Курсовая с практикой на тему Трансформация института семьи в современном обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическая часть 4
1.1 Семья как социальный институт 4
1.2 Трансформация семьи как фактор повышения социальной напряженности в обществе 10
Глава 2. Эмпирическая часть 15
2.1 Молодая семья: оценка уровня жизни в России 15
2.2 Анализ современных проблем семьи и рождаемости в России 17
Глава 3. Прикладная 22
3.1 Проблемы современной семьи и пути их преодоления 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Введение:
Актуальность темы. В современном российском обществе глубинные трансформации коснулись всех сфер общественной жизни. В частности, общественные изменения отразились на жизнедеятельности современной русской семьи. В этом смысле изучение проблемы в русле философской рефлексии является чрезвычайно важной научной задачей. Семья представляет собой сложное социокультурное явление. Она фокусирует в себе практически все аспекты жизнедеятельности общества и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Семья выступает важным носителем культуры и ее составляющих: ценностей, аксиологических ориентаций, традиций, социальных норм, правил поведения и тому подобное. Поэтому в социально — философском аспекте современную семью невозможно рассматривать вне социального пространства российского общества.
Социальная ценность семьи заключается в том, что она обеспечивает важное звено первичной социализации личности. Поскольку именно семья закладывает основы социального становления личности как члена общества через определенные правила, модели поведения, через ценности и социальные нормы. С помощью ценностей, аксиологических ориентаций и социальных установок, моделей поведения как засадовых составляющих осуществляется ролевая подготовка ребенка к реализации определенных социальных статусов внутри семьи, а также других социальных групп, к которым будет принадлежать эта личность. В процессе социализации индивида передаются не только знания, но и соответствующие социально-приемные ценности и нормы, которые становятся функциями сознания, а впоследствии реализуются в ценностных ориентациях и реальном поведении личности. В социально-философском ракурсе семья как явление социальное, приобретает существенного влияния на характер всех процессов общественной жизни, являя при этом важную роль как в жизни отдельной личности, так и в жизни общества. Она выполняет целый ряд социальных функций, что делает ее неотъемлемым элементом социальной структуры общества. Развитие общества, его гендерных процессов, социо-динамики меняют сущностное содержание основных социальных функций семьи, добавляет к ним много нового, что детерминировано новыми социально-экономическими, духовными реалиями в общественной жизнедеятельности.
Цель исследования: проанализировать трансформацию института семьи в современном обществе.
Объект исследования: институт семьи.
Предмет исследования: Трансформация института семьи в современном обществе.
Задачи исследования:
-проанализировать семью как социальный институт;
-рассмотреть внешние и внутренние факторы развития семьи;
-провести анализ современных проблем семьи и рождаемости в России.
-изучить проблемы современной семьи и пути их преодоления.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературных источников.
Заключение:
Семья-это основные социальные институты, из которых выросли и развились другие социальные институты. В производителях, рабах и других слугах, а также для членов, связанных общим происхождением или кровным родством. Слово «семья “произошло от римского слова” Famulus», что означает слуги.
Г. П. Мердок, известный антрополог, провел около 250 исследований на тему семьи. Он говорит, что семья отличается своей структурой, но ее функции в различных обществах схожи. Некоторые антропологи и социологи определили семью как:
Г. П. Мердок: семья-это социальная группа, для которой характерны совместное проживание, экономическое сотрудничество, Воспроизводство и деторождение.
Трансфер: «семья может быть определена как женщина с ребенком и мужчина, чтобы ухаживать за ними».
Клэр: «семья-это система взаимоотношений между родителями и детьми».
Нимкоф: семья-это более или менее прочное объединение мужа и жены с детьми или без детей или одинокая женщина с детьми.
Хортон и Хант: «это тип родственной группы, которая обеспечивает воспитание детей и некоторые другие человеческие потребности.»
Семья-это биологическая социальная единица, состоящая из мужа, жены и детей. Из этих определений мы можем сделать всеобъемлющее определение, поскольку семья-это биологическая и социальная связь между мужем и женой с детьми или без детей для их воспроизводства, воспитания и воспитания, имеющая общее место жительства, экономическую систему и сотрудничество из-за кровных отношений.
Каждое общество имеет некоторые основные потребности, которые должны быть удовлетворены для лучшей повседневной жизни. Социальные институты-это среда, подобная социальным формам, которые создаются для выполнения основных функций и помогают формированию коллективного образа поведения. Эти институты создаются для удовлетворения потребностей человека. Хотя каждое учреждение выполняет определенную конкретную функцию, оно не является полностью независимым.
Семья — это социальный институт общества. Некоторые социальные мыслители называли семью первичной группой. Человек связан с семьей с самого рождения и до самой смерти семья участвует в радостях и печалях человека. Семья играет важную роль в развитии личности ребенка. Институт семьи присутствует во всех человеческих сообществах. Институт семьи играет очень важную роль в обеспечении стабильности в обществе.
Поскольку семья является первичным социальным институтом общества, существование каждого социального института зависит от функций, выполняемых этим социальным институтом. Семья не является исключением из этого понятия. По данным разных исследователей, удовлетворение сексуальных потребностей и деторождения являются важные функции семьи. Как считают многие социологи, основной причиной существования института семьи является более длительный период детской зависимости. Еще одной функцией института семьи является предоставление детям формального и неформального образования. Дети должны ходить в школу для получения формального образования, но неформальное образование дает институт семьи. Семья дает информацию о культуре и способствует гармоничному развитию личности. Семья осуществляет социальное регулирование, развивая личность. В традиционном и современном обществе эта функция принадлежит институту семьи.
Таким образом, мы узнаем, что семья является основным социальным институтом общества.
Россияне – достаточно активная матримониальная нация, однако эта активность напоминает мыльный пузырь люди быстро и легко женятся, так же быстро и легко расстаются, поэтому семья перестала быть главным фактором в цементировании общества, а брак все чаще воспринимается несерьезно.
По статистическим данным:
– на 1000 жителей РФ приходится 5,3 разводов против 7,6 браков;
– на каждые 2 брака – 1 развод (40%);
— 60% граждан, вступающих в повторный брак, имеют детей в предыдущей семье;
— 90% неполных семей (это мать с ребенком);
– 40% мужчин и 60% женщин находят счастье в повторном браке.
Неуважение к браку как таковому возникает и как благодаря экономическому фактору, так и других асоциальных проявлениях, например, алкоголизма. Через него распадается каждый четвертый-пятый брак.
Поэтому на сегодня крайне необходимо изменение ситуации-возрождение института семьи в России. Именно поэтому в мае 2016 г. была принята Концепция государственной целевой социальной программы поддержки семьи до 2020 г., причиной принятия которой было определено, что низкий уровень рождаемости, массовое однодетность российских семей, нестабильность браков, высокий уровень распространения и распространения социопатических семей, которые не выполняют свои обязанности по содержанию и воспитанию детей, старение населения, а также высокий в сравнении с европейским уровень смертности и короткая продолжительность жизни обуславливают проблемы, для решения которых необходима государственная поддержка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Семья как социальный институт
Семья в обществе играет чрезвычайно важную роль, ее существование является предпосылкой функционирования социума благодаря физическому и социо-культурному замещению поколений. Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть последствием биологических регуляторов или механизмов, а результатом действия социальных процессов, социальной системы в целом. Социальная природа семьи обусловлено тем, что в развитии семьи своеобразно отражается вся история общества. Как и другие социальные институты, семья развивается под влиянием всей совокупности социально — экономических отношений и не может существовать независимым от общества. Основой государства, по Ж. Боденом, является семья, в которой держаться все государственные институты [5, с.85]. Американский ученый Гуд считает, что общество способно существовать в том случае, если индивиды через посредничество семьи мотивируется до удовлетворения общественных потребностей. Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно — важные для общества функции, а потому, что создания семьи и рождения, воспитания и содержания детей соответствуют определенным мотивам многих людей [4]. Следует отметить, что категория семьи является одной из сложных для определения, потому что она является предметом изучения не только социальной философии, но и социологии, истории, этнографии, экономики, статистики, демографии и других наук. Это обстоятельство обуславливает существование большого количества подходов. Системный подход наблюдается в определении, данном А.Г. Харчевым: “Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными и кровными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения”[7,с.75]. Вместе с тем, такая дефиниция не является новой, ведь она отражает лишь структуру семьи. Следует отметить, что отсутствие единой дефиниции семьи лишь подчеркивает многоаспектность этой социально-философской категории. Сложный характер семьи как социального образования требует разных методологических подходов к ее анализу. Как малая социальная группа семья изучается в первую очередь на микроуровне. При этом особое внимание обращается на учение межличностного взаимодействия в семейной группе, организации семейной жизни. Современный символический интеракционизм рассматривает семью как систему социальных ролей. Как социальный институт семья изучается на макроуровне, в этом плане, прежде всего, анализом ее социальных функций. При этом функционалисты выходят из гармонии семьи и общества как единства, рассматривают функции семьи как естественное выражение и реализацию потребностей социума. Представители конфликтного подхода акцента — ют внимание на сложном, противоречивом характере семейных отношений, на конфликтах (в первую очередь ролевых), которые возникают на почве противоречивых отношений в семейных группах. Очевидно, что сложность феномена семьи предполагает сочетание различных методологических подходов к ее социально-философскому анализу. На наш взгляд, наиболее удачным является определения семьи, которое предложил российский ученый А.И.Антонов: “Семья – это основанная на семейной деятельности общность людей, связанных узами дружбы — родительства — родства, которая благодаря этому осуществляет оценку населения и преемственность семейных поколений, а также социализация детей и поддержания существования членов семьи” [1, с.66]. Данное определение учитывает все этапы существования семьи, а также ее важнейшие функции. Существование большого количества подходов к значению семьи свидетельствует о сложности этой категории. Конечно, это обусловлено сложным характером семьи как социального образования, последствия — ком чего является наличие различных методологических подходов к ее изучению. В начале 60 гг. ХХ ст. американский ученый Гуд обратил внимание на то, что, несмотря — желая на большое количество исследований по проблемам семьи, лишь в немногих из них есть попытки теоретического осмысления [4]. Отметим, что в основе любой точки к изучению семьи лежит разделение ее на специальный институт и малую социальную группу. Понятие социального института отражает значение семьи во взаимодействии с другими социальными институтами и социальными процессами. Характерным для семьи как социального института является ее стабильность, исконность, возможность сохранять и передавать от поколения к поколению нормы и ценности, которые господствуют в обществе. Исследование семьи как социального института предполагает анализ общественного сознания в сфере семейных отношений, семейного поведения за различных социально-экономических и культурных условий, влияния общественных потребностей на способ жизни семей; социального механизма укрепления семейных норм и ценностей; эффективности реализации основных семейных функций в различных политических, социальных, экономических и культурных условиях; соотношения семейных норм и ценностей и реального поведения членов семейной группы и тому подобное. Рассматривая семью как малую социальную группу целесообразно анализировать цели и задачи семейной группы, ее состав и структуру, групповую сгрупированность и групповую деятельность, характер группового взаимодействия, структура власти и коммуникации в семье и прочее. Значимым является также исследование особенностей связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры социума. Наконец, целесообразно знать особенности групповой регуляции поведения индивидов в семье, групповой контроль и групповых санкций. Важными характеристиками семейной группы являются также ценности, нормы и образцы поведения, удовлетворенность личности пребыванием в семье, функциональные требования последней и тому подобное. Семья сочетает в себе признаки многих других малых групп, и, прежде всего, признаки эмоционально — психологической и “инструментальной” группы, члены которой выполняют целый комплекс разновидных видов деятельности бытового характера. В то же время семья отличается от других групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих ее членов. Именно эти особенности семьи делают ее незаменимой в процессе воспитания подрастающего поколения, ведь они (особенности) обеспечивают длительный, глубоко эмоциональный и разностороннее влияние на формирование личности ребенка. Исследования межличностного взаимодействия требует учета того факта, что групповое поведение зависит от социальных, экономических и социокультурных условий жизнедеятельности семьи. Как особая социальная институция (элемент социальной структуры), семья тесно связана с экономикой. В конечном счете особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями.
Семья не ограничивается только родственными взаимоотношениями. Она предполагает также совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. В отдельных семьях совместное проживание связано с общим производством. То есть семья может выступать и как экономическая категория[17,c.90]. Влияют на семью и другие социальные институты: политики, права, культуры, образования, морали, религии и тому подобное. Таким образом, в качестве социального института семья изучается на макроуровне, и в этом отношении анализируются в первую очередь ее социальные функции. Кроме этого, при анализе семьи как социального института рассматриваются такие фундаментальные проблемы: каким образом трансформация общества влияет на характер семейно-брачных отношений и образ жизни семьи; каким образом меняются семейные нормы и ценности, как происходит регулирование семейного поведения и отношений в семье; как нормы и ценности сказываются на выполнении социальных ролей в области семейно-брачных отношений. Проанализируем существующие методологические подходы изучения семьи как социального института в зависимости от времени их возникновения. С середины XIX века, значительное внимание при исследовании семьи как социального института уделяли представители эволюционного подхода, который определяет порядок чередования форм семьи, смены исторических форм брака и семьи, а также механизм возникновения семьи из рода, что обуславливает ее уникальность во всех известных обществах и при всех изменениях ее социально-исторических форм. Отметим, что эволюционизм стремится определить то общее, что присуще различным формам семей в различных типах обществ, то есть значительное внимание уделяет изучению функций семьи. Изменение форм семьи в истории представляется как прогрессивное изменение от низких форм к высшим. Среди известных исследователей институционально-исторического подхода к изучению семьи как социального института выделяются Л.Моргана, Ф.Энгельса, Г. Спенсера, Э.Тейлора и П.Сорокина. По мнению Ф. Энгельса, “существование семьи не — неизбежно обусловлено ее связью со способом производства” [8, с.162]. Длительный процесс формирования брачно-семейных отношений показывает, что основой их глубоких исторических изменений является развитие производительных сил общества, отношений собственности и распределения. Причем важной особенностью семьи является ее непосредственная связь с экономическим фундаментом общества. Формы собственности определяет место и роль семьи в общественной системе, в том числе взаимосвязь вытекающим из семейного хозяйства с общественным производством.
Констатируя существование радикальных изменений в институте семьи, обусловленных социально- экономическим развитием, оценка этих изменений различными оказывается отличной. П.Сорокин в работе “Социокультурная динамика” писал: “Семья как священный союз мужчины и женщины, родителей и детей будет разрушаться. Развод и расходы будут расти” [7, 112]. Уточняя понятие “кризис”, он привел целый ряд факторов: уменьшение количества браков, рост количества разводов, падение уровня рождаемости, рост числа внебрачных отношений, ослаблению религиозной основы брака, изменения взаимоотношений мужчины и женщины. Следует отметить, что взгляды П.Сорокина на будущее семьи менялись. Если в начале своей научной карьеры он прогнозировал упадок и разрушения семьи, то позже он уже не давал таких категоричных оценок, высказывая мнение о возможности приспособление семьи к новым условиям. Известным представителем теории кризиса семьи как социального института является американский исследователь Карл Циммерман. В своих работах он выделил три типа семьи в истории человечества, которые по — лежали от типа власти над индивидом основных, по его мнению, социальных институтов: семьи и церкви. Когда власть контролируется семьей, то преобладает тип опекунской семьи. В обществе, где семейные группы делятся — ют власть с государством или церковью, существуют домашние семьи, которые могут возникать благодаря успехам церкви или государства. Наконец, когда личность выходит из-под контроля семьи, государства и церкви, то возникает атомистический тип семьи, который является признаком упадка всей социальной системы [3]. Карл Циммерман пытался обосновать проблему изменения семьи как проблему дезорганизации этого института. Итак, основную причину кризиса семьи как социального института ученые видят в отмирании ее традиционных функций и передачи большинства из них в общественную сферу. Центральным пунктом в его анализе современных тенденций семьи является восприятие семейных изменений в контексте глобального кризиса семьи, невыполнение репродуктивной функции вызывает нарушения всех функций этого социального института, что угрожает существованию человеческого рода [1, 241]. Следует отметить, что теория кризиса семьи как социального института является одним из влиятельных направлений среди сторонников функционализма. На наш взгляд, изменения семьи можно интерпритировать как специфические проявления модернизации всего общества. Практика свидетельствует о том, что поиск альтернативных форм брака не приводит к отмиранию традиционной моногамной семьи. Значительные изменения в выполнении семьей ее функций проявляются в переносе акцента с одних функций на другие, в частности на коммуникативную функцию. Таким образом, можно сделать выводы, что спектр взглядов зарубежных и отечественных — ученых на генезис, состояние и перспективы института семьи очень широкий. Это обусловлено перманентною актуальностью проблем семьи. Следует отметить, что существование семьи в качестве социального института предопределяет наличие большого количества дефиниций относительно определения семьи.