Курсовая с практикой на тему Туристский потенциал Татарстана (тема еще не до конца утверждена, суть останется той же)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию туристского потенциала 4
1.1. Сущность понятия «туристский потенциал» и «туристский ресурсы» 4
1.2. Структура факторов туристского потенциала 9
Глава 2. Анализ туристского потенциала Татарстана 16
2.1. Туристские ресурсы Татарстана 16
2.1.1 Природные ресурсы 16
2.1.2 Культурно-исторические ресурсы 19
2.2 Туристическая инфраструктура Татарстана 22
2.2.1 Инфраструктура размещения 22
2.2.2. Инфраструктура питания 24
2.2.3 Транспортная инфраструктура 27
2.2.4 Инфраструктура досуга и развлечений 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 38
Введение:
Актуальность темы. Термин «туристический потенциал» активно изу-чается в современной науке в силу высокой его актуальности.
Как известно, для решения ключевых вопросов развития туризма необходимо предварительно оценить величину имеющегося туристского по-тенциала, а также выявить тенденции и динамику его изменения и эффектив-ности использования. Развитие туризма на территории региона или город-ского округа является актуальным и значимым, но требует глубокого изуче-ния и тщательной проработки.
В последнее время в мире все чаще прослеживается рост интереса к ту-ризму, люди стали заботиться о том, как провести своё время на курорте не просто весело, но ещё и с пользой.
В настоящее время в Российской Федерации декларируется использо-вание кластерного подхода при определении стратегических ориентиров развития туризма. Это закреплено в Концепции федеральной целевой про-граммы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федера-ции (2019-2025 годы)». Для формирования новых проектов были предложе-ны методические рекомендации по составлению сводного плана инвестици-онного проекта по созданию туристского кластера. Этот документ содержит требования к представлению маркетинговой стратегии и концепции проекта, определению количественных прогнозных показателей реализации проекта, плана создания инвестиционного проекта, финансово-экономического обос-нования инвестиционного проекта. Однако в руководящих принципах не учитывались потребности проекта в ресурсах. Основой любого туристско-рекреационного кластера является его природный и историко-культурный потенциал, а также ряд внешних факторов, влияющих на его формирование. При этом общепринятой комплексной методики оценки ресурсного потенци-ала туристского кластера не существует.
Тема курсовой работы «Туристский потенциал Татарстана».
Цель курсовой работы – рассмотреть туристский потенциал Татарста-на.
Объект курсовой работы — туристский потенциал.
Предмет курсовой работы: туристский потенциал Татарстана.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие зада-чи:
1. Изучить сущность понятия «туристский потенциал» и «турист-ский ресурсы;
2. Рассмотреть структуру факторов туристского потенциала;
3. Проанализировать ресурсные факторы развития туристской дея-тельности в Татарстане.
Основные методы работы:
— монографический метод (изучение теоретических и практических вопросов);
— анализ научной литературы;
— метод обобщения (при подведении итогов на каждом этапе рабо-ты).
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды ученых в области туристического дела. Литература в данном исследовании представлена трудами следующих исследователей по рассмат-риваемой нами проблеме: Александрова А.Ю., Биржаков М.Б., Боголюбов, В. С., Бугорский, В. П., Джанджугазова, Е. А., Дулова Е.Н., Захаренко Г.Н., Кужель, Ю. Л., Кусков А.С., Реанович Е.А., Рубцов В.А., Саранча М.А., Си-гова М.В., 24.05.2022а С.В. и др.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка использованной литературы.
Заключение:
В заключение, проведя анализ туристского потенциала Татарстана, можно сделать следующие выводы.
В первой главе проведен теоретический обзор понятия туристский по-тенциал, раскрыты понятия «туристский потенциал» и «туристский ресур-сы». Туристский потенциал — это совокупность природных и техногенных объектов и явлений, принадлежащих этой территории, а также условий, воз-можностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и реализации соответствующих туров, экскурсии, программы.
Выявляя структуру факторов туристского потенциала, отметим, что они подразделяются на: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внутренние — воздействуют в сфере регионального туризма. Внешние -воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изме-нений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К числу факторов, влияющих на развитие туризма, относятся: при-родно-географические; политико-правовые; экономические; социальные; де-мографические; культурно-исторические; технологические; экологические.
Во второй главе проведен анализ туристского потенциала Татарстана, куда входят: 1) туристские ресурсы республики, включающие: природные и культурно-исторические ресурсы; 2) инфраструктура Татарстана, включаю-щая: размещение, питание, транспорт, досуг.
Итак, Республика Татарстан на фоне других субъектов Приволжского федерального округа обладает редким туристско-рекреационным потенциа-лом, который определяется: богатыми природно-ресурсными возможностя-ми; уникальным культурно-историческим наследием; разнообразным этно-графическим составом; выгодным географическим положением; наличием мегаполиса — г. Казани.
Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием, который накапливался многие столетия. В республике проживают народы с большим историческим прошлым и самобытными культурными традициями. Сочетание трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского), двух религий (ислама и христианства) опреде-ляет уникальность этих мест, своеобразие культуры и исторических ценно-стей.
Туристический потенциал РТ огромный: это многочисленные реки и озера, культурные достопримечательности и история, лечебно-оздоровительные свойства природы, лечебные грязи, минеральные воды. Привлекательными для туристов являются культурно-просветительские учреждения, театры и музеи. Еженедельно город посещают организованные группы туристов на автобусах из соседних регионов. Из Казани осуществ-ляются регулярные рейсы 14 авиакомпаниями, в 25 городов России, в 9 го-родов стран СНГ, 5 городов дальнего зарубежья. Увеличилось количество посещений Казани, возрос поток экскурсантов в Булгары, Билярск, Раифу, Елабугу, Свияжск. На протяжении многих лет был и остается приоритетным отдых на волжских теплоходах. Не полностью раскрыт туристический по-тенциал таких исторических городов как Бугульма, Буинск, Лаишево, Мама-дыш, Менделеевск, Мензелинск, Тетюши и Чистополь.
В Татарстане много профессиональных театров, филармония, несколь-ко государственных оркестров, ряд издательств, около ста государственных музеев, свыше трехсот ведомственных музеев, огромное количество библио-тек, в том числе научная библиотека Казанского Государственного универ-ситета и Национальная библиотека Республики Татарстан.
Транспорт является одной из базовых отраслей народного хозяйства. В Татарстане насчитывается 24 железнодорожных вокзала, 223 железнодо-рожные остановочные платформы, 16 автовокзалов, 11 автостанций, 89 остановочных пунктов, 2 аэропорта международного и 1 аэропорт регио-нального значения. В рамках создания международного транспортного ко-ридора «Европа – Западный Китай», ведется реализация инвестиционного проекта «Строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги «Ка-зань – Оренбург».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию туристского потенциа-ла
1.1. Сущность понятия «туристский потенциал» и «туристский ресурсы»
Определяя особенности структуры изучаемого понятия, отметим, что необходимым условием развития туризма является туристский потенциал, который можно оценивать в разных масштабах: на уровне мира, страны, ре-гиона.
Иногда туристский потенциал представляет собой соотношение между фактической и максимально возможной численностью туристов, определяе-мое исходя из обеспеченности туристскими ресурсами, что, по мнению авто-ров, не совсем верно.
В толковых и энциклопедических словарях термин «потенциал» (от ла-тинского potentia — сила) обозначает «возможности, средства, ресурсы, ко-торые могут быть использованы для решения задачи» [11, с. 30].
Термин «потенциал» близок по своему смысловому значению к терми-ну «ресурс», но все же отличается от последнего тем, что, хотя и употребля-ется в единственном числе, но всегда подразумевает совокупность характе-ристик, объектов, явлений.
Обобщая все имеющиеся утверждения, можно сделать вывод, что под туристским потенциалом территории понимается наличие реальных (суще-ствующих) и потенциальных (т.е. таких, которые могут обновляться метода-ми вовлечения в новую отрасль и/или создаваться достаточно быстро) ре-сурсов, расположенных либо происходящие на территории, ограниченной определенными критериями – административно-территориальным делением, границами, природным ландшафтом и т. п. [4, с. 85].
Понятие «туристский потенциал территории» глубоко системно, так как такие сложные социально-экономические объекты, как края, области, районы, населенные пункты, имеют системно саморазвивающийся характер. Таким образом, туристский потенциал территории требует трех основных аспектов анализа:
1) Структура, которая будет определять его качественное системное своеобразие (что в дальнейшем туристический бизнес и будет объектом про-дажи и получения прибыли. Например, Владимир — столица древнерусской Владимиро-Суздальской земли, Москва — Мать Русская города и др.).
2) Функции системы (способность быть уникальным историко-архитектурным заповедником; создание мифологических объектов и самих мифов и легенд как предметов потребления туристов; уникальность святых мест; таинственность и продажа этого состояния).
3) Основные элементы системы (т.е. человеческие ресурсы, экономи-ческий потенциал, социальный потенциал, демографический, исторический и т.д.).
Часто под туристическим потенциалом подразумевается наличие на территории тех или иных уникальных или как минимум интересных объек-тов не только для местных жителей. Хотя это не обязательная функция, а лишь желательный вариант.
Туристский потенциал территории весьма вариабелен и зависит от осо-бенностей социокультурного образования, в пределах которого она распо-ложена. В понятие «туристский потенциал» входит понятие «условия и фак-торы развития туристской деятельности».
В одной из своих работ Э.А. Джандюгазова использует термин «ту-ристские ценности», под которым понимают «туристские ресурсы или ту-ристско-рекреационный потенциал территорий» [5, с. 63].
По своей природе они неоднородны, некоторые из них естественны (достопримечательности), некоторые возникли в результате деятельности че-ловека, т. е. созданы искусственно.
Граница между природными и искусственными туристскими ценно-стями четко не определена, так как существует группа достопримечательно-стей, созданных как деятельностью человека, так и самой природой (напри-мер, искусственные водоемы, пляжи). Однако следует подчеркнуть, что ту-ристские ценности определяются формированием территории с туристской специализацией.
Структура туристского потенциала наглядно представлена на рис. 1, где видно, что туристический потенциал включает в себя туристические ре-сурсы и туристическую инфраструктуру. Первые делятся на три основные группы — природные, культурные, исторические и социально-экономические.
Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, логистические, финансовые ресурсы, элементы управления и др. (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Структура туристического потенциала территории по Э.А. Джандюгазовой
Отметим также определение М.А. Саранча, так как оно раскрывает термин с нескольких сторон. По мнению этого автора «туристский потенциал – пространственно-временное сочетание природных, общественных и при-родно-общественных ресурсов, резервов и возможностей для организации и осуществления туристской деятельности» [12, с. 106].