Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Трудности понимания и употребления предложных конструкций детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения понимания и употребления предложных конструкций детьми дошкольного возраста с нарушениями речи 5

1.1. Развитие речи в онтогенезе 5

1.2. Характеристика речевого развития дошкольников с нарушениями речи 10

Глава 2. Эмпирическое исследование понимания и употребления предложных конструкций детьми дошкольного возраста с нарушениями речи 18

2.1. Организация и методика исследования 18

2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики 19

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Приложение 26

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Речь служит средством общения. Умения понимания и употребления предложных конструкций имеют большое значение для общего развития детей старшего дошкольного возраста. Это обеспечивает в дальнейшем успешное овладение устной и письменной речью. К сожалению, за последние годы увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения, в том числе это дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). При ОНР наблюдается более низкий уровень сформированности речевой функции или речевой системы в целом. Для таких детей специфическим является нарушение всех компонентов речи, но существенные недостатки наблюдаются во время усвоения ими грамматических категорий в целом и словоизменения в частности [16, с. 235].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович отмечают, что у детей с ОНР, недостатки в развитии грамматического строя речи, в частности, понимания и употребления предложных конструкций, обусловливают замедленный темп усвоения грамматических форм и нарушения общего речевого развития.

В исследованиях В.К. Орфинской, Т.Б. Филичевой, М.В. Богданова-Березовского, Б.М. Гриншпун подчеркнуто, что у таких детей нарушение грамматического строя речи происходит потому, что для них грамматические значения носят абстрактный характер и грамматическая сторона речи опирается на большое количество правил.

Ряд ученых отмечают, что наличие аграмматизмов в речи старших дошкольников с ОНР значительно усложняет процесс общения с окружающими людьми, что негативно отражается на формировании познавательной деятельности, а в дальнейшем и тормозит процесс овладения устной и письменной речью (Л.С. Выготский, Г.Г. Добров, А.С. Кубряков, Т.Н. Ушаков, С.Н. Цейтлин).

Все это обусловливает актуальность данной темы.

Объект исследования: речевое развитие у детей с нарушениями речи.

Предмет исследования: трудности понимания и употребления предложных конструкций детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Цель исследования: определить пути коррекции нарушений словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Описать развитие речи в онтогенезе.

2. Охарактеризовать речевое развитие дошкольников с нарушениями речи.

3. Провести эмпирическое исследование понимания и употребления предложных конструкций детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез, сравнение, обобщение; наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ данных.

Практическая значимость исследования: представленные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данной проблемы.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и одного приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе анализа литературы по теме работы было установлено, что у дошкольников с ОНР отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, умений словоизменения, понимания и употребления предложных конструкций, в результате чего наблюдается несформированность связной речи. У детей данной категории недоразвитие речи оказывает негативное влияние также и на процесс формирования личности, что снижает их адаптацию в среде сверстников.

Понимание и употребление предложных конструкций – непременное условие успешного и своевременного развития связной речи у детей. Это связано с тем, что устная речь требует владения приемами логической связи всех видов предложений.

Для проведения эмпирического исследования использовалась методика, которая включала задания на изучение словоизменения существительных. В основе данной методики лежат методики исследования словоизменения В.А. Ковшикова и Р.И. Лалаевой.

Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР существенно нарушено понимания и употребления предложных конструкций. Были выявлены следующие уровни: средний уровень выявлен у 2 дошкольников с ОНР (20%); уровень ниже среднего ‒ у 4 дошкольников с ОНР (40%); низкий уровень ‒ у 4 дошкольников (40%).

Все дошкольники с нормативным речевым развитием (100%) справились с заданиями правильно. Предложенные задания трудностей не вызывали. Дети с ними справились самостоятельно, допуская лишь единичные ошибки.

Итак, у детей дошкольного возраста с нарушениями речи отмечается недостаточное понимание и употребление предложных конструкций по сравнению с дошкольниками с нормативным речевым развитием.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения понимания и употребления предложных конструкций детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

1.1. Развитие речи в онтогенезе

Процесс развития речи носит онтогенетический характер и происходит параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития [4]. В связи с этим выявление речевой патологии требует знаний особенностей онтогенеза речевого развития [1].

Согласно мнения Г. Розенгарда-Пупко [7], в процессе формирования речи выделяются два периода: 1) первый период ‒ подготовительный (до 2 лет); 2) второй период определяется как период самостоятельного становления речи (от 2 лет и далее).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы