Курсовая с практикой на тему Транспортный налог: действующий механизм исчисления и направления его совершенствования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и теоретические основы механизма исчисления транспортного налога 5
1.1. Эволюция транспортного налога и этапы его становления в России 5
1.2. Порядок исчисления и взимания транспортного налога 9
1.3. Зарубежный опыт налогообложения транспорта 11
Глава 2. Эффективность действующего механизма исчисления транспортного налога и направления его совершенствования 14
2.1. Анализ поступлений транспортного налога в бюджет субъекта Российской Федерации 14
2.2. Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств 23
2.3. Пути совершенствования транспортного налога в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 30
Введение:
Актуальность темы курсовой работы определяется ролью транспортного налога в региональном бюджете, а также тем, что его уплата распространяется на хозяйствующие субъекты и значительную часть населения Российской Федера-ции. Принадлежность транспортного налога к компетенции региональных орга-нов власти позволяет при определении ставки учитывать индивидуальные осо-бенности области, края, республики. От объема транспортных налогов зависит объем региональных бюджетов.
В зависимости от региона (субъекта Российской Федерации) порядок исчис-ление транспортного налога отличается. Также отличается порядок исчисления транспортного налога в зависимости от субъекта: физическое или юридической лицо владеет транспортным средством. Транспортный налог – это региональный налог, то есть все поступления по данной статье зачисляются в региональный бюджет и расходуются по целевому назначению (решение дорожных проблем и обслуживание дорог). Сказанное выше определяет актуальность темы исследова-ния.
Вопросам налогообложения транспортных средств посвящены труды таких экономистов как: Брызгалин А.В., Вылкова Е.С., Пансков В.Г., Перов А.В., Чер-ник Д.Г. и др.
Целью выполнения работы является исследование порядка и особенностей исчисления транспортного налога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть эволюцию и систему нормативно-правового регулирования исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации;
— рассмотреть вопросы эволюции транспортного налога и этапы его станов-ления в России;
— исследовать порядок исчисления и взимания транспортного налога;
— изучить зарубежный опыт налогообложения транспорта;
— провести анализ поступлений транспортного налога в бюджет субъекта Российской Федерации;
— выявить проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств;
— предложить пути совершенствования транспортного налога в России.
Объект курсовой работы — налоговые отношения между государством и юридическими, физическими лицами по поводу налогообложения транспортных средств.
Предмет курсовой работы — анализ исчисления и уплата транспортного налога.
Теоретическая и информационная база исследования представлена в первую очередь законодательными и нормативными актами Российской Федера-ции, среди которых были изучены Конституция, Гражданский и Налоговый ко-дексы. Кроме того, при написании работы были использованы труды отечествен-ных экономистов. Информационную основу исследования составили открытые данные сети Интернет: сайтов ФНС России и Минфина России.
Цель и задачи курсовой работы определили структуру, которая представ-лена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источ-ников.
Заключение:
Транспортный налог — это региональный налог, регулирование которого находится в ведении субъектов РФ. Система налогообложения транспортных средств проходила трансформацию на протяжении более 25 лет, необходимость которой вызывали глобальные изменения экономики государства. В действую-щем Налоговом кодексе представлены положения, на основании которых нало-гоплательщиков может в полном объеме исчислить и своевременно уплатить пла-тежи по транспортному налогу в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
На федеральном уровне регулирование транспортного обложение закреп-лено во второй части Налогового кодекса РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. В Налоговом кодексе для этих целей отведена целая глава 28 «Транс-портный налог», которая была введена в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 г.
На региональном уровне порядок исчисления и уплаты транспортного налога закрепляется в законах субъектов Российской Федерации. Автовладелец должен ориентироваться при уплате налога законодательством того субъекта РФ, на территории которого его транспортное средство зарегистрировано.
Транспортное налогообложения в настоящее время в нашей стране нахо-дится в стадии реформирования. Именно этим объясняется целесообразность изучения зарубежного опыта в рамках настоящего исследования. Учет опыта других стран позволит устранить пробелы в законодательстве, не допустить ошибки, выработать новые финансово-правовые предписания стимулирующего и ограничивающего характера.
Наша система транспортного налогообложения в значительной степени от-личается от зарубежной. В мире не так много государств, в которых транспорт-ный налог находится в зависимости от мощности двигателя. Это объясняется тем, что в большинстве западных стран основу правового регулирования сферы налогообложения составляют интересы субъектов этих отношений.
Региональные налоги являются не только источником налогового потенци-ала бюджета субъекта РФ, но и влияют на финансовое состояние граждан, а также на построение всей налоговой политики государства. Рост экономики России за-висит от развития регионов. Улучшение социального развития региона является основным показателям, выражающим эффективность развития региона.
Социально – экономическое положение регионов РФ находится под влия-нием географического положения, наличия природных, трудовых ресурсов и от-раслевой структуры производства. Также немалую роль играет историческое развитие региона и его демографические показатели. В случае отсутствия или не-достатка ресурсов в регионе достойное проживание граждан может обеспечить развитие производства, дотационные отчисления из федерального бюджета и поддержка государством региона в целом.
Источником удовлетворения различных потребностей населения является наращивание темпов производства и экономический рост в регионе. Существую-щая налоговая политика региона во многом определяет масштабы производства материальных благ, развитие предпринимательской и инвестиционной активно-сти, качество жизни населения, уровень доходов и занятости, а также развития социальной сферы субъекта.
Своевременность и полнота уплаты региональных налогов прямым обра-зом способствует социально-экономическому развитию региона, т.е. эффективно перераспределяя данные поступления, осуществляется социальная поддержка определенной категории граждан и реализуется развитие приоритетных направ-лений экономики.
В рамках курсовой работы был рассмотрен опыт различных стран, кото-рый может быть так или иначе адаптирован под условия российской реальности. Обзор зарубежного опыта свидетельствует о том, что во всех странах транспорт-ное налогообложение преследует цель – уменьшить влияние и нагрузку на эколо-гию, то есть заставляет автовладельцев выбирать способы снижения уплачивае-мой суммы налога: оптимальное использование автомобилей, выбор более эколо-гичных и экономных моделей, что приводит к снижению выбросов углекислого газа в атмосферу.
В работе более подробно были рассмотрены порядок и особенности взима-ния транспортного налога на примере Омской области. Несмотря на ежегодный прирост поступлений по транспортному налогу в бюджет Омской области, суще-ствует потенциал для увеличения его собираемости. В качестве методологической базой исследования были использованы методы сравнительного анализа, графо-аналитические методы, а также математические.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ос-новная проблема – налогообложение транспортных средств заключается в неэф-фективной собираемости. На данный момент собираемость транспортного налога зафиксирована на уровне менее 50%.
Основные проблемы, которые требуют решения можно сформулировать следующим образом:
— проблема неэффективности взимания транспортного налога;
— неэффективная прогрессивная шкала ставок;
— отсутствие взаимосвязи транспортного налога и экологических проблем.
В качестве вариантов совершенствования транспортного налога могут быть предложены следующие направления:
— изменение состава, структуры и основы для расчета,
— пересмотр шкалы ставок в сторону дифференциации, прогрессивности и эффективности,
— отмена транспортного налога и включение его в акцизы на бензин, мо-торные масла и дизельное топливо.
В ходе исследования было выявлено, что средняя ставка по Сибирскому федеральному округу для легковых автомобилей с мощностью до 100 лошади-ных сил выше установленной ставки по Омской области. По результатам анализа было выявлено, что в Омской области существует потенциал увеличения налого-вых доходов бюджета Омской области от транспортного налога на 16,8% или на 267 065 тыс. руб.
Таким образом, проведя исследование, можно сделать вывод, что доходная часть бюджета в виде налоговых поступлений имеет тенденцию роста с учетом увеличения налоговых поступлений от категории легковых автомобилей до 100 л.с. с повышением ставки, а также с учетом отмены льготы Платон и введением новой льготы.
Фрагмент текста работы:
Актуальность темы курсовой работы определяется ролью транспортного налога в региональном бюджете, а также тем, что его уплата распространяется на хозяйствующие субъекты и значительную часть населения Российской Федерации. Принадлежность транспортного налога к компетенции региональных органов власти позволяет при определении ставки учитывать индивидуальные особенности области, края, республики. От объема транспортных налогов зависит объем региональных бюджетов.
В зависимости от региона (субъекта Российской Федерации) порядок исчисление транспортного налога отличается. Также отличается порядок исчисления транспортного налога в зависимости от субъекта: физическое или юридической лицо владеет транспортным средством. Транспортный налог – это региональный налог, то есть все поступления по данной статье зачисляются в региональный бюджет и расходуются по целевому назначению (решение дорожных проблем и обслуживание дорог). Сказанное выше определяет актуальность темы исследования.
Вопросам налогообложения транспортных средств посвящены труды таких экономистов как: Брызгалин А.В., Вылкова Е.С., Пансков В.Г., Перов А.В., Черник Д.Г. и др.
Целью выполнения работы является исследование порядка и особенностей исчисления транспортного налога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть эволюцию и систему нормативно-правового регулирования исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации;
— рассмотреть вопросы эволюции транспортного налога и этапы его становления в России;
— исследовать порядок исчисления и взимания транспортного налога;
— изучить зарубежный опыт налогообложения транспорта;
— провести анализ поступлений транспортного налога в бюджет субъекта Российской Федерации;
— выявить проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств;
— предложить пути совершенствования транспортного налога в России.
Объект курсовой работы — налоговые отношения между государством и юридическими, физическими лицами по поводу налогообложения транспортных средств.
Предмет курсовой работы — анализ исчисления и уплата транспортного налога.
Теоретическая и информационная база исследования представлена в первую очередь законодательными и нормативными актами Российской Федерации, среди которых были изучены Конституция, Гражданский и Налоговый кодексы. Кроме того, при написании работы были использованы труды отечественных экономистов. Информационную основу исследования составили открытые данные сети Интернет: сайтов ФНС России и Минфина России.
Цель и задачи курсовой работы определили структуру, которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Сущность и теоретические основы механизма исчисления транспортного налога
1.1. Эволюция транспортного налога и этапы его становления в России
Базой действующей в настоящее время системы налогообложения стал пакт законодательных актов, которые были приняты в 1991 году. Большое число видов налогов (около 40) было связано с необходимость формирования доходной части бюджетной системы страны, вызванной резким снижением объемов производства и реализации товаров, работ и услуг, то есть экономическим кризисом в целом. 18 октября 1991 г. был принят закон № 1759- 1 «О дорожных фондах в РСФСР», в соответствии с которым в стране были установлены четыре вида налогов (рисунок 1.1) :
Первая статья Закона №1759-1 определяла, что транспортные налоги формировали доходную часть дорожного фонда: Федерального, фондов республик РСФСР, фондов областей и т.д. Закон запрещал использование собранных средств по транспортным налогам в каких-либо целях кроме содержания, ремонта, реконструкции и
строительства автомобильных дорог общего пользования. Плательщиками налогов в дорожные фонды признавались (рисунок 1.2) :
Если сравнить систему налогообложения (речь только о транспортном налоге) 90-х годов и действующую в настоящее время, то, конечно, в первую очередь обращает на себя внимание меньшая дифференциация ставок. Это определялось уровнем развития экономики, в том числе и видам используемых транспортных средств. Дата уплаты налога зависела от даты регистрации транспортного средства, а в случаях изменения владельца – даты перерегистрации транспортного средства.
Из – за того, что во время становления налоговой системы налоговые органы не могли в полной мере контролировать своевременность и полноту уплаты транспортных налогов, регистрация, перерегистрация или технический осмотр без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производились.
В Законе от 18.10.1991 года № 1759-1 в п.п.6.4 приводился перечень категорий граждан и юридических лиц, которые освобождались от уплаты налога (рисунок 1.3) .
Рассмотренный Закон о дорожных фондах действовал до 2003 года и претерпел 13 редакций. Вносились уточнения и дополнения, которые были вызваны изменениями в экономике страны.
На федеральном уровне регулирование транспортного обложение закреплено во второй части Налогового кодекса РФ , вступившей в действие с 1 января 2001 года. В Налоговом кодексе для этих целей отведена целая глава 28 «Транспортный налог», которая была введена в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 г.
На региональном уровне порядок исчисления и уплаты транспортного налога закрепляется в законах субъектов Российской Федерации. Автовладелец должен ориентироваться при уплате налога законодательством того субъекта РФ, на территории которого его транспортное средство зарегистрировано.
Налогоплательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, считающиеся объектом налогообложения.
Объекты налогообложения в нашей стране – это автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства. В законе имеется перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения.
Налоговый периодом для расчета и уплаты транспортного налога согласно законодательству — календарный год. Для юридических лиц отчетный период – кварталы (I, II и III).
Налоговые ставки приведены в статье 361 НК РФ . Конкретный размер ставки устанавливается законами субъектов Российской Федерации. В настоящий момент сумма транспортного налога в РФ находится в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.