Курсовая с практикой на тему Требования к СМИ в условиях социальной ответственности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Интернет-СМИ и формирование общественного
мнения: теоретическая особенность. 5
1.1. Типологические
особенности интернет-СМИ.. 5
1.2. Общественное
мнение: общая характеристика понятия. 12
Глава 2. Анализ подходов формирования
общественного мнения в интернет-СМИ «Медуза»: эмпирические основы исследования. 19
2.1. Интернет-издание «Медуза»: общие
характеристики. 19
2.2 Анализ проблемно-аналитических публикаций,
отражающих общественное мнение. 20
Заключение. 25
Библиографический список использованной литературы
и электронных источников 27
Введение:
Актуальность темы.
Журналистика выступает в роли инструмента непосредственной демократии, но никак
не может оказывать экономического давления или государственного принуждения – в
этом уникальность и одновременно сложность профессии. Ведь журналисты оперируют словом, то есть
текстом выполняют духовно-идеологическую функцию, формируя мнение
общественности. Возможно, в этом есть и плюсы – граждане доверяют человеку,
который стоит с ними наравне, выражает сложные мысли простыми словами и
представляет мнение народа. Журналистика
охватывает абсолютно все сферы жизни: от проблем садоводства до сложностей
государственного строя, освещает проблемы всего социума. ф
В 2020 году люди живут информацией
из интернет-СМИ, которую поглощают абсолютно каждый день из разных источников,
и как бы они не сопротивлялись, большинство их представлений и мнений о
политике, экономике, спорте или культуре – результат работы журналистов. Журналистика в обществе любого времени оказывало влияние
на массы. Не зря её называют четвертой ветвью власти, ведь там, где есть
информация – всегда практикуется управление. Но такое «призвание» профессии в
большей мере дал интернет, который относительно недавно проник в нашу жизнь, но
занял главенствующую роль в управлении над человеческим разумом. Сложно
преувеличить роль влияния интернет-СМИ на общественное мнение, ведь доступ в
интернет есть у 90% населения развитых стран, а значит эта сеть является
наиболее доступным способом получения информации. Популярность основывается не
только на доступности, оперативности, изображениях, звуках, но и на эффекте
присутствия, диалоге с читателем.
Именно интернет-СМИ наиболее
эффективны в вопросе влияния на общественное мнение, потому что это часто
используемая площадка, где статьи, репортажи или интервью могут «вылезти»
неожиданно и даже не по теме, а если это материал с привлекающим внимание
заголовком или ЛИДом, то пользователь не сможет пройти мимо и «впитает» в себя
информацию. Объектом курсовой работы является интернет-издание
«Медуза».
Предметом исследования курсовой работы являются подходы к
формированию общественного мнения в интернет-СМИ «Медуза».
Целью курсовой работы является рассмотрение публикаций, которые освещают проблему влияние интернет-СМИ на
формирование общественного мнения.
Заключение:
СМИ выступает в роли не только передатчика информации, но
и манипулятора в распространении новых идей и ценностей, которые люди впитывают
и принимают на подсознательном уровне. Таким образом, средства массовой
информации как инструмент манипулирования поведением людей перестраивают
стереотипы общественного мнения. Определив типологические особенности СМИ,
можно сделать вывод, что основополагающими являются мультимедийность и
интерактивность. «Медуза» отличается от других свободных типов издания как раз
этими факторами. Опросы и игры редакции, новые форматы изложения материала,
страницы во всех социальных сетях, а также равнозначный диалог с читателем
привели «Медузу» к популярности.
Проанализировав понятие «общественное мнение» мы
выяснили, что общественное мнение – это мнение большинства людей по актуальной
проблеме. Общественное мнение способно менять ход событий, обратить внимание
СМИ и власти на популярный в определенный промежуток времени вопрос, и даже
решить проблему.
Управленческая функция общественного мнения доказывает
свою важность даже на примере проанализированных публикаций «Медузы».
Информационный повод материалов был сформирован общественным мнением, его
отношением к актуальной проблеме. Общественное мнение начало развиваться, когда
общественность получила доступ к большому количеству информации, которая
отражает реальную ситуацию в стране. Доступ был получен как раз благодаря
«Медузы» после вопросов общественности. Следовательно, СМИ и общественное
мнение взаимосвязаны и удовлетворяют запросы друг друга. Результаты анализа публикаций, которые освещают проблему
влияния интернет-СМИ на формирование общественного мнения, позволяют сделать
следующие выводы: интернет-СМИ формируют общественное мнение, так как
общественность в целом поддерживает связь и ведёт диалог через СМИ. За счёт
разносторонности мнений в СМИ у читателей возникает собственное, не навязанное
мнение, которые является выводом прочитанной публикации и вследствие становится
общественным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Интернет-СМИ и формирование общественного
мнения: теоретическая особенность 1.1. Типологические особенности интернет-СМИ Важно отметить, что некоторые СМИ в сети Интернет не
имеют альтернатив в виде печати или телевидения, например — «Meduza», а некоторые созданы
классическими СМИ как «Коммерсант», ради привлечения большей аудитории,
налаживания коммуникации, охвата всех сфер жизни общества. Есть еще третья,
оригинальная классификация – когда сетевые СМИ впоследствии создают печатный
вариант. Примером может послужить «RBK Daily».
Вся система действующих СМИ подразделяется на типы.
Типология помогает структурировать позиции СМИ, наладить здоровую конкуренцию и
взаимодействие, обозначить информационную политику и, самое главное, позволить
читателю быстро и легко выбрать интересующее издание. Типология – это
классификация явлений и предметов по совокупности объединяющих признаков. Эта
система работает взаимосвязанно и одно не может существовать без другого.
Движения и преобразования в типологии СМИ носят непрерывный характер и зависят
как от социальных факторов, так и от профессиональных. Интернет-СМИ обладают
спектром свойств, присущими печати, телевидению, радио, но и рядом
индивидуальных качеств. Так как интернет-СМИ существуют с недавнего времени (с
1998 года[1]),
они обладают своими особенностями, соответствующими информационному прорыву.
Типоформирующие признаки относятся к любым видам изданий, так как они формируют
тип СМИ. К ним относятся задачи, читательская аудитория и цели.
Главенствующие типологические особенности интернет-СМИ:
Аудитория подвержена массовому информационному
процессу, все люди, которые воспринимают адресованную им информацию, могут
генерировать «новые знания» в своей среде и влиять на информационную политику
СМИ. По характеру аудитории выделяют такие признаки и характеристики: половая и
социальная принадлежность, этнические общности, профессиональные и возрастные
группы, религиозные или антирелигиозные предпочтения и еще ряд других. Интернет
позволяет обращать внимание на определенную профильную целевую аудиторию и даже
учитывать приоритеты, возможности и вкусы каждого читателя, что очень ценно,
так как способствует динамичному формированию коммуникации и достижению цели.
1 — Предметно-тематическая направленность бывает двух
видов: Универсальные и специализированные. Универсальные СМИ реализуют модель
«информации для всех и обо всем», охватывают все сферы общественной жизни:
политика, экономика, спорт, культура, происшествия и которые собирают,
обрабатывают и распространяют информацию по широкому спектру тем. Такие издания
обращаются к широкому кругу тем «второго» и «третьего» плана, поэтому возникает
необходимость в существовании специализированных СМИ, которые углубленно
изучают конкретный вопрос. Специализированные СМИ основываются на определенной
тематике или направлены на конкретную аудиторию. Особенность интернет-изданий
выражается в интересе к научно-технической тематике и к сфере IT, ведь они по
своей природе связаны с высокими технологиями, как и их технически грамотный
потребитель.
— По целевому назначению они могут быть:
· Публицистика
является книжной формой речи и может использоваться как в художественной
литературе, так и в СМИ. Публицистические работы могут быть посвящены
актуальным темам, различным сферам общественной жизни. Публицистика не так
проста, как кажется на первый взгляд. Она может оказывать идеологическое и
пропагандистское влияние.[2]
Публицистика характерна тем, что там присутствует мнение автора, которое зачастую оказывается для
читателя не менее важным, чем факты. Именно эмоциональность автора и
использование средств выразительности способствует увлечению и
заинтересованности читателя. Публицистика привлечена интенсивно ввязываться в
жизнь, влиять на общественное мнение. которое зачастую оказывается для читателя не менее важным,
чем факты.
· Информационными
называют те, в которых находится систематическая информация о документах, либо
итог анализа и синтез данных, находящихся в первоисточниках, публикуемые
организацией, выполняющей информационно-научную деятельность. · Развлекательными, то есть изданиями для
заполнения досуга, называют те, в которых можно увидеть публикации на
общедоступные темы об укладе жизни, о забавах, творчестве, хобби.
· Научными изданиями называют те, в которых
публикуются процесс или результат исследования в различных областях, от
культурной до технологической. Важно понимать, что в научных изданиях
информация изложена доступным языком и понятными формулировками, чтобы человек,
не разбирающийся в теме, мог понять смысл написанного. В этом и есть цель
журналиста: рассказать о сложных вещах простым языком.
· Рекламными называются издания, содержащие
информацию о товарах, услугах, событиях, описанных в привлекательной форме,
чтобы благодаря предложению сформировать и получить большой спрос. Рекламными
изданиями можно назвать те, в которых содержится свыше 40% рекламной
информации.
· Культурно-просветительскими являются те издания,
в которых публикуются образовательные материалы, направленные на
распространение знаний, приобщению к культуре. Периодичность выхода материала в интернет-СМИ кардинально
отличается от других медиа. Если газеты есть еженедельные, ежемесячные и
ежедневные, если программы на телевидении и радио начинаются в определенное
время, то в интернет-СМИ всё иначе. Периодичность или регулярность может
устанавливаться по различным рубрикам автономно, по дэдлайнам. Также срочные
новости на любую тематику могут выпускаться оперативно, что ставит интернет-СМИ
в преимущество перед другими медиа. Аудитория выбирает то СМИ, которое
публикует «горячие» новости быстрее всех.
Общедоступность – одно из важнейших факторов
интернет-СМИ. Огромная скорость распространения информации на информационных
сайтах, которая будет растиражирована сетевыми и печатными изданиями не требует
больших материальных и временных затрат. Доступ в интернет, как известно, есть
даже в метрополитене, а значит, с легкостью можно узнать о событии по
интересующей теме на просторах Всемирной сети. Гипертекстуальность – уникальное свойство
интернет-СМИ, которое способствует увеличению содержания передаваемой
информации. Гипертекстуальность создает связь между основным текстом и
гиперссылками.[3]
Это позволяет в одной среде познать материал, уйти в глубь, в истоки, усилить
качество информации. Но, самое главное, гиперссылки заставляют нас думать и
анализировать. Уходя в другие источники, мы можем сравнить, узнать больше,
сделать свои выводы после прочитанного или увиденного.
Интерактивность позволяет приблизиться к аудитории,
завести диалог с помощью опросов, передать событие наглядно с помощью видео и
фотоматериалов, то есть использовать разнообразные способы контакта. Интерактивность способствует получению
обратной связи, позволяет оценивать положение дел и реагировать. Интернет
является уникальным каналом для общения с конечными пользователями, он выходит
на новый уровень и коммуникационные функции в СМИ, дающие возможность быстро
реагировать не только на одного человека, но и на множество. Здесь двусторонняя
связь происходит в одной и той же среде – в Интернете. Кроме того, общение
может принять синхронный или онлайн характер. Это могут быть: форумы, гостевые
книги, чаты, поиски внутри сайта, онлайн
Территория распространения: трансграничность[i].
Всемирная сеть рушит принятую концепцию расстояния. Многие интернет-издания
находятся в прямой доступности для жителей любого государства, если не считать
те, которые доступны только по специальной подписке. Существует несколько проблем,
которые может возникнуть при получении информации читателями: иностранный язык
и сложность в присоединении к интернету. Процесс всемирной унификации аудитории
определяется ритмом его обновления и характером содержания, когда должны
учитываться разные часовые пояса и максимальная активность аудитории.
Мультимедийность. Слияние всех каналов связи — печать,
радиовещание, телевидение и интернет — все в одном. Мультимедиа позволяет
общаться в разнообразных видах. В частности, всемирная паутина стала благоприятной
в плане дружественности средой для альтернативных СМИ- радиостанций,
сосредоточенных на тематических вопросах. Эти СМИ обогащают своих читателей
важным контентом в онлайн-среде. В Интернете и фотография несёт за собой другой
облик: в них нет ограничений в форме и объеме, как на бумаге, нет таких
жестоких запретов в части этики, какие можно заметить в печатных СМИ.
Типологическую структуру СМИ определяют следующие
факторы:
Социально-политический. Существует тенденция в
значительном увеличении участия государства в формировании информационной
политики СМИ. Лидирующим факторов политический, потому что многие социальные
институты зависят от политической повестки. Журналистика в роли необходимой
частицы политической системы социума решает такие вопросы:
формирует, укрепляет и создаёт политическую систему
преобразует качественную составляющую политической
культуры во время социализации.
Создаёт и укрепляет новые социальные отношения, На политическую
социализацию личности наибольшее влияние оказывают политические и этические
воздействия общества через классово-социальную культуру, политическую систему,
СМИ, политическую культуру и т.д.
Социально-политические аспекты функционирования
журналистики предполагают всестороннее изучение интересов, которые формируются
отношением субъекта к материалу, распространяемому из социальных источников.
Экономический. Медиа рыночной экономики недостаточно
разработаны. Многие газеты, теле- и радиоканалы доступны исключительно через
внешнее управление или спонсорство. Это мешает здоровой конкуренции. Медиа
благополучие не зависит от популярности аудитории, а скорее от умения
договариваться с владельцами. Каждому из развивающихся типов рынка России
(потребительскому, отраслевому, финансовому, международному) важна цель, актуальность
и быстрота информации. Но структура и система медиа еще недостаточно
организована для насыщенного общения на рынке. Средства массовой информации-
это единичный и особенный паттерн в рыночной экономике, который требует
инвестиций и менеджмента, иначе никакие финансы не могут оправдать ожидаемые
политические последствия.
Техногенный. Особенно в интернет-СМИ важно техническое
обеспечение редакции, которое повышает интенсивность и эффективность работы.
Оно позволяет различными способами заинтересовать, привлечь аудиторию, ведь
современному человеку важна интерактивность и подвижность, которую
предоставляет техническое обеспечение. Развитие новых информационных и
коммуникационных технологий является важной мировой тенденцией. Интернет как
медиа используется во многих странах.
Профессиональный. Сплочение новых СМИ в контексте
устаревших типов идеологии сыграло не лучшую роль. Изменение в соблюдении
моральных и этических устоявшихся норм, а также профессиональных умений и
познаний связано с излишним и неправильным интерпретированием свободы слова.
Темп развития распространения различных СМИ стало результатом недобора
журналистов и уменьшению профессионального уровня. Увеличился темп роста в
количестве и эффективности информации, но не обработки. Однако, невозможно
пропустить увеличение оперативности, разнообразия, многоплановости, быстроты
доставки информации[4].
Также важно отметить многофункциональность современного журналиста, который
способен работать в различных сферах одновременно. Например, он может разбираться
в политической и спортивной жизни, знать несколько языков и работать с
различными жанрами, а также умело управляться с фотокамерой, что очень важно в
случае экстренной ситуации, когда рядом нет оператора. Разносторонность и
многогранность журналиста как профессионала очень ценится на рынке труда, и
такие качества в первую очередь интересуют работодателя и читателя.
Итак, типологическая особенность структуры интернет-СМИ
состоит из вышеперечисленных факторов и особенностей, напрямую влияющих на
существование интернет-СМИ и перспективу будущего. [1] История развития Интернет-СМИ в России. // Лекция-Режим
доступа: https://dni.ru/academ/2016/8/1/347408.html [2] Н.И. Иовва., Публицистика как
важнейшая составляющая СМИ. // Режим доступа — http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/106090/guminfpros2016_150_153.pdf;jsessionid=97305483219AFCE821A04FCC5A829F77?sequence=-1 [3] СМИ в пространстве Интернета:
Учебное пособие /Лукина М.М., Фомичева И.Д. – // Режим доступа — http://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/smi_internet.pdf [4] Система средств массовой
информации России. // Учебное пособие для вузов / Я.Н. Засурский М.: Аспект
Пресс. – 2001- Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/61.htm