Курсовая с практикой на тему Транспортный налог: назначение, основные элементы, порядок исчисления и уплаты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты налогообложения транспорта. 5
1.1. Ретроспектива транспортного налогообложения в России. 5
1.2. Сущность и основные элементы транспортного налога на
современном этапе 12
1.3. Сравнение зарубежного и российского опыта
налогообложения транспортных средств. 18
2. Практические аспекты транспортного налогообложения в
Российской Федерации 22
2.1. Сравнительный анализ транспортного налога субъектов
РФ.. 22
2.2. Проблемы и совершенствование налогообложения
транспортных средств в РФ 26
2.3. Трансформация способа уплаты транспортного налога в
условиях цифровизации. 28
Заключение. 36
Список использованных источников. 39
Введение:
Актуальность
темы исследования предопределена следующими аспектами. Во-первых, значимостью
вопросов правового регулирования налогообложения, так как в качестве главного
источника формирования доходной части бюджетной системы Российской Федерации
выступают именно налоги и сборы, в частности и транспортный налог. Во-вторых,
постоянными изменениями в налоговом законодательстве, которые зачастую носят
бессистемный и спонтанный характер. Налоговое право в целом относят к наиболее
изменяющемся подотраслям российского финансового права. Что касается
транспортного налога, то в последние годы произошли некоторые изменения при
исчислении его суммы. В-третьих, нечеткостью и неясностью положений налогового
законодательства, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика,
связанная с разрешением споров между налоговыми органами и налогоплательщиками
относительно налогообложения транспорта.
Эксперты
отмечают, что самое большое число споров по транспортному налогу связанно с
исчислением его суммы, с применением льгот по уплате налога и с применением
различных ставок налога. Кроме того, транспортный налог, как и каждый налог,
индивидуален, так как предполагает собственную правовую конструкцию.
Сложившаяся судебная практика свидетельствует о применении сложной и несовершенной
существующей модели транспортного налога. Отсутствуют четкие критерии
определения объектов налогообложения, возникают сложности с применением
налоговых льгот.
Для
совершенствования правовой модели транспортного налога, которая сочетала бы
интересы Федерации, субъектов РФ и налогоплательщиков, необходимо проведение
исследования в области налогообложения транспортных средств в целях
совершенствования правового регулирования транспортного налога. Вопросы
налогообложения транспорта в своих трудах исследовали такие ученые как
Агузарова Ф, Батарин А.А,, Берестовой А.А. Сибиряткина И.В., Травникова В.В. и
др.
Тем
не менее, вопрос развития транспортного налогообложения является недостаточно
изученным, и требует дальнейшего исследования.
Объектом
исследования являются общественные отношения, возникающие при исчислении и
уплате транспортного налога.
В
качестве предмета исследования выступают регулирование транспортного налога.
Цель
исследования — провести анализ порядка и особенностей транспортного
налогообложения, а также выявить возможности совершенствования существующей
системы налогообложения по транспортному налогу.
В
соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:
—
рассмотреть ретроспективу транспортного налогообложения в России;
—
раскрыть сущность и основные элементы транспортного налога на современном этапе;
—
провести сравнение зарубежного и российского опыта налогообложения транспортных
средств;
—
представить результаты сравнительного анализа транспортного налога субъектов РФ;
—
выявить проблемы и совершенствование налогообложения транспортных средств в РФ;
—
раскрыть возможности трансформации способа уплаты транспортного налога в
условиях цифровизации.
В
качестве основных методов исследования были использованы такие общенаучные
методы как анализ и синтез, индукция.
Структура
выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования и
состоит из введения, двух глав, объединивших семь параграфов, заключения,
библиографического списка и приложений.
Заключение:
В
результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Транспортный
налог представляет собой форму имущественного налога, который существует
относительно долгое время и пережил достаточное количество преобразований. В
своем развитии он от этапа советского периода прошел через период с 1991 года,
когда был введен в действие ФЗ «О дорожных фондах в РСФСР (затем РФ)» до
современного периода, который начался с 2003 года с введением в действие главы
28 НК РФ «Транспортный налог» и продолжается по настоящее время.
Транспортный
налог как и любой другой налог выполняет три функции. Во-первых, это фискальная
функция, которая проявляется в том, что он наряду с другими налогами является
источником пополнения бюджета государства. Во-вторых, регулирующая функция,
заключающаяся в предоставлении льгот по налогу определенным категориям граждан,
а также в повышающих коэффициентов для владельцев дорогих автотранспортных
средств. В-третьих, благодаря контрольной функции возможно сопоставление
поступлений по транспортному налогу с потребностями в финансовых ресурсах на
мероприятия.
Основными
преимуществами транспортного налогообложения зарубежом является включение
налога в стоимость топлива, что позволяет снизить расходы на администрирование
налога, а также зависимость налога от экологического класса автотранспортного
средства, что позволяет стимулировать приобретение транспорта с более высоким
классом экологичности.
В
качестве налогоплательщиков транспортного налога установлены лица, на которых
зарегистрированы транспортные средства. И соответственно объектами
налогообложения признаются зарегистрированные транспортные средства.
Иными
словами, возникновение обязанности по уплате налога находится в зависимости от
регистрации транспортного средства.
Анализ
арбитражной практики показал, что одни суды на стороне налогоплательщиков (основанием
для возникновения обязанности по уплате транспортного налога является само
наличие у лица транспортного средства); другие — на стороне налоговых органов с
позицией, что обязанность по уплате транспортного налога не может ставиться в
зависимость от желания лица в регистрации транспортного средства.
Позиция
Верховного Суда РФ в отношении объекта налогообложения: неисполнение
обязанности по государственной регистрации транспортных средств не влечет
исключения данных транспортных средств из числа объектов налогообложения по
транспортному налогу Компетенция регионального законодательства по
транспортному налогу – ставки налога, порядок и сроки уплаты, а также
возможность установления льгот для определенных налогоплательщиков.
Анализ
регионального законодательства (Владимирской) области показывал, что
практически все ставки транспортного налога превышают в 8-10 раз базовые.
Особого
внимания заслуживает, наличие диспропорций ставок налога у смежных категорий
транспортных средств. Заслуживает внимания норма (ст. 356НК РФ), которая
закрепляет возможность установления льгот и их оснований по транспортному
налогу представительными (законодательными) органами субъекта РФ и ставит в
неравные условия одних и тех же категорий лиц, которые территориально находятся
в разных регионах России. Сумма налога с физических лиц, исчисляется налоговыми
органами и отражается в налоговом уведомлении.
Физические лица,
уплачивают транспортный налог на основании уведомления, которое направляется
налоговым органом. При недоимке и неисполнении требования об уплате налога,
налоговые инспекции не подают исковые заявления в суды общей юрисдикции, а
действуют по упрощенной процедуре издания судебного приказа мировым судьей.
Налогоплательщики, являющиеся юридическими 54 лицами, исчисляют сумму налога
самостоятельно
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты налогообложения транспорта
1.1. Ретроспектива транспортного налогообложения в
России В
научной литературе по налоговому праву вопросу истории транспортного
налогообложения в России уделено недостаточно внимания.
Исследователи-экономисты отмечают, что «исторические корни налогообложения
транспорта произрастают от налогообложения имущества граждан как материально
овеществленного дохода».
Иными
словами, средства передвижения стали объектом обложения позже, чем недвижимое
имущество. Появление транспортного налога связывают с социальным расслоением,
стратификацией. То есть, те, кто имел возможность приобрести транспортное
средство, способен и платить налог. Приобретение простейшего транспортного
средства требовало значительных денежных вложений и косвенно свидетельствовало
о достатке его хозяина.
Отметим,
что в зависимости от профессии (врачи, почтальоны) люди могли получить льготу
по налогу. Исследователи, изучающие историю транспортного налога, отмечают, что
в «СССР транспортный налог начал взиматься с начала 1920-х годов.
Налогооблагаемым транспортом тогда являлись самодвижущиеся экипажи, лошади,
велосипеды и пр.
В
начале 1930-х годов размер налога с самодвижущихся экипажей составлял от 6 руб.
до 15 руб. за одну лошадиную силу (л. с.) за полугодие. 21 марта 1988 г.
Верховным советом СССР были установлены ставки для владельцев автомобилей по 50
коп. за 1 л. с.».
В
России начало истории современного налогообложения транспорта относят к 1991
году, когда был принят Закон РСФСР от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в
РСФСР» (затем Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в РФ»), в
котором п. 1 статьи 3 в качестве основных источников образования дорожных
фондов были определены:
федеральные
и территориальные налоги на реализацию горюче — смазочных материалов;
налог
на пользователей автомобильных дорог;
налог
с владельцев транспортных средств;
налог
на приобретение автотранспортных средств (кроме приобретаемых гражданами в
личное пользование легковых автомобилей);
акцизы
с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Впоследствии
перечень налогов, которые выступали в качестве источников формирования дорожных
фондов, сокращался:
— первоначально были исключены налоги на
реализацию горюче-смазочных материалов и налог на пользователей автомобильных
дорог (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ);
—
затем в качестве источника выделен транспортный налог (в ред. Федерального
закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ).
Инструкция
Госналогслужбы РФ от 15.05.1995 N 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды» (далее — Инструкция) определяла основные элементы
налогов, которые формировали дорожные фонды (действовала в период с 1995 года
по 2000 год).
В
2000 году была утверждена новая Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 N 59 «О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (действовала в
период с 2000 по 2002 год). В таблице 1.1 представлена краткая характеристика
налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных
средств и налога на приобретения автотранспортных средств.
Таблица
1.1 – Характеристика налога на пользователей автомобильных дорог, налога с
владельцев транспортных средств и налога на приобретения автотранспортных
средств (с 1995 до 2000 года)