Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Трудные дети:кто они, причины их появления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ» 5

1.1 Психологическая сущность понятия «группа риска» как синонимичного к «трудный ребёнок» 5

1.2 Специфика поведения «трудных детей» в современном обществе 9

Выводы к главе 1 15

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН «ТРУДНОГО РЕБЁНКА» КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 16

2.1 Основные средства работы с «трудным ребёнком» в контексте педагогической среды 16

2.2 Разработка методических рекомендаций по работе с «трудным ребёнком» 21

Выводы к главе 2 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Актуальность работы. Выражение «трудные дети» очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы»  это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества.

Трансформация современного общества, изменение социального устройства государства проявили несовершенство традиционной системы воспитания. Директивная педагогика, рассматривающая влияние по схеме «требование – восприятие – действие», практически утратила свою эффективность, поскольку она не раскрывает существенных особенностей нравственного развития, не отражает всех тонкостей способов реагирования индивида на поставленное требование, умаляет активную роль личности в усвоении норм, не учитывает творческое овладение духовно-нравственными ценностями. Как следствие у детей нередко наблюдается недостаточный уровень нравственной культуры.

Весомый вклад в исследование психолого-педагогических аспектов трудновоспитуемости, предупреждение правонарушений среди детей внесли: К. Ушинский, П. Блонский, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Оржеховская, В. Сухомлинский.

Объектом исследования в данной работе станет феномен «трудного ребёнка». Предметом исследования являются основные пути психолого-педагогической работы с «трудными» детьми.

Целью исследования является изучение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;

2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей;

3. Проанализировать причины возникновения такого поведения;

4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут применены следующие методы: рассмотрены исследовательские работы разных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что: уточнены понятия «трудный ребёнок, «группа риска» и «девиантное поведение»; охарактеризованы особенности поведения у разных типов детей – девиантов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов в воспитательной работе разных типов учебных заведений, в практике работы социальных институтов воспитания.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Принципы педагогики задают общее направление воспитания и развития личности и служат основой для решения конкретных воспитательных задач. Поэтому обучение трудных детей включает в себя следующие принципы.

Первостепенная задача педагога — помочь ребенку развиваться, и все гуманитарные педагогические практики должны обеспечивать развитие и совершенствование ребенка во всех основных сферах человеческой деятельности.

Все методы оказывают комплексное воздействие на все основные области человеческого существа. Однако каждый воспитательный метод и соответствующий ему метод самовоспитания различаются по принципиальной области своего первоочередного воздействия на человека.

О детях, чье поведение отличается от общепринятых правил и норм поведения, говорят, что их сложно воспитать. Сложность понимания сопутствующих образовательных последствий, которые могут возникать в силу самых разных причин, связанных с усвоением различных социальных программ, знаний, умений, требований и норм в целевом учебно-воспитательном процессе.

Нормальное поведение ребенка предполагает его взаимодействие с микросферами, что адекватно отвечает его потребностям и последствиям социализации. Таким образом, девиантное поведение можно охарактеризовать как взаимодействие ребенка с микросферами, нарушающее его развитие, личностные особенности и работоспособность, противоречащее устоявшимся в обществе морально-правовым нормам.

Используя методы и принципы, педагоги социального обеспечения могут целенаправленно воздействовать на мысли, поведение и эмоции подростков и влиять на окружающую среду. Существующие методики работы с трудными подростками с целью постановки девиантного поведения под социальный контроль.

Когда с такими детьми работают социальные педагоги, их цель – помочь преодолеть кризисное состояние. По смыслу общественно-воспитательной деятельности следует говорить о социально-воспитательной работе на уровне предметно-предметного взаимодействия с конкретными подростками или социальными группами, реализующей культурно-оздоровительную, профилактическую, реабилитационную, коррекционную и воспитательную функции.

В работе были выявлены следующие тенденции: совместная работа ребёнка и его семьи в период социализации помогает бороться со стрессом, вызванным сменой обстановки и знакомством с новыми людьми, что делает непосредственно процесс адаптации максимально эффективным.

Малоисследованными остаются вопросы разумного включения родителей в процесс адаптации, поскольку совместные занятия детей и родителей происходят в малом объеме, и в основном адатапционные занятия включают в себя самостоятельную работу детей и отдельную консультацию родителей.

По развитию теории и практики данного исследования нами были предложены рекомендации для родителей и педагогов, чей ребёнок проходит процесс социализации. Данные советы должны поспособствовать более активному включению ребёнка в школьную и общественную жизнь.

В целом, цель задачи мы считаем достигнутой, все задачи работы последовательно выполненными.


 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ»

1.1 Психологическая сущность понятия «группа риска» как синонимичного к «трудный ребёнок»

Среди педагогов существует мнение, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. А раз нет плохих детей, то и понятие «трудный» ребенок должно быть стерто из педагогической науки. Согласно Л. В Мордахаеву трудный ребенок и «трудный» ребенок не одно и тоже, будто кавычки меняют смысл данного термина. В любом случае данное слово отделяет детей благополучных, а именно тех, кто не требует усилий в плане воспитания и обучения и тех, с кем возникают трудности и неудобства.

Понятие «трудный» встречается в повседневной речи педагогов, воспитателей, учителей, но всё-таки не является сугубо научным. С этим явлением существуют определенные трудности в плане объяснения его значения, так как оно столь обширно, неоднозначно и многослойно. Чаще в психологической литературе приходится сталкиваться с понятием «группа риска».

В настоящее время понятие «ребенок группы риска» является общепринятым, однако существуют различные его толкования, требующие уточнения и развития. По Ю.Б. Мжелинскому, «риск» означает возможность, событие с высокой вероятностью, которое может произойти или не произойти, как правило, негативное и нежелательное [13, с. 299]. Так что когда говорят о «детях в группе риска», имеют в виду, что на них влияют неблагоприятные факторы, которые могут сыграть или не сыграть роль в их последующем выборе линии поведения. «Группа риска»  это категория детей, чей социальный статус по тем или иным причинам настолько неустойчив, что они едва ли могут самостоятельно преодолеть возникающие в их жизни трудности; в результате все это может привести к потере ими социального смысла, духовности, морального облика, даже биологической смерти. По мнению Л.Я. Олиференко, понятие «детей группы риска» сегодня можно считать универсально применяемым, при условии, что речь идёт о детях, на которых влияют определённые негативные факторы [17, с. 40].

Однако О.П. Морозова описывает понятие «риск» как ситуативную характеристику проблемной деятельности, предполагающую неопределенность последствий, при которой возможны ошибочные или успешные альтернативы. На основе концепции риска возникла концепция «групп риска». Группа риска  это собирательное понятие, обозначающее категорию детей, чей социальный статус по тем или иным причинам неустойчив и которые практически не способны преодолеть возникающие в их жизни трудности в силу негативных внешних факторов. Фактически, речь идет о двух аспектах риска: для общества, которое создает таких детей, и для самих детей (потеря жизни или здоровья, неблагоприятные условия для полноценного развития и т.д.) [14, с. 81].

К категории несовершеннолетних «групп риска» относятся дети из неблагополучных семей, плохо успевающие в школе и отличающиеся разнообразным аномальным поведением. В последнее время наблюдается значительный рост беспокойства психологов и социологов в отношении этой группы. Обозначенная категория включает наибольший риск с точки зрения поддержания законопослушного поведения и правосознания, так как эти несовершеннолетние еще не являются преступниками, но уже имеют недостатки в социализации (и проблемы с законом). Эта категория несовершеннолетних включена в группу риска по двум причинам:

1) экологический и социальный вред, причиняемый девиантным и потенциально делинквентным поведением;

2) саморазрушительное поведение (риск потери жизни, здоровья, нормальных условий развития) [19, с. 206-207].

На основе анализа современной научной и учебной литературы можно выделить следующие элементы понятия «группа риска». Дети из «групп риска» — это те, кто в силу определенных жизненных обстоятельств более других категорий детей подвержен негативному внешнему воздействию со стороны общества и его исполнителей, что приводит к естественной дезадаптации. Как правило, в эту категорию входят дети из неблагополучных семей, которые характеризуются плохой успеваемостью в школе и различными отклонениями в поведении [13, с. 21].

В научной психолого-педагогической литературе понятие «подростки группы риска» имеет множество синонимов: «трудные», «проблемные», «дезадаптированные», «имеющие педагогическую запущенность», «подростки в социально опасном положении», «подростки в трудной жизненной ситуации», «дети из неблагополучных семей» [20, с. 306].

Поведение «трудных» детей имеет свои особенности, хотелось бы сосредоточить внимание на некоторых из них:

1. Отклоняющееся поведение ребенка наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. В крайних случаях своего проявлениях отклоняющееся поведение имеет реальную угрозу для жизни, в пример могу привести такие виды девиантного поведения как: наркомания, крайний алкоголизм, суицидальное поведение, преступность, неконтролируемая агрессия.

2. Поведение имеет продолжительный и стойкий характер, то есть, если ребенок один раз проявил агрессию или даже если в течении нескольких лет он 2-3 раза влез в драку, а после таких ситуаций не наблюдалось, то его поведение нельзя считать «трудным».

3. Для того чтобы поведению ребенка можно было дать определение «трудный», нужно сравнивать его с общим поведением личности. Это поведение не должно быть результатом некоторой нестандартной ситуации, такой как: вынужденная самооборона, потеря близкого человека, распад семьи и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы