Курсовая с практикой на тему Традиции исторического детектива в прозе Л. Юзефовича: повесть «Чугунный ягнёнок»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты
изучения жанра исторического детектива. 6
1.1 Детектив как литературный жанр. 6
1.2 Особенности российской
детективной литературы.. 8
Глава II.Особенности исторического детектива Л. Юзефовича. 15
2.1 Авторский стиль Л. Юзефовича и историзм
мышления писателя. 15
2.2 Анализ
детективной сюжетной линии в повести Л. Юзефовича «Чугунный ягненок» 20
Заключение. 29
Список использованных источников. 31
Введение:
Проблемы детективного жанра, как разновидности
массовой литературы, долгое время вынесенного за рамки серьезной литературы,
вызвали интерес у литературоведов, так как по количеству публикаций детективный
жанр занимает едва ли не первое место. Несмотря на растущую популярность жанра
детектива, проблема его жанровой специфики остается дискуссионной и одной из
наименее проработанных областей зарубежного и отечественного литературоведения.
Причина популярности этого жанра лежит преимущественно
в его структуре; детективная история создает интересную формулу, по которой читатель
может принять участие в расследовании и, таким образом, становится одним из
главных действующих лиц в романе.
Первым, кто теоретически очертил жанр «детектив», стал
Г.К. Честертон, который в 1902 г. выступил со статьей «В защиту детективной
литературы». Как отмечает Честертон: «чтобы попытаться раскрыть скрытую
психологическую причину популярности детективной литературы, необходимо
избавиться от многих ходячих представлений…»
Среди авторов, которые проследили историю жанра, его
морфологию и типологические признаки, можно назвать Я. Маркулан, А. Вулиса, А.
Адамова, Г. Анджапаридзе, Н. Вольского и др.
Первым, кто попытался определить принципы этого жанра,
был Ричард Остин Фримен в эссе «Искусство детектива» в 1924 году. Немного позже
появились произведения американского писателя и критика С. С. Ван Дайна,
в 1928 году в «Двадцати правилах для написания
детективных романов» определил своеобразное кредо детектива, базирующегося на
практическом опыте признанных мастеров детективного жанра.
Английский писатель Рональд Нокс также пытался
обеспечить чистоту жанра с помощью «Десяти заповедей детективного романа».
Детектив-это особый жанр, границы которого прочерчены
очень четко и который ставит писателю, работающему в этой области литературы,
жестко выраженные требования, как по тематике произведения, так и по
композиции, стилю и других элементов его формы.
Российский детектив предоставляет читателю и следственному
органу возможности для раскрытия преступления. Разоблачение убийцы не является
основой сюжета, поскольку он либо заранее известен, либо оказывается скоро, и
часто не через действия детектива, а просто волей автора. Таким образом,
произведение превращается в остросюжетный приключенческий роман с полицией,
стрельбой, кровопролитием [1].
Предметом исследования является произведения Л. Юзефовича «Чугунный ягненок».
Объектом исследования данной работы является особенности
исторического детектива.
Цель исследования данной работы изучить —
изучение особенности жанра исторического детектива на материале повести Л. Юзефовича
«Чугунный ягненок».
Данная цель предполагает
необходимость решения следующих конкретных задач:
— Рассмотреть
детектив как литературный жанр;
— изучить историю становления исторической
детективной литературы;
— выявить языковые
особенности исторического детектива,
— определить художественные особенности детектива Л.
Юзефовича «Чугунный ягненок». В ходе решения поставленных задач работы
были использованы такие методы лингвистического исследования, как контекстуальный
анализ, сравнительно-сопоставительный и описательный методы.
Для практической части курсовой работы были
взяты оригинал художественного текста Л. Юзефовича «Чугунный ягненок». Данное
произведение актуально, ведь в нем поднимается тема гражданской войны на Урале.
Гражданская война 1918 1922 гг. занимает особое место в истории войн, пережитых
седым Уралом. Впервые военные действия развернулись непосредственно на
уральской земле. Особенностью этих сражений было и то, что война шла не против
иноземного завоевателя, покусившегося на богатства Каменного Пояса, а против
своих же граждан, иначе представлявших перспективы развития России после
падения монархии.
Практическая значимость этой работы
заключается в том, что она способна помочь читателю сориентироваться в разновидностях
детективных произведений.
Научная новизна работы состоит в комплексном изучении языковых особенностей исторического
детектива российского писателя Л. Юзефовича.
Данная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и библиографии. Во введении определяются цель, задачи,
обосновывается актуальность темы.
В первой главе рассматриваются проблемы становления
детективного жанра.
Во второй главе рассматриваются национальные особенности
исторических детективных истории.
В заключение подводятся итоги исследования.
Заключение:
Формирование и
обновление канона детективного жанра в первую очередь относится к литературе
Запада с середины XIX века. К началу ХХ века жанр детектива приобрел не только
очень устойчивые черты, но и пополнился психологическими и авантюрными
романами. В отличие от детективных романов первой половины ХХ века, где на
первый план вышли приключения героя, а также процесс расследования, в который он
был включен, в детективах последних лет главной ценностью является архетип
детектива с расширенным и сложным набором психологических характеристик. Именно
герой-следователь, его неоднозначные действия и реакции на происходящее вокруг
являются доминирующими характеристиками современного детектива. Все они
характеризуется стремлением отделиться от общества, свести к минимуму возможные
контакты и взаимодействие с внешним миром, игнорировать и даже явно нарушать
социальные нормы и социальные табу. Персонаж-детектив в большинстве случаев
является антисоциальной личностью, даже если он «сотрудничает» с обществом или
делает что-то для его блага. Его героизм несколько неудобен, и он тщательно
маскирует его для своей собственной асоциальности.
В отличие от
детективных романов первой половины ХХ века, где на первый план вышли
приключения героя, а также процесс расследования, в который он был включен, в
детективах последних лет главной ценностью является архетип детектива с
расширенным и сложным набором психологических характеристик. Именно
герой-следователь, его неоднозначные действия и реакции на происходящее вокруг
являются доминирующими характеристиками современного детектива. Все они
характеризуется стремлением отделиться от общества, свести к минимуму возможные
контакты и взаимодействие с внешним миром, игнорировать и даже явно нарушать
социальные нормы и социальные табу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
Теоретические аспекты изучения жанра исторического детектива
1.1 Детектив как литературный жанр Детективный жанр во время своего
становления прошел довольно тернистый и нелегкий путь. При этом на своем пути
встречал довольно разнообразный диапазон оценок от полной отрицательной
реакции, пренебрежения, въедливого высмеивания, небрежного принятия в качестве
способа скоротать время в течение длительного времени. К тому же проводились
научные исследования, вызванные острым интересом общественности и недостаточно
изученного феномена детективного литературного жанра. И, несмотря на двоякое
отношение, детективный роман является полностью самостоятельным и полнофункциональным
жанром, обладает определенным рядом характеристик, присущих полноценному
литературному произведению.
Эпоха утверждения детектива как целостного
и независимого жанра – это эпоха романтизма, которой предшествовал
просветительский реализм со всеми его тенденциями развития и просветление
личности, на фоне которых и зародился детектив.
Ведущее место в этот период занял
малоизвестный жанр готического романа, который, в определенной степени, в
дальнейшем повлиял на развитие детектива. Готический роман, или роман ужасов –
это произведение, в котором изображаются необычные ситуации, ужасы ада,
жестокости тайны, превращающие человека в игрушку сверхъестественных сил.
Возник этот жанр в английской литературе во второй половине XVIII в. И в это же
время распространился и формировался в западноевропейских странах. Готический
роман с его необычайностью и элементами страшилок был основой появления
разнообразных видов детективного романа [3, с.146-154].
Выделение природы «чистого детектива»
достаточно сложным процессом среди широкого разнообразия видов детективу:
шпионского, «серьезного», «черного», уголовного и интеллектуального романов. И,
несмотря на то, что иногда может провести разграничение довольно сложно, но все
же возможно после выяснения парадоксальной природы «чистого детектива»,
сочетающему близкие к реальной жизни коллизии и характеры, специфически
воспроизводимые, и принципы умственной игры [3, с.146 -154].
Авторами первых детективов были
американские писатели Эдгар По «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари
Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), Уилки Коллинз «Лунный камень», «Женщина в
белом», «Муж и
жена»,
Гилберт Честертон «Мудрость отца Брауна», «Алиби актрисы». Классическим
примером этого жанра стали произведения англичан Артура Конан Дойля «Рассказ о
Шерлоке Холмса», «Собака Баскервилей», «Пестрая лента» и Агаты Кристи «Десять
негритят», «Объявлено убийство», «Кот среди голубей», «Зло под солнцем» [6].
Кардинальные изменения в уголовной
литературе происходят с появлением произведений Е. А. По, основателя
классического детективного жанра, который своими оригинальными произведениями
внес своеобразный колорит и вызвал непомерный интерес к своему детищу. Которое
впоследствии получило всемирного признания и с каждым возникновением нового ответвления
совершенствовалось и приобретало новые и неповторимых черт благодаря своим
многочисленным последователям [17, с.22].
Одним из своих известных своих преемников
Эдгар По можно также назвать Уилки Колинза, благодаря которому небольшие
детективные новеллы получили жанр детективного романа, а значит широкое поле
действий. При этом криминальный материал превращается у Коллинза в средство
исследования настоящей жизни, а важный вопрос о том, почему совершено
преступление, что так мало занимал Э. По, а у Колинза приобретает
первостепенное значение. Еще одним известным художником в жанре «крутого»
английского детективного романа можно назвать Джеймса Хэдли Чейза, отца
полицейского романа и непревзойденного мастера романов-боевиков, пользующихся
повышенным спросом у читателей всех стран благодаря наличию глубоких сложных
психологических запоминающихся образов [17].
Итак, детективная литература дает богатый
материал для исследования. В контексте мировой литературы этот жанр завоевал
свое место среди других и пользуется большим спросом в читательской
общественности. На основе англоязычного детектива, во главе которого стоял Э.
А. По, появились произведения представителей других стран, в частности набирала
мощного развития англоязычная детективная литература, достаточно разветвленная,
своеобразная и оригинальная.