Курсовая с практикой на тему Travel-журналистика как направление: историко-теоретический аспект.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 4
1.1 Исторические предпосылки возникновения travel-журналистики: путевые очерки, общая характеристика 4
1.2 Развитие путевого очерка в Древней Руси. Жанры путевой прозы при Петре I 5
1.3 Предпосылки формирования трэвел-журналистики в произведениях А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина. Первые журналы-трэвелоги и появление туристических организаций 8
1.4 Исторический аспект развития трэвел-журналистики в XX веке 11
Выводы 13
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 15
2.1 Современное понимание терминов «трэвел-журналистика» и «трэвел-медиатекст» 15
2.2 Современная трэвел-журналистика и Интернет. Трэвел-блогерство 19
2.3 Жанровая специфика современной трэвел-журналистики. Анализ журналов «Вокруг света», National Geographic и GEO 23
Выводы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Введение:
Читателю, который стремится изучать и мыслить, всегда интересно то, как живут другие народы и страны. В этом смысле трэвел-журналистика – то, что помогает изучать культуру, специфику быта, достопримечательности, особенности национальной кухни различных народов. Рассматриваемая сфера журналистики всегда была актуальной.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение трэвел-журналистики в русле теоретического и исторического аспектов.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что сегодня трэвел-журналистика имеет тенденции трансформироваться, и то, что было несколько лет назад в сфере освещения журналистами стандартно, сейчас может быть уже не актуальным.
Специфика трэвел-журналистики состоит в том, что ей свойственен интегрирующий характер (просветительская функция вкупе с рекреативной функцией).
Трэвел-журналистика представляет собой отдельную сферу журналистики с направленностью и передачей интересных читателям темы быта, культуры, искусства разных стран. Сейчас журналистика путешествий развивается не только на страницах печатных изданий и телевидении, но все более приобретает популярность в Интернете. Совершенствование технологи и увеличение методов информирования аудитории стало важным моментом в становлении трэвел-журналистики. Огромная роль здесь принадлежит телевизионным программам и целым каналам, которые посвящены путешествиям. Многие передачи – это масштабные развлекательные шоу, которые при помощи эмоциональной реакции зрителя создают запоминающуюся и иногда шокирующую информацию о различных странах в необычном ракурсе. Немаловажно также то, что трэвел-журналистика сейчас активно развивается в блогосфере, поскольку огромная популярность принадлежит блогам о путешествиях, в которых визуально и аудиально можно погрузиться в атмосферу того или иного города или страны (посмотреть видео, прослушать аудиозаписи). Такая доступность материала и возможность постоянно быть в курсе событий дает возможность большего количества современной аудитории.
Научная новизна исследования состоит в том, что трэвел-журналистика на сегодняшний момент остается малоизученной сферой медиа-пространства и существует не так много исследований, посвященных вопросам журналистики путешествий. Некоторые исследователи вообще не считают материалы о путешествиях продуктом журналистики. По их мнению, это больше дневники-заметки, а не серьезные статьи.
Задачи, поставленные нами:
1) Изучение понятийно-теоретической основы предпосылок возникновения трэвел-журналистики;
2) Рассмотрение основных этапов становления путевого очерка как основы трэвел-журналистики;
3) Характеристика и анализ структуры, жанрового и тематического наполнения журналов «Вокруг света», National Geographic;
4) Выявление основных приемов современной трэвел-журналистики.
Объект исследования – отечественная журналистика, а именно-путевые заметки. Предмет исследования – особенности материалов журналов «Вокруг света», National Geographic и GEO.
Вопросами трэвел-журналистики занимались такие авторы, как Л. М. Гончарова, Т. Ю. Редькина, В. А. Шачкова, Ю. В. Ростовская и пр.
В курсовой работе использовались следующие методы исследования: сравнительный анализ, мониторинг СМИ.
Работы включает в себя введение, две главы, библиографический список и заключение.
Заключение:
Современная коммуникационная теория понимает деятельность журналиста по созданию публикаций как «текстовую деятельность». Исследователи выделяют объект такой деятельности, который представляет собой реальное событие (медиасобытие). После формируется медиатекст (консолидация фактов, приоритетов журналиста как личности, материалов его творчества, формата СМИ).
И. В. Калинин говорит, что современный медиатекст направлен на массового потребителя и предполагает применение методов, которые присущи современной массовой коммуникации. Обязательно речь идет об интертекстуальности, частях саморекламы, монтажа и способах тиражирования.
Важная роль в трэвел-журналистике принадлежит Интернету. Сегодня массовая информация и ее активное распространение в Интернете привело к формированию пользовательской журналистики. Трэвел-журналистика адаптировалась под новые форматы и сформировалось такое понятие, как «трэвел-блогер».
В настоящее время мы видим огромное количество контента в Интернете, связанного с путешествиями.
Термин «трэвел-блогер» представляет собой специфичное явление, главной тематикой является трансформация впечатлений и информации автора. Термин «трэвел-блогер» отличается от термина «трэвел-журналистика» тем, что журналист зависим от какого-либо средства массовой информации сроками сдачи материала и доходом. Журналист также следует определенным этическим и моральным кодексам.
На сегодняшний день отношение к трэвел-журналистике и туристической прессе неоднозначно. Некоторые исследователи полагают, что такой тип журналистики можно воспринимать как вид других типов прессы.
Современная пресса путешествий классифицируется на разделы о путешествиях в разных изданиях (в зарубежной прессе известны «рубрики выходного дня») и на журналы-трэвелоги. Первым присущ массовый характер. Трэвелогам характерен ориентир на широкий круг читателей, которые предназначены для разных типов аудитории. Трэвелоги дают достаточно специфическую информацию, которая направлена на интересы достаточно узкого круга аудитории.
Пресса путешествия и туризм действительно тесно взаимосвязаны, как журналистика путешествий связана с литературой. Пресса помогает создать образ «человека отдыхающего», она базовая среди источников создания современного отдыха и туризма.
Сначала человек удовлетворял свое любопытство при помощи путешествий, изредка ведя записи увиденного. Сначала трэвел-журналистика начинает свою деятельностью с путешествий, которые были представлены в виде литературных произведений. Сначала это были заметки фрагментарного типа, дневники, содержащие в себе наблюдения и попытки личностного осмысления происходящего. Далее формируются полноценные жанры трэвел-журналистики – например, путевой очерк. После журналистика путешествий переходит от познавательных и научных изданий к художественным и публицистическим. И сначала трэвел-журналистика характеризовалась деловым характером в виде статей и отчетов. На место отчетом приходят красочные описания, литературное мастерство публицистов. Журналистика путешествий становится с акцентом на личность, эмоции автора статьи.
Сегодня трэвел-журналистика перемещает СМИ в сторону рекреативной журналистики в развлечении, влияет на самоидентификацию идей, создавая масштабное мировоззрение.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1 Исторические предпосылки возникновения travel-журналистики: путевые очерки, общая характеристика
Анализируя истоки трэвел-журналистики, можно сказать, что первопроходцем в этой деятельности был путевой очерк. Именно с него начинается становление журналистики путешествий [8].
Жанр путевого очерка дает возможность журналистам безгранично применять художественные образы, литературные приемы и вымышленные элементы в своей работе. То есть можно сформировать материал развлекательного характера даже в случае отсутствия реального путешествия. Такие статьи, в которых читатель видит чужие фотографии или картинки, часто можно встретить в глянцевых изданиях или в блогах. В печатном формате наблюдается крайне малое количество очеркистов, которые бы писали о путешествиях.
Рассмотрим подробно термин «путешествие», которое эквивалентно термину «путевой очерк» и является стержнем всей трэвел-журналистики.
Путешествие представляет собой жанр литературы, основанный на описании достоверных сведений о землях, странах, народах. Путешествие как жанр выражает себя в форме записок, очерков и дневников. Задачи путешествия – эстетические, философские и др. [12]
В основе путевого очерка находится как раз путешествие. Первый представляет собой описание событий, произошедших с различными людьми, отражение различных тематик, которые произошли во время путешествия журналиста.
Специфической особенностью путевого очерка является бесконечное разнообразие целей, которые может преследовать журналист. Основной задачей путевого очерка является отображение перемещение автора в пространстве и времени для формирования динамичности повествования.
Итак, журналист дает возможность аудитории стать частью путешествия, увидеть переживания и эмоции самого публициста. То есть основа путевого очерка – это яркое авторство, идея самого автора очерка.
1.2 Развитие путевого очерка в Древней Руси. Жанры путевой прозы при Петре I
Формирование и развитие трэвел-журналистики в нашей стране тесно взаимосвязано с развитием туризма. Это инициировало появление соответствующей прессы.
В России изначально не было такого понятия, как «организованный туризм». Туризм понимался как временные выезды людей на территорию другой страны на небольшое временной промежуток с последующим возвращением в Россию. В нашей стране было распространено понятие «путешествие». Само понятие начинает приобретать другой смысл с развитием литературы. Так, в Древней Руси термин «путешествие» означал новый жанр, который соответствовал одной из форм изложения географических и этнографических сведений в произведении литературы [8].
Также существует точка зрения, согласно которой отечественная пресса путешествий начинается с литературы Древней Руси. В XII-XIV вв. единственным примером прозы путешествий был жанр «хождение» («хожение»). На тот момент путевые заметки подобного плана были связаны с темами философии и несли функции познания и морального подтекста. Писатели Древней Руси жанра хождения занимались тем, что подробно описывали свои паломничества к святым местам. Авторы говорили о важности практической информации для будущих путешественников. Создавались путеводители по святым местам и устные рассказы о чужих государствах. Например, это произведения «Хожение Игнатия Смольянина в Царь-Град» (1389 г.) и «Хожение Авраамия Суздальского» (1437-1440 гг.).
После жанр «путешествие» лишается религиозного контекста и расширяет свои географические границы. Пример — «Хожение за три моря» Афанасия Никитина – образец классических путевых записей древнерусской литературы.
Статейные списки в XVI в., жанры путевой прозы при Петре I
К XVI в. появляются новые жанры (скаски, отписки, росписи). Исследователи изучают их постоянно.
Огромное значение придавалось жанру статейных списков (деловых документов, представлявших собой отчет русских послов о выполнении ими поручений). Специфика статейных список состояла в том, что, несмотря на свой деловой характер, они больше принадлежали к жанру художественной литературы и дневникам. То есть такие попытки освоить реальность при помощи художественных приемов и личных эмоций в статейных списках придавало им оттенок произведений литературы и делали их предшественниками литературного жанра путешествий. Последний станет оформленным только в XVIII веке и станет основой для других жанров в журналистике [8].
В начале XVIII в. Петром I был задан курс на активное освоение Европы. Петровскую эпоху называют началом формирования русского литературного языка. В это время в истории нашего народа произошли существенные перемены и преобразования, которые коснулись государственности, производства, военного и морского дела, менялся был господствующих классов русского общества. Данные реформы кардинально изменили сознание и привычки дворян в России, привычки промышленников. Естественно, что это нашло свое отражение и в русском языке.
Итак, что происходит в период реформ Петра I в русском языке.
1) Изменяется алфавит.
2) Появляется массовая печать.
3) Вводятся нормы речевого этикета.
4) Изменяется сама языковая сущность [[13].