Курсовая с практикой на тему Тревожность у детей сирот и детей проживающих с родителями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Тревожность — понятие, определения 5
1.1. Определение тревожности 5
1.2. Содержание тревог у детей 10
1.3 Особенности тревожности у дошкольников 14
1.4 Особенности тревожности у детей сирот 17
1.5 Преодоление страха и тревожности у детей 27
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА II Практическая часть 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты исследования 33
Выводы по 2 главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. Одной из основных проблем психики человека является состояние тревоги. Это состояние возникает у человека в ответ на напряжение или раздражение, в какой либо ситуации, в реальной или вымышленной. Это распространённое явление имеет множество особенностей, поэтому очень трудно определить с какого периода развития индивида следует начинать анализ предпосылок возникновения и проявления тревожности. При изучении тревоги и тревожности также можно столкнуться со многими трудностями, связанными с тем, что тревожность может быть не только эмоциональным состоянием человека, но и частью его личности — чертой характера или темперамента.
Сама по себе тревога — это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья.
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Изучение тревожности у детей также носит, как правило, ярко выраженный прикладной «служебный» характер. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (В.М. Астапов, А.И. Захаров, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей, Е.С. Новикова и др.). Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью. Много методов и приемов для снятия тревожности у детей разработано у А.М. Прихожан, А.И. Захарова.
Исходя из актуальности проблемы, можно выдвинуть гипотезу: — уровень тревожности у детей-сирот выше, чем у детей из полных семей.
Цель: Изучение понятий тревоги и тревожности; изучить особенности тревожности у детей в семьях; изучить уровень тревожности у детей-сирот. Задачи:
1) Изучение психологической и методической литературы;
2) Познакомиться с результатами исследований проведенных по методикам разных авторов.
3) Сравнить в каких семьях уровень тревожности у детей будет выше.
4) Обобщить сделанные выводы.
Заключение:
Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.
Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.
Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Тревожность — понятие, определения
1.1. Определение тревожности
Тревожность относится к проявлению эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства отражают реальную действительность через форму переживаний. Эмоциональную сферу человека, в совокупности, образуют переживания различных форм чувств (эмоций, настроений, стрессов и др.).
К. Изард предложил классификацию, в соответствии с которой выделяются производные и фундаментальные эмоции. Фундаментальные, это такие эмоции как: презрение, гнев, интерес-волнение, удивление, радость, страх, горе-страдание, вина, стыд, отвращение. Все остальные, это производные. Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние, возникает из соединения и сочетания таких фундаментальных эмоций, как: гнева, страха, вины, интереса-возбуждения [6].
Ч. Спилбергер отмечал, что, несмотря на смысловое различие, категорию «тревога» многие исследователи употребляют в двух значениях, которые, несмотря на взаимосвязь, в понятийном отношении совершенно разные. Это относится к тревоге, как свойстве личности и как психическом состоянии.
В первом случае тревожность, как свойство личности, как черта характеризуется относительно сформированной предрасположенностью человека к восприятию угрозы своему «Я» в разнообразных ситуациях и реагированию на них ростом состояния тревоги.
Во втором случае данная категория употребляется для объяснения неприятных эмоциональных состояний, которые проявляются в виде субъективных ощущений напряжения, ожидания развития событий по неблагоприятному пути. Данное состояние возникает в ситуации угрозы, неопределенности или опасности (ожидание агрессивной реакции или негативной оценки; угрозы своему престижу, самоуважению или восприятие негативного отношения к себе) и чаще вызвано неосознаваемостью источника опасности.
Наличие многогранности и семантической неопределенности категории «тревога» связана с тем, что в психологических исследованиях она используется в различных значениях. В.М. Астапов, определяя данную категорию отмечает, что это и временное психическое состояние, и некая промежуточная переменная, и свойство личности, и фрустрация социальных потребностей, которая возникает под воздействием факторов, стрессового характера.
Как же интерпретируется данный термин отечественными учеными. А.М. Прихожан тревожность рассматривает как переживаемый эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия и возможной угрозы опасности.
С.Л. Рубинштейн определяя тревожность, называл ее некой склонностью человека переживать тревогу или то эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и характеризуется ожиданием нежелательности развития событий [9].