Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая и экспериментальная психология

Курсовая с практикой на тему Тревога как психологический феномен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Научно-теоретические подходы к изучению феномена тревоги 6
1.1. Основные теории тревоги 6
1.2. Понятие «тревога» в научных исследованиях, ее виды и проявления 13
2. Результаты исследования проявления тревоги у подростков 23
2.1. Тревога в подростковом возрасте 23
2.2. Исследование проявления тревоги в подростковом возрасте 30
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 49

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена задачами психолого-педагогической практики, созданной в связи с возросшими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, в том числе психологическим.
Этот факт подтверждается также Стратегией развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой в перечень приоритетов государственной политики в области образования входит обеспечение условий для физического, психического, социального и духовно-нравственного развития. детей. Подростковый возраст имеет особое значение в жизни ребенка, поскольку именно в этот период происходит формирование его личности, а также формируются и во многом определяются его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. Успех его обучения в школе, отношения со сверстниками, развитие коммуникативных навыков и процесс социализации в целом во многом зависят от уровня тревоги ребенка на этой возрастной стадии.
В настоящее время феномен тревоги достаточно актуален и при этом существует довольно давно. Исследованиями этой проблемы занимались не только в психологии, но и в психиатрии, социологии, физиологии и других науках. Чрезмерное проявление тревоги отражается не только на физическом и психологическом состоянии здоровья, но и влияет на жизнедеятельность в целом. Это необходимо учитывать, потому что в подростковом возрасте чрезвычайно высокий уровень тревоги может привести к возникновению серьезных психологических проблем. Ведь именно на этом возрастном этапе человек принимает наиболее важные, определяющие в дальнейшем его жизнь, решения: выбор будущей профессии и учебного заведения, поиск смысла жизни и свое место в ней, взаимодействие с окружающими и т.д. Проявление у подростков высокого уровня тревоги может привести к эмоциональной неприспособленности к различным ситуациям. А это, в свою очередь, порождает неуверенность личности в себе, отсутствие мотивации, конфликты с социумом, а также проблемы в учебной деятельности.
Степень научной разработанности. Исследование проблемы тревоги осуществляли отечественные ученые: К.Э.Изард, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин. Впоследствии, феномен тревоги был рассмотрен в трудах В.М. Астапова, Э. Гинзбурга, А,П. Рачина, Е.П.Михайловой. В зарубежной психологии, феномен тревоги рассматривался Дж. Локком, А. Фрейдом, Ч.Д. Спилбергом и др. Феномен тревоги у детей и подростков так же нашел отражение в научных исследованиях: А. Валлон, Э. Гинзбург, А.М. Прихожан, А.А. Реан, В.М. Астапов, М.В. Данилова, С.А. Кириллина, Т.В. Петренко и др.
Несмотря на то, что круг научных трудов по вопросам тревоги достаточно изучен в научной литературе, многие вопросы по ее профилактике и коррекции именно в подростковом возрасте остаются мало изученными.
Объект исследования: тревога в подростковом возрасте.
Предмет исследования: проявление тревоги в подростковом возрасте.
Цель исследования: проанализировать особенности проявления тревоги в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: уровень тревоги в подростковом возрасте (14-16 лет) повышен, по сравнению с юношами (19-25 лет).
Для осуществления данной цели нужно решить следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к феномену тревоги в научной литературе,
2. проанализировать причины и проявление тревоги в подростковом возрасте,
3. провести первичное исследование уровня тревоги у подростков и юношей,
4. предложить методы коррекции, направленные на снижение уровня тревоги у подростков,
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы, синтез, обобщение, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, психологическое тестирование по методикам: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптации Ю.Л. Ханина); методика измерения уровня тревоги Дж. Тейлора (адаптации В.Г. Норакидзе).
3. Математико-статистические методы: Т-критерий Вилкоксона.
Этапы исследования. Данное исследование было проведено в три этапа:
1 этап. На данном этапе изучалась научная литература по теме исследования, определялась выборка и методики для проведения диагностики.
2 этап. На данном этапе проходил констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в определении уровня тревоги у подростков. Так же разрабатывались и апробировались методы коррекции тревоги у подростков.
3 этап. Были сделаны выводы и оформлена работа.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что в работе предложенные методы коррекции по снижению уровня тревоги могут быть предложены в практической деятельности педагогов и психологов. Основные выводы работы могут быть положены в основу дальнейшего исследования феномена тревоги у подростков.
Структура работа. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, тревога — довольно сложное и многоуровневое образование в структуре личности индивида.
Тревога рассматривают как свойство личности, уровень ее проявления можно измерить по частоте возникновения тревожных состояний у определенного индивида. Тревогу определяют как состояние, которое переживает личность при ожидании и пребывании в конкретных жизненных ситуациях, и обусловлена субъективным восприятием индивидом этих ситуаций как угрожающих, могущих нанести вред физическому или психическому благополучию.
Тревога в подростковом возрасте приобретает свои психологических особенностей в связи с особенностями возраста, проявлением кризиса, эмоциональной нестабильности. Она во многих случаях обусловлена социальной ситуацией развития и окружением подростка. Тревога начинает носить в определенной степени социально обусловленный характер. При этом именно в подростковом возрасте Тревога закрепляется как стабильная личностная свойство.
В подростковом возрасте уровень тревоги личности повышается в связи со стремлением ее к самоутверждению в сообществе сверстников. В случае возникновения трудностей с формированием положительной Я- концепции и защиты достигнутого уровня самоуважения (самооценки) у них развивается синдром тревоги, в структуре которого доминируют чувства неуверенности в себе, собственной вины, неспособности быть на уровне требований по стороны окружающих.
Тревожная личность характеризуется низкой самооценкой, страхом потерпеть неудачу, конформизмом, но и развитым чувством ответственности, совестливости, обязательности, скромности. стойка Тревога влияет на деятельность и развитие личности. Анализ ряда форм тревоги свидетельствует, что она сама нередко выполняет защитную функцию. иногда Тревога может оказать и положительное влияние на развитие личности и на деятельность, а это зависит от особенностей приспособительной, адаптивного поведения индивида.
Во 2 главе представлены результаты исследования уровня тревоги в подростковом возрасте. Наше исследование было организовано в два этапа: констатирующий, формирующий.
По результатам исследования в группе подростков было выявлено с помощью методики измерения уровня тревоги Дж. Тейлора (адаптации В.Г. Норакидзе), шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптации Ю.Л. Ханина), удалось выявить, что у 4 (40%) испытуемых преобладает средний уровень тревоги, характеризующийся ответственностью, уверенность в себе и своих силах, общительностью, внимательностью. А также столько же 4 (40%) человек испытывают высокий уровень тревоги, который характеризуется застенчивостью, чрезмерным беспокойством, неуверенностью, сложностью в выстраивании межличностных отношений. Полученный результат может быть связан с тем, что учащиеся беспокоятся и испытывают стресс перед предстоящим экзаменами и выбором дальнейшего учебного заведения.
В юношеском возрасте тревога связана с проявлением собственной некомпетентности, обеспокоенностью за свое будущее, а также со сферой сексуальных отношений, точнее, представлениям о собственных возможностях в данной сфере, и в данном контексте — с проблемами с внешностью. пики тревожности указывают на те потребности, удовлетворение которых наиболее важно для эмоционального благополучия индивида того или иного возраста.
Согласно результатам диагностики тревоги в подростковом возрасте высокий уровень тревоги однозначно выше в группе юношей. Установлено, что высокий уровень тревоги может выступать у подростков и юношей барьером в отношениях, препятствовать эффективному общению.
Высокий уровень тревоги в подростковой группе проявляется в каждого четвертого. Такой уровень тревоги, негативно влияет на эмоционально-ценностное отношение личности, проявляется в самообвинения, низкой самооценке, импульсивности, страха потерпеть неудачу, конформизме, и в сформированности чувство ответственности, совестливости, обязательности, скромности. Стойкая высокая тревожность влияет на деятельность и развитие личности. Высоко тревожные личности склонны воспринимать угрозу самооценке и жизнедеятельности и реагировать выраженным состоянием тревоги.
Нами была предложена программа коррекции тревоги для подростков, которая состояла из 10 занятий, которые проводились на протяжении 1,5 месяца. Каждое занятие включает в себя 4-5 упражнений. Программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию тревоги на основе: снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития уверенности в собственных силах, формирования адекватной самооценки, активной жизненной позиции и оптимистического взгляда на будущее.
Результаты могут быть полезными практическим психологом, педагогам, кто работает с подростками. Это позволит, с одной стороны, объективно оценить ситуацию развития ребенка, а с другой стороны, разработать необходимые коррекционные или профилактические занятия по снижению тревоги подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Научно-теоретические подходы к изучению феномена тревоги
1.1. Основные теории тревоги
Существует ряд теорий, объясняющих природу и суть тревоги. Считается, что как собственно психологическая проблема она была впервые поставлена и специально рассмотрена в трудах Фрейда. Согласно его теории личности, ее структура охватывает три компонента: Id, Ego и Super-Ego, которые между собой взаимосвязаны. Так, Id представляет собой наиболее примитивную подструктуру психического аппарата, которая включает в себя инстинктивные влечения (среди важнейших для жизни инстинктов Фрейд называет сексуальный инстинкт — либидо), принцип удовольствия. Он является иррациональным, аморальным и находится в конфликте в Ego и с Super-Ego. А Super-Ego, в свою очередь, — это высшая инстанция в структуре психики, выполняющая роль внутреннего цензора (это нормы, ценности, образцы, идеалы и т.д.) и является источником нравственных чувств. Ego же есть подструктурой личности, выступает посредником между Id и Super-Ego, между индивидом и реальностью. Основная его функция — самосохранение организма, восприятие внешнего мира и приспособления к нему.
Интерес к тревоге у З. Фрейда возник тогда, когда он получил первые результаты проведенной им терапии. Эта заинтересованность сначала привела его к предположению, что тревога, которую переживают многочисленные его пациенты-невротики, является следствием неадекватного высвобождения энергии либидо. Однако в мере накопления опыта З. Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги является неправильной. Через 30 лет он переосмыслил свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Ego и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать личность о приближении угрозы, с которой надо встретиться или обойти. Таким образом тревога дает возможность личности реагировать на угрожающую ситуацию адаптивным способом [29, с. 39].
Проблема тревоги личности, которая, в большинстве случаев, является деструктивным психическим состоянием — сегодня одна из самых актуальных. Существует ряд теорий, объясняющих природу и суть тревоги. Считается, что как собственно психологическая проблема она была впервые поставлена и специально рассмотрена в трудах З. Фрейда.
Интерес к тревоги у З. Фрейда возник тогда, когда он получил первые результаты проведенной им терапии.
В зависимости от того, что является источником возникновения тревоги, Фрейд выделил три ее вида:
1) реалистичная тревога — эмоциональный ответ на угрозу внешнего мира, она является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно бороться с источником угрозы;
2) невротическая тревога — в данном случае исходит из страха, что, когда человек сделает что-то плохое, это будет иметь тяжелые негативные последствия;
3) моральная тревога — обусловлена чувством вины, стыда или самообвинения.
Итак, основная функция тревоги, по З. Фрейду, — помогать человеку избежать осознания своих негативных импульсов и удовлетворять их приемлемым путем в нужное время. Исследователи отмечают, что за З. Фрейдом Тревога выступает повторением в фантазиях человека ситуаций, связанных с испытаниями, которые были в прошлом опыте, переживаниями беспомощности.
Итак, основная функция тревоги, по З. Фрейду, — помогать человеку избежать осознания своих негативных импульсов и удовлетворять их приемлемым путем в нужное время. Исследователи отмечают, что за З. Фрейдом тревожность выступает повторением в фантазиях человека ситуаций, связанных с испытаниями, которые были в прошлом опыте, переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея, наших дней, активно разрабатывается. А. Ранк довел ее до логического завершения, предложив рассматривать акт рождения как главную травму в жизни человека и анализируя всякое новое переживание тревожности как попытку «все полнее отреагировать на эту травму» (цит. по [35, с. 184]).

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ взаимосвязи тревожности детей с семейными отношениями 5
1.1. Понятие тревоги и тревожности в зарубежных и отечественных теоретических исследованиях 5
1.2. Понятие о тревожности, ее причины и виды 10
1.3. Влияние семейных отношений на тревожность подростков 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 24
2.1. Программа эмпирического исследования 24
2.2. Описание средне групповых результатов 27
2.3. Статистический анализ результатов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

 

  

Введение:

 

Под понятием «тревожности» обычно подразумевают чувство опасения и беспокойства. Бывают такие моменты, когда тревога помогает нам в решении некоторых повседневных ситуаций и способна мобилизовать организм для принятия того или иного решения (ситуативная тревожность).
Если тревожность из временного явления перерастает в поведение, которое возникает в любых сферах бытия (объективно у благополучных тоже), она становится устойчивой чертой личности. Такие личности называются тревожными.
Истоки любых проявлений характера у человека лежат и тянутся из детства. Тут очень важно в воспитании ребенка соблюдать некоторые критерии и быть наблюдательным в проявлениях его эмоционального состояния.
Дети с повышенной тревожностью часто подавлены, настороженные, им трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир представляет для них опасность. Со временем формируется и устанавливается заниженная самооценка и пессимистический взгляд на свое будущее.
Причины возникновения повышенной тревожности могут быть разнообразными. Но чаще всего это повышенная тревожность в самой семье. Ребенок с раннего детства «срисовывает» поведения родителей. И когда он находятся в постоянном напряжении и мнительности, то в скором времени это негативно отразится и на самом ребенке [4].
Ну и самым важным является воспитание. Огромную роль в развитии тревожности у детей играет авторитарный стиль воспитания. Родители могут подавить собой способность у ребенка самостоятельности и развить чувства страха перед родителями, такие как не оправдать их ожиданий, боязнь поступать не так как ему велят, а также развить неспособность к собственному мнению и подавленную самооценку.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и социальных педагогов: В.К. Мягер, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, И.М. Марковской и др., и зарубежных исследователей В. Сатир, Ф. Райса, Н. Аккермана, О. Баха, С. Минухина, А. Адлера, К. Роджерса и др. [3].
Цель исследования: выявить характер взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростков.
Гипотеза: существует прямая взаимосвязь между семейными отношениями и тревожностью ребенка.
Объект: тревожность в подростковом возрасте.
Предмет: взаимосвязь тревожности подростков с семейными отношениями.
Задачи:
1) ознакомиться с понятием тревожности и ее проявлением в подростковом возрасте;
2) ознакомиться с понятием семейных отношений;
3) выявить характер взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростков;
4) оценить результаты исследования взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростка;
В качестве методик использовались опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), А.Н. Волкова и методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера – Ханина.
Работа состоит из двух глав. В первой дано теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи семейных отношений с тревожностью ребенка, во второй – результаты исследования данной проблемы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате выполнения данной работу нами было изучено понятие тревожности и ее проявлением в подростковом возрасте. В результате изучения психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что, «тревожность» является состоянием человека, для которого характерны повышенная склонность переживать, опасаться и беспокоиться.
Ознакомлений с понятием семейных отношений показало, что, если успешная и хорошая семья, семейные отношения, воспитание ребенка тогда будет простым и эффективным. Например, очень важно, чтобы в самой семье царило взаимопонимание и любовь. Тогда ребенок в такой среде будет расти добрым, счастливым. В итоге он станет успешным, когда начнётся его взрослая жизнь.
В тех семьях, где ребенок находится в среде агрессии и зла, обычно вырастают люди, не приспособленные к жизни. Начиная со школы, они не стремятся к чему-то лучшему, выступают в роли тех, кому всё равно на всё, что его окружает.
Изучив особенности влияния семейных отношений на тревожность ребенка, мы пришли к выводу, что для родителей в восприятии тревожных детей подросткового возраста характерны такие качества, как непредсказуемость и доминантность, слабая выраженность принятия и отцовской заботы. Тревожные дети подросткового возраста в большей степени, нежели их благополучные ровесники, фиксируются на отрицательных характеристиках родителей и своего отношения к ним в этой группе также более конфликтной оказывается фигура отца.
Для подтверждения гипотезы нами была разработана программа эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростка по выявлению факторов семейных отношений, влияющие на уровень тревожности ребенка.
Результаты исследования свидетельствуют о рассогласовании иерархии семейных ценностей, что говорит о конфликтности отношений, которые негативно отражаются на тревожности ребенка.
Также было выявлено, что 20% подростков (1 человек) имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, которая прямо связанна с возможным наличием невротического конфликта, эмоциональных срывов и психосоматических заболеваний.
Статистическая обработка результатов исследования по Спирмену показала, что в данной выборке тревожность подростков связана с бытовыми требованиями. Большее значение уделяется хозяйственно-бытовым умениям и навыкам членов семьи, собственному активному участию в ведении домашнего хозяйства. А это является причиной подростковой тревожной в данных семьях. Иногда такое поведение у подростков является признаками депрессивного или тревожного расстройства, что значительно мешает успеваемости, особенно, у тех, которые ранее были упорядоченными в поведении и хорошо учились. Повышенная тревога может активировать вегетативную нервную систему, и тогда наблюдаются избыточная потливость, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, покраснение лица и шеи, а также нарушения сна. Нередко проявлениями повышенной тревожности наблюдаются пищевые нарушения, такие, как булимия или анорексия.
Таким образом, существуют факторы, влияющие на уровень тревожности ребенка в семье, что подтверждает истинность выдвинутой гипотезы.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
1.1. Понятие тревоги и тревожности в зарубежных и отечественных теоретических исследованиях

Словарь по психологии предоставил следующее определение тревожности. Тревожность является индивидуальным психологическим качеством, которое проявляется в склонности человека часто и интенсивно испытывать тревожные состояния и в низком пороге его возникновения. Его рассматривают как индивидуальное образование и/или свойство темперамента, которое возникает в результате нервных процессов [10].
Проблема тревожности в качестве психологической стала рассматриваться в исследованиях З. Фрейда. Необходимо сказать о том, что мнение Фрейда, которое касается тревожности и страха, очень близко к традициям философии, что берет свое начало от С. Кьеркегора. Они считали, что необходимо разграничить страх и тревогу, поскольку страх является реакцией на определенную, знакомую опасность, а тревожность – на опасность, не известную и не определяемую.
З. Фрейд считал, что тревожность – это неприятное эмоциональное переживание, которое является сигналом опасности.
Тревожность состоит из переживания неопределенности и чувства беспомощности. Для тревожности характерны три основных признака: специфическое чувство неприятного; соматические реакции, прежде всего усиление биения сердца; осознание данного переживания.
В начале З. Фрейд считал, что существует также бессознательная тревожность. А затем он пришел к выводу, что тревожность является состоянием, которое переживается сознательно и сопровождается увеличением умения правильно относиться к опасности – убегать или бороться.
Фрейд утверждал, что тревожность возникает в результате того, что подавленная энергия задерживается. Но затем он изменил свою точку зрения и сделал вывод, который заключается в том, что тревожность вызывает подавление, а не является его результатом. Тревожность – это повторение в наших фантазиях ситуаций, которые связаны с переживаниями беспомощности, что человек испытывал ранее.
Прообразом данных ситуаций может быть травма рождения.
По мнению А. Адлера, основой индивидуального конфликта, неврозов и тревожности являются противоречия между «хотеть» (воли к могуществу) и «мочь» (неполноценность), которые возникают в результате стремления к превосходству. От разрешения данного противоречия зависит дальнейшее развитие личности [18].
В теории К. Хорни, главные источники тревоги и беспокойства личности находятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. По мнению К. Хорни, посредством удовлетворения этих потребностей человек желает избавиться от тревоги. Но поскольку невротические потребности не насыщаемы, то удовлетворить их нельзя, а также нельзя избавиться от тревоги.
С. Салливен считает, что тревожность – это не только основное качество человека, но и фактор, от которого зависит ее развитие. Тревога возникает в раннем возрасте. Соприкасаясь с неблагоприятной социальной средой, она постоянно присутствует в жизни человека [19].
Главный конфликт личности и основную тревогу, по мнению К. Роджерса, возникает из соотношения двух систем человека – сознательной и бессознательной. Если эти системы не «спорят» между собой, то человек пребывает в хорошем настроении, он удовлетворен собой и спокоен. При нарушении согласованности между двумя системами возникают различные переживания, беспокойства и тревога [19].
Психологическая литература имеет различные определения понятия тревожности, хотя многие исследователи рассматривают ее дифференцированно – как ситуативное явление и как индивидуальную характеристику, учитывая при этом переходное состояние и его динамику.
Как утверждает А.М. Прихожан, тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, которое связано с тем, что человек ожидает неблагополучие и предчувствует грозящую опасность.
По мнению Р.С. Немова, «тревожность – это свойство человека, которое проявляется ситуативно или постоянно и заключается в том, что человек находится в состоянии повышенного беспокойства, испытывает страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [16].
По мнению С.С. Степановой, «тревожность – это переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с тем, что человек предчувствует опасность или неудачу» [2].
По мнению Л.А. Китаев-Смыка, «в последние годы широко распространилось использование в исследованиях психологов определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенная Ч.Д. Спилбергом» [12].
Как утверждает А.В. Петровский: «Тревожность является склонностью личности переживать тревоги, для которых характерны низкий порог возникновения реакции тревоги; основным параметром индивидуальных различий. Тревожность обычно повышается, когда человек имеет нервно-психические и тяжелые соматические заболевания, когда здоровые люди переживают последствия психотравм, многие группы лиц имеют отклоняющиеся субъективные проявления неблагополучия личности» [14].
В результате анализа литературы последних лет, тревожность начали рассматривать с разных точек зрения, которые допускают утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.
В качестве черты личности тревожность связана с генетически детерминированными свойствами человеческого мозга, который постоянно функционирует и зависит от повышенного чувства эмоционального возбуждения, тревожных эмоций.
Проблема, связанная с тревожностью, имеет также психофизиологический аспект. Многие авторы считают, что тревога – это составляющая состояния сильного психического напряжения – «стресса». Наши психологи, которые занимались изучением стрессовых состояний, внесли в его определение различные толкования.
Например, В.В. Суворова изучала стресс, который был получен в результате лабораторных исследований.
Она рассматривает стресс как состояние, которое возникает в условиях экстрима, очень трудных и неприятных для человека.
По мнению В.С. Мерлина, стресс – это напряжение психики, которое возникает в очень сложной ситуации [23].
Несмотря на огромное количество толкований, все авторы сходятся в том, что стресс – это большое напряжение нервной системы, которое возникает в очень сложных ситуациях. Поэтому стресс нельзя сравнивать с тревожностью, так как он зависит от реальных трудностей, а тревожность возникает и в его отсутствие. Учитывая силу проявления, тревожность и стресс являются разными состояниями, поскольку стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, а для тревожности такая сила напряжения не является характерной.
Можно сказать, что возникновение тревоги в стрессовом состоянии связано с тем, что человек ожидает опасность или неприятность, предчувствуя его. Поэтому тревога возникает не прямо в стрессовой ситуации, а до того, как наступят эти состояния. Тревожность, как состояние, является ожиданием неблагополучия. Тревога зависит от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя, от других людей или от объективных обстоятельств.
Важно то, что:
1) в стрессовых ситуациях и при фрустрации у субъекта возникает эмоциональное неблагополучие, выраженное в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но данная тревога является обоснованной. Она связана с реальными трудностями [25].
И.П. Павловым был предложен подход, который касается объяснения склонности к тревоге с учетом физиологических особенностей, свойств нервной системы. Он выявил, что нервные срывы часто случаются у слабого пола под воздействием внешних раздражителей, также у животных с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.
Данные, которые предоставил Б.М. Теплов, указывают на то, что тревога связана с силой нервной системы. Его предположение, которое касается обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, в своих исследованиях экспериментально подтвердил В.Д. Небылицын, который предположил следующее: существует более высокий уровень тревожности у слабого типа нервной системы [15].
Системные изменения личности формируются постепенно по мере того, как закрепляются негативные установки, тенденции воспринимать огромный круг ситуаций в качестве угрожающих, реагировать на них тревожным состоянием. То есть, «если условия повторяются неоднократно и провоцируют высокие значения тревоги, то возникает постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся индивидуальными качествами – тревожностью» [9].
По мнению А.М. Прихожан, «тревога и тревожность связаны с историческим периодом общественной жизни. Это отражено в страхах, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие» [18].
А.И. Захаров утверждает, что тревога возникает еще в раннем детстве и в ней отражены «… тревога, основой которой является угроза потери принадлежности к группе» [23].
Итак, в результате изучения психолого-педагогической литературы, связанной с проблемой тревожности, было обнаружено, что «тревожность» является состоянием человека, для которого характерны повышенная склонность переживать, опасаться и беспокоиться. Впервые тревожность в качестве проблемы психики стал изучать З. Фрейд. Под тревогой понимают переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности. Тревога отличается от страха, как от конкретной реальной опасности, тем что состоит в переживании неопределенной угрозы. С другой стороны, страх испытывает человек, чувствуя «витальную» угрозу целостности и существования, а тревогу при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе). Тревожностью можно считать «тревожность характера» и ситуационную тревожность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы