Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Топонимы Орехово-Зуевского района

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы топонимики в современном русском языке 5

1.1. Функции ономастики 5

1.2. Топонимика, как раздел ономастики. Топонимы 7

Глава 2. Анализ топонимов Орехово-Зуевского района 13

2.1. Исследование топонимов в Орехово-Зуевском районе 13

2.2. Особенности преподавания русского языка с учетом регионального компонента (на материале г. Орехово-Зуево Московской области) 21

Заключение 34

Список используемой литературы 36

  

Введение:

 

Актуальность работы. Ономастика как наука об именах собственных имеет важное значение для формирования языковой и этнокультурной компетенций обучающегося.

Нельзя не согласиться с утверждением О. К. Данилюк, что формирование ономастических знаний является важной составной в контексте воспитания языковой личности, ее языковой способности, успешного владения языковыми навыками и умениями, сформированности у нее потребности познавать языковые явления .

Одним из важных заданий современной лингвистической науки является изучение становления и развития географических названий, топонимов. Наименование населенных пунктов – уникальный источник для изучения языка, этнографии, истории, географии. В названиях поселений можно выявить давно забытую лексику на обозначение исторических реалий, понятий, а также нужно рассмотреть фонетические и словообразовательные явления. Поэтому мы можем утверждать, что исследование имен собственных родного края является важной составной в системе лингвистической подготовки обучающихся.

Объект исследования – процесс топонимики в русском языке.

Предмет исследования – топонимы Орехово-Зуевского района.

Цель исследования – изучить особенности топонимов Орехово-Зуевского района.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить функции ономастики;

2. рассмотреть топонимику, как раздел ономастики;

3. исследовать топонимы в Орехово-Зуевском районе;

4. проанализировать особенности преподавания русского языка с учетом регионального компонента (на материале г. Орехово-Зуево Московской области)

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, для изучения истории любого народа, условий его жизни, географического окружения, развития и специфики его языка большое значение имеют исследования географических названий. Первыми топонимами стали обычные общие слова: вода, лес, гора и др. Позднее, когда люди начали осваивать значительные просторы, на которых были горы, леса, им потребовались разносторонние названия таких объектов. Для этого использовались определения, которые характеризовали эти объекты по цвету, форме и объему. Правильно объяснить то или иное название, раскрыть его значение и происхождение означает передать обучающимся важную информацию о прошлом своего края: его природных условиях, экономике, этническом составе населения, исторических событиях и т.п.

Появление топонимов обусловлено необходимостью различать географические объекты в процессе трудовой деятельности людей. Таким образом, топоним – это социальное явление, которое не просто отображает особенности объекта, а подает их сквозь призму человеческого воображения и знания об этом объекте, раскрывая реалии прошлой материальной и духовной культуры населения.

Изучение географических названий как области, так и страны повышает у обучающихся особый научный интерес, формирует языковую компетенцию. Топонимы знакомят с особенностями географического положения местности; с жизнью, культурой и бытом народа, его деятельностью; с историческими событиями края, местами географической борьбы за национальную и социальную независимость. Географические названия Крыма являются памяткой народной истории, языковой истории, в которой зафиксированы лексемы живого языка. В частности, как отмечает Ю. К. Картавая, «Заимствования – достаточно продуктивный способ номинации географических объектов Крыма, что объясняется историческими условиями социально-экономической и политической жизни полуострова. Абсолютное большинство заимствований пришло из тюркского языка, хотя встречаются греческие и итальянские корни» .

Изучение географических названий имеет большой научный и практический интерес, помогает решить вопрос обучения и воспитания школьников средствами родного языка. Использование текстов топонимического содержания для диктантов, изложений или аудирования обеспечивает расширение словарного запаса обучающихся, имеет позитивное влияние на уровень орфографических языковых навыков и умений.

Основная роль в исследовании топонимики отводится лингвистике, поскольку она является ключом к пониманию и осмыслению информации, заключенной в географическом названии. Лингвистика находит корень географического названия и слово, от которого это название происходит, что и является основным для топонимических исследований. География служит неотъемлемым элементом в изучении содержания топонима. Прежде всего, с помощью географии локализуются денотаты наименований, поскольку названия населенных пунктов, речек, гор – важный элемент карты. «Одновременное содержание топонимов, связанных с отдельными отраслями географии, может играть определенную роль в ретроспективном значении тех или иных типологических особенностей географических процессов прошлого и их реконструкции». Топонимика тесно связана также с историей, социологией, этнографией, археологией, культурологией, логикой.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы топонимики в современном русском языке

1.1. Функции ономастики

Ономастика является комплексной научной лингвистической дисциплиной, обладающей собственным кругом проблем и методов.

Исследования в области ономастики определяют языковые и культурные контакты разных народов, выявлять основные пути передвижений и места былого расселения, соотношение древних языков и их диалектов.

Исследование разнообразных видов омонимов обладает своеобразной ценностью благодаря особенным закономерностям их сохранения и передачи. Имя собственное имеет способность сохранять главный смысл при утрате этимологического значения.

Этим объясняется определенная устойчивость имен собственных, которая способна сохраняться даже при полной смене языка одной системы другим. Благодаря этому устанавливается характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование, при помощи этимологического анализа данного названия.

Изучение омонимов в художественной литературе, их функций и способов образования предоставляет ценный материал для характеристики произведения. Имена собственные особенным образом отражают происходящие в обществе изменения, они способны переживать ту эпоху, в которую были созданы, при этом сохраняя свидетельства состояния языка, и содержать языковую и внеязыковую информацию.

Ономастика обладает несколькими разделами, выделяющимися на основании категории собственных имен.

Топонимика специализируется на изучении имен собственных географических объектов (Россия, Черное море, Ростов-на-Дону, река Дон, Светлояр), особенности их появления, изменения, функционирования;

Антропонимика изучает имена собственные людей;

Зоонимика исследует имена собственные животных, их клички (Тимка, Тузик, Мурзик);

Теонимика изучает имена богов и божеств (Венера, Посейдон);

Этнонимика — ветвь ономастики, исследующая происхождение и функционирование этнонимов — названий наций, народностей, народов, племен и т.п. Этнонимика изучает историю этнонимов, их употребление, распространение и современное состояние.

Помимо того существуют направления, которые специализируются на изучении имен собственных в художественной литературе, устном народном творчестве.

Подробнее остановимся на разделе ономастики, который изучает топонимы.

В «Словаре русской ономастической терминологии» Н. В. Подольская выделяет следующие разделы ономастики :

1) Региональная ономастика – раздел ономастики, связанный с конкретной территорией, с ее ономастической системой. Исследования затрагивают одну из отраслей имен собственных: антропонимы, топонимы, фитонимы. С помощью этого исследования можно установить специфику имен на определенной территории и их связь с соседними территориями.

2) Прикладная ономастика – направление ономастического исследования, основанное на установлении формы, ударения, орфографии, норм произношения, установлении нормативных моделей образований имен собственных.

Выделяются виды прикладная топонимика, прикладная антропонимика и др.

3) Поэтическая ономастика – вид ономастики, который изучает поэтонимы (имена собственные) в художественных произведениях. Рассматривает способы их создания, стиль, функции в тексте, значение, восприятие читателя.

4) Теоретическая ономастика – исследования в области ономастики, устанавливающие общие закономерности образования, развития и функционирования имен собственных.

В основу имени заложен конкретный образ, способ номинации, индивидуальный для каждого народа. Омонимы тесно связаны с культурой, религией, традициями, которые свойственны определенному народу.

Ономастика специализируется на исследовании истории возникновения собственных имен, специфике их номинации, определения к конкретному классу, переходы омонимов из одного типа в другой, языковое и территориальное деление, функции, использование в художественных текстах .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы