Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Тревога как психологический феномен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ тревоги как психологического феномена 4
1.1 Тревога и тревожность в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Психологические аспекты проявления феномена тревожности 8
1.3. Феномен тревожности 12
Глава 2.Эмпирическое исследование тревожности 15
2.1. Методы и методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения 16
2.2 Результаты исследования 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24

  

Введение:

 

В XX и XXI веке базовыми эмоциями были страх и тревога, которые переживаются каждым человеком. Эти чувства стали социальной болезнью современной жизни, которые переполняют человека и отравляют его существование. Средства, которые могут излечить эти заболевания занимают первые места во всех рейтингах продаж по всему миру. Поэтому, публикации и научные работы, которые исследуют феномен тревоги и страха значительно растут [3].
Психиатры считают, что тревога, вызывается осознанием нынешних проблем и отказом от главных душевных ценностей. Социальные перемены быстро изменяются и пронизывают все стороны жизни человека.
По общепринятому определению, тревогой называются эмоциональные состояния человека, которые сопровождаются чувством опасности без определенного на то источника. Тревога развивается при нестабильности жизни, нарушении привычного хода события. Тревога может проявляться как реакция усиления активности у одного человека, и заторможенностью у другого, но она практически всегда неадекватная. Специалисты отличают норму от патологии в зависимости от степени выраженности тревоги. При патологическом состоянии могут присутствовать постоянные ожидания опасности, которое отравляет жизнь в каждый её момент.
Тревога может проявляться по-разному. У одних это отдельные фобии, а у других это невозможность жить без чувства страха, где человек нигде и ни в какой момент не чувствует себя в безопасности. Многие психические заболевания сопровождаются такими симптомом как тревога, при этом часто бывает, что тревога и есть причиной их возникновения. Только за счёт этого люди бояться этого симптома и готовы любыми способами пробовать вылечить её. Есть множество методов психологического направления, которые помогают избавиться от тревожности. С этой целью используют медикаментозную терапию, физиологические методики, которые используются в психотерапии и психиатрии. При этом, современный человек обращается к специалистам в редких и тяжёлых случаях, когда уже тревога полностью отравляет существование человека и подталкивает его, например, к суициду.
Такие учёные как В. В. Белоус, Ф. Б. Березин, А. И. Захаров, И. С. Конце и др. описывают тревогу в психологии со стороны детерминации одного фактора — экзогенного или эндогенного. В трудах не найти комплексного подхода в изучении тревоги, который содержит характеристику состояния личностей, учитывая взаимодействия между обоими факторами.
Цель работы – проанализировать тревогу как психологический феномен.
Объект исследования – тревога как психологический феномен.
Предмет исследования – особенности тревоги и тревожности.
Задачи:
1. Проанализировать проблему тревоги в трудах зарубежных авторов.
2. Изучить тревогу и тревожность в отечественной психологии.
3. Определить психологические аспекты проявления феномена тревожности.
4. Провести эмпирическое исследование проявлений тревоги и тревожности.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме, сравнение; обобщение; систематизация; тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы Е.В. Акимовой, В.М. Астапова, К. Изард, Р.С. Немова, О. Ранк, Е.И. Рогова, К, Роджерса, Ч. Спилбергера, З. Фрейда, Э Фромман, Е. Хорни, Ю.В. Щербатых и др.
Работа состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой части курсовой работы мы рассмотрели тревожность. Тревожность-это свойство человека переходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх тревогу в специфических специальных ситуациях.
1. Так как нервно-психические заболевания занимают значительное место среди расстройств здоровья у студентов, то важная роль в предотвращении и лечении этих нарушений принадлежит психотерапии. Это связано с тем, что в последние годы отмечается увеличение заболеваемости неврозами у студентов, что отражает общую тенденцию распространенности неврозов среди населения нашей страны и в других странах во второй половине XX в. По данным отдельных авторов, 40% от общего числа академических отпусков студентов связаны с нервно-психическими заболеваниями, из них неврозы составляют 60%. Грамотно организованная психотерапия может привести к оптимизации не только нарушенных психических функций студентов, но и улучшить работу соматических систем, в частности, сердечно-сосудистой. Установлено, что эмоциональный и социальный стресс является существенными фактором развития гипертензии.
2. Западные исследователи предполагают, что расслабление и снятие излишней тревожности могут значительно нормализовать физиологические функции человека. Обсуждая проблему коррекции эмоционального стресса, необходимо не упускать из вида одно важное обстоятельство: задача стоит не обязательно в уменьшении, а именно в оптимизации уровня экзаменационного стресса. Сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный (эустресс) и вредоносный (дистресс). Результаты изучения личностной и ситуативной тревожности студентов показали, что, хотя в рамках традиционного учебного процесса подготовка и сдача экзаменов сопровождается нега- тивными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным. При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ тревоги как психологического феномена

1.1 Тревога и тревожность в отечественной и зарубежной литературе

Тревожность является эмоциональной сферой проявления человека. Посредством эмоций и чувств отражается реальная картина как форма переживаний. Переживание разнообразных форм чувств образуется эмоциональной сферой человека в своей совокупности.
К. Изардом была предложена классификация, в которой было выделено производные и фундаментальные эмоции. Фундаментальными называются эмоции, к которым относятся: гнев, презрение, удивление, радость, страх, интерес-волнение, горе-страдание, стыд, вина, отвращение. Все другие эмоции являются производными. Тревожность является комплексным эмоциональным состоянием, которое появляется из соединений сочетания таких базовых эмоций как: страх, гнев, вина, интерес — возбуждение [6].
Ч. Спилбергером было отмечено, что хоть и существует различие между категорией «тревога» и «тревожность», многие из исследователей применяют этот термин в двух значениях, которые, несмотря на взаимосвязь, совершенно разные. Также это касается и тревоги, как свойства субъекта, а также его психическом состоянии [5].
Тревожность в первом случае, является свойством личности и чертой характера, что характеризуется относительно сформированной предрасположенности человека к восприятию угрозы своему «Я» в различных ситуациях, а также реагирование на них ростом состояния самой тревоги [2].
Во втором случае такая категория употребляется, с целью объяснить неприятные эмоциональное состояние, проявляющееся в виде субъективных ощущений напряжения, ожидание развитие событий согласно неблагоприятного пути. Такое состояние появляется при угрозе, неопределённости или опасности, чаще это вызывается неосознаваемостью источника опасности.
Многогранность и семантическая неопределенность в категории тревога связывается с тем, что в психологических исследованиях она применяется в разнообразных значениях. В. М. Астаповым было определено такую категорию, как временное психическое состояние, а также некоторые промежуточные переменные. Также он описал тревогу, как свойство личности, а также сферу социальных потребностей, возникающих под действием факторов и стрессового характера [1].
Точно также данный термин интерпретируют отечественные учёные. А. М. Прихожан изучает тревожность со стороны переживаемого эмоционального дискомфорта, которая связывается с ожиданием неблагополучия и возможной угрозой опасности.
С. Л. Рубинштейн при определении тревожности, назвал её определённой склонностью человека к сопереживанию тревоги, или таким эмоциональным состоянием, которое появляется в таких ситуациях, которые дают неопределённость и опасность. Также так характеризуется ожидание нежелательности развития событий [9].
А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский в словаре «Психология» описали определение тревожности, как склонность личности к переживанию тревоги, характеризующееся низкими показателями порога проявления реакции тревоги. В основном это параметры индивидуальных различий.
Тревожностью называется субъективные проявления благополучия субъекта. Тревога — эмоциональное состояние, которое появляется во время ситуаций, связанных с неопределенностью и опасностью, которая выражается также в неблагополучном предчувствии развития событий. Тревога отличается от страха реакцией на реальную угрозу, при этом тревожность — это генерализованный, диффузный или беспредметный страх [8] . Как правило, тревожность у человека связывается с заранее ожидаемыми неудачами социального взаимодействия, обусловленных неосознаваемыми источниками опасности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы