Курсовая с практикой на тему Товарный рынок: этапы анализа состояния конкуренции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Товарный рынок: понятие, структура, функции. 5
2. Этапы анализа состояния конкуренции 11
3. Продуктовые и географические границы товарного рынка. 17
Заключение 23
Список литературы 24
Введение:
С внедрением рыночных основ, развитием негосударственного сектора, социально-экономических новых явлений сформировалась потребность в формировании информационной базы статистики товарных рынков.
Товарный рынок является формой взаимоотношений между отдельными агентами рынка.
Роль государства в развитии и формировании товарных рынков сводится к реализации минимально необходимых мер по нормативному и законодательному регулированию, которые направлены на обеспечение соблюдения рыночными агентами экономического правопорядка, защите их экономических свобод и прав, интересов государства и общества.
Конкуренция, как правовое, так и экономическое явление, — обязательный элемент развитой экономики. Она – основной стимул роста качества продукции, увеличения объемов производства, формирования обоснованной цены товаров, достоверной и качественной рекламы.
Актуальность темы работы в том, что перед предприятиями стоит проблема сбыта продукции, поэтому для них основными направлениями являются маркетинговые исследования в области сбыта продукции; распределения рынка между компаниями долей; прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры рынка, которое представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на будущий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в тактике и стратегии маркетинга предприятия.
Итоги анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с плановыми и отчетными данными дают возможность заранее выработать меры, которые направлены на развитие позитивных процессов, предотвращение возможных и устранение имеющихся диспропорций и принятие решений по управлению производством и сбытом товаров [2, c.255].
В ходе исследования использованы труды зарубежных и отечественных таких экономистов, как: А.Г. Аганбегян, Л.И. Абалкин, В.Г. Бурмистров, М.И. Баканов, И.А. Бланк, Б. Берман, Л.А. Велихов, А.И. Васильчиков, Р. Гнейс, Р. Вернон, Т.П. Данько, A.Д. Градовский, В.В. Лукашевич, Ф. Котлер, B. Леонтьев, П. Липдер, Б. Олин, Т.Г. Морозова, М. Портер, Р.А. Попов, П. Самуэльсон, Э. Хекшер, К.И. Таксир и т.д.
Объект курсовой работы – товарный рынок и этапы анализа конкуренции.
Предмет курсовой работы – отношения, которые возникают в процессе анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Цель курсовой работы – провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке.
Задачи курсовой работы:
– изучить понятие, структуру и функции товарного рынка,
– определить этапы анализа состояния конкуренции,
– рассмотреть продуктовые и географические границы товарного рынка.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и универсальных методов, сравнительно-правовой, социально-правовой, системно-структурный, формально-логический, конкретно-социологический методы исследования. Для комплексного анализа — были использованы такие методы как синтез, анализ, обобщение и сравнение.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
, которые между собой связанных определенными потребительскими или производственными признаками. Основа такой классификации рынка – материально-вещественная форма товаров. Уровень агрегирования потребительских благ зависит от целей исследования.
Один из важных признаков товарных рынков – территориальный охват. Анализ рынка в конкретном исследовании реализуется в пределах совокупного (внутреннего) рынка, мирового (внешнего), регионального подразделения. Исследования совокупного внешнего и внутреннего рынков, обычно, имеют стратегический характер, проводятся они по товарным укрупненным группам. При исследовании товарного регионального рынка (город, республика, экономический район и т.д.) вместе с региональными особенностями учитывать необходимо состояние совокупного рынка.
Общая цель исследований – определение тех условий, при которых обеспечивается более полное удовлетворение спроса граждан в товарах и формируются предпосылки для эффективной реализации продукции. Поэтому, первоочередная задача исследования рынка – анализ соотношения предложения и спроса на продукцию, т.е. конъюнктуры рынка.
Для определения географических границ рынка используется установление фактических местностей, где осуществлены были продажи – где благоприобретатели находятся, а также местонахождение продавцов товаров
Несмотря на то, что произошли изменения законодательства в области антимонопольного регулирования, проблема определения товарного рынка до сих пор остается существенной. Определение товарного рынка – механизм, помогающий антимонопольным органам оценить состояние конкуренции на рассматриваемом рынке и провести антимонопольное эффективное регулирование.
Фрагмент текста работы:
Товарный рынок (Commodities market) — это площадка, на которой продают и покупают определенные группы товаров и сырья. Группы товаров — это черные, цветные и драгоценные металлы, нефть, газ, энергоресурсы, кофе, рис, зерно, хлопок, сахар и другие. Более глобально рынок ресурсов можно разделить на металлы, энергоресурсы и пищевые продукты.
По статистике, на товарно-сырьевой бирже торгуют 70-ю видами товаров. И на этом рынке сосредоточено около 30% мирового товарооборота.
Первые товарные биржи возникли еще в Древней Греции и Риме, их деятельность была стихийной. Из века в век биржи развивались. И рынок служил местом встречи потребителя и производителя. Сегодня товарные биржи в большей степени служат инструментом спекулятивных операций. В таких случаях физически товары не поставляют, торгуют просто контрактами, а зарабатывают на разнице цен. Таким образом, покупатель и продавец передают друг другу не предмет покупки, а права на его обладание.
Эксперты рынка утверждают, что в XXI веке лишь 1% сделок заканчиваются фактической поставкой товара. Все остальное — это спекулятивные операции [2, c.256].
Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», товарный рынок – сфера обращения товара, в пределах которой покупатель может приобрести товар, опираясь на экономическую выгодность, технические возможности, товар при этом взаимозаменяемым не является. Рассматривается товар, как объект гражданских прав, который создан для обмена или продажи, введения в оборот. Взаимозаменяемые товары – те, которые могут быть сравнимы по функциональному назначению с иными товарами так, что потребитель готов предпочесть иные товары [1].
Рынок в зависимости от товаров, которые оборачиваются на нем:
– Рынок потребительских товаров – массовое производство и сбыт.
– Рынок инвестиционных товаров – покупка товаров исключительно фирмами, при этом продавцов и покупателей на рынке немного.
– Рынок сырья – торговля сырьем сельскохозяйственного, промышленного производства, продовольствием, энергией и ее носителями.
– Рынок готовых товаров имеет гораздо больший рост чем рынок сырья.
Чтобы успешно организовать коммерческую деятельность нужно знать, какой тип рынка предпочитает использовать предприятие для функционирования, поскольку от этого зависит способ ведения коммерческой политики и метод продвижения товара. Существует определенная ступенчатость товарных рынков.
Потенциальный рынок – покупатели, которые интересуются определенным товаром или услугой.
Доступный рынок – покупатели, которые интересуются товаром или услугой, при этом имея доход и доступ к этому товару.
Квалифицированный рынок – покупатели, которые интересуются, имеют доход и право пользоваться определенным товаром или услугой.
Целевой рынок – элемент квалифицированного рынка, на который компания направляет свои действия.
Освоенный рынок – покупатели, которые уже купили определенный товар или услугу.
Структура товарного рынка – совокупность звеньев, которые принимают участие в продвижении товара от производителей к потребителям. Основные звенья товарного рынка:
– производители товара;
– оптовые торговые и другие посреднические организации;
– предприятия розничной торговли;
– потребители.
Производитель товара – организация независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, которые производят товары для реализации потребителям.
Торговля – соглашение, в силу которого одна сторона (т.е. продавец) обязуется другой стороне (т.е. покупателю) передать товар (вещь), а покупатель обязуется за нее уплатить цену (определенную сумму).
Оптовая торговля – торговля товарами для их последующей перепродажи или использования. Стороны оптовой торговли – контрагенты.
Виды оптовой торговли:
– по времени передачи товара – с немедленной передачей товара, по предварительным заказам;
– по месту выполнения – в торговом заведении, местах оптовых продаж;
– по сроку оплаты товара – с оплатой в рассрочку, в кредит, с предварительной оплатой;
– по обязанности доставки товара – без доставки, с доставкой.
Розничная торговля – торговля товарами, которая осуществляется для семейного, личного использования, которое не связано с предпринимательской деятельностью.
Стороны розничной торговли – продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой человек. Предмет розничной торговли – вещи, которые не изъяты из гражданского оборота. Виды розничной торговли:
– продажа товара по образцам. Заключается договор на основе ознакомления покупателя с товаром или по описанию, или по каталогу;
– продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; продавец не вправе товар реализовать иному лицу в срок, который определен договором;
– продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата до покупателя обязан довести информацию о продукции, продавце и тех действиях, которые совершить необходимо для получения товара путем помещения на автомате информации или другим способом;
– продажа с условием доставки. Продавец при заключении договора обязуется товар передать указанному лицу и доставить в указанное место.
Потребитель – гражданин, который имеет намерение приобрести или заказать либо использует, приобретает или заказывает товары только для домашних, семейных, личных и других нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью [4, c.123].
Анализ рынка товаров – это глубокое многогранное исследование определенного отраслевого рынка и его целевой аудитории. Подобный инструмент помогает получить достоверную информацию для выхода товара на рынок или стимуляции объемов продаж.
Исследование рынка продукции помогает прояснить:
– Ёмкость или размер рынка – сколько предлагается и покупается товаров за фиксированный временной отрезок.
Емкость рассчитать можно следующим образом:
E = К × Ц
где: E — емкость рынка,
К — количество товара,
Ц — цена товара.
– Конъюнктуру рынка – все совокупные взаимоотношения, сложившиеся в рыночной среде на определенное время.
– Динамику рынка и прогнозы его развития – это оценка инерционных процессов для краткосрочных прогнозов, а также вероятных глобальных изменений для долгосрочного прогноза.
– Изучение конкурентов и определение ресурсов, которые нужны для эффективной конкурентной борьбы.
Наибольшее значение имеет прогнозирование и определение рыночного текущего спроса Q в стоимостном выражении:
Q = п x q x р,
где п – количество покупателей определенного вида товара в целом на рынке или на рынке региона;
q – количество покупок покупателя за определенный период времени;
р – средняя данного товара.
Знание емкости рынка позволяет определить долю рынка (Д)
Д = (Vпрод / Vспр) * 100%,
где Vпрод – объем продаж;
Vспр – объем спроса на рынке (общий объем продажи товара на рынке).
Все эти исследования направлены на определение потенциальных объемов продаж касательно конкретной фирмы. В ходе исследования планируется найти источники дополнительного сбыта, наметить основные проблемы и пути их решения [6, c.214].
Структура рынка представляет собой соотношение отдельных его элементов, а также их удельный вес. Качественный анализ структуры товарного рынка – это создание четкой структурной картины того рынка, где компания осуществляет или намерена осуществлять свою деятельность. Структуру можно оценить, как в количественном, так и в качественном выражении.
Количественно структура рынка представляет собой совокупность таких данных:
– количество продавцов;
– доля рынка, занимаемая каждым продавцом;
– рыночная концентрация, как процентное соотношение продаж наиболее крупных продавцов к общему объему продаж.
Такая долевая картина поможет оценить возможности и реальность входа на рынок и развития. В зависимости от целей исследования в анализ включают объемы продаж потенциальных конкурентов.
Очевидно, что нецелесообразно планировать производство товаров в объеме, который превышает емкость рынка сбыта. Объем товарного рынка делят на три категории:
– Доступный – это размер рынка, соответствующий ресурсам, товару (его качеству, цене), дистрибуции и покупателям, которые имеются у компании на данный момент.
– Фактический – это текущий объем спроса на исследуемый товар у всех покупателей.
– Потенциальный – это максимально возможный объем спроса на товар, который возможен, если все потенциальные потребители хорошо знают и потребляют продукт.
Оценка этих категорий даст общую картину потенциала определенного товара и перспектив компании на данном рынке.
Единица измерения может быть взята в удобной форме: в количестве (штуки), стоимости (рубли) или объеме (килограммы, литры и т.д.) [8, c.43].