Курсовая с практикой на тему Торговое право азиатских стран (Надо затронуть только Южную Корею, Вьетнам, Китай и Японию)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРГОВОГО ПРАВА СТРАН АЗИИ 6
1.1. Эволюция торгового права в странах Азии 6
1.2. Сравнительный анализ источников торгового права азиатских стран: современное состояние и тенденции развития 12
Выводы к главе 1 17
ГЛАВА 2. ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ И ИХ ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 18
2.1. Торговые правоотношения в азиатских странах: понятие, структура, виды 18
2.2. Особенности договорного регулирования торговых отношений в азиатских странах 23
Выводы к главе 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
На сегодняшний день страны Азии, такие как Китай, Япония, Южная Корея, являются одними из наиболее развитых и экономически успешных стран в мире. Китай сегодня является важным игроком на мировом рынке. Он успешно проводит политику, направленную на ускорение темпов экономического роста, уделяет значительное внимание совершенствованию технологий, достигает небывалых высот в торговле, что дало причины для возникновения понятия китайского «экономического чуда». Результаты современной экономической и, в частности, торговой политики Китая поразительны: усиление роли в международной деятельности, получения контроля над многими перспективными отраслями мировой экономики и торговли.
Не менее мощными экономиками и значительным весом на международной арене обладают сегодня Япония и Южная Корея. В начале ХХІ века они превратились во влиятельных игроков мировой политики и заняли свою нишу в области международной торговли. Развивающуюся экономику, которая сулит большие перспективы в области торговой деятельности, имеет также и Вьетнам, который на сегодня является одной из наиболее экономически успешных и богатых стран Юго-Восточной Азии.
Внешнеполитические и экономические устремления этих азиатских стран, характер их взаимосвязей делают существенное влияние на международную ситуацию в Азии и формирование общего политического и экономического климата региона.
Все это привлекает внимание множества исследователей из областей политологии, экономики, а также из области права, поскольку правовое обеспечение торговой и экономической деятельности страны в значительной мере влияет на возможность успешного осуществления этого типа деятельности. Особенности торгового права России и зарубежных стран исследовали такие ученые, как В. Н. Гуляихин, И. А. Зенин, Л. А. Лазота, М. Н. Марченко, О. Г. Марушева, В. Ф. Попондопуло, А. Х. Саидов и др. Вопросы торгового права в странах Азии изучали Н. П. Зарубина (Япония), И. А. Зенин, Е. Г. Пащенко (Китай), Г. Н. Ким (Республика Корея), Май Ван Тханг (Вьетнам).
Однако, на сегодняшний день знания о торговом праве в странах Азии недостаточно систематизированы, также как остаются недостаточно исследованными многие важные вопросы, такие как эволюция торгового права в этих странах, его источники, структура и особенности, перспективы развития. Это и обуславливает актуальность тематики данного курсового исследования.
Объект исследования – торговое право стран Азии.
Предмет курсовой работы – эволюция, источники, структура и особенности, перспективы развития торгового права в азиатских странах (на примере Китая, Японии, Южной Кореи, Вьетнама).
Цель исследования – исследовать специфику торгового права Китая, Японии, Южной Кореи, Вьетнама в сравнительном аспекте.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач курсовой работы, среди которых:
1) рассмотреть особенности эволюции торгового права в странах Азии;
2) осуществить сравнительный анализ источников торгового права азиатских стран: современное состояние и тенденции развития;
3) исследовать торговые правоотношения в азиатских странах, их понятие, структуру и виды;
4) изучить особенности договорного регулирования торговых отношений в азиатских странах.
Теоретическая ценность исследования заключается в систематизации знаний об особенностях, структуре, эволюции и перспективах развития торгового и договорного права Китая, Японии, Южной Кореи, Вьетнама.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования материала исследования для дальнейшего изучения особенностей торгового права азиатских стран, а также в качестве материала для написания студенческих научных работ (рефератов, курсовых, дипломных работ и т. п.).
Новизна исследования заключается в том, что впервые были систематизированы данные о историческом и современном состоянии торгового права стран Азии, совершен анализ перспектив развития договорного права азиатских стран в контексте социалистической и романо-германской правовых систем.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: сравнительно-правовой и сравнительно-сопоставительный методы, методы синтеза и анализа, исторический метод, анализ и систематизация законов и кодексов государств.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов и списка использованных источников.
Заключение:
В исследовании рассмотрены исторические и современные аспекты торгового права в азиатских странах. В ходе анализа торгового права Китая, Японии, Южной Кореи и Вьетнама, а также их сравнения, было выяснено, что южнокорейское и японское торговое право относятся к романо-германской правовой семье, тогда как коммунистические страны – Китай и Вьетнам – пользуются нормами торгового права, построенного в контексте социалистической правовой семьи. Такое деление торгового права на разные семьи в рамках одного географического региона (Азии) является результатом разного исторического наследия этих стран.
Япония и Южная Корея (последняя преимущественно через посредничество Японии) испытали на себе влияние европейских и американских идей, которые были заимствованы ими и наложены на традиционные правовые системы, которые существовали в этих странах и ранее.
Что же касается Китая, то эта страна оказывала влияние на формирование древнего права в странах Азии, являясь могущественной империей, а также родиной таких философских течений, как конфуцианство и даосизм. Именно на основах этой восточной философии строятся традиции и обычаи в области права во многих странах Азии. На более современном этапе своей истории Китай принял социалистический вектор развития, который успешно им реализуется, создав беспрецедентный в мире пример «восточного социализма».
Уникальный пример являет собой еще одна социалистическая страна – Вьетнам, который испытал на себе как влияние Европы в лице французских колонизаторов, так и влияние Китая и России (социалистические идеи). Сегодня Вьетнам имеет рыночную экономику, которая базируется на социалистической идеологии.
Исследование перспектив развития правовых систем азиатских стран показало, что благодаря современным тенденциям усиливается близость социалистического права и романо-германской правовой группы (к которой, в том числе, относится и право Японии). Это способствует сближению данных правовых моделей. Унификация этих моделей в международно-правовых формах является на сегодня наиболее известным способом сближения национальных правовых систем.
Во второй главе исследования рассмотрены особенности и структура торгового права азиатских стран, а также его договорная основа, регулирующая торговые отношения. Торговое право включает в себя статус торговых обществ и товариществ, а также торговые соглашения, оно регулирует расчетные, страховые и кредитные отношения, а также морское право и право промышленной собственности.
Японии присуща кодифицированная система права, основу которой составляют шесть кодексов, которые на протяжении развития японского права претерпели несколько изменений, в соответствии с Конституцией страны. В целом же, наличие развитого законодательства по западным образцам и создание современной системы судопроизводства не изменили традиционного правосознания большинства граждан. Реальные гражданско-правовые отношения во многом регулируются не законодательством, а обычным правом или другими социальными нормами. То же самое можно сказать и о системе права Китая, где также важными и сегодня остаются обычаи и традиции, идеи конфуцианства и даосизма.
Концепции и нормы южнокорейского Торгового кодекса в целом следуют образцу японского торгового права, которое в свою очередь основывается на Германском торговом уложении. Современная правовая система Вьетнама – это результат сложного и длительного процесса воздействия различных правовых культур и идей. Будучи страной Азии, Вьетнам сохранял в себе древние исторически сложившиеся на этой территории правовые традиции, в значительной мере сформировавшиеся под влиянием китайского феодального права. Оказавшись же захваченным Францией и превращенным в ее колонию, Вьетнам получил возможность частично перенять не только культуру, но и правовые особенности романо-германской правовой семьи. Однако, в результате внутренних событий, способствовавших освобождению страны от французского гнета, был принят курс на социализм – именно социалистическая система здесь сохраняется и сегодня. Особенностью современной правовой системы Вьетнама является его коммунистическая политико-правовая идеология.
Также в главе отмечается, что важным аспектом торговых отношений является договорное регулирование торговых отношений. Договорное право можно определить, как систему правовых норм, размещенных в законодательстве страны, законодательных актах и нормах / требованиях, размещенных в других источниках права.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРГОВОГО ПРАВА СТРАН АЗИИ
1.1. Эволюция торгового права в странах Азии
Страны Азии наиболее неоднородны в социально-экономическом аспекте. Так, Япония, Южная Корея, Сингапур и Тайвань принадлежат к капиталистическим странам с развитой многоукладной экономикой; Китай идет особым путем экономического развития, сочетая принципы планового и рыночного управления. Монголия ступила на путь экономических и политических реформ после 70-летнего господства тоталитарного режима. Северная Корея является уникальным государством, где до сих пор пытаются построить коммунизм на основе командно-административной системы в экономике и тоталитарного режима в политике [15, c. 25].
В каждой из азиатских стран происходил свой процесс становления торгового права, на что оказывали влияние многие факторы – как внутренние особенности страны, в частности, ее политический режим, так и внешние связи с другими странами. Рассмотрим более детально эволюцию торгового права таких азиатских стран, как КНР, Япония, Южная Корея и Вьетнам.
Китай сегодня считается «экономическим чудом», поскольку эта страна в кратчайшие сроки достигла небывалых высот экономического развития, став главным претендентом на лидерство в торговле во всем мире. Еще ни одной из стран мира не удалось повторить опыт Китая, и исследование сферы торговли, в том числе и торгового права этой страны дает возможность постигнуть те предпосылки, которые привели Китай к сегодняшнему процветанию.
В Китае процесс активного правотворчества берет начало в 1978 г., когда страна осуществила переход к реформе экономической системы. Основное устремление Китая в области правового строительства было создание правового регулирования хозяйственной жизни, а реформа предполагала построение многоукладной смешанной экономики, которая сочетала бы в себе рыночные и плановые элементы. Эту систему сегодня часто называют как «социализм с рыночным лицом» [2].
Согласно ст. 15 Конституции КНР 1982 г. «государство осуществляет на практике социалистическую рыночную экономику. Оно совершенствует хозяйственное законодательство и улучшает макроконтроль экономики. Государство, действуя согласно закону, запрещает нарушение экономического порядка со стороны любой организации или частного лица» [4].
Анализ эволюции торгового права в Китае показывает, что эта страна избрала свой нетипичный путь правового обеспечения проводимой экономической реформы. Разрабатывая отрасли материального права, которые регулируют общественные отношения, связанные между собой необходимостью обеспечения адекватного и эффективного функционирования экономики, КНР избегает путей принятия кодификационных актов или же отраслевой кодификации. Законодатель предпочел осуществлять постепенное введение в действие нормативных актов, которые обычно обладают комплексным характером и регулируют лишь конкретные звенья хозяйственного механизма, так же, как и определенные области экономических отношений, требующие первоочередной правовой регламентации [12, с. 33].
Становление системы гражданского права КНР в целом было сложным процессом. В первой половине 1980-х гг. происходили дискуссии, которые затронули также и систему хозяйственного права. Сторонники внедрения хозяйственного права считали, что предметом его регулирования должны быть общественные отношения, в которых бы и находил свое отображение и реализацию фактор государственного планирования, управления и контроля. В ходе данной дискуссии выделилось два основных направления – поддерживающие идею так называемого «малого» хозяйственного права, регулирующего отношения с участием социалистических организаций, а также адепты идеи «большого» хозяйственного права, в сферу применения должны быть включены еще и хозяйственные связи граждан страны. Последние опирались на идею о том, что в деятельности индивидуальных товаропроизводителей также просматриваются признаки проявления государственного планового воздействия [14, c. 65].
Наиболее активным периодом разработки гражданского кодекса Китая стал конец 1970-х гг., однако впоследствии он так и не был принят, ведь китайский законодатель фактически отказался от кодификации гражданского права. Тем не менее, уже в 1983 г. начинается работа над Общими положениями гражданского права КНР (ОПГП). Именно такая непостоянная политика государства в области торгового права стала причиной возникновения выражения «идти на двух ногах в области разработки гражданского права», которое подразумевает, что Китай принимал отдельные гражданские законы, не забывая при этом о гражданском кодексе.
Общие положения гражданского права КНР вступили в силу 1 января 1987 г. До сегодняшнего дня именно они являются центральным актом в системе гражданского законодательства КНР. Общие положения включают в себя 156 статей, равномерно разделенных на 9 разделов документа.
Многие законы, которые принимались в КНР в 80-90-е гг. ХХ в. были краткими и содержали преимущественно установления общего характера. Для того, чтобы законы выполнялись, Госсовет КНР принял подзаконные акты. Им был присвоен статус положений о порядке применения того или иного закона. Именно наличие таких подзаконных актов компенсирует декларативный характер самих законов, поскольку такие положения уточняют и конкретизируют нормы закона и порядок их применения на практике [4].
В начале 2000-х гг. в Китае принимается ряд новых законов в сфере регулирования хозяйственной деятельности, что было обусловлено появлением новых рыночных инструментов и институтов и развитием экономических отношений. Многие принятые ранее законы претерпевают изменения, а некоторые законы заменяются новыми актами.
Присоединение страны к ВТО повлекло за собой еще более существенные изменения законодательства КНР в 2000-2003 гг. В основном они касались вопросов доступа иностранных экономических операторов на различные сегменты внутреннего китайского рынка. Прежде всего речь шла о торговле услугами (банковская, страховая деятельность), инвестиционной деятельности, защите интеллектуальной собственности, нормах государственного администрирования прямых и портфельных инвестиций в КНР из-за рубежа [14, c. 68].
На сегодняшний день правовая система КНР носит смешанный характер, представляя собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях «социализма с китайской спецификой» и некоторых принципах романо-германского права [17, с. 45]. Кроме того, Китай продолжает активно проводить хозяйственную реформу, целью которой является возрождение многоукладной экономики, стимулирование самостоятельности предприятий, привлечение иностранного капитала. Активность КНР в области торговли, соответственно, требует и крупных законодательных работ [21].
Еще одной экономически успешной страной Азии является Корейская Республика (Южная Корея). Правовая система Южной Кореи в целом базируется на гражданской (кодифицированной) структуре и включает в себя основы американского и европейского права. В целом же правовое устройство этой страны относится к романо-германскому направлению. За время своего существования Гражданский Кодекс Корейской Республики, вступивший в силу в 1960 г., редактировался более 10-ти раз, хотя общие его положения оставались неизменными.
Следует отметить, что торговое право Южной Кореи выделяется на фоне торгового права большинства азиатских стран именно благодаря своим европейско-американским основам. Конечно же, корейская правовая культура и правосознание корейцев не исключают наличия общих для народов Восточной Азии конфуцианских традициях, таких как коллективизм, патернализм, приоритет этических норм над юридическими, обязанность над правами, предпочтение неформальных примирительных процедур судебному разбирательству и т.д. Однако история государства предопределила формирование особой структуры торгового права.
Первая рецепция европейского, романо-германского права произошла в Корее через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). Хотя после освобождения и обретения Кореей независимости все японские законы были заменены на корейские, все же основные черты романо-германского права в правовой системе Кореи сохранились, хотя и через их заимствование при посредничестве японского законодательства [16].
Кроме того, важным этапом становления торгового права в Корее стала также деятельность американской военной администрации в 1945-1948 гг. В целом для этого периода истории государства присуща ориентация правительства Кореи на США, а потому уже в послевоенный период правовая система Кореи заимствовала многие элементы американского права, в том числе и в торговой сфере. 1980-1990-е гг. обозначились важными изменениями в южнокорейской правовой системе, связанные, прежде всего, с ее демократизацией.
Не менее интересна и эволюция торгового права одной из наиболее технологически и экономически развитых стран мира – Японии. Япония является страной с дуалистической системой частного права. В ней и поныне действуют Гражданский кодекс 1898 г. и Торговый кодекс 1899 г., несмотря на большое число внесенных в них изменений [14, c. 70].
Одним из наиболее значимых этапов развития японского законодательства стал период после Второй мировой войны, который обозначился важными преобразованиями законодательной системы. В этот период в Конституции 1946 г. особенно существенно сказывается влияние американского права в области торговых отношений и деятельности компаний. Это отчасти проявилось уже в принятом в 1922 г. Законе о доверительной собственности, преследовавшем цель привлечь в страну англо-американский капитал.
В целом же, торговый кодекс Японии 1899 г. – это несколько модернизированный вариант Германского торгового уложения, построенный практически по той же системе и включающий те же книги, что и ГТУ. Торговый кодекс Японии является специальным законом по отношению к ГК, он включает в себя четыре книги.
Существенные изменения были внесены в ТК Японии в связи с реформой акционерного законодательства, проведенной в 1951 г. Изменения были внесены в ТК также в 2006 г. в связи с реформированием корпоративного законодательства и принятием новой редакции Закона о компаниях [17, с. 204-205].
Если говорить о процессе эволюции торгового права Японии, то здесь также важную роль имеет влияние правовой традиции Запада, в том числе США. После Второй мировой войны японское законодательство сменило вектор с континентального права (главенствовало в Японии германское право) на англо-американское право. Были заимствованы целые институты, которые были совершенно не известные континентальному праву, например, такие как доверительная собственность. Именно через Японию англо-американское право проникает впоследствии в Южную Корею. Таким образом, в Японии, также, как и в Корее, пришли в соприкосновение две правовые системы – континентальная и общего права [15, c. 71].
Рассмотрим также особенности эволюции торгового права Вьетнама. Сегодня Вьетнам рассматривается как одна из перспективных развивающихся стран Юго-Восточной Азии, многие аналитики и исследователи считают, что Вьетнам ждет перспективное экономическое будущее, что в значительной мере предопределено в том числе устройством правового регулирования вопросов торговли и экономики страны в целом.
Система права во Вьетнаме складывалась под воздействием вьетнамского феодализма, французского колониализма и влияния социалистических стран. До французской колонизации в системе права Вьетнама было много элементов, заимствованных от Китая – само законодательство было вторичным, а главенствующую роль играла этика. Право в основном использовалось при решении вопросов государственного масштаба. В колонизированном Вьетнаме французы насаждали западные правовые нормы и институты, которые были чужды местному населению. Страна в то время была поделена на три части: север, центр, юг. И в каждой из них действовало своё законодательство.
Когда в 1975 г. Вьетнам был объединён, вследствие чего появилась необходимость в унификации законодательства. Новую систему права построили преимущественно на принципах социализма. Однако уже в 1986 г. был взят курс на рыночную экономику, и, как следствие, стране снова пришлось перестраивать правовую систему [9]. Новый вариант Конституции был принят в 1992 г., а Гражданский Кодекс в 1995 г. Во многом правовая система Вьетнама была похожа на прежнюю – коммунистическая партия сохраняла монополию на власть, сохранился характер идеологии, социалистическая собственность и преобладание интересов государства над частными.