Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Трудности общения подростков со сверстниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Современные исследования в области общения
подростков со сверстниками. 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика
подросткового возраста  5

1.2 Психологический аспект общения. 10

1.3 Особенности общения со сверстниками в подростковом
возрасте. 14

Выводы по главе 1. 19

Глава 2. Эмпирическое исследование трудностей общения
подростков со сверстниками. 20

2.1. Описание организации и методик исследования. 20

2.2 Диагностика трудностей общения подростков со
сверстниками. 21

2.3 Анализ результатов исследования. 28

Выводы по главе 2. 30

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 34

Приложения……………………………………………………………….36

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. С наступлением подросткового возраста и стремлением к большей
независимости общение между родителями и детьми становится более сложным,
нежели раньше. Проявляются они в том, что подросток уже не хочет так много
времени проводить со своими родителями, он хочет отделиться от них. Именно
поэтому на первый план выходит общение со сверстниками.

Однако общение подростков со сверстниками может вызывать
трудности. Не всегда подростки могут первыми завести разговор, открыто
высказать свою точку зрения из-за боязни быть непонятыми или осуждения. Им
порой трудно поддерживать диалог, они не могут донести мысль до собеседника,
из-за чего возникают недопонимания.

Однако, если четко знать трудности общения подростков со
сверстниками, то можно их устранить путем подбора специальной психологической
программы. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель исследования
– выявить и проанализировать трудности общения подростков со сверстниками.

Объект исследования
– процесс общения подростков.

Предмет –
трудности общения подростков со сверстниками.

Гипотеза
исследования. Мы предполагаем, что трудности общения подростков заключаются
в следующем:

— эгоцентризме подростков, направленности на себя, из-за
чего им сложно поставить себя на место собеседника;

— низкий уровень эмпатии, что приводит к непониманию чувств
и переживаний сверстника;

— низкий уровень развития коммуникативных навыков.

Для достижения поставленной цели и проверке гипотезы мы
поставили перед собой ряд задач:

1) изучить психолого-педагогическую характеристику
подросткового возраста;

2) выявить психологический аспект общения;

3) исследовать особенности общения со сверстниками в
подростковом возрасте;

4) организовать эмпирическое исследование и подобрать
методики;

5) провести диагностику трудностей общения подростков со
сверстниками;

6) проанализировать результаты исследования;

7) сделать выводы.

Методы исследования.

Теоретические:

— анализ и синтез научно-психологической литературы по
проблеме исследования.

Эмпирические:

— анкетирование;

— опрос;

— обработка результатов исследования.

Практическая
значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать
в практической деятельности психологов, которые работают с подростками, а также
для обучения студентов, изучающих психологию.

Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка
использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому
исследованию в области общения подростков со сверстниками. Во второй главе
представлено эмпирическое исследование трудностей общения подростков со
сверстниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основной
особенностью подросткового возраста является проявление мощного подъема
жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период
протекает не только физическое развитие человека, но также и интенсивное
формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных
сил. Притом, говоря о возрастных особенностях психики, то они отличаются
широкой вариативность, основой которой являются разные индивидуальные варианты
конкретных условий жизни и деятельности обучающегося, его воспитания и
обучения. Особое место в данный возрастной период занимает общение.

Общение – это сложный и многогранный процесс. В общении
человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные
особенности. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет
потребность в психологическом контакте. Функциональные возможности общения
зависят от особенностей социально-психологического среды, цели взаимодействия.

Общение
со сверстниками является становлением психологической общности группы
подростков. Общение становится важной частью жизни и потребность в нем
усиливается в данный возрастной период. В процессе общения подростки оказывают
огромное влияние друг на друга. Кроме того, в данный возрастной период общение
становится избирательным, подростки уже объединяются в группы по интересам. И
здесь уже становится важным занять определенное место в данной группе, иметь
свою позицию и признание.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ школа №
1253. В нем приняли участие 20 учеников 9 – 11 классов в возрасте от 15 до 17
лет.

Исследование трудностей общения подростков со сверстниками
проводилось с помощью биографической анкеты и методики «Диагностика
психологических трудностей общения», разработанной В.А Лабунской.

Результаты исследования показали, что лишь половину
испытуемых устраивают взаимоотношения со сверстниками. Эти подростки чувствуют
комфорт в общении с друзьями, считают свою социальную жизнь полностью
удовлетворительной. При этом больше половины подростков не ведут общественную
жизнь в школе, что значительно уменьшает их социальные контакты. Почти половина
подростков имеет опыт публичных выступлений. Данные испытуемые являются более
коммуникабельными и их общение со сверстниками проходит без особых усилий.
Регулярно занимается спортом половина опрошенных. Совместные физические
нагрузки увеличивают количество общих интересов подростков, их общение
приобретает более глубокий смысл. Общественной работой вне стен учебного
учреждения занимаются чуть более половины подростков. Их круг общения выходит
за рамки школы, за счет чего идет постоянное развитие коммуникативных навыков.
С будущей специальностью не определились половина испытуемых. Это говорит о
том, что их общение со сверстниками не выходит за рамки сегодняшних проблем и
задач. При этом больше половины подростков хотят улучшить качество общения со
сверстниками.

Основными трудностями общения подростков со сверстниками
являются: неумение оценить чувства партнера по общению; оценка собеседника
только по внешним данным; не умение поставить себя на место собеседника;
безразличное отношение к чувствам и потребностям других людей; властное
отношение к собеседнику; нежелание поддерживать зрительный контакт;
невыраженная мимика; длинные паузы в речи.

Перспективой данного исследования является составление
специальной программы для подростков с целью коррекции общения со сверстниками
и устранению трудностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Современные исследования в области
общения подростков со сверстниками 1.1
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста Известно,
что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень
биологического развития индивида, но также и его социальные статус, и
общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст
от 11 до 17 лет.

Подростковый
возраст является периодом для выработки взглядов и убеждений, формирования
мировоззрения молодого поколения. Это время, связанное с необходимостью
самоопределения, которое сказывается на возникновении потребности разбираться в
себе и в окружении.

Так,
подросток проходит период начальной стадии физической зрелости и завершающийся
этап полового развития. К этому времени существует готовность к большим
физическим и умственным нагрузкам.

Особенность
подросткового возраста заключается в том, что ребенок вступает в новую
социальную среду сразу после перехода в старшую школу. В это время отмечается
кризис освобождения от детской зависимости. Происходит «врастание» в культуру,
когда открывается свое «Я», появляется рефлексия, осознание человеком своей
индивидуальности. Так же этому периоду характерно возникновение стремления к
созиданию, что проявляется в сфере осваиваемых идей и знаний. В этом возрасте
моральные ценности и такие качества личности как самостоятельность, смелость и
воля, становятся объектом самовоспитания [7, с. 75].

На
первом месте для человека в подростковый период становится проблема выбора
жизненных ценностей, когда индивид старается определиться с собственным местом
среди категорий добра и зла. Важными для подросткового возраста считаются
категории чести, достоинства, права и долга, которые волнуют человека в этот
период. В подростковом возрасте молодые люди и девушки продолжают
рефлексировать по поводу окружающих их событий. При этом рефлексии выводят
индивида за пределы его внутреннего мира, позволяя определиться с позицией в
обществе.

Особой
психологической характеристикой подросткового возраста считается направленность
в будущее. При этом, такое положение относится к разным сторонам психической
жизни. Подростки стоят на пороге социальной взрослости и у них появляются
конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы.

В
подростковый период более реальными становятся представления о требованиях
общества к личности. Так, для подростка мнение взрослых становится достаточно
весомым, при этом требования к личности и профессиональным умениям взрослого
также увеличиваются. Поведение в этот период времени становится
целенаправленно-организованным, сознательным и волевым. Значительное место
занимают сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и жизненные
принципы. Одновременно с этим появляются элементы мировоззрения и устойчивая
система ценностей. Наблюдается интерес к внутреннему миру и появляется умение
ставить себя на место другого, сопереживать ему [8, с. 86].

Что
касается учебной деятельности, то она становится учебно-профессиональной,
реализуя профессиональные и личностные устремления подростков. Ведущая роль
отводиться мотивам, которые связаны с самоопределением и подготовкой к
самостоятельной жизни, с последующим образованием и самообразованием. Такие мотивы
получают личностный смысл и становятся значимыми.

В
подростковом возрасте формируются уже собственные взгляды на то или иное
явление, отношение к действительности или событиям, происходит самоопределение.
Этот период характеризуется самостоятельностью подростков [19, с. 58].

Именно
подростковый возраст является важным периодом в развитии человека, особенно это
касается сферы общения. Человек в этом возрасте как никогда ранее заинтересован
в общении. Это объясняется несколькими причинами. В первую очередь, это связано
с активным развитием интеллекта, что, в свою очередь, приводит к потребности
более углубленному изучению предметов, событий или явлений. Другими словами,
потребность в общении в подростковом возрасте связана с умственным развитием
человека. Интенсивное физическое развитие индивида вырабатывает потребность в
деятельности, то также влечет за собой потребность в общении.

Кроме
этого, человек в этом возрасте чувствует острую потребность в признании,
защищенности и сопереживании. Это является следующей причиной возрастающей
потребности в общении. Ведь по сути только общение может решить некоторые
проблемы, связанные с самопознанием и самоопределением. Стоит отметить и
гендерные различия: у девушек потребность в понимании является гораздо выше, чем
у парней [22, с. 58].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы