Стилистика и литературное редактирование Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Типология вопросов в интервью.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Виды вопросов для
интервью и их роль в СМИ.. 6

1.1 Разновидность вопросов для
интервью.. 6

1.2 Соотношение типологии
вопросов с видами интервью.. 15

Глава 2. Сравнение
традиционных и новаторских подходов к вопросам для интервью   21

2.1 Анализ традиционной
типологии вопросов в интервью Владимира Познера  21

2.2 Анализ новаторской
типологии вопросов в интервью Юрия Дудя. 26

Заключение. 32

Список литературы.. 34

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. В практической деятельности журналиста одним из важных
традиционных методов получения информации является интервью. Этот метод лежит в
основе целого жанра журналистики, что определяет его основоположную роль и
выдвигает особые требования к профессиональным качествам журналистов в сфере
проведения интервью.

Именно от навыков ведения опроса в форме интервью
зависит объем и качество получаемой информации. Конечно же, в некоторых случаях
журналисту достаточно получить краткий ответ от интервьюируемого на несколько
вопросов. Такой подход характерен при изучении точки зрения ряда респондентов
на одну и ту же проблему. Но в жанре портретного интервью важно максимально
полно раскрыть характер интервьюируемого, его внутренний мир, чувства и
переживания. Поэтому именно в данном жанре необходимо уметь эффективно
использовать различные вопросы к участнику программы. Для этого необходимо не
просто знать существующие классификации вопросов при проведении диалога и
беседы, но и понимать их преимущества и недостатки, возможности использования с
той или иной целью. Это ставить перед нами задачу комплексного изучения
типологии вопросов в интервью. Все вышесказанное и определяет актуальность темы
данной курсовой работы.

Степень
разработанности темы в научной литературе. Интервью является традиционным
методом в работе журналистов, поэтому в научных источниках уже сформировано
достаточно полное и комплексное понимание специфики проведения интервью. В
частности, исследователи уделяют внимание и классификации  видов интервью, разрабатывают рекомендации по
проведению интервью. Но при этом научных исследований на тему типологии
вопросов в структуре интервью недостаточно. Эта тематика только частично
рассмотрена М.М. Лукиной[1], А.В.
Колесниченком[2],
С.Г. Корконосенко[3]. Отдельные
аспекты темы раскрыты исследователями на страницах периодических изданий. Так,
С.С. Коготкова акцентирует внимание на разделительных вопросах в интервью[4],  А.М. Шестерина рассматривает особенности
интервью-конфронтации[5], Н. Б.
Руженцева анализирует манипулятивные вопросы на примере политических интервью[6] и т.д.
Но, несмотря на это, актуальной задачей сегодня является комплексное изучение
типологии вопросов в интервью,  как на
примере традиционных телепрограмм, так и видеоблогах, где в условиях отсутствия
стилистических и даже частично этических ограничений формируются новые подходы
к ведению интервью, популярными становятся новые темы разговора с
интервьюируемым, новые типы вопросов. Все вышесказанное еще раз подчеркивает
актуальность темы данной курсовой работы.

Объектом исследования
в курсовой работе выступает интервью как жанр современной журналистики.

Предметом
исследования является типология вопросов в интервью.

Цель
исследования – выявить типологические особенности вопросов в разных видах
интервью в различных СМИ.

Для достижения указанной цели в работе поставлены
следующие задачи исследования:


исследовать разновидность вопросов для интервью;


установить соотношение типологии вопросов с
видами интервью;


проанализировать традиционную типологию вопросов
в интервью Владимира Познера;


провести анализ новаторской типологии вопросов в
интервью Юрия Дудя;


изучить типологические особенности вопросов в
разных видах интервью.

Эмпирическую базу исследования составляют
выпуски Ютуб-канала «вДудь», а также телепрограммы «Познер».

Структура работы включает введение, две главы с
параграфами, заключение и библиографический список. [1] Лукина, М.М. Технология интервью. 2-е изд., доп. /
М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 668 с. [2] Колесниченко, А.В. Основы журналистской деятельности:
учеб. пособие для вузов / А. В. Колесниченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.
: Издательство Юрайт, 2018 – 341 с. [3] Социология журналистики: Учеб. пособие / Под ред. С.
Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2004. – 324 с. [4] Коготкова, С.С. Функции разделительных вопросов в
деловом интервью-диалоге / С.С. Коготкова // Вестник РУДН. Серия Русский и
иностранные языки и методика их преподавания. – 2013. – № 2. – С. 101-105. [5] Шестерина, А.М. 
Интервью-конфронтация в структуре современного аудиовизуального
произведения / А.М. Шестерина // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение.
Журналистика. – 2019. – № 24(3). – С. 511–520. [6] Руженцева, Н.Б. Манипулятивный компонент и
предпосылочное знание в политическом интервью: вопросы и комментарии
интервьюера / Н.Б. Руженцева // Политическая лингвистика. – 2016. – №1(55). –
С. 26-34.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ научных источников позволил выделить
наиболее распространенные подходы к описанию разновидностей вопросов в
интервью. Это позволило предложить определенную типологию, систему вопросов в
интервью, предусматривающую их классификацию по таким признакам: 1)
предполагаемая открытость ответа (открытые, закрытые, альтернативные,
комбинированные вопросы); 2) структура вопроса (с вопросительным словом и без
такового); 3) степень соответствия теме разговора (прямо касающиеся темы и
косвенно касающиеся темы); 4) источник вопроса (непосредственный – от
журналиста; опосредованный – перефразировка вопроса или утверждения из других
источников); 5) функциональное значение (информационные, управляющие,
поведенческие вопросы); 6) способ стимулирования интервьюируемого к разговору
(уточняющие, гипотетические, риторические (в т.ч. невербальные),
провокационные, альтернативно-подсказывающие и т.д.).

Разные типы вопросов могут использоваться в различных
интервью, но все же существует определенная зависимость в данном аспекте. Так,
для информационных событийных интервью, целью которых является получение
информации о событии, характерны преимущественно открытые вопросы (где?, когда?
как? кто? что? и т.д.). В аналитических интервью могут использоваться как
закрытые вопросы (особенно в блиц-интервью), так и открытые. Для портретных
интервью важны все типы вопросов, только их комплекс обеспечивает раскрытие
характера интервьюируемого. При этом важно использовать как прямо касающиеся
темы вопросы, так и косвенные вопросы для создания непринужденной атмосферы
беседы. Также для потребных интервью важно использовать разные способы
стимулирования общения: уточняющие, гипотетические, риторические (в т.ч.
невербальные), провокационные, альтернативно-подсказывающие вопросы. Последние
особенно актуальны для интервью в новых СМИ, в частности, в видеоблогах. Анализ интервью в программе «Познер» позволяет сделать вывод
о том, что ведущий в ходе беседы с гостями телепередачи использует разные типы
вопросов. Основная их масса – это традиционные открытые, закрытые или
альтернативные вопросы, прямые и косвенные, непосредственные и опосредованные. В.
Познер также использует блиц-опрос гостя программы в  формате опросника Марселя Пруста.

В целом, для интервью В.В. Познера характерным является
использование традиционных для телевидения вопросов, направленных на раскрытие
темы и характера интервьюируемого посредством стимулирования беседы с помощью
использования уточняющих, альтернативно-подсказывающих вопросов, а также
риторических вопросительных конструкций. При этом ведущий практически не
использует провокационных вопросов, стараясь избегать конфликтогенного общения
в телеэфире.

Главной особенностью вопросов в интервью Ю.А. Дудя является
их тематика и стиль. Ведущий использует максимально скандальные и неудобные
вопросы (о деньгах, сексе, наркотиках, пластических операциях и т.д.). При этом
вопросы могут быть открытыми и закрытыми. В блиц-опросе они чаще
альтернативные. С целью стимулирования беседы и раскрытия характера
интервьюируемого Юрий Дудь часто использует не только риторические вопросы и
уточнения, но и открыто критикующие схемы построения вопросов, конфронтационные
вопросы на основании противопоставления цитат, примеров поведения
интервьюируемого и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Виды вопросов для интервью и их роль в СМИ 1.1 Разновидность вопросов для интервью В научной литературе отсутствует общепринятый подход к
классификации и систематизации вопросов, применяемых в интервью. Более того, на
сегодня эта проблема рассматривается не только с точки зрения журналистики, но
также и с позиции других наук – социологии, психологии, ведь интервью – это
метод исследования, используемый в разнообразных науках. В журналистике
классификацию вопросов в интервью достаточно полно рассмотрели такие
исследователи как М.М. Лукина, А.В. Колесниченко, Б.В. Мамонт. Но при этом
исследователи не выделяют определенных классификационных признаков, не
составляют систему разных типов интервью, а просто описывают их разнообразие.

Чаще всего в научных источниках вопросы интервью
подразделяются на две группы – закрытые и открытые. Такая классификация
используется не только в журналистике, но и в социологических науках, в
маркетинге и т.д. В основе такой классификации лежит соответствующая методика
составления вопроса, которая предполагает необходимый краткий или развернутый
ответ интервьюируемого. Так, ответ на закрытые вопросы требует только указания
«да» или «нет», тогда как открытые вопросы предполагают широкий ответ с
объяснением точки зрения, переживаний гостя программы и т.д. На наш взгляд,
такой классификационный признак можно назвать «предполагаемая открытость
ответа».

Следует отметить, что в научной литературе существует точка
зрения, согласно которой сам факт существования закрытого типа вопросов
оспаривается[1].
Такая позиция обусловлена тем, что любая коммуникация – это открытый процесс,
поэтому вопросы в интервью можно различать только по уровню глубины и
открытости такой коммуникации. В социологии и психологии иногда выделяют также
псевдооткрытые или полузакрытые вопросы[2]. Но в
журналистике чаще по данному признаку выделяют только две группы вопросов. При
этом каждая из этих групп вопросов имеет свои преимущества и недостатки.

Так, преимуществом открытых вопросов является то, что они:


побуждают собеседника отвечать, ни в чем его не
ограничивая;


дают собеседнику возможность добровольно
передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;


ориентируют человека на размышления, анализ
своих поступков, стимулируют рождение мыслей, которые ранее, может быть, и не
приходили ему в голову;


ставят журналиста перед необходимостью
внимательно слушать и наблюдать.

Недостатки открытых вопросов связаны с тем, что они:


могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не
всегда применимы в условиях лимита времени;


способны смутить собеседника, не привыкшего
отвечать на общие вопросы;


могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ,
сложный для понимания;


таят в себе необходимость задавать уточняющие
вопросы, перебивая собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям
в ходе беседы.

Преимуществом закрытых вопросов является то, что:

их
легко задавать и на них нетрудно [1] Картавцев, В.В. Механика
интервью: производство ситуативной адекватности ответов на открытые вопросы /
В.В. Картавцев // Социологический журнал. – 2017. Том 23. № 1. – С. 29. [2] Рогозин, Д.М. Когнитивный
анализ опросного инструмента./ Д.М. Рогозин. – М.: Институт Фонда «Общественное
мнение», 2002. – С.22.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы