Курсовая с практикой на тему Трансформация внешней торговли России в условиях санкционной политики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы
внешнеторговой политики…………….. 5
1.1 Понятия, формы внешней торговли и цели
ее регулирования…. 5
1.2 Характеристика инструментов
регулирования внешней торговли 11
Глава 2. Анализ основных тенденций
внешней торговли Российской Федерации в условиях санкционной политики………………………………………………….. 18
2.1 Анализ позиций России во внешней
торговле в условиях санкционной политики………………………………………………………………………………….. 18
2.2 Перспективы развития внешней торговли
РФ и снятия санкций. 28
Заключение……………………………………………………………………………………… 40
Список использованных источников………………………………………………. 42
Введение:
Актуальность
исследования определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной
экономике возникла необходимость в создании адекватного регулирования внешней
торговли, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач,
внешняя торговля участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции
страны в международное разделение труда и в формировании новых международных
отношений, характерных для рубежа XXI века.
Кардинальное
изменение геополитической обстановки в последние десять лет существенно
изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические
связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого
народнохозяйственного комплекса, стали внешними. В итоге сформировалось
принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с
зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.
Радикальная
рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой
экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает
необходимость постоянного развития специфического вида государственной и
профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое
значение таможенного регулирования экономических связей.
Целью курсовой является
исследование и оценка государственного регулирования внешней торговли
Российской Федерации в условиях санкций.
Достижение поставленной
цели потребовало постановки следующих задач:
— изучить понятия, формы
и целей регулирования внешней торговли;
— охарактеризовать
инструментов регулирования внешней торговли;
— проанализировать
позиций России во внешней торговле в условиях санкционной политики;
— рассмотреть перспектив
развития внешней торговли РФ и снятия санкций.
Методы исследования в
работе: сравнение; обобщение; формализация; анализ,
синтез, моделирование, аналогия, индукция, дедукция, классификация.
Информационной базой
исследования стали статистические данные мировых индикаторов UNCTAD, ВТО,
Глобальной системы информирования об угрозах в мировой торговле. В курсовой
работе использованы монографии и научные публикации зарубежных и российских
ученых, аналитические доклады международных организаций.
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка использованной
литературы.
В первой главе
рассматриваются теоретические основы внешнеторговой политики. Изучены формы
внешней торговли и цели ее регулирования. Дана характеристика инструментов
регулирования внешней торговли.
Во второй главе
проводится анализ основных тенденций внешней торговли Российской Федерации в
условиях санкционной политики. Изучены позиций России во внешней торговле в
условиях санкционной политики и рассмотрены перспективы развития внешней
торговли РФ и снятия санкций.
Заключение:
Макроэкономический
анализ внешней торговли РФ показал, что динамика показателей экспорта и импорта
товаров и услуг сокращается с 2016 г., что обусловлена введение санкций, а
затем падением курса российского рубля.
В результате исследования внешней
торговли РФ можно сделать выводы, что Россия полностью синхронизировала свое
таможенное законодательство с нормами ВТО, перейдя на «связанный» уровень
тарифов. Среднеарифметический тариф
России в 2019 г. по данным ВТО составлял 7,6%, в том числе по сельхозпродукции
11%, по промышленной продукции – 7,1%.
В вопросах нетарифных мер
регулирования, российское законодательство также отвечает современным нормам
международной торговой системы взяв за основу при подготовке законов о мерах
нетарифного регулирования, международные кодексы многосторонней системы ГАТТ/ВТО.
В структуре нетарифных мер России
преобладают санитарные и фитосанитарные методы, квотирование импорта, субсидии
и антидемпинговые меры. Особенно следует отметить защиту рынка
сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного машиностроения.
В экспорте продукции необходимо
акцентировать внимание на не сырьевом, а высокотехнологическом экспорте, что
требует проведения стратегии импортозамещения в машиностроении.
Во II квартале 2020 г.
положительное сальдо торгового баланса России существенно снизилось за счет
уменьшения физических объемов поставок и экспортных цен на поставляемую Россией
продукцию. В апреле – июне наблюдался нетто-отток капитала, который был вызван
преимущественно ростом иностранных финансовых активов нефинансового сектора, а
также сокращением иностранных обязательств банков. Принятые монетарными
властями весной 2020 г. меры по поддержанию финансовой стабильности позволили
удержать курс рубля вблизи равновесных значений. В результате во II квартале
2020 г. валютный курс в среднем составлял 72 руб. за доллар.
В соответствии с
опубликованной Банком России предварительной оценкой платежного баланса, сальдо
текущих операций во II квартале 2020 г. осталось положительным и составило 0,6
млрд долл., что меньше, чем сальдо платежного баланса за II квартал 2019 г.
(тогда значение этого показателя находилось на уровне 9,9 млрд долл.) и сальдо
текущих операций за I квартал 2020 г. (21,7 млрд долл.).
Финансовый счет во II
квартале также оставался дефицитным. Так, отрицательное сальдо финансового счета
за II квартал 2020 г. достигло 12,7 млрд долл., тогда как во II квартале 2019
г. наблюдался профицит данного показателя в размере 5,2 млрд долл. Нетто-отток
капитала во II квартале 2020 г. связан с ростом иностранных финансовых активов
(+11,1 млрд долл. во II квартале 2020 г.) при одновременном снижении иностранных
финансовых обязательств (-1,6 млрд долл. во II квартале 2020 г.). Рост
иностранных активов был обеспечен операциями прочих секторов, составивших во II
квартале 2020 г. 11,8 млрд долл. (0,8 млрд долл. во II квартале 2019 г.).
Величина прямых и портфельных инвестиций прочих секторов за рубеж составила 4,3
млрд и 3,7 млрд долл. соответственно (4,4 млрд и -0,2 млрд долл. во II квартале
2019 г. соответственно). Размер выплаченных за рубеж торговых кредитов и
авансов во II квартале 2020 г. составил 3,8 млрд долл. (0,1 млрд долл. во II
квартале 2019 г.). Объем прочих активов вырос на 0,2 млрд долл. (падение на 1,4
млрд долл. во II квартале 2019 г.). Отметим, что банковский сектор во II
квартале 2020 г., напротив, сократил величину иностранных активов на 1,4 млрд
долл. (рост на 6,6 млрд долл. во II квартале 2019 г.).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ 1.1 Понятия, формы внешней торговли и
цели ее регулирования Внешняя торговля – форма международных экономических отношений,
представляющая собой совокупность экспортных товаров и услуг, в производстве
которых страна обладает преимуществом, и импортных товаров, и услуг, в
производстве которых страна не обладает преимуществом, регулируемая институтами
мирового хозяйства и направленная на экономический рост. Ретроспективный анализ подходов к пониманию экономической сущности внешней
торговли охватывает труды меркантилистов, классической школы, неоклассической и
неотехнологических направлений. Данные традиционные теории
пытаются ответить на вопрос о причинах возникновения внешней торговли, ее влияния
на страны, о товарной структуре экспорта и импорта торговых стран, объяснить
выбор страной определенной формы внешнеторговой политики (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительные подходы к торговле Экономическое
направление Причины внешней
торговли Эффект от
внешней торговли Структура
экспорта и импорта Внешне-торговая
политика Теории меркантилизма (Т. Мен, А. Серра,
А. Монкретьен, В. Стаффорд) Наращивание возможностей накопления
капитала Экономический рост страны экспортера.
Экономический упадок страны импортера Экспорт готовых изделий, импорт сырья Протекционизм экспорта готовых изделий Классическая школа А. Смит
Д. Рикардо Абсолютное преимущество в производстве
товара Расширение производства и потребления
стран – торговых партнеров Экспорт товаров с абсолютными
преимуществами, импорт без абсолютных Политика свободной торговли Сравнительное преимущество Продолжение
таблицы 1 Экономическое
направление Причины внешней
торговли Эффект от
внешней торговли Структура экспорта
и импорта Внешне-торговая
политика в производстве товара Экспорт товаров с сравнительными
преимуществами, импорт – без сравнительных Неоклассическое направление (Э. Хекшер,
Б. Олин, П. Самуэльсон, В. Леонтьев) Отличие в обеспеченности стран факторами
производства Выравнивание сравнительных и абсолютных
доходов однородных факторов между странами Экспорт товаров, произведенных
избыточными факторами производства, импорт товаров, произведенных с
дефицитными факторами производства Политика свободной торговли Неотехнологическое направление (Б.
Баласса, М. Познер, Р. Вернон) Технические изменения, возникли в
определенной отрасли в одной из торговых стран Эффект масштаба Экспорт высокотехнологичных товаров — Развитие
классических теорий внешней торговли в значительной мере связано с типом
экономического развития, который доминировал в мировой экономике. Определяют
следующие этапы развития мировой экономики: этап внешней торговли (конец XV —
первая половина XIX в.), этап международных инвестиций (вторая половина XИX —
первая половина XX), внешней интеграции (50-е — 80-е годы XX) и глобализации (с
конца 80-х годов XX в.) Такая периодизация предусматривает последовательное
выделение этапов в зависимости от доминирования формы международных экономических
отношений. Иначе видит периодизацию развития внешней торговли Такаши Н.,
Ривера-БАТИЗ А. По их мнению, коммерческая эра начинается с 1500 и продолжается
до 1850, эра экспансии (1850 — 1914), эра концессий (1914 — 1945), эра
национальных государств (1945 — 1970 ГГ.), эра глобализации (с 1970 г. по
настоящее время. Эти периодизации не означают, что со второй половины XIX в.
международная торговля потеряла свое значение, наоборот она начала развиваться
на основе новых доминирующих факторов. По нашему мнению, периодизация развития
внешней торговли связана с формациями общественно-экономических отношений.
Первой из них является аграрное общество. Следующим этапом в развитии теории
внешней торговли является переход человечества к индустриальному типу общества.
Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции.
Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность.
Следующим
этапом в развитии теории внешней торговли является переход к такой
общественно-экономической формации как постиндустриальное общество. Сегодня на
фундаменте постиндустриального общества закладывается новая эпоха в истории
общества. Обусловлена она стремительным развитием науки и знаний, она
формируется в крупномасштабную научно-технологическую революцию,
характеризуется становлением постиндустриальных социально-экономических систем,
глобализацией экономики и экономической науки мира Информационное общество
наступает вследствие информационно-компьютерной революции и базируется на
информационной технологии, «интеллектуальных» компьютерах, автоматизации и роботизации
всех сфер и отраслей экономики и управления, единой новейшей интегрированной
системе связи. Развитие информационного общества как общественно-экономической
системы в некоторых регионах мировой экономики, в частности в Европе
сопровождается развитием внешней торговли в этих регионах.
Значение
вешней торговли в системе интернациональной экономики обосновано тем, что ее
почвой считается значимые факторы и целесообразность интернационального обмена
товарами и услугами. К факторам, которые предназначают надобность внешней
торговли, относятся:
— появление глобального рынка;
—
неравномерность становления отдельных секторов экономики в различных
государствах.
Продукция
более развитых секторов экономики, которую невозможно полностью воплотить на
внутреннем рынке, вывозится за рубеж. Другими словам, появляется надобность
сбыта продукции на внешних рынках и надобность получения конкретных продуктов
извне;
— Тенденция
к безграничному расширению размеров производства.
Поскольку
вместимость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения,
производство переходит грани внутреннего рынка и предприниматели каждого
государства борются за внешние рынки;
— Желание получить более высокую выгоду в связи с внедрением дешевой
рабочей силы и сырья из развивающихся государств.
Существенное значение внешней торговли подтверждается тем, что в настоящее
время ни одно государство мира не может не использовать внешнюю торговлю. Все
государства находятся в зависимости от
внешней торговли. Но уровень зависимости в них различный. Она определяется как
отношение 50% стоимостного размера внешнеторгового оборота (экспорт + импорт) к валовому
внутреннему продукту.
Участвуя в
внешней торговле, страны получают:
— Возможность
продавать (экспорт) те продукты, в производстве которых шире используются
ресурсы, которые есть у них в сравнительно большом количестве;
—
Возможность покупать (импорт) такие продукты, для производства которых нужно
было бы израсходовать большое количество сравнительно ограниченных в нее
ресурсов;
— Эффект
экономии на больших масштабах производства, специализируясь при этом на более
узком наборе продуктов.
Представителями меркантилизма Т.
Маном, А. Монкретьеном, А. Серром, Г. Скаруффи, У. Стаффордом внешняя торговля
рассматривалась как единственный способ накопления богатства и единственный
источник роста, который рассматривали ученые, – это расширение экспорта и
протекционистская политика импорта. Физиократами Ф. Кенэ и П. М. де ла Ривьером
утверждалось, что внешняя торговля являлась «бесплодной» в рамках увеличения
национального благосостояния. [6]
Классиками английской политэкономии
А. Смитом, Д. Рикардо и Дж. Ст. Миллем рассматривались положительные эффекты
изменения национального продукта от внешней торговли. Согласно с концепцией
«абсолютных преимуществ» А. Смита, которую затем дополнил Д. Рикардо концепцией
«сравнительных преимуществ», внешняя торговля в результате приводила к росту
национального благосостояния путем участия в процессе международного разделения
труда и приросте потребления населения. [10]
Дж. Ст. Миллем было выявлено, что
положительные эффекты в изменении национального богатства от успешного
проведения внешней торговли получают те страны, у которых наибольший уровень
спроса на производимые ими товары со стороны зарубежных стран и менее всего
ощущают потребность в импорте товаров. Представителями неоклассического
направления Э. Хекшером и Б. Олином в рамках факторной теории внешней торговли
было показано, что внешняя торговля может привести к тому, что доходы
владельцев увеличатся относительно избыточного ряда факторов производства и
экспорта продуктов и, как следствие, будет произведена стимуляция
экономического роста.
Подробный анализ дальнейшей эволюции
представлений об экономическом росте дан в работе Е. А. Степанова. Развитие
работ представителей неоклассической школы нашло отражение в теориях
распределения доходов от внешней торговли (В. Столпера, Т. Рыбчинского и Р.
Джонсона), в которых не было однозначного подхода к положительному влиянию
внешней торговли на процесс экономического роста. В. Столпер считал, что
растущие цены на избыточные факторы производства и снижающиеся цены на
недостающие факторы в результате внешней торговли приведут к росту доходов
владельцев первых и сокращению доходов владельцев дефицитных факторов
производства. [15]
Т. Рыбчинским высказывалось
предположение, что внешняя торговля при экспорте товаров, при изготовлении
которых используются относительно избыточные факторы производства, приводят к
снижению производства в других отраслях, для которых данные факторы являются
дефицитными, что может являться причиной как процессов экономического роста,
так и процессов стагнации («голландская болезнь»).
Р. Джонсоном указывалось, что в
результате экспорта факторов производства, специфических для экспорт
ориентированных отраслей в каждой стране, будут развиваться, а факторы,
являющиеся специфическими для импортозамещающих производств, ― будут
сокращаться. В результате изменятся и доходы владельцев данных факторов
производства: в экспорт ориентированных отраслях ― они увеличиваются, в
импортозамещающих ― они сокращаются. В результате может как ускориться
экономический рост национальной экономики, так и замедлиться. Таким образом, в
классической и неоклассической концепциях, преобладающих в экономической
теории, предполагается минимальное вмешательство государства во осуществление
внешней торговли и максимальная либерализация мирохозяйственных связей в
национальной экономике.
И. Валлерстайн указывал на то, что
неравенство в уровнях развития между странами является продуктом мировой
истории, причем с той особенностью, что со временем развитые страны будут все
больше расти, а развивающиеся ― отставать.
Даже тот факт то, что свободная
торговля способствует появлению сравнительных преимуществ – повышению
производительности и росту благосостояния и обогащения в обществе, этот процесс
не благоприятствует к улучшению благосостояния всех слоев общества, а наоборот,
приводит к убыткам и ввергает в кризисное состояние различные области
экономики. Как указывает С. Ю. Глазьев, либерализация внешней торговли вовсе не
обязательно сопровождается экономическим ростом. Быстрое вытеснение
отечественных товаров конечного пользования импортными, произошедшее в
постсоветской экономике после ее открытия, доказывает возможность обратной
зависимости. [15]
На основании теорий взаимосвязи
внешней торговли и экономического роста следует рассмотреть, каким образом
внешняя торговля оказывает влияние на экономический рост. Увеличение экспорта
товаров и услуг приводит к ускорению экономического роста посредством того, что
стимулирует совокупный спрос и совокупное предложение. Стимулирование
совокупного спроса реализуется как прямо через рост чистого экспорта, так и
опосредованно ― через увеличение цены факторов производства, действующих в
экспортных отраслях, налоговых и таможенных платежей. Это приводит к росту
потребительских расходов, инвестиций фирм и государственных расходов
соответственно. Стимулирование совокупного предложения осуществляется непосредственно
через увеличение объемов производства в экспортных отраслях.