Курсовая с практикой на тему Трансформация политических акторов Йемена накануне Арабской весны.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Формирование и развитие политической системы Йемена в 1990-е и 2000-е гг. 10
1.1. Социальная структура Йемена 10
1.2. История развития политики Йемена в 1990-е и 2000-е гг. 12
1.3. Анализ конфигурации политической системы 16
Глава 2. Политика Йемена в процессе арабской весны 27
2.1. Политические акторы Йемена накануне Арабской весны 27
2.2. Йеменская модель двойного переворота 37
Глава 3. Влияние событий «Арабской весны» на политическую ситуацию в Республике Йемен 41
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Введение:
Проблема трансформации политической системы остается актуальной как для России, так и для многих стран современного мира. Тема представляет большой интерес как для широкой общественности, так и для специалистов в области политики, поскольку объектом исследования станут современные глобальные конфликты, в данном случае проблемы Ближнего Востока. От баланса на Ближнем Востоке зависит судьба многих стран, в том числе и России. Существует несколько факторов, влияющих на ситуацию и политическую систему в других странах. Первый фактор, на который стоит обратить внимание, — это мировой экономический кризис.
В Интернете, в новостях можно найти большое количество причин кризиса: аннексия Крыма, война в Украине, санкции США, падение мировых цен на нефть. И если рассматривать ситуацию на Ближнем Востоке, то она почти напрямую связана с этими обстоятельствами, а именно с ценами на нефть. Если рассматривать ситуацию в Йемене, а именно полномасштабное вторжение саудовской коалиции, которое началось в марте 2015 года, то это повлияло и на рубль, и на цены на нефть.
Несмотря на то, что Йемен практически не влияет на мировой рынок нефти, военные действия происходят в районе главной морской коммуникации транспортировки нефти и газа — Баб-эль-Мандебского пролива, что является причиной колебаний цен на черное золото. Именно по этой причине почти вся (за исключением поставок нефти из Ирана) ближневосточная нефть находится в зоне риска. Вторая, также важная проблема — это проблема миграции.
Из-за войн во многих регионах Ближнего Востока большое количество мирных жителей бежит в Европу. В СМИ постоянно появляется новая информация о миграции из стран Ближнего Востока, о прибытии все большего количества беженцев в европейские страны и о последствиях этого. Йемен не является исключением, когда речь идет о миграции. Здесь процесс протекал иначе, чем в северных странах Ближнего Востока.
Проблема этой ситуации заключалась в географическом положении страны, в том, что война перекрыла почти все пути отхода. Единственной надеждой была помощь извне. Во время гуманитарного перемирия в Йемен были направлены самолеты МЧС России и эвакуировано большое количество людей, не только российских граждан, но и граждан других стран, проживающих в стране, в том числе йеменцев. Третья проблема как на самом Ближнем Востоке, так и в Европе и России — это терроризм.
Страх перед террористическими организациями все больше охватывает мировое сообщество. Средства массовой информации постоянно публикуют все новые и новые истории о том, что происходит в разных частях Европы. Терроризм в арабских странах Ближнего Востока не является исключением .
В 2014 году Йемен называли одной из историй успеха «арабской весны», а сегодня его называют «новейшим несостоявшимся государством мира», которое находится под угрозой превращения в не более чем страну, ограниченную географическими границами, в которой ни одна группа не обладает балансом сил. С.Н. Серебров отмечает, что «В течение нескольких месяцев группа северных повстанцев, известная как Ансарулла (Хутис), захватила столицу Сану, что положило начало затяжному конфликту, который с тех пор перерос в гражданскую войну, привлек к себе интервенцию под руководством Саудовской Аравии и развился до такой степени, что стало трудно представить себе возвращение к какому-либо мирному урегулированию» .
Поскольку конфликт не поддается простой классификации, он неадекватно изображается, особенно в западных СМИ, в редукционистском ключе, как простая суннитско-шиитская марионеточная война, которую ведут региональные державы — Иран, поддерживающий Ансаруллу, и Саудовская Аравия, противостоящая иранскому вмешательству на своем йеменском заднем дворе.
Такое повествование в значительной степени умаляет сложность конфликта, множественность вовлеченных в него местных акторов и просто не подходит. Многие пересекающиеся региональные и международные проблемы, особенно на поздних стадиях конфликта, действительно способствовали краху; саудовско-иранская борьба за власть и противоположное отношение к региональному усилению «Братьев-мусульман», безусловно, являются частью уравнения. Аналогичным образом, важность сектантских аспектов конфликта — нового явления для Йемена — возросла с регионализацией.
Тем не менее, тот факт, что конфликт усугубился в результате регионального соперничества за власть, не означает, что корни конфликта могут быть объяснены через эту призму; по сути, конфликт в Йемене был внутренним и не сектантским. При ближайшем рассмотрении выясняется, что начало кризиса в основном обусловлено местными факторами, борьбой за власть между видными элитами и отсутствием адекватных политических и экономических реформ в ходе переходного процесса после народного восстания 2011 года.
Н.Г. Попов в своей работе «Причины возникновения и перспективы развития вооруженного конфликта в Йемене (2014-2017 гг.)», замечает, что «если Йемен вообще привлекает внимание СМИ, то он обычно ассоциируется с изображением террористического убежища, в котором западные (в основном американские) усилия по борьбе с терроризмом и незаконные удары беспилотников представляются исключительной призмой, через которую рассматривается страна» .
Когда освещение выходит за рамки терроризма, в новости иногда попадают широко распространенный в стране наркотический стимулятор кят, детские браки и острая нехватка воды в стране. Это отражает затруднительное положение сторонних наблюдателей, пытающихся разобраться в многослойных событиях в Йемене, и выражается в общем отсутствии нюансированного анализа политической ситуации в стране. Народные восстания в Йемене в 2011 году предоставили возможность переломить эту тенденцию, и действительно, йеменская политика и повседневные проблемы народа ненадолго оказались в центре внимания.
Несмотря на то, что в Йемене прошли самые масштабные продемократические протесты во время «арабской весны», в основных средствах массовой информации кадры революции остались скудными. Отсюда следует, что о беднейшем государстве Ближнего Востока всегда не хватало осведомленности, понимания или интереса, что отчасти объясняет просчеты международного сообщества, которое отреагировало «на кризис в Йемене неадекватно управляемым переходным процессом, способствовавшим впадению страны в гражданскую войну, которую оно намеревалось предотвратить» .
Когда в январе 2011 года вспыхнули протесты, йеменский народ надеялся на значимые политические изменения и улучшение условий жизни. Сегодня, после провала политического перехода, за которым последовали годы ожесточенных боев на земле и непрерывных авиаударов под руководством Саудовской Аравии с марта 2015 года, большая часть городских районов и культурного наследия страны разрушена, более миллиона человек стали внутренне перемещенными лицами, более двух третей территории страны нуждаются в срочной гуманитарной помощи, несколько провинций находятся на грани голода, а жители продолжают жить в условиях, похожих на осаду, поскольку они фактически находятся в ловушке морской и воздушной блокады. С. Иванов замечает, что «ООН недавно назвала ситуацию в Йемене самым тяжелым гуманитарным кризисом в мире» .
Возможно, нынешняя ситуация в Йемене напрямую связана с систематическими, концептуальными и политическими провалами тех, кто разработал и реализовал план управляемого перехода от режима бывшего президента Али Абдаллы Салеха в рамках инициативы Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ). Предоставив Салеху иммунитет и сохранив власть старой элиты, эта инициатива противоречила основным целям революции, и после 11 месяцев непрерывных протестов йеменцы оказались связаны соглашением о переходном периоде, разработанным группой монархов для защиты корыстных интересов плутократической элиты. Можно с уверенностью сказать, что «по прошествии шести лет переходный период в ССАГПЗ окончательно провалился по причинам» .
Источники. В ходе проведения исследования были использованы источники на русском и арабском языке, в которых рассматривается обстановка в Йемене сегодня, позиции сторон конфликта и отношение мирового сообщества к конфликту. Основными источниками получения информации на русском языке стали информационно-аналитический сайт «Военное обозрение» (topwar.ru), новостной сайт ООН «Новости ООН» (news.un.org), официальный сайт МИД РФ (mid.ru), сайт российского государственного информационного агентства «ТАСС» (tass.ru) и сайт российского агентства международной информации Основными источниками получения информации на арабском языке стали официальный сайт йеменской военизированной группировки «Ансар Аллах» (ansarollah.com), официальный сайт Южного Переходного Совета (stcaden.com) и официальный сайт йеменской оппозиционной политической партии «Аль-Ислах» (alislah-ye.net).
Историография. Проблема гражданской войны в Йемене, её причин и последствий рассматриваются в работах отечественных и арабских исследователей, которые послужили в качестве научной базы настоящего исследования. Отдельно хотелось бы выделить таких отечественных исследователей как старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Л.М. Исаев , доктор исторических наук Института востоковедения РАН Шарипов У.З. , кандидат политических наук Института востоковедения РАН Д.А. Нечитайло и доктор исторических наук Института востоковедения РАН В.В. Наумкин , в работах которых рассматриваются и исследуются история, причины и последствия йеменского конфликта, а также особенности и устройство йеменского общества и государства.
Среди арабских исследователей отдельно хотелось бы выделить иорданского политического исследователя Абдаллу Хусейна аль-Миссури, йеменского политического исследователя Ахмада Аз ад-Дина и иорданскую политическую исследовательницу Фатиму ас-Самади, в работах которых рассматривается важная тема влияния, оказываемого соседями Йемена и региональными игроками (Саудовская Аравия, ОАЭ, страны-члены ССАГПЗ и Иран) на внутриполитическую обстановку в стране.
Цель работы – проанализировать изменения и трансформацию политических акторов Йемена накануне Арабской весны.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальную структуру Йемена.
2. Проанализировать историю развития политики Йемена в 1990-е и 2000-е гг.
3. Провести анализ конфигурации политической системы Йемена.
4. Рассмотреть политические акторы Йемена накануне арабской весны.
5. Выявить йеменскую модель двойного переворота.
Объект: политическая система Йемена.
Предмет: трансформация политической системы Йемена в период современного ближневосточного конфликта.
Работа состоит из введения, трёх глав, списка использованной литературы и заключения.
Заключение:
По форме правления Йемен — смешанная (парламентско-президентская) республика. Политический режим — авторитарный с элементами демократии. В 1993 г. в Йемене состоялись первые на Аравийском полуострове многопартийные выборы (многопартийная система закреплена конституционно). Законодательная власть принадлежит Палате представителей (парламенту), в состав которой входит 301 депутат.
При изучении политической системы Йеменской Республики появляется возможность более глубокого понимания трансформаций, происходящих в идейной, социальной и политической сферах восточного общества, и позволяет прогнозировать изменения, которые намечаются в системе отношений между Севером и Югом в мировом масштабе.
Современной политической системе Йеменской Республики можно дать характеристику как авторитарной, так как до 2011 года в стране был режим личной власти президента Али Абдаллы Салеха. При этом с начала 1990-х годов в республике функционировала многопартийная система. Наиболее крупными партиями являлись: Всеобщий народный конгресс — правящая, Йеменское объединение в защиту реформ («аль-Ислах») и Йеменская социалистическая партия (ЙСП), которая в политическом спектре занимала левый фланг.
Основными факторами, определявшими внутриполитическую ситуацию в Йемене в 2000-х годах, были рост влияния исламских фундаменталистов, незавершенное объединение Северного и Южного Йемена, автономия племен, стремившихся как можно меньше подчиняться центральному правительству, и рост напряженности в обществе в связи с проводившимися в то время экономическими реформами.
В 1994 году, после окончания гражданской войны, перед йеменским руководством стояли две основные задачи: достижение соглашения и восстановление экономики страны, особенно в южных провинциях. Политическая ситуация в республике оставалась сложной. Усилилось влияние исламистов, которые помогли победить Али Абдулле Салеху на юге страны. Шариат был признан «единственным» источником конституции, а не только «основным».
Также усилилась исламизация Юга. Сильно ослабленный Йемен был легальной оппозиционной партией, но власти ограничили его деятельность. Ислам оказал сильное влияние на развитие идеологических доктрин оппозиционных и правящих групп. Идеологические взгляды йеменцев до сих пор во многом связаны с исламской религией. В Йемене часть правящей элиты под руководством А.А. Салеха была вынуждена более активно использовать ислам как одну из составляющих идеологической доктрины.
В Йемене в результате всего вышесказанного сложилась ситуация, при которой ислам является основой официальной идеологии Йемена, одновременно являясь консолидирующим фактором оппозиционных сил страны. Исламский фактор в целом, в том числе деятельность радикальных исламистских сил в стране, на протяжении достаточно длительного времени оказывал сильное влияние на общественно-политическую ситуацию в Йемене, включая вопросы, связанные с национальной безопасностью государства.
В настоящее время в Йеменской Республике общественно-политическая жизнь, в том числе традиционный уклад, сочетается с нормами парламентской демократии, поэтому Йемен — одна из немногих стран, которая является ярким примером такого сочетания укладов. В связи с этим важно проследить, как демократический процесс влияет на трансформацию политической системы республики. Так, 1991 год является датой начала перехода к демократическому режиму для граждан Йемена, поскольку в этом году на всенародном референдуме была принята Конституция единого Йемена, что считается первым политическим достижением после объединения в 1990 году.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Формирование и развитие политической системы Йемена
в 1990-е и 2000-е гг.
1.1. Социальная структура Йемена
Йемен принято называть одной из самых «племенных» стран на Ближнем Востоке, если не во всем мире. Это утверждение отражает тот факт, что подавляющее большинство населения Йемена, по крайней мере, номинально, идентифицирует себя как принадлежащее к племенной группе. Для многих йеменцев племенная идентичность неразрывно связана с йеменской национальной идентичностью.
Однако на практике племенная идентичность проявляется по-разному. Быть йеменцем не означает автоматически следовать одним и тем же племенным традициям по всей стране или придавать этой идентичности одинаковое значение.
Племена имеют значение для гуманитарных операторов в Йемене, потому что они осуществляют прямой или косвенный контроль над географической территорией и потому что они становятся все более значимыми и влиятельными в тех частях страны, где государственные институты ослаблены или отсутствуют. Кроме того, представители племен составляют большинство бенефициаров местных проектов и, скорее всего, являются частью нанятого на местах персонала .
Представители племен составляют 70-80% йеменского общества. Исторически сложилось так, что йеменцы часто полагались на племенные традиции и племенное право для регулирования конфликтов и обеспечения безопасности. Племенная структура, идеология и закон определяют динамику конфликта и влияют на гуманитарные операции.