Курсовая с практикой на тему Тоталитарное государство
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие тоталитарного режима 5
1.2. Основные признаки тоталитарного государства 10
1.3. Структура тоталитарного государства 14
2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОТАЛИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ 19
2.1. Сравнительный анализ тоталитарных государств ХХ века (Германия, Италия, СССР) 19
2.2. Современные тоталитарные государства (КНДР, Вьетнам) 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность темы. В рамках традиционного мышления, в публицистике и иных околонаучных трактовках сформировался некий стереотип понимания политического режима как чего-то, что обладает явно оценочным характером. То есть, если речь идет о чем-то положительном в политической действительности, к примеру, о политической системе, которую требуется охарактеризовать позитивно, в основном, в контексте используют понятие политической системы. И второй подход, когда при описании политических реалий с заведомо отрицательным отношением, употребляется категория политического режима. Данная точка зрения является ошибочной, она не имеет ничего общего с научными подходами к политологическому анализу. Суть в том, что сегодняшняя политическая наука характеризует политическую систему в двух смыслах. В рамках одного из них политическая система является действительно существующим механизмом осуществления власти в той или другой стране, на том или другом уровне.
Обладая всеми признаками авторитарного режима, тоталитаризм отличен, в первую очередь, склонностью к ликвидации других политических движений и партий, сращиванию господствующей партии с государством (партократия), во главе которого стоит определенная группа лиц. Притом формируется культ лидера, который нередко наделяется сверхъестественными способностями. формируется тоталитарная идеология, которая превращается личность в составную часть системы, и приводит к тотальной политизации и унификации всех форм социальной жизни. По факту, в тоталитарном социуме, любой, кто уклоняется от политики, должен уничтожаться.
Актуальность темы обусловлена тем, что до настоящего момента не решен вопрос о важнейших закономерностях и путях преобразования тоталитарного режима в демократический, требует более глубокого решения и проблема объективных признаков, как утверждения, так и уничтожения тоталитарного режима.
Необходимо сказать, что тоталитаризм является постоянным объектом научных исследований. В частности, природа тоталитаризма рассматривается в работах Л.А. Морозовой, С.Ю. Наумова, К.С. Гаджиева, Т.Н. Радько, М.Н. Марченко и др.
Целью работы является изучение концепции тоталитарного государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— охарактеризовать сущность понятия тоталитарного режима;
— рассмотреть основные признаки тоталитарного государства;
— изучить его структуру;
— провести сравнительный анализ наиболее известных в истории тоталитарных государств ХХ века;
— проанализировать особенности и отличительные черты современных тоталитарных государств;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объект исследования – тоталитарные государства. Предметом исследования являются особенности тоталитарного политического режима в различных государствах.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности тоталитарных форм государства.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Истоки идей о тоталитарных государствах находятся в работах Платона, Жан-Жака Руссо, прочих социалистов, Ницше, Гегеля, Маркса и пр. Обладая многовековой историей, тоталитарные идеи могут быть осуществлены на практике с формированием требуемых для этого психологических, мировоззренческих, общественно-политических и иных предпосылок. В общем, в истории можно проследить три важнейшие разновидности тоталитарного устройства государства. Это коммунистический (советского типа), предполагающий абсолютное уничтожение частной собственности любой автономии личности, абсолютную государственную власть; фашизм (Италия 1922 г.), который тяготеет к утверждению твердой власти государства, организующей социум, обеспечению коллективной идентичности на этнической либо культурной основ, тоталитарные черты здесь выражаются не в полной мере; национал-социализм (Германия 1933 г.), который является родственным с коммунизмом и фашизмом: схожие (общие) формы организации государства и тоталитарной партии, место класса отведено нации, взамен классовой ненависти – ненависть расовая и национальная. Тоталитарному политическому режиму свойственно абсолютное, пронизывающее главенство в социальном сознании и деятельности аппарата государства квази-религиозной сверх-идеи, ради осуществления которой оправданы любые жертвы и средства, т.е. тоталитаризм полностью идеократичен (власть идей, а не людей).
Вместе с тем при тоталитаризме центром власти государства выступает харизматический вождь, который обладает способностью видеть светлое близкое будущее, ведет за собой социум, стоящий «по ту сторону зла и добра», или вне закона. Тоталитарный режим собственной целью ставит абсолютное переформирование всех сфер социума (отсюда их огосударствление), создание качественно «нового человека». Тоталитарный режим стремится полностью контролировать не просто поведение людей, а и их образ мышления. Социум при тоталитарном режиме: в высочайшей мере интегрировано, претерпевает идеологический апогей и периодически «чистит» собственные ряды; крайне активно политически, поддерживает все инициативы партии и лидера; закрыто и полностью отгорожено от иных государств «железным занавесом»; оно жестко структурировано согласно сверх-идее (единый организм), мобилизовано и является готовым к внешней экспансии.
При тоталитаризме среди способов государственного влияния на социум превалируют требования, запреты, ограничения, внедряемые повсеместно с помощью массового террора, открыто реализуемого масштабного внеправового принуждения и физической расправы с помощью государственных силовых структур. При тоталитарном режиме высшие учреждения единственно правящей партии в полной мере сливаются с высшими учреждениями власти государства, в связи с чем партия становится решающим стержневым элементом государственной структуры. Вместе с тем, при тоталитарном режиме существует абсолютный контроль экономической сферы с помощью методов принуждения выстраивается громадная административно-плановая экономическая система.
Тоталитарный режим может притворяться демократией, надевает маску народовластия посредством института выборов, система права при тоталитарном режиме характеризуется ярко выражаемой двойственностью: декоративное право для населения и не опубликованное «право-невидимка», на которое опираются государственные учреждения и в котором на первое место выдвигаются запреты и обязанности. Насилие выступает наиболее важным фактором существования тоталитарного режима и, в конечном счете, — предпосылкой и причиной его кризиса.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие тоталитарного режима
Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они представляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты государственности.
Выделяют четыре основных типа политических режимов: авторитарный – власть одного лица, органа; тоталитарный – всепроникающий, всеподчиняющий; либеральный – свободный, предоставляющий гражданские права и свободы; демократический – вовлекающий народные массы в процессы политического управления.
Характеризуемый в наиболее общей форме тоталитаризм означает повиновение части — человека целому — государству, тотальный контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием для создания угодного типа человека, управление социумом на основании соответствующей идеологической доктрины. Особенностью тоталитаризма не считается диктаторский характер власти, ее «суверенитет» относительно народа (в данном отношении он ничем не отличается от авторитаризма), и даже не полнота контроля за деятельностью индивидов, и не регламентации поведения , как бывает в некоторых армиях, а претензии на управление человеческим сознанием, программирование либо контролирование их ценностных ориентаций и образа мыслей.
Будучи одним из способов организации власти, тоталитаризм, так же как и однопорядковые с ним понятия авторитаризма и демократии, характеризует разные, в том числе и более низкие в сравнении с государством, уровни социальной организации. Могут иметь место, к примеру, политическая тоталитарная партия либо же религиозная секта. Естественно, свое самое полное выражение тоталитаризм обретает на уровне всего государства, имеющего суверенную власть.
Тоталитаризм, также как и демократия, — это, в основном, нормативное понятие, которое обосновывает и (или) отражает общественный идеал, который никогда и нигде в полной мере не реализовался. В более или менее завершенном, полном виде тоталитаризм в качестве определенной социальной системы представлен в основном только в литературных тоталитарных антиутопиях. В действительности же даже в являвшихся классическими примерами тоталитаризма национал-социалистическом и сталинистском государствах у власти не получалось организовать полный контроль за гражданами и в полной мере ликвидировать индивидуальную свободу.
Потому тоталитаризм в качестве понятия отражает, в первую очередь, хотя и разный, но достаточно высокий уровень контроля государства (и стоящих за ним организаций и групп) за гражданами, их политическим поведением и сознанием. При этом в том случае, если власти удается реализовать данный институционально закрепленный контроль над большей частью граждан, существуют основания говорить о тоталитарном государстве (при этом уровень тоталитарности даже данных государств может различаться). Если же большинство граждан все-таки сохраняет свободомыслие и определенную автономию, то можно говорить о «предтоталитаризме» — тоталитарных направлениях, либо устремлениях властей, однако не о тоталитаризме как государственном устройстве. Становится очевидным, что грани между предтоталитаризмом и тоталитаризмом подвижны и нередко сложно уловимы, но они существуют и могут определяться опытным путем.