Методика обучения иностранного языка Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему типология упражнений в обучении иноязычной диалогической речевой деятельности на уроках английского языка на уровне основанного общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические вопросы обучения диалогической речи 5

1.1. Место диалогической речи в обучении иностранному языку 5

1.2. Пути развития диалогической речи 14

Глава 2. Практические аспекты обучения диалогической речи 18

2.1. Анализ учебно-методического комплекса в аспекте обучения диалогической речи 18

2.2. Комплекс упражнений для обучения диалогической речи 22

2.3. Опытное обучение 26

Заключение 31

Список литературы 32

Приложение 1 34

  

Введение:

 

Согласно мнению В. В. Сафоновой, обучение абсолютно любому языку сегодня должно строиться на основе развития практического навыка. Недостаточно развивать грамматические навыки, не применяя их на практике.

Сказанное достаточно сложно оспорить, так как сегодня человек, помещенный в ситуацию межкультурной коммуникации (не важно, идет ли речь о туризме или общении в Интернете) должен выстраивать общение не только на основе знаний языка, его грамматических норм, но и на основе знания культуры страны. Ситуация существенно осложняется также еще и тем, что английский язык не имеет ничего общего с русским языком как в области морфологии, так и в области фонетики.

В свете этого вопрос о специфике преподавания английского языка для русских обучающихся на основе обучения диалогу представляется как никогда актуальным. Сегодня исследователи стремятся применять в обучении современные методики преподавания, чтобы облегчить понимание английского языка. Например, Н. А. Игнатенко, Е. А. Костина, М. П. Пушкова, С. В. Санникова, Е. А. Смирнова исследуют факторы формирования иноязычной социокультурной компетенции будущего учителя. Т.В. Починок, В. В. Сафонова, И.Э. Риске, А. В. Хрипко рассматривают вопросы инновационных методов в обучении иностранному языку обучающихся среднего этапа изучения языка. Работа Е.Н. Шилиной связана со средствами внеклассной работы.

Тем не менее, несмотря на большое количество работ, они обращены либо к иным языкам, либо характеризуют общий подход, без привязки к английскому.

Актуальность исследования заключается в противоречии между потребностью общества в знании английского языка и отсутствии оптимального подхода к применению современных методов обучения диалогу английского языка.

Объект исследования – процесс обучения английскому языку на уровне основного общего образования.

Предмет исследования – обучение диалогической речи английского языка на начальном этапе обучения в средней школе.

Цель исследования – разработать и обосновать систему упражнений, направленную на развитие умений диалогической речи на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе.

Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделить цели и содержание обучения диалогической речи иностранного языка на начальном этапе обучения в средней школе.

2. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить особенности содержания обучения диалогической речи английского языка на начальном этапе обучения в средней школе.

3. Теоретически разработать и обосновать систему упражнений, направленную на развитие умений диалогической речи на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе.

4. На основе анализа учебно-методического комплекса разработать систему упражнений, направленную на развитие умений диалогической речи школьников в обучении английскому языку в средней школе.

Методы исследования: анализ и синтез материалов, классификация и систематизация материалов, разработка материалов.

Практическая значимость: используемый в работе материал может применяться на уроках иностранного языка, в разработке собственных упражнений.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение диалогу связано с рядом принципов, которые определяют специфику проектного метода:

— значимость — оцениваются исключительно значимые результаты работы;

— самостоятельность — формирование и реализация обучения базируется на самостоятельной деятельности обучающихся;

— открытость — критерии оценивания работы должны быть изначально знакомы детям до работы над проектом.

Важность упражнений, которое направлены на обучение диалогу заключается в том, что они:

— личностно-ориентированы;

— отражают компетентностный подход в обучении;

— отражают деятельностный подход в обучении;

— способствуют формированию УУД;

— мотивируют школьников обучаться на своем собственном опыте;

— открывают простор для творчества и реализации способностей ребенка.

В современном образовании в связи с обновлением его содержания на основе УУД возникла необходимость обновления средств и технологий воспитания обучения.

Особое внимание было уделено методу квиза, который выступает методом, позволяющим обучающимся осваивать новые ценности и способы деятельности, необходимые для развития и становления личности ребенка в современной социокультурной среде.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические вопросы обучения диалогической речи

1.1. Место диалогической речи в обучении иностранному языку

Диалогическое общение является объектом изучения многих наук. В лингвистике диалогическая речь определяется как «форма, тип речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для диалогической речи типичны содержательная (вопрос/ответ, добавление/пояснение/распространение, согласие/возражение, формулы речевого этикета и пр.) и конструктивная связь реплик» [1, 4, 8]. Отправной точкой в исследовании диалогического общения в отечественной науке принято считать наблюдение Л. В. Щербы в отношении монолога и диалога, который определяет, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [2, 3, 5].

В психологии Немов Р.С. понимает под диалогом «естественную форму общения с собеседником, предполагающую наличие двух равноправных участников общения» [9].

Однако в методике В.А. Бухбиндер под диалогической речью понимает «форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами». Причем автор утверждает, что «в основе любой диалогической речи лежат различные высказывания, комбинирование которых составляет ее сущность» [10]. Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина также определяют диалог как «процесс общения двух или более собеседников-партнеров, каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего или говорящего» [12].

И.Л. Бим трактует диалогическое общение «как процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц» [2].

Таким образом, определения, данные в контексте различных наук, позволяют отразить, что диалогическая речь реализуется как противоречивое понятие, в основе которого лежит умение не только говорить, но и слышать. Для диалога нужны всегда двое, вступающие во взаимодействие.

В своей работе по диалогической речи мы будем придерживаться определения В. Л. Скалкина, где под диалогической речью он понимает «объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения» [14].

В лингвистике Якубинский Л.П. выделяет следующие отличительные черты диалога: наличие нескольких участников общения, принцип «акции» и «реакции», восприятие речи по зрительному и слуховому каналу, значимость паралингвистических факторов, объем реплик. Он отмечает, что диалогическая речь подчинена интересам данного момента, большую роль в диалоге играют мимика и жесты [20].

Методисты определяют такую особенность диалогического общения, как незапланированность, поскольку речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого, в связи с чем выделяют ряд особенностей диалогической речи: эмоциональность и экспрессивность, стимулирование собеседника и реакция.

Е. Н. Соловова отмечает такие отличительные черты диалога, как ситуативность и реактивность, интерактивность и наличие реакции, что делает обучение диалогу очень затруднительным [20]. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез также выделяют спонтанность и эллиптичность [4].

Психологические свойства, условия протекания диалогического общения и правила речевого этикета определяют ряд ее особенностей с точки зрения как содержания, так и языкового оформления. Повышенное внимание к партнеру, стремление сделать речевое взаимодействие эффективным обусловливают такие отличительные черты диалогического общения, как политематичность, частое переключение с одной темы на другую, недосказанность, постоянная обращенность к партнеру и преобладающее выражение согласия в знак поддержки разговора.

Таким образом характерными чертами диалогического общения являются: наличие двух и более участников, наличие паралингвистических средств, к которым относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз, жесты, позы и мимика, отличительной чертой также является активное участие процессов говорения и аудирования. Такая речь не запланирована и зависит от речевого поведения обоих партнеров, она эмоциональна и экспрессивна.

В. Н. Ярцеваа дает следующую характеристику явления — «Диалогическая речь (от греч. Dialogos — беседа, разговор двоих) – форма, тип речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для диалогической речи типичны содержательная (вопрос/ответ, добавление/пояснение/распространение.

«Монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [4] «Диалог – это взаимопонимание и взаимодействие» [5]. Отличительные черты диалога: наличие нескольких участников общения, принцип «акции» и «реакции», восприятие речи по зрительному и слуховому каналу, значимость паралингвистических факторов, объем реплик. «Диалог – естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения» [6]. «Диалог – это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего или говорящего» [8].

«Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами», «в основе любой диалогической речи лежат различные высказывания, комбинирование которых составляет ее сущность» [9]. «Процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц» [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы