически обосновать и составить творче-ские задания направленные на формирование живописных навыков у младших школьников.

Объект исследования: формирование живописных навыков у млад-ших школьников.

Предмет исследования: творческие задания в формировании живо-писных навыков у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание проблемы формирования живо-писных навыков у младших школьников на первоначальных этапах обу-чения.

2. Выделить особенности методических подходов в формировании живописных навыков у младших школьников.

3. Разработать критерии и показатели уровня освоения творческих заданий направленных на формирование живописных навыков у младших школьников.

4. Разработать серию творческих заданий направленных на форми-рование живописных навыков у младших школьников.

Методы исследования: Применяются теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, модели-рование, дедукция, индукция. Эмпирические методы: сравнение.

Методологическая основа исследования.

Положения теории творчества и художественной деятельности лич-ности (Неменский Б.М., Неменская Л.А., Выготский Л.С., Л.В. Петухова, И.И. Волков). Теоретические и методические вопросы формирования изобразительных умений младших школьников в различных видах рисо-вания представлены в работах Г.Г. Виноградовой, Н.П. Сакулиной, Г.К. Селевко, Н.М. Сокольниковой Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Г.А. Кузьми-ной, Н.А. Курочкиной и др.

Теоретическая значимость исследования.

В исследовании актуализирована проблема формирования изобра-зительных умений младших школьников в различных видах рисования.

Структура работы: курсовая работа объемом 35 страниц состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 38 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из всего вышенаписанного, нужно сказать, что в ходе иссле-дования теоретически обосновано и доказано, что развитие живописных навыков будет эффективным при условии грамотного использования уча-щимися художественно-выразительных средств в тематическом рисовании. Проблема улучшения визуальной активности младших школьников связа-на с поиском методов и методов, формирующих образы представления. На сегодняшний день эта проблема остается недостаточно развитой как ака-демическими преподавателями, так и специалистами-практиками.

Выявлены специальные возможности урока тематической живописи. Роль искусства в образовательном процессе трудно переоценить. Учите-лям изобразительного искусства важно уже с младшего школьного воз-раста учащихся использовать весь потенциал своего предмета для их эсте-тического, духовно‐нравственного воспитания, приобщения к мировым и отечественным художественным произведениям.

Существует большое количество упражнений для развития навыков рисования. Используя данную систему упражнений, педагог уже с первого занятия начнет развивать у детей художественно-творческие способности, нестандартное и творческое мышление, а также память, внимание, сообра-зительность.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИВОПИСНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Сущность и содержание проблемы формирования живопис-ных навыков у младших школьников на первоначальных этапах обу-чения.

На сегодняшний день в общеобразовательных школах присутствует проблема высоких учебных нагрузок, поэтому одна из ведущих задач школы является помочь детям познать окружающую действительность, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Отличным помощников в решении данной проблемы выступают уроки изобразительного искусства. Они не только учувствуют в формиро-вании личности школьника и являются важным средством эстетического воспитания, но и помогают снизить уровень стресса у ребёнка.

В решении современных задач художественного образования, для успешного овладения методами изобразительной деятельности активно используется опыт предыдущих эпох, выявляются как положительные, так и отрицательные стороны обучения.

Чтобы заинтересовать школьников своим предметом, нужно не толь-ко рассказать, что изобразительные навыки тесно связаны с жизнью во-круг (Умение рисовать необходимо биологу, архитектору, строителю, учителю, врачу-косметологу и многим другим.), но и правильно подо-брать методическую литературу.

Для этого мы разработали критерии, которые отвечают нашей теме:

1. Методическая литература должна соответствовать младшему школьному возрасту обучающихся.

2. Методическая литература должна быть актуальной, соответ-ствовать выбранной теме.

Развитию методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях посвятили свои работы: Л.А. Буров-кина, Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Немен-ский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов.

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской ака-демии образования В.С. Кузин в своём учебнике «Изобразительное искус-ство и методика его преподавания в начальных классах» рассматривает методики преподавания изобразительного искусства в школе и методы развития средствами изобразительного искусства художественных способ-ностей, познавательной активности, эстетического восприятия и воображе-ния обучающихся.

Владимир Сергеевич Кузин выделяет несколько видов рисования: — рисование с натуры; — рисование на темы; — декоративное рисование [20]. Рассмотрим каждый вид рисования более подробно.

Рисование с натуры.

В рисовании с натуры нужно придерживаться определенной системы и знать, какую часть работы отнести к началу, какую часть к середине, и какую часть выполнить при окончании рисунка. Если в первоначальной стадии рисунка даются только самые основные, наиболее характерные признаки формы изображаемого предмета, то в последующей работе эта форма должна получать все более законченное и полное выражение. Глав-ную трудность в этом процессе работы над рисунком составляет умение увязать все части, все детали между собой и сохранить основную массу, не разрушая ее характера, конструкции и пропорций.

В. И. Кузин отмечает, что рисование с натуры можно проводить по следующему плану:

1. Постановка натуры.

2. Организация наблюдения и анализ предметов постановки.

3. Показ последовательности выполнения рисунка.

4. Выполнение учащимися построения рисунка тонкими линиями.

5. Общие замечания учителя, относящиеся к этапам последователь-ного выполнения рисунка.

6. Проверка и исправление ошибок.

7. Продолжение работы, завершение рисунка.

8. Подведение итогов работы [20].

Задания по рисованию с натуры обычно бывают двух видов: рассчи-танные на длительное исполнение (1-3 урока) и кратковременные (5-15 минут на набросок).

Наброски и зарисовки могут выполняться в начале, в середине и в конце урока – в зависимости от целей урока и содержания. С целью разви-тия у младших школьников зрительной памяти и пространственных пред-ставлений на уроках рисования с натуры следует чаще давать задания ри-совать по памяти и по представлению. Основные внимание учащихся направляется на определение и передачу общего пространственного по-ложения, пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов.

Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготав-ливает школьника к дальнейшей учебной работе. Большое значение рисо-вание с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения» [20].

По классам изобразительные умения в данном виде распределятся следующим образом: в 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с поня-тиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. С 4 класса начинается изучение младшими школьни-ками закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваива-ют навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронталь-ной и угловой перспективе [21].

Рисование на темы. По мнению В.С. Кузина «рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на осно-ве предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, простран-ственного положения, освещенности, цвета предметов. Большое значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять ри-сунки. Уделяется должное внимание развитию воображения и творчества учащихся при выполнении сюжетных рисунков» [20].

Учащихся самостоятельно выбирают сюжет из предложенной темы, передают художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений выделять композиционный центр с це-лью повышения выразительности сюжетного рисунка. Учащиеся знакомят-ся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке [21]. Рисование на темы развива-ет творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Этот вид работы младшего школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и ру-ководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех заня-тий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать младших школь-ников сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень ак-тивно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников [15].

Декоративное рисование. Декоративное рисование ставит своей за-дачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, изучают орнамен-тальное творчество русского и других народов. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструи-рования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы