Методика преподавания обществознания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Типы и формы уроков обществознания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ШКОЛЕ 4
1.1. Теоретическая база 4
1.2. Типы и формы уроков обществознания 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 14
Заключение 26
Список литературы 28

  

Введение:

 

Обществознание — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Обучение обществознанию на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся.
Основной формой организации учебной деятельности учащихся является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание средства, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания .
В условиях перевода современного школьного обществоведческого образования в русло нового стандарта образования ФГОС вопрос поиска наиболее эффективных способов обучения становится еще актуальнее.
Предметом исследования являются формы и типы уроков обществознания в школе.
Объектом – теоретическая основа и практическое применение разных форм и типов уроков обществознания.
Цель работы – изучить различные формы и типы школьных уроков обществознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать теоретическую основу и законодательную базу современного школьного обществоведческого образования.
• рассмотреть разные типы и формы уроков обществознания, их эффективность.
Литература по данному вопросу представлена, во-первых, законодательными источниками, дающими нормативно-правовую базу для работы учителя, а также требования, предъявляемые государством к итоговым знаниям обучающихся: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , ФГОС, Примерной образовательной программой и др.
Для успешной работы в школе необходимо иметь представления о накопленном методическом, психолого-педагогическом опыте раскрывающемся в монографической литературе, периодических изданиях и сборниках научных конференций.
В основе исследования лежат монографические труды классиков педагогики и методики А.А. Вагина , Н.Г. Дайри , П.В. Горы и др. дающие нам представление об основных средствах и методах преподавания предметов гуманитарного цикла истории и обществознания, имеющих много общего в методическом плане.
Немаловажно ознакомление с учебными пособиями по педагогике П.И. Пидкасистого , В.А. Сластенина и др., которые позволяют систематизировать представления об основных педагогических понятиях урока, структуры урока, формах и типах уроков и т.д.
Статьи из журналов, например, А.Ю. Лазебникова , Г.Ю. Дюсалиева , и др. способствуют расширению представлений о современном обществоведческого образования и новых подходах к обучению и контроле знаний.
Об актуальных методах обучения в условиях реализации ФГОС нам повествуют О. Г. Смолянинова , А. В. Хуторский , Э. де Боно , К.Н. Поливанова и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Урок, являясь традиционной и наиболее удобной формой для всех участников образовательного процесса, требует постоянного совершенствования и модернизации, гармоничного сочетания традиций и инноваций. Творческий подход к уроку с учетом новых достижений в педагогике, психологии и других наук, результаты исследований в которых составляют содержательные компоненты курса обществознания в школе, обеспечит высокий уровень преподавания.
Урок обществознания является частью содержания обществоведческого образования. Качественный урок характеризуется совместной активной и заинтересованной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить.
Содержание урока должно соответствовать современным требованиям научности. Урок обществознания следует строить логически четко и ясно, а изложение материала должно быть образно-эмоциональным, содержать четко сформулированные обобщения и выводы. Каждый этап урока планируется с обязательным указанием времени на его осуществление. Урок любого типа характеризуется возможностью его проведения с применением разных методик.
Каждый урок имеет свою структуру, следует избегать его аморфности. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок, особенно в 5-9 классах. Главными признаками урока являются высокий научно-теоретический и методический уровни, сочетание ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся.
Многообразие форм урока — одно из условий развития у учащихся интереса к обществознанию как к предмету и повышения качества обучения.
Благодаря заинтересованности учителя и учеников можно достичь выполнения предъявленных требований, содержащихся в нормативно-правовых актах, на основе которых работает каждый учитель.
И традиции, и инновации следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивое и динамичное развитие, сохраняющее баланс традиций и инноваций в образовании.
Для успешного решения поставленных учебных задач необходимо постоянное соотнесение осуществлённых на уроке и планируемых учебных действий, способов их выполнения, соотнесённых с полученными результатами, определение их соответствия условиям и требованиям учебной задачи.
В арсенале учителя обществознания сейчас есть и традиционные типы и формы уроков, и инновации как технические, так и методические. Применение разных типов и форм уроков помогает снизить уровень стресса у учащихся, неизбежно возникающего в процессе учёбы, избежать рутинности, однообразности. Психологами давно установлено, что, когда к мозгу человека поступают разнообразные стимулы, они вызывают активизацию активности, что в свою очередь положительно скажется на усвоении материала. Разнообразие типов и форм уроков стандартных и нетрадиционных помогает достичь целей, поставленных перед учителем ФГОС. А значит продвигают учителя в деле формирования самостоятельной личности, социализированной и имеющей активную гражданскую позицию.
Таким образом, модернизация системы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики и обеспечивает рост творческой, разносторонней индивидуальности педагогов. Именно на лучших традициях отечественной педагогики и поиска новых форм, методов и содержания образования нам ведется будущее современной школы. Опора на лучшее, создаваемое в отечественном и мировом образовательном пространстве, — предпосылка того, что российская система образования продолжит своё развитие и дальнейшее самосовершенствование.
Поставленные цели и задачи были достигнуты. Законодательная база и теоретические основы были рассмотрены. Практическое применение некоторых типов уроков изучено.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Теоретическая база
«Обществознание», как школьный предмет способствует профессиональному самоопределению учащихся через работу с системой социальных отношений. Знания, полученные на уроках обществознания, обеспечат школьникам возможность развивать свои мыслительные способности, стать активными, самостоятельно действующими, творческими личностями, стремящимися к познанию и творческому осмыслению мира.
Одна из важнейших целей обучения обществознания – формирование способности у учащихся к усвоению новой информации, социализация, трансляция ценностей демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует Конституции РФ и основам государственного устройства, требованиям общества и интересам самих подростков, а также современной системе образования.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , в котором определены основные принципы и цели современного образования, место государственного образовательного стандарта, а также выдвигаются требования к реализации образовательных программ. Для эффективного образования в средней школе важно осуществление дифференцированного подхода. Образовательная организация согласно ФГОС , ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» может формировать индивидуальный учебный план, реализовать один или несколько профилей. В соответствии с ФГОС предполагается государственная итоговая аттестация в формате ОГЭ и ЕГЭ .
Отличительной особенностью нового стандарта (ФГОС) является его деятельностный характер, целью которого является развитие личностных качеств обучающегося. В современной системе образования традиционное представление результатов обучения в виде знаний, умений и навыков уже не актуально, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержится требование реализации права обучающихся на свободный выбор мнения и убеждений, что заставляет задуматься о необходимости создания условий этой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также формирование критического мышления, формируемой при рассмотрении различных точек зрения на общественные проблемы.
Достичь этой цели возможно посредством системно-деятельностного подхода, социализации учащихся, стимулирования учащихся к пониманию своей индивидуальности, принятию правовых, культурных и моральных принципов, формированию правосознания, умения строить отношения в семье, установления социальной коммуникации на принципах сотрудничества, ориентации в экономике, формирования активной гражданской позиции. В этом заключаются основные требования содержания курса «Обществознание».
Перечисленные цели ориентированы на гуманизм, гражданскую ответственность, консолидацию нации, толерантность, здоровьесбережение, информированность, независимость .
Изучение положений стандарта позволяет учителю выделить приоритетные задачи, которые возможно решить, определив, какие разделы и темы способствуют достижению заявленных в стандарте результатов; продумать, какие приемы и методы, а также образовательные технологии могут быть применимы для реализации стандарта.
Еще одним компонентом нормативно-правовой базы обучения обществознанию является Образовательная программа . В современной образовательной программе можно выделить следующие содержательные линии: общество как система; человек в обществе; духовная сфера жизни общества; право; социальная сфера; экономика; сфера политики; человек в глобальном мире. На основании Примерной образовательной программы учителем подготавливается рабочая программа и тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование отражает содержательные единицы программы, количество часов, отводимое на изучение темы или раздела, позволяет учителю распределить содержание темы по урокам, задать тип, форму урока.
Преподавание обществоведческого курса в большинстве школ ведется по учебнику, подготовленному коллективом авторов под руководством Л.Н. Боголюбова «Обществознание».
В школьном курсе «Обществознание» нет основополагающего принципа, проходящего через все содержание курса, как, например, принцип хронологии в истории, который утверждал бы строгую последовательность изучения тем курса. При выстраивании учителем на уроке содержания учебного материала курса необходимо иметь ввиду ранее полученные учащимися знания по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют разнообразить учебный материал историческими фактами и литературными образами. Обществоведческое образование учащихся помогает систематизировать представления об обществе и человеке, о способах познания и изменении окружающей действительности, а также способствует выработке универсальных учебных действий, полученные при изучении других учебных предметов. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных методов и средств обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы