Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Тревожность как психологический феномен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава
1. Основные подходы к пониманию тревожности в психологической литературе. 4

1.1
Общая характеристика тревожности, ее виды.. 4

1.2
Характеристика понятия тревога. Разграничение тревоги и тревожности. 6

1.4  Функциональный подход к изучению тревоги. 11

1.5  Экзистенциальный подход в изучении тревоги.
Терапия. 12

1.6  Психологическая коррекция тревоги. 15

Глава
2. Эмпирическое исследование тревожности. 18

2.1
Организация и методики исследования. 18

2.2
Анализ результатов исследования. 19

Заключение. 32

Список
литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность темы. Тревога
и страх стали в XX и XXI вв. базовыми эмоциями, переживаемыми человеком. Это
социальная болезнь современного общества, пленяющая человека, отравляющая его
существование. Средства для ее излечения занимают первые места в рейтингах
продаж по всему миру. Именно поэтому число публикаций и научных работ,
исследующих феномены тревоги и страха, повсеместно растет.

Психиатры
полагают, что тревога, «вызванная осознанием сегодняшних проблем, отказом от
базисных духовных ценностей и быстротой социальных изменений, пронизывает едва
ли не все стороны нашей жизни».

Практически
каждый человек переживает в своей жизни сильные стрессовые ситуации, которые
оставляют в душе глубокие, а иногда и неизлечимые раны. Особенно остро это
переживают дети и молодежь. Проблемы в учебном заведении, ссоры со
сверстниками, проблемы в половой жизни, семейные конфликты, недостаток любви,
родительская и педагогическая жестокость или просто непоследовательность в
системе наказаний и вознаграждений, материальные трудности — это далеко не
полный перечень обстоятельств, которые травмируют психику молодого человека.
Если это эмоционально незащищенный студент, то он на фоне пассивно-защитной
реакции на них, начинает отставать в учебе, постоянно находится в состоянии
страха и тревоги, безысходности и апатии, снижается его общая активность и
ухудшается здоровье.

В современном
понимании, как свидетельствуют психологические словари, стресс — это
неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную
ситуацию; это физиологическая реакция, которая мобилизует резервы организма и
готовит его к физической активности типа сопротивления, борьбы, к бегству.
Стресс как сложное эмоциональное состояние является результатом воздействия
многих факторов на личность человека в любом возрасте. Анализ классификаций
стрессов свидетельствует о том, что они (стрессы) является результатом
воздействия стрессоров, отличаются по содержанию, силой, временем действия. К
тому же одни и те же стрессоры вызывают разную реакцию у разных людей, особенно
детей и молодежи.

Степень разработанности темы. Чаще всего в психологической литературе (В.В. Белоус,
Ф.Б. Березин, М.К. Гасанов, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе,
В.В. Казиса, И.С. Кон, П. Тиллих) встречается описание тревоги с
позиции детерминации только одного фактора – эндогенного или экзогенного.
Отсутствует комплексный подход, включающий в себя характеристику состояния
индивидов с учетом взаимодействия обоих факторов.

Цель курсовой работы
проанализировать тревожность как психологический феномен.

Объект исследования – феномен
тревожности.

Предмет исследования
уровень тревожности у работающих и неработающих студентов.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать
общую характеристика тревожности, ее виды.

2. Изучить
понятие тревога. Разграничение тревоги и тревожности.

3. Определить
психологические аспекты проявления феномена тревожности.

4. Рассмотреть
психологическую коррекцию тревоги.

5. Провести
эмпирическое исследование проявлений тревожности у работающих и неработающих
студентов.

Методы исследования: анализ
теоретических источников по проблеме, сравнение; обобщение; систематизация;
тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретической основой исследования послужили работы Е.В. Акимовой, В.М. Астапова, К.
Изард, Р.С. Немова, О. Ранк, Е.И. Рогова, К, Роджерса,
Ч. Спилбергера, З. Фрейда, Э. Фромман, Е. Хорни, Ю.В. Щербатых и др.

Практическая значимость. Полученные в экспериментальном исследовании результаты могут быть
использованы при разработке конкретных психопрофилактических и коррекционных
программ, ориентированных на индивидуальную и групповую работу с
кардиологическими больными
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Безусловно, на сегодняшний день, в нашем
стремительно развивающемся мире, проблема человека остается на первом месте.
Изучение человеческих эмоций продолжает вызывать интерес, как у
ученых-теоретиков, так и у практиков. Особенное внимание они уделяют феномену
тревоги.

В ходе написания данной курсовой работы,
мы выявили и рассмотрели ряд источников по теме тревожности. И пришли к выводу,
что данная тема не потеряет своей актуальности, а наоборот будет и дальше
привлекать к себе пристальное внимание, о чем свидетельствует широкое
многообразие работ по теме.

Исходя из полученных данных
представленных в таблице 2.5, нами не была обнаружена взаимосвязь между шкалой
эмоциональность  и уровнем тревожности
студентов.

Статистически значимых связей между
личностной и реактивной тревожностью работающих и неработающих студентов не
выявлено.

На основании эмпирического исследования,
наша гипотеза была подтверждена о том, что — эмоциональность в двух группах отличается, реактивная тревожность отличается у двух
групп, личностная тревожность отличается в группах работающих и не работающих.

. Так, эмоциональность студентов в
действительности взаимосвязана с реактивной тревогой студентов. Наше
исследование показывает наличие студенческой эмоциональности как фактора,
который оказывает влияние на формирование тревожности у студента. При этом,
личностная тревога работающих студентов не является значимым показателем для
формирования тревожности у студента.

Предположим, что такие выводы исследования образовались в виду того, что
качества личности в студенческом возрасте уже образуются в характеристики, в
виду этого, «состояние занятости» студентов, такие как тревожность, оказывают
лишь косвенное влияние на формирование студента.
 

Фрагмент текста работы:

 

В литературе по психологии сосуществуют
два основных термина: тревога и тревожность. Различают тревожность как
личностную черту, как относительно постоянную, относительно неизменную на
протяжении всей жизни (личностная тревожность) и тревожность как негативное
эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нейропсихической
активности (ситуационная тревога). Кроме того, определение тревоги как
состояния является основой, ключом к определению тревожности как черты
личности: тревожность — это «склонность индивида испытывать тревогу, которая характеризуется
низким порогом возникновения тревожных реакций» [1]. По мнению некоторых
авторов, длительное состояние тревожности может стать свойством личности,
переходя в разряд тревожности [2].

Б. Х. Спилбергер отметил, что человек с
ярко выраженными тревожными чертами склонен воспринимать окружающий его мир как
угрозу и опасность в гораздо большей степени, чем человек с низким уровнем
тревожности.

В.В. Суворова в своей книге
«Психофизиология стресса» определяет тревогу как «психическое состояние
внутренней тревожности, дисбаланса и, в отличие от страха, может быть
бесполезным и зависеть от чисто субъективных факторов, которые приобретают
значение в контексте индивидуального опыта». И он связывает беспокойство с
комплексом негативных эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [2].

В.С. Мерлин и его ученики интерпретируют
тревогу как обобщенную характеристику умственной деятельности, связанной с
инерцией нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента
[7].

Прихожан А.М определяет тревожность как  личностное свойство,
которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со
стороны  ближайшего окружения [8].

Основываясь на преобладании тревожности
в структуре личности, выделяют особый тип личности — психастенический или тревожно-подозрительный
тип.

Человек с ярко выраженными тревожными
чертами склонен воспринимать окружающий его мир как воплощение угрозы и
опасности, а также демонстрировать дисбаланс и эмоциональную нестабильность в чертах
поведения. У лиц тревожного (психастенического) типа в детстве, как правило,
выявляются некоторая робость и пугливость, моторная неловкость, склонность к
рассуждениям и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. В подростковом
возрасте основные характеристики этого типа проявляются. Основными
психологическими характеристиками психастенических (тревожных) личностей
являются нерешительность, неуверенность, склонность к сомнениям и колебаниям,
склонность к бесконечным рассуждениям, а также тревожные подозрения в форме
самых разнообразных страхов за будущее — своих близких, любовь к самоанализу,
копание в себе и легкость навязчивых страхов, поступков, ритуалов, идей,
мыслей.

Восприятие опасности тревожным пациентом основано на
ложных предположениях или оно чрезмерно, в то время как нормальная реакция
основана на более точной оценке риска и размеров опасности. Кроме того, нормальные люди могут контролировать
свое неправильное восприятие, используя логику и доказательства. Тревожным
людям трудно распознать знаки безопасности и другие доказательства, которые
снижают риск опасности. Таким образом, в случае тревоги когнитивное содержание
вращается вокруг предмета опасности, и индивид склонен преувеличивать
вероятность вреда и снижать свою способность справляться (А.А. Александров,
1997) [5].

А. М. Прихожан различает два вида тревоги:

• ненужная тревога, когда человек не может соотнести свой опыт с
конкретными объектами;

• тревога как склонность ожидания проблем в различных действиях и
обобщениях.

Кроме того, первый вариант тревоги обусловлен характеристиками нервной
системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является
врожденным, тогда как второй связан с особенностями формирования личности во
время жизни [6].

Исследования А.М. Прихожан показали, что существуют разные формы тревожности.
Среди них следующие варианты ощущения и преодоления тревожности.

1. Открытая тревожность — ощущается осознанно и проявляется активностью
в форме состояния тревоги. Она может существовать в разных формах, например:

o как острая тревожность, нерегулируемая или плохо регулируемая, чаще
всего нарушающая деятельность человека.

o регулируемая и компенсированная тревожность, которая может
использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующих
действий, что, однако, возможно, главным образом, в стабильных и знакомых
ситуациях;

o культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных
преимуществ» собственной тревоги, которая требует определенной зрелости
личности (эта форма тревоги появляется только в подростковом возрасте).

2. Скрытая тревожность — в некоторой степени бессознательное,
проявляющееся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному
дискомфорту и даже отрицанием его, либо косвенным образом определенными формами
поведения (дергание за волосы, ходьба, касание пальцами стола и т. д.):

o недостаточная тревожность (реакции, основанные на принципе «у меня все
в порядке!», связаны с попыткой компенсаторной защиты для поддержания
самооценки; низкая самооценка в сознании не допускается);

o избегание ситуации [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы