Курсовая с практикой на тему Трудности общения у детей и их преодоление
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты
изучения особенностей общения у детей. 5
1.1 Генезис
общения ребёнка. 5
1.2 Психолого-педагогическое
исследование проблемы особенностей общения у детей. 8
1.3 Трудности
в общении у детей различного возраста. 11
Глава II. Пути преодоления
трудностей в общении детей. 14
2.1 Виды и
причины трудностей в общении детей. 14
2.2 Методы
психолого-педагогической коррекции проблем в общении детей 18
2.3
Рекомендации по преодолению трудностей общения у детей. 23
Заключение. 27
Список
литературы.. 29
Введение:
На сегодняшний день достаточно актуальной
проблемой является недостаточная сформированность коммуникативных навыков у
детей, в связи с чем возникают трудности в общении практически в любом возрасте.
По мнению психологов отсутствие коммуникативных навыков отрицательно отражается
на самореализации ребёнка в окружающей среде, способствует появлению отклонений
в его социализации. Однако имеются методы, позволяющие корректировать уже
выработанные умения в сфере общения, в связи с чем возрастает актуальность
социально-педагогической работы по развитию навыков общения и преодолению
трудности при общении ребёнка независимо от его возраста.
Принципиальный подход, позволяющий решить
вопрос развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности,
достаточно подробно отражён в работах Л.С. Выготского, рассматривающий общение как
одно из основных факторов личностного развития и воспитания детей. По мнению
Л.С. Выготского «коммуникативная компетентность представляет знание норм и
правил общения, владения его технологией. Личность, которая обладает
определённым уровнем коммуникативной компетентности, становится
персонифицированным субъектом общения» [7].
Наряду с Л.С. Выготским проблемами общения
как одним из главных условий формирования личности ребёнка занимались и такие
видные отечественные психологи как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. По их мнению, общение выступает не
только как важный фактор развития личности ребёнка, но и как ведущий вид
человеческой деятельности, который нацелен на познание и оценку самого себя через
других людей.
Как известно, попустительской отношение в
психолого-педагогической деятельности к формированию и развитию навыков общения,
созданию межличностных связей, может отрицательно сказаться на социализации детей
в социуме. Именно поэтому считаем необходимым выделить те психолого-педагогические
методы, которые позволят сформировать или развить навыки общения у детей
разного возраста. Этот аспект и определил актуальность данной работы.
Заключение:
Таким образом, рассмотрев особенности и
трудности детей в процессе общения, были решены следующие задачи:
1) в процессе раскрытия генезиса общения у
детей, было установлено, что одним из самых ответственных жизненных периодов
является ранний возраст, поскольку именно тогда происходит формирование базовых
способностей личности ребёнка, определяющие его дальнейшее развитие. Общение в
раннем возрасте у детей играет значимую роль. Лишь в процессе взаимодействия со
взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта
человечества.
2) Изучив особенности и трудности в общении
у детей разного возраста, было выделено, что в процессе общения ребёнок
получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их
свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребёнка к познанию.
Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении,
нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды
других людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками,
ребёнок учится регулировать своё поведение, вносить изменения в деятельность,
корректировать поведение других людей. Общение развивает, формирует
эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает
в условиях общения ребёнка с другими людьми.
3) Рассмотрев методы
психолого-педагогической коррекции проблем в общении детей, было установлено,
что наиболее эффективными методами и приёмами в преодолении коммуникативных
трудностей практически в любом детском возрасте является игровая терапия,
арт-терапия, тренинги.
Для преодоления трудностей в общении
необходима правильная, целенаправленная организация общения. В этой связи
огромную роль играет педагог. Взрослому необходимо налаживать отношения между
детьми, привлекать их внимание к субъектным качествам друг друга. Например,
педагог демонстрирует достоинства ребенка, ласково называет его по имени,
хвалит партнера, предлагает повторить его действия т.д. При таких воздействиях
взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально
окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку
увидеть в сверстнике такое же существо, как он сам. Грамотно оказанная
педагогическая поддержка укрепляет в ребёнке веру в себя, помогает адекватно
оценить и проявить свои возможности, увидеть вокруг себя взрослых людей,
действительно заинтересованных в его судьбе.
В
работе с детьми, имеющими трудности в общении, необходимо руководствоваться
принципом индивидуализации и дифференциации педагогической работы: комплекс
коррекционно-развивающих занятий, упражнения, игры должны быть направлены как на индивидуальную работу с
детьми, так и групповую. При этом должны учитываться индивидуальные особенности
каждого ребёнка.
Фрагмент текста работы:
1.1
Генезис общения ребёнка Как известно, с момента появления на свет
ребёнок начинает день за днём овладевать социальным опытом посредством
эмоционального общения с окружающими его людьми, посредством игрушек и вещей, находящиеся
рядом, через речь. К сожалению, самостоятельно узнать сущность окружающего мира
ребёнок не сможет. Ему нужна помощь взрослого. Социализация детей происходит
при содействии других людей, в связи, с чем появляется проблема общения ребёнка
с окружающими.
Исследования, проведённые М.И. Лисиной и
другими психологами показывают, что происходит преобразование и усложнение общения
ребёнка со взрослыми и сверстниками с течение всего периода взросления. При
этом происходит либо в виде непосредственного эмоционального контакта, либо отношений
в ходе совместной деятельности, либо речевого общения. Развитие общения, усложнение
и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения
от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное
значение для всего хода психического развития и для формирования личности в
целом.
В возрасте в два месяца у младенца можно
заметить взаимность в общении со взрослыми. Это проявляется в особой активности
ребёнка, который пытается привлечь окружающих его людей, стать центром
внимания. По мнению М.И. Лисиной, «эта первая в жизни ребёнка форма общения со
взрослыми является ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной. Её
появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребёнка. Новорождённый
приходит в мир без потребности в общении и без умения общаться. С первых дней
его рождения взрослый организовывает атмосферу общения, налаживает с малышом
сигнальную связь, постоянно переделывает его поведение, выделяя и усиливая в
нём одни действия, приглушая другие» [12].
Первые акты протеста, оппозиция,
противопоставление себя другим — вот те основные моменты, которые обычно
описывают как содержание первого года жизни.
От года до трёх лет наступает новый этап в
развитии ребёнка — раннее детство. Деятельность ребёнка со стороны
взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность.
Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он
требует от них участия в своих делах, и предметные действие ребёнка становится
совместным действием его и взрослого, в котором элемент содействия взрослого
является ведущим.
Содержание потребности в сотрудничестве со
взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В
первые год-полтора, на доречевом уровне развития, им требуется помощь в
предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству
получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего.
Теперь он хочет действовать как взрослый, и следуя примеру и образцу,
копировать его.