Курсовая с практикой на тему Топос города Ленинград в поэзии Иосифа Бродского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА І. КАТЕГОРИЯ РЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕНОЙ РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПОЭЗИИ 5
1.1.Понятие «топос» в литературоведении 5
1.2.Топос города в литературе ХХ века 9
Выводы к І главе 14
ГЛАВА ІІ. ОСОБЕННОСТИ ТОПОСА ЛЕНИНГРАДА У И. БРОДСКОГО 15
2.1. Образ города-Дома 15
2.2.Отражение пространства и времени 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30
Введение:
Одним из наиболее значимых и вместе с тем наиболее сложных и спорных явлений современного литературного процесса является литература постмодернизма.
Современное литературоведение представляет целое направление, главным предметом изучения которого являются поэзия, проза и драматургия постмодернизма. Русский постмодернизм, появился в последние десятилетия XX в. и прошел сложный путь художественного развития. Вместе с ним появляется и развивается один из продуктивных способов выявления художественной специфики постмодернизма – топос, составляющий преобладание пространственной картины мира в лирических стихотворениях поэтов постмодерна.
Актуальность работы. Пространство представляет собой одну из самых важных категорий человеческого бытия. Им наполнен каждый факт, историческое, событие, художественный памятник, научное открытие, любое явление повседневной жизни. Много нового и необычного по отношению к пространству привнес ХХ в., сделав это пространство одним из ключевых объектов изучения. Первые попытки решения загадок времени и пространства были предприняты философами. Свои работы этому направлению посвятили: А. Бергсон, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, о. Павел Флоренский, Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев и др. Представление времени и пространства можно получить по теории относительности Эйнштейна, квантовой механике, теории времени А. Козырева, И. Пригожина, С. Хокинга, благодаря которым расширяются данные понятия.[11, С. 5].
Литература – вид искусства, который в значительной мере связан с пространственными категориями, на что неоднократно указывали многие ученые. Актуальность образов пространства в литературном произведении отмечает В. Е. Хализев, указывая, что литературные произведения способны сближать, как бы сливать воедино самые разнообразные пространства. [22, С. 248]. В. Н. Топоров также отмечает, что само пространство и его заполнение, предопределенное существенным образом, образуют род некой «перво-матрицы», которая в конечном счете была «родиной» художественного. [20, С. 4].
Многие писатели и поэты, как классики, так и современники, использовали пространство в своем творчестве. Особо популярным было городское пространство. Нас интересует топос Ленинграда в творчестве И. Бродского. Его творчеству присущ широкий диапазон использования пространства. Да и сам поэт поместил себя в общее пространство мира. Ключевые места его пребывания широко известны, и все они живут в его творчестве – Ленинград, Комарово, Москва, Норенское, Нью-Йорк, Венеция.
В интервью с Джоном Глэдом в 1979 г. И. Бродский отмечая актуальность изучения времени и пространства в литературе, сказал, что литература на самом деле – не о жизни (да и сама жизнь – не о жизни), а о двух категориях, более-менее, о двух: о пространстве и о времени [9, С. 123 – 124]. Образы пространства в литературе постмодернизма обладают особой значимостью. Все сказанное и предопределяет актуальность нашего исследования.
Нельзя сказать, что тема Города до сих пор не становилась предметом изучения творчества Бродского, однако необходимо признать, что не только для отечественного литературоведения гораздо привычнее такие темы, как, скажем, «Венецианский текст И. Бродского» или просто «Итальянский текст». Наличие же Петербургского текста в поэзии последнего русского нобелевского лауреата по разным причинам многим кажется небесспорным.
Объект исследования – особенности и своеобразие творчества русского поэта И. Бродского, лауреата Нобелевской премии.
Предмет исследования – топос города Ленинграда в творчестве И. Бродского.
Заключение:
Итак, нами рассмотрен вопрос изучения понятия топос и конкретно топос города обозначающий как набор устойчивых речевых формул, так и значимое место разворачивания смыслов в художественном тексте. Воспринимая город, как живой организм, многие писатели и поэты широко использовали в своем творчестве топос города.
Поэт и город неразделимы. Исходя из категорий пространства и времени, поэты наиболее часто обращались к этим категориям в своих поэтических и прозаических произведениях.
Не стал исключением и Иосиф Бродский. Отображая город как единое урбанистическое пространство, поэт считал, что город и человек как философские категории равноправны.
Текст любого литератора нельзя понять без контекста территориального. Ленинград и ленинградцы сделали Бродского поэтом, восприимчивым к окружающему миру, особой красоте города, внимательным к деталям, неуступчивым в отстаивании справедливости.
Мы путешествуем по страницам его произведений как по улицам, проспектам, набережным. Может быть, родившись в другом месте, он также стал бы поэтом, но поэтом совсем другим. Архитектура, искусство, люди этого великого города дали ему многое. И поэт навсегда оставил нам в своих произведениях нежное отношение к своим близким и друзьям, к тому месту, где его не забыли и которое он никогда не забывал.
Творчество Бродского позволяет задумываться и размышлять, быть верным памяти и истории, не воспринимать как данность красоту любимого города, ощущать музыкальность архитектуры и природы.
Особая дружба с Ленинградом явилась для Бродского дружбой с «нечеловеческим существом», проявлением очарованности, подъема духа, счастливого просветления чувств, воспоминаний. Особенности Бродского-поэта в его тяге к повествовательности, виртуозному владению стихом и несколько монотонные ритмы. Его стихи также пространны, как и сам город, и являют собой редкий в русской поэзии пример монументализма. Его лексика замкнута городским интеллигентским употреблением, литературным и интеллигентским. Эта особенность переносится и на ощущения относительно города, в котором мы чувствуем те же нотки. Город – человек – герой произведения – все взаимосвязано в композиционном кольце. Ему удалось создать свой стиль и стать больше философом, чем поэтом.
Петербург Бродского неоднозначен, многолик. Здесь соседствует порой несовместимое: величие и пошлость, свобода и душевное рабство, преходящее и вечное. Поэт разграничивает для себя Санкт-Петербург, Питер, Петроград, Ленинград. Они словно являются разными сторонами одного города, обладают различными сущностями, наполнены разным содержанием. Сам Бродский «предпочитает называть город Питером». С названием Ленинград у него связывается постепенная потеря городом чего-то чрезвычайно ценного – его первоначального духа: «с увеличением пошлости его содержимого город становится Ленинградом все больше и больше». Эта пошлость – в попытке оторвать город от его корней, разрушить его прежний и создать новый в духовном плане облик, подавить в человеке свободу и индивидуальность, исключить из жизни культуру, взрывая церкви и храмы «как малохудожественные».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА І. КАТЕГОРИЯ РЕАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕНОЙ РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПОЭЗИИ
1.1.Понятие «топос» в литературоведении
В процессе своего развития наука постепенно освобождалась от догм, что позволило изучить и усовершенствовать литературные факты и понятия. В результате современное литературоведение обогатилось новыми понятиями.
Одним из них стало появление топоса в литературоведении. Возможно, с этим фактором связано то, что оно до сих пор окончательно не изучено и представляет некоторую неясность при определении.
Хотя в других науках топос изучается давно. К нему обращался еще Аристотель в своих трудах «Физика», «Топика» и «Риторика» [2]. В «Риторике» особо ярко проявляется семантика современного литературоведческого термина, с его определением как общего место для рассуждений о справедливости, явлениях природы и многих других предметов [1, С. 47]. В риторике до сих пор топос определяется в значении отвлеченного рассуждения, которое вставляется в речь при конкретном случае [15, С. 1076]. В литературе этот термин появился благодаря исследованиям Э. Р. Курциуса, который исследовал проблема его функционирования. В его труде «Европейская литература и средневековье», находим определение топоса, как способа оформления целых комплексов, связанных с типическими ситуациями. Автор акцентировал внимание на формальном характере топоса, что чаще всего соответствует определенному словесному оформлению [15, С. 264]. Также исследователь первым связывает топос с архетипом, указывая, что в литературе это явление коллективного сознания [15, С. 1076]. Таким образом, данное исследование можно считать точкой отсчета существования данного понятия в литературоведении.