Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Тревожность у пятиклассников при переходе в старшую школу

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 5

1.1. Психолого-педагогические особенности пятиклассников 5

1.2. Проблемы адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено 15

Выводы по 1 главе 24

Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 25

2.1. Диагностика тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 25

2.2. Рекомендации по коррекции тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено 31

Выводы по 2 главе 34

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Приложение 39

  

Введение:

 

Образовательный процесс, осуществляясь непрерывно, предполагает постоянное изменение требований, обстановки и условий обучения школьни-ков.

В процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Одним из таких периодов является переход учащих-ся из начальной школы в среднее звено, которое характеризуется новыми условиями и формами обучения.

Успешная адаптация школьников при переходе из младшего звена в среднее является основой их полноценного психического развития, социали-зации и сохранения психического здоровья.

В психологической науке и практике проблему адаптации учащихся к школе чаще всего связывают с началом обучения ребенка в первом классе, реже – с переходом в среднее звено и еще реже – с переходом в среднее зве-но.

Тогда как на самом деле различные аспекты адаптации подростков к основной среде их развития – школе – в большой степени определяют не только успешность обучения, но и являются основой для перехода от детства к юности и успешного решения задач взрослого возраста.

Научный интерес к проблеме социально-психологической адаптации личности определяется динамическими социальными и общественными изме-нениям окружающей реальности в современном мире. Этот интерес также обусловлен потребностями общества и индивида в облегчении чего, и необ-ходимостью создания помогающих и поддерживающих механизмов группо-вой и индивидуальной ориентации и интеграции в условиях меняющейся действительности.

Большинство исследований посвящены либо изучению отдельных со-циально-психологических характеристик пятиклассников в период их адап-тации к обучению в средней школе, в том числе школьной тревожности и мо-тивации, самооценки, социометрического статуса и т. д., либо исследуют от-дельные взаимосвязи, например, тревожности и успеваемости, самооценки и тревожности, социометрического статуса и школьной тревожности и т. п., что, разумеется, не может дать целостной картины школьной адаптации.

Многие вопросы, такие как оценка взаимосвязи всех составляющих школьной адаптации друг с другом в разные возрастные периоды, особенно критические, изучены недостаточно полно. Все это обусловливает актуаль-ность исследования.

Проблема исследования: какие виды тревожности испытывают млад-шие школьники при переходе в среднее звено?

Объект исследования: тревожность пятиклассников.

Предмет исследования: тревожность пятиклассников при переходе в среднее звено.

Цель исследования: изучить тревожность пятиклассников при перехо-де в среднее звено и предложить рекомендации.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические особенности пятиклассников

2. Проанализировать проблемы адаптации пятиклассников при пере-ходе в среднее звено

3. Провести диагностику тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено

4. Предложить рекомендации по коррекции тревожности у пятикласс-ников при переходе в среднее звено.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— культурно-исторический подход к исследованию формирования лич-ности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин);

— концепции адаптации учащихся в образовательной среде (С. А. Бели-чева, М. Р. Битянова, Т. В. Дорожевец, Е. В. Иванова, И. А. Коробейников, Е. В. Новикова и Г. А. Цукерман, O. A. Сизова, Л. A. Ясюкова, Т. И. Юфе-рова, и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

Продолжительное психическое напряжение может завершиться школь-ной дезадаптацией и ученик становится тогда невнимательным, безответ-ственным, недисциплинированным, быстро утомляется, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу.

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружаю-щими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревож-ности.

Нормальный уровень тревожности в школе имеют лишь 12 школьни-ков, что составляет 24% испытуемых.

Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Достаточно высокий процент испытуемых, 46% (23 человека), не пере-живают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с со-циумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирую-щие, позитивно окрашенные.

Далее мы разработали программу в качестве рекомендаций по коррек-ции тревожности у пятиклассников при переходе в среднее звено. Целью описываемой программы является создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня “мобилизующей” тревоги, соответству-ющего возрастной норме.

Таким образом, были решены задачи и достигнута цель исследования.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования тревожности у пяти-классников при переходе в среднее звено

1.1 Психолого-педагогические особенности пятиклассников

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие го-ловного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно–психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно– логи-ческого мышления, умения рассуждать.

Познавательная деятельность по–прежнему является ведущей, начинает зарождаться новый вид учебного мотива (продолжается активно в 6 классе) – мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополни-тельным источникам знаний, на первое место выходит потребность понима-ния смысла учения «для себя». Родителям и учителям делать акцент на по-нимании зачем учиться, где могут понадобиться в практической жизни те или иные знания, почему они важны. Формирование мотивов учения осуществ-ляется через внедрение новых предметов, через поиск ответов на вопросы : «Зачем мы изучаем этот предмет? Где нам может понадобиться эти знания?» – ответ: для более высокого статуса среди людей, для карьеры, для самоува-жения, для личностного развития – аргумент, на первооначальных стадиях формирования нового мотива, должен быть эмоционально привлекателен для ребенка – надо смотреть на чём можно «сыграть» исходя из конкретных личностных особенностей ребенка.

Появляются следующие центральные личностные образования:

– произвольная саморегуляция поведения и деятельности,

– появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,

– пробуждение активного стремления к самостоятельности, «завоева-ние» независимости,

– ориентация на группу сверстников.

Основные задачи психолого–педагогического развития учащихся в 5–6 классе:

– формирование мотива учения (внешние мотивы – хорошая оценка, поощрение, начинают уступать место внутренним мотивам – а зачем мне лично это понадобиться),

– развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,

– развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности – умение учиться,

– раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,

– становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,

– усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,

– развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей,

– развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;

– развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревно-ваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;

– формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

– формирование представлений о себе.

Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.

Надо отметить, что психолого–педагогические задачи, перечисленные выше, входят в сферу компетентности и решаются не только через работу социально–психологической службы, но и через работу педагогов, родите-лей и самих детей.

Следует особо отметить, что в этом возрасте на первое место выходит борьба за самостоятельность в мыслях, поступках, действиях и приобретает для подростков особое значение. Для них начиная с 6 класса особенно важ-но, чтобы окружающие с уважением относились к ним и выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся разного рода дискуссии, рассуж-дения, размышления.

Подростковый возраст у детей – трудный период не только для роди-телей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимо-сти признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Под-ростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей.

Дети в возрасте от 10 до 15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном периоде, можно описать его такими терминами как:

1. Переломный.

2. Переходный.

3. Критический.

4. «Трудный».

Подростковый возраст является также трудным и не только для самого ребенка, но также и для его родителей, педагогов.

В подростковый период происходит обновление, так называемая пере-стройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости фи-зического и полового развития. Характерная особенность указанного перио-да заключает в том, что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та же забота и внимание как обычному ребенку [21].

Кроме того, в период подросткового возраста протекает процесс ак-тивного развития самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно, внимание пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный, бескомпромиссный, а парой и категоричный [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы