Курсовая с практикой на тему Тренинг как метод психологического воздействия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОМОЩИ ТРЕНИНГА 6
1.1. Сущность, содержание и характеристика тренинга 6
1.2. Задачи, принципы и стадии тренингового процесса 12
Выводы 16
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ТРЕНИНГА 17
2.1. Методы и методика социально-психологического тренинга 17
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 23
Выводы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность темы. В мировой практике используются две основные формы работы со здоровыми людьми, которые обратились к психологу: индивидуальное консультирование, включающее беседы с консультантом, гипноз, тестирование, выполнение различных упражнений и проведение психологического тренинга, то есть групповых занятий. Тренинг может сочетаться с индивидуальным консультированием. Однако последнее – дорогая и трудоемкая форма работы.
Актуальным задачам развития и воздействия на личность в психологии больше соответствуют методы психологического тренинга, который обеспечивает высокую познавательную активность его участников в овладении необходимыми практическими знаниями и коммуникативными умениями. Интенсификация обучения и развития в психологическом тренинге обеспечивается, с одной стороны, за счет интеграции теоретических положений менеджмента, педагогики и психологии, а с другой – за счет высокой эффективности этой организационно-дидактической формы обучения и воздействия, которая открывает широкие возможности для использования закономерностей групповой динамики.
Тренинг обеспечивает ряд общих и специальных эффектов.
Общие результаты тренинга, касающиеся личности участника:
— развитие коммуникативных способностей, повышение доброжелательности, искренности, открытости, толерантности;
— улучшение понимания своего и чужого поведения, развитие способности адекватной экспрессии своего внутреннего состояния;
— повышение реалистичности рефлексии, осознание личностной структуры не только на самосознательном уровне, но и на уровне конструктивных изменений и решения внутреннего противоречия;
— ослабление иррациональных установок, коррекция ценностных ориентаций в направлении их социализации и уменьшение эгоцентрических тенденций, осознание жизненной миссии;
— разрушения неэффективных стереотипов поведения, освоения ее новых форм, развитие поведенческой гибкости.
Специальные эффекты тренинга:
— оптимизация социометрической структуры коллектива;
— умение доверять окружающим;
— прояснение и корректировка групповых норм, целей и т.д.;
— овладение методами недирективного управления, приемами создания теплой, доброжелательной атмосферы взаимоотношений.
У истоков разработки методов психологического тренинга стояли такие видные психологи, как К. Левин («тренинг-группы»), К. Роджерс, В. Шутц («группы встреч»), Яморено (психодрама), Ф. С. Перлз (гештальт-терапия), которые заложили теоретические и методические основы тренинга. Тренинговые группы – это группы тренинга человеческих отношений, своеобразные учебные лаборатории, впервые организованные в 1946 г. с использованием принципа «здесь и теперь».
Психологический тренинг является системной совокупностью активных методов практической психологии. Тренинг всегда отражает своим содержанием парадигму того направления, которого придерживается ведущий, что и определило актуальность и тему работы: «Тренинг как метод психологического воздействия».
Объект исследования – процесс осуществления психологического воздействия с помощью тренинга.
Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования психологического воздействия с помощью тренинга как метода групповой терапии.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность и значение тренинга как метод психологического воздействия.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков при помощи тренинга у студентов будет эффективно только тогда, когда будут применятся специальные методические приемы (переход от теории к практике – обучение технике непосредственного общения и так дальше).
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. определить и проанализировать теоретические вопросы тренинга как метод психологического воздействия;
3. исследовать психологического воздействия на уровень общения при помощи тренинга;
4. на основе проведенного исследования сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ научной литературы;
— практические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Общий объем составляет 31 страница.
Заключение:
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Тренинг – это особая форма обучения и воздействия, при которой человек максимально овладевает новыми знаниями, получает новые навыки, пересматривает собственные ценности и приоритеты, корректирует, совершенствует и развивает определенные качества и свойства своей личности, выбирает для себя такие формы и методы поведения, которые отвечают именно ее ситуации и индивидуальности. Среди других форм воздействия именно тренинг дает возможность на 90% усвоить полученную информацию.
2. Тренинг, по мнению психологов таких, как К. Левин («тренинг-группы»), К. Роджерс, В. Шутц («группы встреч»), Яморено (психодрама), Ф.С. Перлз (гештальт-терапия), подобен самой жизни в миниатюре. Часто употребляется выражение: «тренинг – это игра в жизнь, во время которой решаются реальные жизненные проблемы».
В процессе организации тренинга важно учитывать его задачи, правильно реализовывать принципы и рационально выстраивать структурные элементы.
3. Результаты проведенного исследования указывают на большую потребность в социально-психологическом тренинге в нашем обществе. Для этого нужно проводить просветительские мероприятия, направленные на объяснение людям, что такое социально-психологический тренинг и чем он занимается.
Именно социально-психологический тренинг формирует у человека качества (эмпатии, саморефлексии, идентификации и тому подобное) в процессе общения и учит ее эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Это один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе группового взаимодействия, направлен на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности дополняется принципом рефлексии над личностным поведением и поведением других членов группы.
Главной задачей социально-психологического тренинга является выявление поведенческих стереотипов у человека и предотвращения их
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОМОЩИ ТРЕНИНГА
1.1. Сущность, содержание и характеристика тренинга
Тренинги зародились, как отдельное явление в психологии, еще в 1950-х годах в США. Их началом можно считать встречи групп анонимных алкоголиков и невротиков. Главные принципы построения и проведения тренингов были заложены при работе с зависимыми и эмоционально неустойчивыми людьми [4]. Первые успехи в группах стали привлекать большее количество участников, и со временем тренинги стали популярны среди широких слоев общества.
Тренинг – это комплексный метод социально-психологического обучения и влияния [5].
Основная цель тренинга – это повышение компетентности в сфере общения во время проведения общей деятельности. Эта цель определяет социальное и психологическое назначение. Создание метода, непосредственно связанного с практическими задачами развития общества, а также создание благоприятных условий для развития личности, совершенствование работы с людьми [1].
Еще Конфуций говорил: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете» [3]. На тренинге участникам выпадает именно такой шанс – практически овладеть определенными навыками или моделями поведения.
Само слово «тренинг» происходит от английского «tо trаіn», что означает «обучать, тренировать, дрессировать» [12].
Тренинг – это одновременно:
— практический и эффективный метод освоения новыми знаниями;
— способ познания себя и других;
— неформальное, непринужденное, конструктивное общение;
— способ формирования желаемых, более эффективных умений и навыков, а также более успешных моделей поведения;
— форма расширения собственного приобретенного опыта, способ выйти «за пределы» собственного привычного восприятия явлений;
— специальная технология, которая помогает лучше понять и осознать собственный мир, сделать свою жизнь успешной;
— руководство собственными желаниями и действиями.
Тренинг, по мнению психологов таких, как К. Левин («тренинг-группы»), К. Роджерс, В. Шутц («группы встреч»), Яморено (психодрама), Ф.С. Перлз (гештальт-терапия), подобен самой жизни в миниатюре. Часто употребляется выражение: «тренинг – это игра в жизнь, во время которой решаются реальные жизненные проблемы» [7].
Описать тренинг словами человека, который не испытывал его на собственном опыте, так же сложно, как выразить внутренние переживания, как подобрать простые, ясные, понятные слова и формулировки. Лишь тот, кто прошел через тренинг сам, может убедиться и удостовериться в том, что мир групповой динамики – то есть общение, ожидание и дружеские отношения между участниками взаимодействия является очень увлекательным. Психологическое воздействие, во время тренинга, должно дарить участникам радость и новых друзей, возможность уникального общения, способствовать формированию навыков сотрудничества, открывать новые перспективы.
Во время тренинга необходимо создать неформальное, непринужденное общение участников тренинга, который открывает перед группой множество вариантов решения проблемы, способствует развитию групповой динамики, межличностных отношений и норм в группе, ради которой она собралась или была сформирована. Как правило, участники в восторге от тренинговых методов, потому что эти методы делают процесс обучения интересным, не обременительным, а после тренинга, так или иначе, выходят на новый уровень взаимоотношений, поддержание отношений внетренинговой группой [10].
В наше время не существует молодого успешного человека, который бы никогда не слышал о тренингах. Этот метод обучения и психологического воздействия приобретает все большую популярность и распространенность. И не удивительно, потому что он действительно эффективный, а потому и практический результат от него значительно больший в сравнении с лекциями и семинарами. Тренингу присущи определенные атрибуты. К которым относятся [11]:
— тренинговая группа;
— тренинговый круг (участники располагаются на стульчиках по кругу, часто – без столов);
— специально оборудованное помещение и принадлежности для тренинга (флипчарт, маркеры и т. д);
— ведущий тренинга (тренер);
— правила группы (могут несколько отличаться от тренинга к тренингу);
— атмосфера взаимодействия и общения;
— интерактивные методы;
— структура тренингового занятия;
— оценка эффективности тренинга.
Тренинг и традиционные формы психологического воздействия имеют существенные различия. Тренинг, прежде всего, ориентирован на формирование новых моделей поведения, новые вопросы и поиск ответов. Часто целью тренинга является «расшевелить», дать новый мотивационный толчок в поиске ответов на сложные вопросы, неоднозначные жизненные ситуации. При этом нахождение этих ответов возможно как на тренинге, так и за его пределами, но при этом этот первоначальный толчок, ориентированный на поиск ответов происходит именно на тренинге. Иногда, оценив действенность тренинга, как мощного метода развития личности, участник испытывает потребность посетить другой тренинг, именно потому, что четче ставит свой запрос после первого тренинга и лучше понимает, что в дальнейшем хотел бы изменить (развить) в структуре своей личности.
При решении своей задачи тренинг может быть особенно полезным, как при первоначальном обучении или воздействии, так и в ходе реализации деятельности, объектом котором является другой человек.
Другая сфера использования тренинга – это оказание помощи человеку, который испытывает трудности. Развитие практической психологии требует от психолога овладения различными диагностическими методами, а также методами психологического воздействия и обучения, к которым и относится социально-психологический тренинг [8].
Если снова обратится к историческим истокам возникновения тренинга, то первые группы тренинга были проведены в США (город Бетель) учениками Курта Левина. История их возникновения такова: в 1946 г. Несколько психологов собрались, чтобы обсудить поведение участников дискуссионной группы, которую они наблюдали в этот день. Здесь же присутствовали некоторые члены этой группы. Было сопоставлено видение одних и тех же процессов поведения участников самими участниками и психологами-наблюдателями.