Педагогическая практика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Типы совместной работы школьников в группах, сформированных по разным принципам

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 5
1.1. Предпосылки разделения коллектива на социальные группы 5
1.2. Особенности воспитательной работы классного руководителя с ученическим коллективом 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 15
2.1. Реализация и результаты исследования 15
2.2. Формирующий этап исследования 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.
Изучением проблем, связанных с деятельностью социальных групп школьников, занимались такие исследователи, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, А.М. Алексюк, И.А. Зязюн, Л.В. Кондрашова. В то же время вопрос непосредственного влияния социальной группы на формирование личности школьника, в частности, в аспекте влияния работы школы на объединение учащихся в сплоченный детский коллектив нуждается в дополнительном исследовании, что обусловило актуальность избранной темы.
Объектом исследования является проблема отношений между малыми группами в процессе работы общеобразовательной школы.
Предмет исследования – роль малых групп во влиянии на межгрупповые процессы.
Цель исследования – разработка и апробация методики работы по нормализации отношений между малыми группами школьников в процессе взаимодействия социальных групп.
Цель исследования обусловила необходимость выполнения таких задач:
1. Выявить особенности работы с учащимися в группе;
2. Охарактеризовать ученический коллектив как социальную группу;
3. Изучить и описать существующие способы диагностики уровня сплоченности ученического коллектива;
4. Разработать и экспериментально проверить педагогические средства сплочения ученического коллектива как социальной группы в средней школе.
Теоретическую основу исследования составили положения научных разработок отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования и работы с коллективом (А.С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. А. Зязюн, В. А. Кан-Калик, А. М. Леонтьев, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский).
Методы исследования. Для решения цели и заданий исследования, использованы общенаучные методы теоретического уровня (изучение и анализ специальной литературы, посвященной проблемам формирования ученического коллектива, обобщение, систематизация), а также методы эмпирического исследования (наблюдение).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе по формированию ученического коллектива путем общения, в дальнейших специализированных исследованиях, посвященных проблеме.
База исследования: школа № 15 г. Коломна. Участие в экспериментальной деятельности приняли 40 учащихся 7 класса, разделенные на две группы – экспериментальную и контрольную.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы, а также приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель нашего исследования состояла в разработке и экспериментальной апробации методики работы учителя по нормализации отношений между малыми группами школьников в процессе взаимодействия социальных групп. Для ее достижения были решены четыре задачи.
Первая задача нашего исследования предполагала выявить особенности работы учителя в средней школе. Отмечено, что в сферу деятельности учителя в школе входит, помимо основных педагогических, оказание еще и психологических, социально-медицинских, юридических услуг. Современный учитель консультирует родителей, ведет с ними просветительскую и культурно-массовую работу, проводит перманентную работу по психологической диагностике, представляет интересы ребенка в правовых инстанциях.
Вторая задача исследования заключалась в выяснении психолого-педагогических особенностей ученического коллектива на данном возрастном этапе (средний школьный возраст). Коллектив является основной формой взаимодействия школьников, в частности, учеников одного класса. Однако не всегда коллектив бывает сплоченным; также возможно объединение детей в коллектив, который базируется на негативных моральных установках. Поэтому внимание педагога должно быть приковано к проблеме формирования ученического коллектива.
Третья задача исследования заключалась в определении педагогических условий формирования ученического коллектива. Поведение группы определяет и регулирует поведение каждого из ее участников, и наоборот, если один ученик начнет нарушать школьный режим, вполне возможно, что из солидарного чувства произойдет присоединение к нему всей группы.
Ученический коллектив на всех стадиях своего развития нуждается в том, чтобы педагоги помогали ему вырабатывать единые установки, выражением которых являются правила, законы жизни учебного заведения. Необходимо также создавать систему, объединяющую все требования, заниматься созданием атмосферы и стиля коллективных отношений, формировать, обучать и координировать деятельность органов самоуправления, планировать, готовить и проводить запланированные мероприятия, координировать межличностные и деловые отношения в коллективе.
Четвертая задача предполагала разработку и экспериментальную апробацию модели формирования ученического коллектива в средней школе. Программа внедрялась в учебный процесс в форме игровых упражнений, основной целью которых было развитие таких навыков и умений, как доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

1.1. Предпосылки разделения коллектива на социальные группы
На всех стадиях развития ученического коллектива педагоги целенаправленно работают над его сплочением. Важной в этой работе является система последовательных целей, достижение которых предполагает переход от простого удовлетворения результатами работы к глубокому чувству долга.
Средством сплочения ученического коллектива является и формирование в нем традиций. Особенно важны так называемые ежедневные традиции – соблюдение определенных правил поведения в повседневной жизни (например, «в нашем классе не опаздывают», «в нашем классе помогают друг другу» и др.). Школьные традиции воспитывают у учащихся чувства долга, чести, гордости за коллектив, его успехи в учебе и труде [39].
На сплоченности ученического коллектива положительно отражается и сплоченность в деятельности педагогов, единство требований к нему. М. М. Фицула считает, что в сплоченном педагогическом коллективе каждый педагог в первую очередь заботится о сплоченности общешкольного коллектива, затем – о делах своего класса и только потом – о собственном успехе [20].
С целью организации профилактической работы необходимо рассматривать девиантное поведение как комплекс различных отклонений в поведении подростков, в котором наблюдается приоритетное проявление тех или иных особенностей.
Любое девиантное поведение считается явлением полидетерминированным, то есть обусловленным системой взаимодействующих факторов. В медицинской, психологической, педагогической, социологической литературе выделяют различные группы факторов, детерминирующих возникновение девиантного поведения.
К числу разнообразных факторов, обусловливающих генезис этого поведения, как считает М. Фицула, относятся:
социальный фактор (социально-экономические, культурные, политические условия жизни человека);
психолого-педагогический фактор (семейное, школьное, профессиональное, дополнительное, другое воспитание)
индивидуальный фактор (психологические предпосылки, затрудняющие социальную адаптацию индивида)
личностный фактор (активно-избирательное отношение индивида к среде общения и деятельности, норм и ценностей своего окружения, педагогических действий семьи, школы, общественности, досуговых коллективов, а также к личным ценностных ориентаций, развития личных способностей и готовности к саморегулированию и поведения) [20, с. 38].
Достаточно распространенным является деление на внутренние, личностные факторы, обусловливающие явление девиантности, типа незрелости, низкой автономности личности, слабых возможностей сопротивления девиантным воздействиям, невротических и психопатических нарушений; и внешние, социальные, к которым относится неправильное семейное воспитание, недостатки педагогической системы школы, негативное влияние референтной группы [20, с. 12].
В специальной литературе встречается деление на биологические и социально-психологические факторы, которые, в свою очередь, включают:
а) биологические факторы, под которыми понимают генетическую предрасположенность в случаях конституциональных психопатий, резидуально-органических поражений головного мозга по типу минимальной мозговой дисфункции, хронических соматических заболеваний, дефектов анализаторов;
б) социально-психологические факторы, среди которых значительное место занимает фактор дисгармоничного воспитания (неполная семья, гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание, жестокие отношения в семье), особенности микросоциального окружения, хронические психотравмирующие ситуации в семье и социуме, неврозы, реакции личности на осознание психической и физической неполноценности; социально-психологические особенности подросткового возраста как причина формирования нарушений поведения в виде «пубертатного кризиса», с присущими ему кризисами идентичности, авторитета, сексуальности, которые и составляют характерные для этого возраста специфические подростковые реакции на воздействие социальной среды; влияние социально-экономической и общественно-правовой ситуации в стране.
Влияние второй группы факторов является более значимым при формировании непатологических форм девиаций, в то время как первая группа является определяющей при формировании патологических форм. Однако чаще обе группы выступают в сочетании, создавая многообразие и особенности проявлений девиантного поведения у различных категорий детей.
Такого рода разделение представляет определенный интерес для статистических исследований, однако ограничивает возможности комплексного подхода к проблеме.
В связи с этим, более конструктивными можно считать полифакторную классификацию. Например, Р. Карсон выделяет четыре группы факторов: психологические, психосоциальные (межличностные), биологические (генетические) и социокультурные [Цит. по: 20, с. 82]. В.М. Астапов описывает три группы: а) психологические (устойчивость инфантильных черт личности); б) медико-биологические (энцефалопатические реакции, психологическая неустойчивость, аффективная возбудимость, расторможенность влечений), в) социальные (неблагоприятные условия среды, особенно микросоциальной, раннее возникновение педагогической запущенности как результат эмоционально-волевой незрелости личностной сферы, низкого уровня познавательной активности, слабости интеллектуальных возможностей) [Цит. по: 20, с. 83].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы