Курсовая с практикой на тему Тревожность у школьников позднего подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у подростков 2
1.1.Исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии 4
1.2. Причины беспокойства и его особенности у подростков 8
Глава 2. Практическое исследование уровня тревожности у детей-подростков 18
2.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей подросткового возраста 18
2.2. Рекомендации для родителей по профилактике тревоги у детей 21
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 1. Тест тревожности Филлипса 29
Введение:
Проблема тревоги — одна из самых актуальных проблем современной психологии.
Среди негативных переживаний человеческое беспокойство занимает особое место, часто оно приводит к снижению эффективности, продуктивно-сти деятельности, к сложностям в общении.
Люди с повышенной тревожностью могут позже испытывать различ-ные соматические заболевания. Понять феномен тревоги и причины его воз-никновения сложно.
В состоянии тревоги мы обычно испытываем более одной эмоции и не-которую комбинацию разных эмоций. Каждый из них повлиял на наше со-циальное взаимодействие, наше физическое состояние, восприятие, мышле-ние, поведение.
В настоящее время возросшее количество тревожных детей характери-зуется повышенной тревожностью, неуверенностью и эмоциональной неста-бильностью.
Возникновение и закрепление тревоги связаны с неспособностью удо-влетворить возрастные потребности ребенка.
Важность предотвращения тревоги, ее преодоления важна при подго-товке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и т.д.), при освоении нового вида деятельности.
Тревога имеет ярко выраженную возрастную направленность, обна-руживается в ее источниках, содержании, формах защиты.
Объектом исследования является беспокойство как проблема подрост-кового возраста.
Предмет исследования — причины тревожности у детей-подростков и их профилактика.
Целью исследования является изучение причин беспокойства у под-ростков, выявление причин и методов коррекции тревожного поведения подростков.
Достижение цели обеспечивается следующими целями:
— изучение теоретических аспектов проблемы тревожности у подрост-ков;
— методики проведения, позволяющие выявить уровень и причины тре-воги;
— исследование тревожности подростков с помощью теста Филлипса.
В основе гипотезы лежит идея о том, что подростковая тревожность в значительной степени обусловлена возрастом.
Методы исследования: изучение школьной документации, литературы и других источников информации, наблюдение, тестирование, анализ и обобщение полученных данных.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследований в практике работы школ и других учреждений.
Результаты данного исследования могут быть рекомендованы для ис-пользования в практической деятельности психологов, педагогов-организаторов, студентов.
Заключение:
Изучение детской и подростковой тревожности занимает значительное место в современной психологии.
Среди наиболее актуальных вопросов-выявление причин и способов коррекции тревожного поведения.
В ходе исследования было рассмотрено и изучено большое количество научной литературы.
Выделены основные виды тревожности и пути решения данной про-блемы. Изучены концепции различных педагогов. Представлены основные виды и способы улучшения и совершенствования методик определения сте-пени тревожности у подростков.
Рассмотрены различные способы преодоления тревожности
Цель исследования была достигнута путем решения ряда задач, а именно:
1. Удалось рассмотреть основные теоретические аспекты тревожности подростков.
2. Изучить виды подростковой тревожности,
3. Охарактеризовать особенности тревожности и различные причины ее возникновения,
4. Изучены методики и приемы исследования уровня тревожности старших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у подрост-ков
1.1.Исследование проблемы тревожности в отечественной и зару-бежной психологии
Слово «тревожный» отмечено в словаре 1771 года. Один из авторов считает, что это слово обозначает повторяющийся сигнал тревоги об опасно-сти со стороны врага.
В психологической литературе можно найти различные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необ-ходимости рассматривать тревогу дифференцированным образом, как ситу-ационный феномен и личностные характеристики с учетом переходного со-стояния и его динамики.
В психологическом словаре тревога — это индивидуальная психологи-ческая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать тревогу в самых разных ситуациях, в том числе в тех, которые не предрас-полагают.
Мы должны различать тревогу как состояние и тревогу как черту лич-ности. Тревога — это реакция на опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние страха, объективное размытое, неуверенное чув-ство угрозы (в отличие от страха, который является ответом на определен-ную опасность).
Беспокойство — это переживание эмоционального дискомфорта, связан-ного с ожиданием неприятностей, предчувствие надвигающейся опасности.
По определению Р. С. Немова, «тревога постоянна или ситуативна, есть свойство человека прийти в состояние повышенной тревожности, страха и тревоги в конкретных социальных ситуациях».
По определению С. С. Савина «тревога — это переживание эмоцио-нального расстройства, связанного с ожиданием опасности или неудачи».
Так, А. М. Прихожанин указывает, что тревога — это переживание эмо-ционального дискомфорта, связанного с ожиданием неприятностей, предчув-ствие надвигающейся опасности.
Различают тревогу как эмоциональное состояние и насколько устойчи-во свойство, личностные качества или темперамент. По мнению А. В. Пет-ровского: «тревога — это склонность личности к переживанию тревоги, ха-рактеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.
Беспокойство обычно повышено у нервно-психиатрических и при тя-желых соматических заболеваниях, а также здоровые люди, страдающие от последствий психологической травмы, многие группы лиц с девиантным субъективным проявлением стресса личности».
Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Э. Э. Шотт, в свою очередь, отметили, что тревожность является многозначным психологическим термином, кото-рый описывает как определенное состояние личности в ограниченное время, так и устойчивое свойство любого человека.
Анализ литературы позволяет нам рассматривать тревогу с разных то-чек зрения, позволяя утверждать, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффектив-ных и поведенческих реакций, спровоцированных при воздействии различ-ных стрессов человека.
Таким образом, к понятию «тревожность» психологи относятся к со-стоянию человека, для которого характерна высокая склонность испытывать страх и беспокойство, имеющие отрицательную эмоциональную коннотацию.
Следует отметить, что все это более актуально для западной науки. При всех различиях в трактовке понимания «стресса», все авторы сходятся во мнении, что стресс-это чрезмерное напряжение нервной системы, которое возникает в очень сложных ситуациях.
Но стресс нельзя отождествлять с тревогой, хотя бы потому, что стресс всегда вызван реальными трудностями, в то время как тревога может прояв-ляться в их отсутствии.