Курсовая с практикой на тему Типология уроков в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические основы учебно-воспитательного процесса младших школьников
1.1.
Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста
1.2. Урок
как целостная система
Глава 2.
Анализ и структура типологии уроков в начальных классах
2.1.
Типология уроков в начальной школе
2.2. Работа
по ФГОС в начальной школе
Список
используемой литературы
Введение:
Актуальность работы. Инновационные процессы девяностых годов
XX века в большой мере повлияли на стереотипы
содержания и формы начального обучения,
определили внимание к вопросу о типах
урока.
Педагогическая классификация уроков в традициях
отечественной школы основывалась на деятельности учителя, фиксировала цели и методы его работы. В связи с этим различали уроки объяснения нового
материала, закрепления изученного, повторительно-обобщающие и уроки
контроля за знаниями учащихся. Названные разновидности обеспечивались единым
учебным материалом и методическими подходами к его освоению.
Появление вариативных образовательных систем,
альтернативных методик и разнообразных учебников, а также демократизация
учебного процесса в целом разрушили единство взглядов на типологию современного урока. На разграничение типов урока повлияла разработка общедидактических
и частнометодических принципов обучения. Так, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы и развивающее обучение актуализировали иные основы типологической
системы уроков.
На сегодня в практике начальной школы наблюдаются
разнородные классификации уроков. Это связано с тем, что в качестве ос новы для дифференциации уроков востребуются разные компоненты учебного процесса:
деятельность педагога и учащихся, научный аспект учебного материала или методические
закономерности обучения. Так, в педагогической системе Эльконина-Давыдова дидактический принцип развиваю щей
организации урока математики и родного языка способствовал выделению следующих видов занятий: урок постановки учебных
задач; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач; урок контроля и
оценки выполненных действий
В приведенной системе уроков обнаруживается внимание к деятельности ученика как активного участника процесса
обучения. Личностно-ориентированное обучение породило стремление строить урок как организованную учителем и
доступную детям коллективную,
групповую и индивидуальную исследовательскую
деятельность учащихся.
Объект исследования
– начальные классы
Предмет исследования – типы уроков в начальных классах.
Цель исследования
– изучить типологию уроков в начальных классах.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить психолого-педагогические
и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
2.
изучить урок как целостную систему;
3.
проанализировать типологию уроков в начальной школе;
4.
проанализировать работу по ФГОС в начальной школе.
Методы исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, современный урок – это создание учебных
ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи
зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора
разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в
другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен
содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы
учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал
приоритет его самостоятельной деятельности.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном
обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная
методическая цель достигается следующими путями.
— Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и
обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический
материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму
учебного содержания.
— Преобразующий характер деятельности обучающихся:
наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
— Интенсивная самостоятельная деятельность
обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается
эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к
поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
— Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы
пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания).
Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
— Создание педагогических ситуаций общения на уроке,
позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,
избирательность в способах работы.
— Гибкая структура. Учитель использует разнообразные
формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть
субъективный опыт обучающихся.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию
можно распределить в четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки отработки умений и рефлексии;
3. Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
учебно-воспитательного процесса младших школьников
1.1.
Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший
школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить
огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются
и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной
организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные
нравственные качества.
В
этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и
наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся
мотивы, которые способствуют обучению и установлению и улучшению взаимодействий
со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы[1].
Младший школьник является началом
общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной.
В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней.
Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и
психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает
возможность учиться.
Готовность
ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований.
К ним можно отнести:
—
общее физическое развитие ребенка,
—
владение достаточным объемом знаний,
—
владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения,
элементарного труда,
—
предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки),
—
владение речью,
—
желание учиться,
—
умение сотрудничества.
Важные
для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные,
деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их
сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в школьную
жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебный
процесс[2].
В
начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период
учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки. В данный период
развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы
научных знаний, развитие теоретического, научного мышления.
Здесь
складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной
жизни. В данный период осуществляется психологическая перестройка, которая
«требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и
большой физической выносливости»[3].
[1] Психология человека от рождения до
смерти. Психологический атлас человека / В.А. Аверин, И.А. Зимняя, В.П.
Зинченко [и др.]; под ред. А.А. Реан. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. –
651 с. – С. 396
[2] Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.:
Педагогика, 2005. – 237 с. – С. 147
[3] Там же. – С. 254.