Теория и практика современных медиа Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Традиционные и новые бизнес-модели медиа (на примере конкретного проекта или группы проектов)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Типологическая характеристика интернет-СМИ в русскоязычном секторе Интернета 8

1.1. Типология как инструмент теоретического анализа 8

1.2. Концепт «постправды» как основание для типологической характеристики феномена новых медиа 13

Выводы по первой главе 18

Глава 2. Типология новых медиа по отношению к феномену постправды 20

2.1. Газета «Мой район» как новое медиа 21

2.2. Проект «1917. Свободная история» как новое медиа 24

Выводы по второй главе 29

Заключение 31

Список использованной литературы 33


  

Введение:

 

Журналистика, как и любой социальный институт, преодолела длительный путь развития. По сравнению с другими институтами она имеет более короткую биографию. В античность и средние века как таковой журналистики еще не существовало, она появилась только после начала книгопечатания, а в 17 веке уже укрепилось ее положение.

В 20 веке журналистика была уже неотъемлемой частью общественной жизни, а к концу столетия, с появлением Интернета начали появляться новые формы ее существования. Наступила пора мультимедиа. Именно тогда возникает такое явление, как «новые медиа».

В 1990 году словосочетание «новые медиа» впервые появилось в качестве обозначения области творческих и коммуникативных практик, которые были связаны с такими технологиями, как компьютерное программное обеспечение, интернет-сайты, различные видеоигры, технологическая виртуальная реальность.

В статусе термина «новые медиа» использовал Рассел Ньюман. «New media  это новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента».

Российский исследователь Елена Вартанова ставит знак равенства между Интернетом и новым медиа, употребляя их как синонимы. Она считает, что новые медиа — термин, означающий появление цифровых, компьютерных, информационных, сетевых технологий и коммуникаций в конце XX в. А Интернет — фактически единственный коммуникационный информационный канал, который предоставляет пользователю максимальную свободу выбора контента.

О. Стинс и Д. Ван Фухт определяют новые медиа как Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильную телефонию и виртуальный мир.

Уже после предварительного анализа литературы становится понятно, что все исследователи очень близко связывают понятия Интернета и новых медиа. Соответственно, можно сделать вывод, что новые медиа — интерактивные цифровые способы доставки любой информации, подстраивающиеся под интересы пользователя и вместе с ним генерирующие и распространяющие информацию, где главным коммуникативным источником является Интернет.

В настоящее время термин «новые медиа» широко используется, но при всей его популярности общепринятого определения еще нет. В 2016 году компания Mediatoolbox запустила интернет-проект «Словарь новых медиа» , в котором самого главного определения нет. Таким образом, становится понятно, что общей экспертной точки зрения на этот феномен еще не сложилось.

Анализ теоретического и практического материала показал, что модель развития русскоязычного Интернета повторяет англоязычную модель. При этом становится понятно, что отечественный сектор повторяет уже имеющиеся зарубежные материалы, но с некоторым запозданием. Например, можно сопоставить, что в англоязычном секторе в 2013 году появился проект

«Historypin» — интерактивный музей, где каждый желающий может поделиться «частичкой» истории, закрепив информацию на интерактивной карте. Позже, по его подобию появился русскоязычный сайт «Топография террора»6 — интерактивная карта советского террора, а за ним «Карта истории ГУЛАГа»7 и, наконец, проект «1917. Свободная история»8 — один из самых успешных исторических интерактивных отечественных проектов.

В России мнения, высказываемые по вопросу новых медиа, можно разделить на две основные позиции. Представители Петербургской школы журналистики считают, что в явлении новых медиа нет ничего радикально нового, по сути, эта та же журналистика, но на новых технологических платформах распространения информации. Московская школа журналистики, по большей части, склонна полагать, что новые медиа — это принципиально другое явление, имеющее значительные различия с традиционной журналистикой.

В любой науке задача классификации и типологизации относится к одной из важнейших, так как позволяет упорядочить и систематизировать предметы и явления, составляющие объект и предмет ее исследования. Интернет-среда сегодня может быть определена как одна из наименее устойчивых, активно трансформирующихся медийных площадок, требующих постоянного сканирования и изучения. Однако, если в секторе традиционных СМИ уже существуют некоторые устойчивые типологии, то в разделе новых медиа утверждение какой-либо схемы не произошло.

На наш взгляд, развитие новых медиа уже подошло к той стадии, когда у исследователя появляется возможность попытаться создать типологию этого явления. Работа, связанная с классификацией, поможет учитывать все многообразие представленных форм. Историография темы: еще с того момента, как всемирная сеть стала использоваться журналистами, исследователи стали изучать вопрос новых медиа. Теоретические труды представлены работами, Носика А. и Кузнецова С. , Калмыкова А. А. и Кохановой Л. А. , Лукиной М.М. , Сотниковой О. , Амзина А. и др. Одной из последних работ в области изучения интернетмедиа является книга Амзина А., Галустяна А. и Гатова В. Несмотря на большие изобилие как учебных пособий, книг, так и научный статей, раздел типологии находится на уровне разработки и обсуждения. Большинство исследователей так или иначе затрагивают эту тему, но еще ни один не смог предложить актуальную типологию, включающую все существующие модели новых медиа.

Следовательно, актуальность исследования заключается в том, что вариант типологии новых медиа, использующий феномен постправды как свой системообразующий инструмент, еще не создавался. Такая работа не была проделана ни в отношении англоязычного сегмента, ни в отношении русскоязычного.

Объектом исследования являются существующие в русскоязычном сегменте интернета новые медиа.

Предметом — множества медийных проектов, формируемых по основанию феномена постправды.

Проблема: Возможно ли построение типологической модели новых медиа по гносеологическому основанию?

Гипотеза: предполагается, что отказ от критерия достоверности является доминирующим трендом в процессе формирования медийного пространства Интернета. Соответственно, новые медиа — это медийные проекты, создаваемые как проекты постправды.

Проверка гипотезы требует соотнесенности известных типологических моделей друг с другом и с эмпирическим материалом (т.е., с выделенными проектами новых медиа).

Цель работы: выяснить, в какой мере наличный теоретик методологический инструментарий изучения новых медиа применим для осмысления русскоязычного сектора интернета.

Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач:

1.Разобраться с вопросом: «Что следует понимать под типологией медиа вообще и новых, в частности?». Рассмотреть наличные в научной литературе варианты типологии. Изучить историю вопроса и современные варианты его решения.

2.Выделить репрезентативные (показательные) для русскоязычного сектора медийные проекты. Выяснить, в какой мере данная эмпирическая база освоена в исследовательской литературе.

3. Соотнести сформированный опытный материал с наличными объяснительными моделями.

Научная новизна работы состоит в том, чтобы более точно оценить результативность вестернизации русскоязычного сектора интернета, наиболее внимательно рассмотреть происходящие процессы.

Практическая значимость основные положения работы могут быть использованы в процессе обучения журналистике.

Методы исследования: общенаучные — анализ, описание, сравнение, наблюдение; синхронический, позволяющий зафиксировать происходящие в настоящий момент явления. Эмпирическую базу исследования составили газета «Мой район» и ее интернет-сайт, а также проект «1917. Свободная история».

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.  

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы.

В любой науке задача типологизации относится к одной из важнейших, так как позволяет упорядочить и систематизировать явления, составляющие объект ее исследования.

Интернет-среда сегодня может быть определена как одна из наименее устойчивых, активно трансформирующихся медийных площадок, требующих постоянного изучения. В научной сообществе постоянно делают попытки выявления актуальной классификации. Однако, если в отношении традиционных СМИ уже существуют некоторые устойчивые типологии, то в новых медиа утверждение какой-либо схемы не произошло

В отечественной науке можно выделить две основные позиции в отношении новых медиа: Петербургская и Московская школы журналистики. Первые не считают новые медиа новым явлением, а воспринимают их как традиционную журналистику, использующую Интернет, как новую технологическую платформу распространения информации. По большей части, Московская школа полагает, что новые медиа — это принципиально другое явление, имеющее значительные различия с традиционной журналистикой. Тем не менее ни у одной из сторон не находится достаточно аргументов для лидерства.

Мы определили, что русскоязычный сектор Интернета во многом зависит от англоязычного, но развивается не параллельно с ним, а отстает. Англоязычный сектор самоопределяется в контексте западной культуры. Именно в ней одним из ключевых событий последнего времени стало признание Оксфордским словарем термина «постправда» словом года. Соответственно, мы полагаем возможным рассматривать феномен постправды, как основу для построения типологии. На этом основании мы предложили свою классификацию новых медиа по отношению к феномену постправды: новые медиа, не действующие по принципу феномена постправды — когда мнения создают независимые факты, а личные убеждения практически не играют роли и новые медиа, действующие по принципу феномена постправды – эмоции и персональные убеждения создают мнения, а объективные факты практически не имеют влияния.

При рассмотрении газеты «Мой район», ее интернет-сайта и проекта «1917. Свободная история» нами были сделаны следующие выводы.

В каждом пункте второй главы нами была принята точка зрения одной из школ журналистики, чтобы более подробно рассмотреть примеры наличного материала. Рассмотреть проекты новых медиа с нейтральной позиции не представлялось возможным, поскольку между сторонами не существует промежуточного варианта. Таким образом, мы, руководствуясь мнением Петербургской школы, рассматривали газету «Мой район» и ее интернетсайт, а при изучении проекта «1917. Свободная история» опираясь на позицию Московской школы.

Было определено, что в общем понимании традиционная журналистика имеет информационный вектор развития, то есть донесение достоверной информации — это ее главная цель. В общем понимании издание «Мой район» является традиционной журналисткой, поскольку не допускается использование непроверенной информации, личные выводы автора материала или отсутствие указания авторства.

Кроме этого, было замечено, что проекты новых медиа прежде всего нацелены на выстраивание контакта с аудиторией, что определяет их вектор развития как коммуникационный.

Все это может послужить основанием для того, чтобы определить издание «Мой район» и его интернет-версию в первую категорию выделенной нами типологии — новые медиа, не действующие по принципу феномена постправды, то есть когда мнения создают независимые факты, а личные убеждения практически не играют роли.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Типологическая характеристика интернет-СМИ в русскоязычном секторе Интернета

1.1. Типология как инструмент теоретического анализа

Проблема типологизации новых медиа на сегодняшний день остается дискуссионной: что относить к их типологическим признакам? Обратимся к основному термину «типология». Философский энциклопедический словарь предлагает следующую трактовку: «1. Метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; 2. Результат типологического описания и сопоставления. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.»

Выявление типологических признаков СМИ как результата систематизации неизменяемых сходств и различий — основная задача исследователей в сфере массовой коммуникации. Например, представитель «московской школы» журналистики профессор М.В. Шкондин относит к факторам, которые лежат в основе типологизации технологические, экономические, аудиторные, редакционные, организационные признаки, а также характер информации и целевое назначение СМИ.

Всю совокупность СМИ можно разделить на типы. Тип — это образец для определения групп изданий, обладающий определенными характерными чертами для данной группы.

Типология журналистики — это метод научного познания, в основе которого лежит выявление специфических закономерностей, качеств и свойств, присущих отдельным группам изданий, передач и т.д.

Типология помогает определить место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию или конкуренции, определяет особенности деятельности, обеспечивает оптимальную реализацию информационной политики, незаменима при проведении маркетинговых исследований.

Система СМИ в СССР всегда казалась неизменной и достаточно полно отвечающей информационным запросам. Но в процессе обновления прессы, традиционная типология требует значительных изменений. Простое разделение всех изданий на государственные и негосударственные, безусловно, не может стать основой универсальной классификации. В следствии этого, актуальность приобретает процесс выявления специфических закономерностей, качеств и свойств, присущих отдельным группам изданий, передач и т.д.

Типологическую структуру СМИ определяют следующие факторы:

Политический. Этот фактор является главенствующим, т.к. в стране многое зависит от власти, включая систему СМИ.

Экономический. Рыночная экономика в сфере СМИ развита довольно мощно. Множество газет, телеканалов и радиостанций существуют за счет государства, а это, в свою очередь, может привести к недобросовестной конкуренции.

Технический. Техническое обеспечение редакций, особенно региональных. Низкое обеспечение может привести к снижению интенсивности работы.

Профессиональный. Утверждение новой журналистики на фоне изменения старых образцов, имело и негативные последствия. Свобода слова оборачивалась независимостью от этических и моральных норм, простых журналистских знаний и навыков. Бурный рост числа СМИ привел к нехватке кадров, падению профессионального уровня и обработке информации на низком уровне.

Засурский Я.Н. в учебном пособии «Система средств массовой информации России» основными типообразующими признаками СМИ называет :

 характер аудитории;

 предметно-тематическую направленность;

 целевое назначение;

 время выхода;

 периодичность.

По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий, теле- и радиопрограмм: международные; республиканские; территориальные (областные, краевые, городские, районные); этнических общностей; профессиональных групп; возрастных групп; для женщин и мужчин; для верующих.

По предметно-тематической направленности: универсальные; специализированные.

По целевому назначению: художественные; публицистические; развлекательные; научные; рекламные; информационные.

По времени выхода: утренняя, дневная, вечерняя, ночная — для теле-, радиопрограмм; утренняя, вечерняя — для газет.

Периодичность: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и т. п.

Классификация средств массовой информации возможна по многим параметрам. Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление изданий на универсальные и специализированные.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы