Курсовая с практикой на тему Тревожность у пятиклассников при переходе в старшую школу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 5
1.1. Психолого-педагогические особенности пятиклассников 5
1.2. Проблемы адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено 15
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 25
2.1. Диагностика тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 25
2.2. Рекомендации по коррекции тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 31
Выводы по 2 главе 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложение 39
Введение:
Образовательный процесс, осуществляясь непрерывно, предполагает постоянное изменение требований, обстановки и условий обучения школьни-ков.
В процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Одним из таких периодов является переход учащих-ся из начальной школы в среднее звено, которое характеризуется новыми условиями и формами обучения.
Успешная адаптация школьников при переходе из младшего звена в среднее является основой их полноценного психического развития, социали-зации и сохранения психического здоровья.
В психологической науке и практике проблему адаптации учащихся к школе чаще всего связывают с началом обучения ребенка в первом классе, реже – с переходом в среднее звено и еще реже – с переходом в среднее зве-но.
Тогда как на самом деле различные аспекты адаптации подростков к основной среде их развития – школе – в большой степени определяют не только успешность обучения, но и являются основой для перехода от детства к юности и успешного решения задач взрослого возраста.
Научный интерес к проблеме социально-психологической адаптации личности определяется динамическими социальными и общественными изме-нениям окружающей реальности в современном мире. Этот интерес также обусловлен потребностями общества и индивида в облегчении чего, и необ-ходимостью создания помогающих и поддерживающих механизмов группо-вой и индивидуальной ориентации и интеграции в условиях меняющейся действительности.
Большинство исследований посвящены либо изучению отдельных со-циально-психологических характеристик пятиклассников в период их адап-тации к обучению в средней школе, в том числе школьной тревожности и мо-тивации, самооценки, социометрического статуса и т. д., либо исследуют от-дельные взаимосвязи, например, тревожности и успеваемости, самооценки и тревожности, социометрического статуса и школьной тревожности и т. п., что, разумеется, не может дать целостной картины школьной адаптации.
Многие вопросы, такие как оценка взаимосвязи всех составляющих школьной адаптации друг с другом в разные возрастные периоды, особенно критические, изучены недостаточно полно. Все это обусловливает актуаль-ность исследования.
Проблема исследования: какие виды тревожности испытывают млад-шие школьники при переходе в среднее звено?
Объект исследования: тревожность пятиклассников.
Предмет исследования: тревожность пятиклассников при переходе в среднее звено.
Цель исследования: изучить тревожность пятиклассников при перехо-де в среднее звено и предложить рекомендации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности пятиклассников
2. Проанализировать проблемы адаптации пятиклассников при пере-ходе в среднее звено
3. Провести диагностику тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено
4. Предложить рекомендации по коррекции тревожности у пятикласс-ников при переходе в среднее звено.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— культурно-исторический подход к исследованию формирования лич-ности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин);
— концепции адаптации учащихся в образовательной среде (С. А. Бели-чева, М. Р. Битянова, Т. В. Дорожевец, Е. В. Иванова, И. А. Коробейников, Е. В. Новикова и Г. А. Цукерман, O. A. Сизова, Л. A. Ясюкова, Т. И. Юфе-рова, и др.).
Заключение:
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.
Продолжительное психическое напряжение может завершиться школь-ной дезадаптацией и ученик становится тогда невнимательным, безответ-ственным, недисциплинированным, быстро утомляется, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу.
Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружаю-щими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревож-ности.
Нормальный уровень тревожности в школе имеют лишь 12 школьни-ков, что составляет 24% испытуемых.
Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
Достаточно высокий процент испытуемых, 46% (23 человека), не пере-живают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с со-циумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирую-щие, позитивно окрашенные.
Далее мы разработали программу в качестве рекомендаций по коррек-ции тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено. Целью описываемой программы является создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня “мобилизующей” тревоги, соответству-ющего возрастной норме.
Таким образом, были решены задачи и достигнута цель исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования тревожности у пяти-классников при переходе в среднее звено
1.1 Психолого-педагогические особенности пятиклассников
Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие го-ловного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно–психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно– логи-ческого мышления, умения рассуждать.
Познавательная деятельность по–прежнему является ведущей, начинает зарождаться новый вид учебного мотива (продолжается активно в 6 классе) – мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополни-тельным источникам знаний, на первое место выходит потребность понима-ния смысла учения «для себя». Родителям и учителям делать акцент на по-нимании зачем учиться, где могут понадобиться в практической жизни те или иные знания, почему они важны. Формирование мотивов учения осуществ-ляется через внедрение новых предметов, через поиск ответов на вопросы : «Зачем мы изучаем этот предмет? Где нам может понадобиться эти знания?» – ответ: для более высокого статуса среди людей, для карьеры, для самоува-жения, для личностного развития – аргумент, на первооначальных стадиях формирования нового мотива, должен быть эмоционально привлекателен для ребенка – надо смотреть на чём можно «сыграть» исходя из конкретных личностных особенностей ребенка.
Появляются следующие центральные личностные образования:
– произвольная саморегуляция поведения и деятельности,
– появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,
– пробуждение активного стремления к самостоятельности, «завоева-ние» независимости,
– ориентация на группу сверстников.
Основные задачи психолого–педагогического развития учащихся в 5–6 классе:
– формирование мотива учения (внешние мотивы – хорошая оценка, поощрение, начинают уступать место внутренним мотивам – а зачем мне лично это понадобиться),
– развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
– развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности – умение учиться,
– раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
– становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,
– усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,
– развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей,
– развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревно-ваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;
– формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
– формирование представлений о себе.
Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.
Надо отметить, что психолого–педагогические задачи, перечисленные выше, входят в сферу компетентности и решаются не только через работу социально–психологической службы, но и через работу педагогов, родите-лей и самих детей.
Следует особо отметить, что в этом возрасте на первое место выходит борьба за самостоятельность в мыслях, поступках, действиях и приобретает для подростков особое значение. Для них начиная с 6 класса особенно важ-но, чтобы окружающие с уважением относились к ним и выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся разного рода дискуссии, рассуж-дения, размышления.
Подростковый возраст у детей – трудный период не только для роди-телей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимо-сти признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Под-ростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей.
Дети в возрасте от 10 до 15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном периоде, можно описать его такими терминами как:
1. Переломный.
2. Переходный.
3. Критический.
4. «Трудный».
Подростковый возраст является также трудным и не только для самого ребенка, но также и для его родителей, педагогов.
В подростковый период происходит обновление, так называемая пере-стройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости фи-зического и полового развития. Характерная особенность указанного перио-да заключает в том, что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та же забота и внимание как обычному ребенку [21].
Кроме того, в период подросткового возраста протекает процесс ак-тивного развития самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно, внимание пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный, бескомпромиссный, а парой и категоричный [8].