Курсовая с практикой на тему Тревога как психологический феномен
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения тревоги как психологического феномена 5
1.1. Характеристика подросткового возраста 5
1.2. Сущность понятия тревоги 8
Глава 2. Эмпирическое исследование тревоги 13
2.1. Организация исследования 13
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 14
2.3. Рекомендации по коррекции тревоги у подростков 19
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Приложение А. Шкала тревоги (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина) 40
Введение:
Актуальность темы исследования. Современный этап развития психологической науки характеризуется становлением ее прикладных аспектов. Однако и сейчас остается круг проблем, которые требуют особого внимания.
Без объективной оценки реального состояния и потенциала развития личности невозможно создать условия для ее всестороннего развития.
Для психического здоровья, нормального течения различных видов деятельности человека необходима сбалансированность эмоций. Нарушение эмоционального баланса, продолжительное преобладание негативных эмоциональных состояний способствуют возникновению эмоциональных расстройств, отклонений в развитии личности, нарушений социальных контактов [22].
Наиболее значимыми являются эмоции страха, интереса и радости. Эмоции интереса и радости тесно связаны с познавательной деятельностью. Интеллектуальный успех невозможен без активного эмоционального переживания. Интерес рассматривается К. Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция, которая доминирует среди других и без которой развитие мышления было бы нарушено. Интерес связан с эмоцией радости. Их взаимодействие – своеобразная эмоциональная основа теоретической деятельности человека. Положительный эмоциональный фон необходим в ходе познавательной деятельности [6].
Сталкиваясь с различными жизненными проблемами, человек сознательно или неосознанно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде, которая удовлетворяет его или порождает у него тревогу. В целом тревога обеспечивает человеку достаточную подготовку к действиям в новой или кризисной ситуации.
Частое переживание подобной эмоции может вызвать формирование состояния «тревожности», которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству. Именно тревожность, как определяют исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда трудностей. В психологической литературе тревожность, как правило, рассматривают как системную черту, которая проявляется на всех уровнях активности человека [20].
Объект исследования ‒ тревога как психологический феномен.
Предмет исследования ‒ особенности тревоги как психологического феномена.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что высокий уровень тревожности свойственен лицам с нарушениями в поведении; высокий уровень тревоги свойственен лицам с высоким уровнем тревожности.
Цель исследования состоит в проведении диагностики для выявления тревоги у подростков.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Раскрыть сущность понятия тревоги.
2. Дать характеристику подросткового возраста.
3. Провести исследование уровня тревоги у подростков.
4. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов диагностики.
Экспериментальная база исследования _________________________.
Выборка исследования: подростки в количестве 50 человек (учащихся 7-х классов). Возраст испытуемых 13-14 лет.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; тестирование.
Заключение:
Тревога – переживание человеком состояния эмоционального дискомфорта, вызванного ожиданием неблагоприятного развития событий или предчувствием возможной опасности.
Тревожность – индивидуально-психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к переживанию состояния тревоги при ожидании неблагоприятного развития событий.
В настоящее время выделяются в основном 2 типа источников тревоги и тревожности: 1) длительная внешняя стрессовая ситуация, которая возникла в результате частого переживания состояния тревоги (Ю. Ханин, Ч. Спилбергер); 2) внутренние – психологические и / или психофизиологические – причины.
Тревога, во-первых, порождается межличностными отношениями, а во-вторых, потребность в избежании или в устранении тревожности, по сути, равна потребности в межличностной надежности и безопасности.
Исследование уровня тревоги показало, что 16 опрошенных (32%) имеют низкий уровень тревожности; 22 опрошенных (44%) – средний уровень; 12 опрошенных (24%) – высокий уровень.
Возможно, данная ситуация обусловлена тем, что подростки не справляются со своими внутренними конфликтами, вызывающими состояние тревоги. Кроме этого, высокий уровень тревожности может возникнуть по причине негативного психоэмоционального фона в семье таких подростков.
Перспективой дальнейшего исследования считаем изучение эффективности предложенной нами коррекционной программы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения тревоги как психологического феномена
1.1. Характеристика подросткового возраста
Нередко подростковый возраст характеризуется серьезными изменениями в поведении и характере ребенка. Данный параграф нашей работы посвящен рассмотрению основных психологических особенностей детей подросткового возраста.
Подростки занимают промежуточное место между детьми и взрослыми. Многим из них еще свойственна инфантильность наряду со стремлением казаться и быть взрослыми. Дети подросткового возраста направлены на поиск и познание самих себя. Это период, когда подростки обретают психологическую независимость, а также проверяют собственные силы и возможности [24]. В связи с этим можно говорить о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами – миром детей и миром взрослых.
Подростковый максимализм – это одна из основный психологических черт данного возраста, выражающаяся в том, что подросткам хочется сразу все и сразу, в нежелании идти на компромиссы. Данная специфическая черта возраста является свидетельством поиска подростками границ их возможностей, которые определяются в поисках себя [13].
В подростковом возрасте активно происходит личностное развитие, в особенности развитие самосознания. Происходит формирование самооценки и уровня притязаний, непосредственно связанного с самооценкой.
В основе формирования самооценки подростка находится его оценивание окружающими: при наличии объективной оценки формируется адекватная самооценка, или же наоборот [8].
Для подростков стремление к самоутверждению – это один из самых главных аспектов становления их как личности. Они также хотят быть признанными окружающими. В связи с этим шокирующие взрослых способы самовыражения подростков очень часто происходят к конфликтам с родителями и учителями, увеличивается количество асоциальных поступков. Все это, в свою очередь, обусловливается неумением большинства подростков осуществлять эффективное общение с окружающими.
Л.И. Божович, Н.Л. Володина и Л.И. Максименкова считают, что важнейшим новообразованием подросткового возраста, способствующим дальнейшему развитию личности, является стремление к «взрослости», и, как следствие этого, реальное несоответствие «желательной взрослости» и поведения в конкретный возрастной период [2; 4; 14].
По мнению исследователей (А.И. Болтунова [3], И.А. Крюкова [11], М.Н. Соибназарова, З.А. Санакулова [25]), в подростковом возрасте для детей важную роль играет общение, построение которого происходит на основе двух противоречивых потребностей:
1) индивидуальное отделение от взрослых;
2) принадлежность к определенной группе друзей.
У многих подростков, принадлежащих к различным группам, формируется так называемое стадное чувство, вытекающее из потребности в общении. Без своего общества такие подростки не могут прожить [3; 11; 25].
Как правило, подростки еще живут со своими семьями. Семейное «Мы» – первая группа, принимаемая в детстве a priori, как данность. Однако подросток, набираясь опыта жизни, открывает для себя всевозможные семейные отношения, отличающиеся от родительской семьи. Наряду с этим в данный возрастной период у детей появляется потребность отделить свое «Я» от семейного «Мы». Переоцениваются семейные отношения [17].
Как отмечает Л. Орбан-Лембрик, для подросткового возраста характерен выход на первый план отношений со сверстниками, друзьями. При этом отношение со взрослыми отходят на задний план. В связи с эти подростки стремятся реализовать свою потребность в расширении социальных связей. В общении со сверстниками подростки получают поддержку и могут добиться самовыражения, а также пытаются получить признание своей социальной значимости. То есть, хоть внешне ситуацию похожа на стремление к построению взаимоотношений со сверстниками, все же основной причиной является психологическая ориентация на отношения с близкими. Однако, наблюдая проявление со стороны взрослых безразличие и даже раздражение, подростки расширяют свой круг общения со сверстниками. Так формируется их собственный социум, основа которого ‒ это социальные контакты и связи [17].
Содержание:
Введение 3
1. Научно-теоретические подходы к изучению феномена тревоги 6
1.1. Основные теории тревоги 6
1.2. Понятие «тревога» в научных исследованиях, ее виды и проявления 13
2. Результаты исследования проявления тревоги у подростков 23
2.1. Тревога в подростковом возрасте 23
2.2. Исследование проявления тревоги в подростковом возрасте 30
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 49
Введение:
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена задачами психолого-педагогической практики, созданной в связи с возросшими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, в том числе психологическим.
Этот факт подтверждается также Стратегией развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой в перечень приоритетов государственной политики в области образования входит обеспечение условий для физического, психического, социального и духовно-нравственного развития. детей. Подростковый возраст имеет особое значение в жизни ребенка, поскольку именно в этот период происходит формирование его личности, а также формируются и во многом определяются его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. Успех его обучения в школе, отношения со сверстниками, развитие коммуникативных навыков и процесс социализации в целом во многом зависят от уровня тревоги ребенка на этой возрастной стадии.
В настоящее время феномен тревоги достаточно актуален и при этом существует довольно давно. Исследованиями этой проблемы занимались не только в психологии, но и в психиатрии, социологии, физиологии и других науках. Чрезмерное проявление тревоги отражается не только на физическом и психологическом состоянии здоровья, но и влияет на жизнедеятельность в целом. Это необходимо учитывать, потому что в подростковом возрасте чрезвычайно высокий уровень тревоги может привести к возникновению серьезных психологических проблем. Ведь именно на этом возрастном этапе человек принимает наиболее важные, определяющие в дальнейшем его жизнь, решения: выбор будущей профессии и учебного заведения, поиск смысла жизни и свое место в ней, взаимодействие с окружающими и т.д. Проявление у подростков высокого уровня тревоги может привести к эмоциональной неприспособленности к различным ситуациям. А это, в свою очередь, порождает неуверенность личности в себе, отсутствие мотивации, конфликты с социумом, а также проблемы в учебной деятельности.
Степень научной разработанности. Исследование проблемы тревоги осуществляли отечественные ученые: К.Э.Изард, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин. Впоследствии, феномен тревоги был рассмотрен в трудах В.М. Астапова, Э. Гинзбурга, А,П. Рачина, Е.П.Михайловой. В зарубежной психологии, феномен тревоги рассматривался Дж. Локком, А. Фрейдом, Ч.Д. Спилбергом и др. Феномен тревоги у детей и подростков так же нашел отражение в научных исследованиях: А. Валлон, Э. Гинзбург, А.М. Прихожан, А.А. Реан, В.М. Астапов, М.В. Данилова, С.А. Кириллина, Т.В. Петренко и др.
Несмотря на то, что круг научных трудов по вопросам тревоги достаточно изучен в научной литературе, многие вопросы по ее профилактике и коррекции именно в подростковом возрасте остаются мало изученными.
Объект исследования: тревога в подростковом возрасте.
Предмет исследования: проявление тревоги в подростковом возрасте.
Цель исследования: проанализировать особенности проявления тревоги в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: уровень тревоги в подростковом возрасте (14-16 лет) повышен, по сравнению с юношами (19-25 лет).
Для осуществления данной цели нужно решить следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к феномену тревоги в научной литературе,
2. проанализировать причины и проявление тревоги в подростковом возрасте,
3. провести первичное исследование уровня тревоги у подростков и юношей,
4. предложить методы коррекции, направленные на снижение уровня тревоги у подростков,
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы, синтез, обобщение, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, психологическое тестирование по методикам: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптации Ю.Л. Ханина); методика измерения уровня тревоги Дж. Тейлора (адаптации В.Г. Норакидзе).
3. Математико-статистические методы: Т-критерий Вилкоксона.
Этапы исследования. Данное исследование было проведено в три этапа:
1 этап. На данном этапе изучалась научная литература по теме исследования, определялась выборка и методики для проведения диагностики.
2 этап. На данном этапе проходил констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в определении уровня тревоги у подростков. Так же разрабатывались и апробировались методы коррекции тревоги у подростков.
3 этап. Были сделаны выводы и оформлена работа.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что в работе предложенные методы коррекции по снижению уровня тревоги могут быть предложены в практической деятельности педагогов и психологов. Основные выводы работы могут быть положены в основу дальнейшего исследования феномена тревоги у подростков.
Структура работа. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Итак, тревога — довольно сложное и многоуровневое образование в структуре личности индивида.
Тревога рассматривают как свойство личности, уровень ее проявления можно измерить по частоте возникновения тревожных состояний у определенного индивида. Тревогу определяют как состояние, которое переживает личность при ожидании и пребывании в конкретных жизненных ситуациях, и обусловлена субъективным восприятием индивидом этих ситуаций как угрожающих, могущих нанести вред физическому или психическому благополучию.
Тревога в подростковом возрасте приобретает свои психологических особенностей в связи с особенностями возраста, проявлением кризиса, эмоциональной нестабильности. Она во многих случаях обусловлена социальной ситуацией развития и окружением подростка. Тревога начинает носить в определенной степени социально обусловленный характер. При этом именно в подростковом возрасте Тревога закрепляется как стабильная личностная свойство.
В подростковом возрасте уровень тревоги личности повышается в связи со стремлением ее к самоутверждению в сообществе сверстников. В случае возникновения трудностей с формированием положительной Я- концепции и защиты достигнутого уровня самоуважения (самооценки) у них развивается синдром тревоги, в структуре которого доминируют чувства неуверенности в себе, собственной вины, неспособности быть на уровне требований по стороны окружающих.
Тревожная личность характеризуется низкой самооценкой, страхом потерпеть неудачу, конформизмом, но и развитым чувством ответственности, совестливости, обязательности, скромности. стойка Тревога влияет на деятельность и развитие личности. Анализ ряда форм тревоги свидетельствует, что она сама нередко выполняет защитную функцию. иногда Тревога может оказать и положительное влияние на развитие личности и на деятельность, а это зависит от особенностей приспособительной, адаптивного поведения индивида.
Во 2 главе представлены результаты исследования уровня тревоги в подростковом возрасте. Наше исследование было организовано в два этапа: констатирующий, формирующий.
По результатам исследования в группе подростков было выявлено с помощью методики измерения уровня тревоги Дж. Тейлора (адаптации В.Г. Норакидзе), шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптации Ю.Л. Ханина), удалось выявить, что у 4 (40%) испытуемых преобладает средний уровень тревоги, характеризующийся ответственностью, уверенность в себе и своих силах, общительностью, внимательностью. А также столько же 4 (40%) человек испытывают высокий уровень тревоги, который характеризуется застенчивостью, чрезмерным беспокойством, неуверенностью, сложностью в выстраивании межличностных отношений. Полученный результат может быть связан с тем, что учащиеся беспокоятся и испытывают стресс перед предстоящим экзаменами и выбором дальнейшего учебного заведения.
В юношеском возрасте тревога связана с проявлением собственной некомпетентности, обеспокоенностью за свое будущее, а также со сферой сексуальных отношений, точнее, представлениям о собственных возможностях в данной сфере, и в данном контексте — с проблемами с внешностью. пики тревожности указывают на те потребности, удовлетворение которых наиболее важно для эмоционального благополучия индивида того или иного возраста.
Согласно результатам диагностики тревоги в подростковом возрасте высокий уровень тревоги однозначно выше в группе юношей. Установлено, что высокий уровень тревоги может выступать у подростков и юношей барьером в отношениях, препятствовать эффективному общению.
Высокий уровень тревоги в подростковой группе проявляется в каждого четвертого. Такой уровень тревоги, негативно влияет на эмоционально-ценностное отношение личности, проявляется в самообвинения, низкой самооценке, импульсивности, страха потерпеть неудачу, конформизме, и в сформированности чувство ответственности, совестливости, обязательности, скромности. Стойкая высокая тревожность влияет на деятельность и развитие личности. Высоко тревожные личности склонны воспринимать угрозу самооценке и жизнедеятельности и реагировать выраженным состоянием тревоги.
Нами была предложена программа коррекции тревоги для подростков, которая состояла из 10 занятий, которые проводились на протяжении 1,5 месяца. Каждое занятие включает в себя 4-5 упражнений. Программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию тревоги на основе: снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития уверенности в собственных силах, формирования адекватной самооценки, активной жизненной позиции и оптимистического взгляда на будущее.
Результаты могут быть полезными практическим психологом, педагогам, кто работает с подростками. Это позволит, с одной стороны, объективно оценить ситуацию развития ребенка, а с другой стороны, разработать необходимые коррекционные или профилактические занятия по снижению тревоги подростков.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к изучению феномена тревоги
1.1. Основные теории тревоги
Существует ряд теорий, объясняющих природу и суть тревоги. Считается, что как собственно психологическая проблема она была впервые поставлена и специально рассмотрена в трудах Фрейда. Согласно его теории личности, ее структура охватывает три компонента: Id, Ego и Super-Ego, которые между собой взаимосвязаны. Так, Id представляет собой наиболее примитивную подструктуру психического аппарата, которая включает в себя инстинктивные влечения (среди важнейших для жизни инстинктов Фрейд называет сексуальный инстинкт — либидо), принцип удовольствия. Он является иррациональным, аморальным и находится в конфликте в Ego и с Super-Ego. А Super-Ego, в свою очередь, — это высшая инстанция в структуре психики, выполняющая роль внутреннего цензора (это нормы, ценности, образцы, идеалы и т.д.) и является источником нравственных чувств. Ego же есть подструктурой личности, выступает посредником между Id и Super-Ego, между индивидом и реальностью. Основная его функция — самосохранение организма, восприятие внешнего мира и приспособления к нему.
Интерес к тревоге у З. Фрейда возник тогда, когда он получил первые результаты проведенной им терапии. Эта заинтересованность сначала привела его к предположению, что тревога, которую переживают многочисленные его пациенты-невротики, является следствием неадекватного высвобождения энергии либидо. Однако в мере накопления опыта З. Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги является неправильной. Через 30 лет он переосмыслил свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Ego и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать личность о приближении угрозы, с которой надо встретиться или обойти. Таким образом тревога дает возможность личности реагировать на угрожающую ситуацию адаптивным способом [29, с. 39].
Проблема тревоги личности, которая, в большинстве случаев, является деструктивным психическим состоянием — сегодня одна из самых актуальных. Существует ряд теорий, объясняющих природу и суть тревоги. Считается, что как собственно психологическая проблема она была впервые поставлена и специально рассмотрена в трудах З. Фрейда.
Интерес к тревоги у З. Фрейда возник тогда, когда он получил первые результаты проведенной им терапии.
В зависимости от того, что является источником возникновения тревоги, Фрейд выделил три ее вида:
1) реалистичная тревога — эмоциональный ответ на угрозу внешнего мира, она является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно бороться с источником угрозы;
2) невротическая тревога — в данном случае исходит из страха, что, когда человек сделает что-то плохое, это будет иметь тяжелые негативные последствия;
3) моральная тревога — обусловлена чувством вины, стыда или самообвинения.
Итак, основная функция тревоги, по З. Фрейду, — помогать человеку избежать осознания своих негативных импульсов и удовлетворять их приемлемым путем в нужное время. Исследователи отмечают, что за З. Фрейдом Тревога выступает повторением в фантазиях человека ситуаций, связанных с испытаниями, которые были в прошлом опыте, переживаниями беспомощности.
Итак, основная функция тревоги, по З. Фрейду, — помогать человеку избежать осознания своих негативных импульсов и удовлетворять их приемлемым путем в нужное время. Исследователи отмечают, что за З. Фрейдом тревожность выступает повторением в фантазиях человека ситуаций, связанных с испытаниями, которые были в прошлом опыте, переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея, наших дней, активно разрабатывается. А. Ранк довел ее до логического завершения, предложив рассматривать акт рождения как главную травму в жизни человека и анализируя всякое новое переживание тревожности как попытку «все полнее отреагировать на эту травму» (цит. по [35, с. 184]).
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ взаимосвязи тревожности детей с семейными отношениями 5
1.1. Понятие тревоги и тревожности в зарубежных и отечественных теоретических исследованиях 5
1.2. Понятие о тревожности, ее причины и виды 10
1.3. Влияние семейных отношений на тревожность подростков 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 24
2.1. Программа эмпирического исследования 24
2.2. Описание средне групповых результатов 27
2.3. Статистический анализ результатов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Под понятием «тревожности» обычно подразумевают чувство опасения и беспокойства. Бывают такие моменты, когда тревога помогает нам в решении некоторых повседневных ситуаций и способна мобилизовать организм для принятия того или иного решения (ситуативная тревожность).
Если тревожность из временного явления перерастает в поведение, которое возникает в любых сферах бытия (объективно у благополучных тоже), она становится устойчивой чертой личности. Такие личности называются тревожными.
Истоки любых проявлений характера у человека лежат и тянутся из детства. Тут очень важно в воспитании ребенка соблюдать некоторые критерии и быть наблюдательным в проявлениях его эмоционального состояния.
Дети с повышенной тревожностью часто подавлены, настороженные, им трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир представляет для них опасность. Со временем формируется и устанавливается заниженная самооценка и пессимистический взгляд на свое будущее.
Причины возникновения повышенной тревожности могут быть разнообразными. Но чаще всего это повышенная тревожность в самой семье. Ребенок с раннего детства «срисовывает» поведения родителей. И когда он находятся в постоянном напряжении и мнительности, то в скором времени это негативно отразится и на самом ребенке [4].
Ну и самым важным является воспитание. Огромную роль в развитии тревожности у детей играет авторитарный стиль воспитания. Родители могут подавить собой способность у ребенка самостоятельности и развить чувства страха перед родителями, такие как не оправдать их ожиданий, боязнь поступать не так как ему велят, а также развить неспособность к собственному мнению и подавленную самооценку.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и социальных педагогов: В.К. Мягер, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, И.М. Марковской и др., и зарубежных исследователей В. Сатир, Ф. Райса, Н. Аккермана, О. Баха, С. Минухина, А. Адлера, К. Роджерса и др. [3].
Цель исследования: выявить характер взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростков.
Гипотеза: существует прямая взаимосвязь между семейными отношениями и тревожностью ребенка.
Объект: тревожность в подростковом возрасте.
Предмет: взаимосвязь тревожности подростков с семейными отношениями.
Задачи:
1) ознакомиться с понятием тревожности и ее проявлением в подростковом возрасте;
2) ознакомиться с понятием семейных отношений;
3) выявить характер взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростков;
4) оценить результаты исследования взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростка;
В качестве методик использовались опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), А.Н. Волкова и методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера – Ханина.
Работа состоит из двух глав. В первой дано теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи семейных отношений с тревожностью ребенка, во второй – результаты исследования данной проблемы.
Заключение:
В результате выполнения данной работу нами было изучено понятие тревожности и ее проявлением в подростковом возрасте. В результате изучения психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что, «тревожность» является состоянием человека, для которого характерны повышенная склонность переживать, опасаться и беспокоиться.
Ознакомлений с понятием семейных отношений показало, что, если успешная и хорошая семья, семейные отношения, воспитание ребенка тогда будет простым и эффективным. Например, очень важно, чтобы в самой семье царило взаимопонимание и любовь. Тогда ребенок в такой среде будет расти добрым, счастливым. В итоге он станет успешным, когда начнётся его взрослая жизнь.
В тех семьях, где ребенок находится в среде агрессии и зла, обычно вырастают люди, не приспособленные к жизни. Начиная со школы, они не стремятся к чему-то лучшему, выступают в роли тех, кому всё равно на всё, что его окружает.
Изучив особенности влияния семейных отношений на тревожность ребенка, мы пришли к выводу, что для родителей в восприятии тревожных детей подросткового возраста характерны такие качества, как непредсказуемость и доминантность, слабая выраженность принятия и отцовской заботы. Тревожные дети подросткового возраста в большей степени, нежели их благополучные ровесники, фиксируются на отрицательных характеристиках родителей и своего отношения к ним в этой группе также более конфликтной оказывается фигура отца.
Для подтверждения гипотезы нами была разработана программа эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений с тревожностью подростка по выявлению факторов семейных отношений, влияющие на уровень тревожности ребенка.
Результаты исследования свидетельствуют о рассогласовании иерархии семейных ценностей, что говорит о конфликтности отношений, которые негативно отражаются на тревожности ребенка.
Также было выявлено, что 20% подростков (1 человек) имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, которая прямо связанна с возможным наличием невротического конфликта, эмоциональных срывов и психосоматических заболеваний.
Статистическая обработка результатов исследования по Спирмену показала, что в данной выборке тревожность подростков связана с бытовыми требованиями. Большее значение уделяется хозяйственно-бытовым умениям и навыкам членов семьи, собственному активному участию в ведении домашнего хозяйства. А это является причиной подростковой тревожной в данных семьях. Иногда такое поведение у подростков является признаками депрессивного или тревожного расстройства, что значительно мешает успеваемости, особенно, у тех, которые ранее были упорядоченными в поведении и хорошо учились. Повышенная тревога может активировать вегетативную нервную систему, и тогда наблюдаются избыточная потливость, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, покраснение лица и шеи, а также нарушения сна. Нередко проявлениями повышенной тревожности наблюдаются пищевые нарушения, такие, как булимия или анорексия.
Таким образом, существуют факторы, влияющие на уровень тревожности ребенка в семье, что подтверждает истинность выдвинутой гипотезы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
1.1. Понятие тревоги и тревожности в зарубежных и отечественных теоретических исследованиях
Словарь по психологии предоставил следующее определение тревожности. Тревожность является индивидуальным психологическим качеством, которое проявляется в склонности человека часто и интенсивно испытывать тревожные состояния и в низком пороге его возникновения. Его рассматривают как индивидуальное образование и/или свойство темперамента, которое возникает в результате нервных процессов [10].
Проблема тревожности в качестве психологической стала рассматриваться в исследованиях З. Фрейда. Необходимо сказать о том, что мнение Фрейда, которое касается тревожности и страха, очень близко к традициям философии, что берет свое начало от С. Кьеркегора. Они считали, что необходимо разграничить страх и тревогу, поскольку страх является реакцией на определенную, знакомую опасность, а тревожность – на опасность, не известную и не определяемую.
З. Фрейд считал, что тревожность – это неприятное эмоциональное переживание, которое является сигналом опасности.
Тревожность состоит из переживания неопределенности и чувства беспомощности. Для тревожности характерны три основных признака: специфическое чувство неприятного; соматические реакции, прежде всего усиление биения сердца; осознание данного переживания.
В начале З. Фрейд считал, что существует также бессознательная тревожность. А затем он пришел к выводу, что тревожность является состоянием, которое переживается сознательно и сопровождается увеличением умения правильно относиться к опасности – убегать или бороться.
Фрейд утверждал, что тревожность возникает в результате того, что подавленная энергия задерживается. Но затем он изменил свою точку зрения и сделал вывод, который заключается в том, что тревожность вызывает подавление, а не является его результатом. Тревожность – это повторение в наших фантазиях ситуаций, которые связаны с переживаниями беспомощности, что человек испытывал ранее.
Прообразом данных ситуаций может быть травма рождения.
По мнению А. Адлера, основой индивидуального конфликта, неврозов и тревожности являются противоречия между «хотеть» (воли к могуществу) и «мочь» (неполноценность), которые возникают в результате стремления к превосходству. От разрешения данного противоречия зависит дальнейшее развитие личности [18].
В теории К. Хорни, главные источники тревоги и беспокойства личности находятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. По мнению К. Хорни, посредством удовлетворения этих потребностей человек желает избавиться от тревоги. Но поскольку невротические потребности не насыщаемы, то удовлетворить их нельзя, а также нельзя избавиться от тревоги.
С. Салливен считает, что тревожность – это не только основное качество человека, но и фактор, от которого зависит ее развитие. Тревога возникает в раннем возрасте. Соприкасаясь с неблагоприятной социальной средой, она постоянно присутствует в жизни человека [19].
Главный конфликт личности и основную тревогу, по мнению К. Роджерса, возникает из соотношения двух систем человека – сознательной и бессознательной. Если эти системы не «спорят» между собой, то человек пребывает в хорошем настроении, он удовлетворен собой и спокоен. При нарушении согласованности между двумя системами возникают различные переживания, беспокойства и тревога [19].
Психологическая литература имеет различные определения понятия тревожности, хотя многие исследователи рассматривают ее дифференцированно – как ситуативное явление и как индивидуальную характеристику, учитывая при этом переходное состояние и его динамику.
Как утверждает А.М. Прихожан, тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, которое связано с тем, что человек ожидает неблагополучие и предчувствует грозящую опасность.
По мнению Р.С. Немова, «тревожность – это свойство человека, которое проявляется ситуативно или постоянно и заключается в том, что человек находится в состоянии повышенного беспокойства, испытывает страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [16].
По мнению С.С. Степановой, «тревожность – это переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с тем, что человек предчувствует опасность или неудачу» [2].
По мнению Л.А. Китаев-Смыка, «в последние годы широко распространилось использование в исследованиях психологов определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенная Ч.Д. Спилбергом» [12].
Как утверждает А.В. Петровский: «Тревожность является склонностью личности переживать тревоги, для которых характерны низкий порог возникновения реакции тревоги; основным параметром индивидуальных различий. Тревожность обычно повышается, когда человек имеет нервно-психические и тяжелые соматические заболевания, когда здоровые люди переживают последствия психотравм, многие группы лиц имеют отклоняющиеся субъективные проявления неблагополучия личности» [14].
В результате анализа литературы последних лет, тревожность начали рассматривать с разных точек зрения, которые допускают утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.
В качестве черты личности тревожность связана с генетически детерминированными свойствами человеческого мозга, который постоянно функционирует и зависит от повышенного чувства эмоционального возбуждения, тревожных эмоций.
Проблема, связанная с тревожностью, имеет также психофизиологический аспект. Многие авторы считают, что тревога – это составляющая состояния сильного психического напряжения – «стресса». Наши психологи, которые занимались изучением стрессовых состояний, внесли в его определение различные толкования.
Например, В.В. Суворова изучала стресс, который был получен в результате лабораторных исследований.
Она рассматривает стресс как состояние, которое возникает в условиях экстрима, очень трудных и неприятных для человека.
По мнению В.С. Мерлина, стресс – это напряжение психики, которое возникает в очень сложной ситуации [23].
Несмотря на огромное количество толкований, все авторы сходятся в том, что стресс – это большое напряжение нервной системы, которое возникает в очень сложных ситуациях. Поэтому стресс нельзя сравнивать с тревожностью, так как он зависит от реальных трудностей, а тревожность возникает и в его отсутствие. Учитывая силу проявления, тревожность и стресс являются разными состояниями, поскольку стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, а для тревожности такая сила напряжения не является характерной.
Можно сказать, что возникновение тревоги в стрессовом состоянии связано с тем, что человек ожидает опасность или неприятность, предчувствуя его. Поэтому тревога возникает не прямо в стрессовой ситуации, а до того, как наступят эти состояния. Тревожность, как состояние, является ожиданием неблагополучия. Тревога зависит от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя, от других людей или от объективных обстоятельств.
Важно то, что:
1) в стрессовых ситуациях и при фрустрации у субъекта возникает эмоциональное неблагополучие, выраженное в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но данная тревога является обоснованной. Она связана с реальными трудностями [25].
И.П. Павловым был предложен подход, который касается объяснения склонности к тревоге с учетом физиологических особенностей, свойств нервной системы. Он выявил, что нервные срывы часто случаются у слабого пола под воздействием внешних раздражителей, также у животных с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.
Данные, которые предоставил Б.М. Теплов, указывают на то, что тревога связана с силой нервной системы. Его предположение, которое касается обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, в своих исследованиях экспериментально подтвердил В.Д. Небылицын, который предположил следующее: существует более высокий уровень тревожности у слабого типа нервной системы [15].
Системные изменения личности формируются постепенно по мере того, как закрепляются негативные установки, тенденции воспринимать огромный круг ситуаций в качестве угрожающих, реагировать на них тревожным состоянием. То есть, «если условия повторяются неоднократно и провоцируют высокие значения тревоги, то возникает постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся индивидуальными качествами – тревожностью» [9].
По мнению А.М. Прихожан, «тревога и тревожность связаны с историческим периодом общественной жизни. Это отражено в страхах, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие» [18].
А.И. Захаров утверждает, что тревога возникает еще в раннем детстве и в ней отражены «… тревога, основой которой является угроза потери принадлежности к группе» [23].
Итак, в результате изучения психолого-педагогической литературы, связанной с проблемой тревожности, было обнаружено, что «тревожность» является состоянием человека, для которого характерны повышенная склонность переживать, опасаться и беспокоиться. Впервые тревожность в качестве проблемы психики стал изучать З. Фрейд. Под тревогой понимают переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности. Тревога отличается от страха, как от конкретной реальной опасности, тем что состоит в переживании неопределенной угрозы. С другой стороны, страх испытывает человек, чувствуя «витальную» угрозу целостности и существования, а тревогу при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе). Тревожностью можно считать «тревожность характера» и ситуационную тревожность.