История русской литературы 11-19в Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Типология образа «маленького человека» в романе » Бедные люди».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Понятие о «маленьком человеке» 5
1.2. Образ маленького человека в русской литературе 9
ГЛАВА 2. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» Ф. ДОСТОЕВСКОГО 18
2.1. Анализ повести «Бедные люди» Ф. Достоевского 18
2.2. Типология образа «маленького человека» в повести Ф. Достоевского 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Определение «маленького человека» применяют к ряду литературных героев эпохи реализма. Этот образ являлся достаточно актуальным в 19 веке в творчестве русских писателей, которые раскрывали особенности общественной жизни и возможностей существования в ней мелких чиновников, мещан или бедных дворянин. Главной особенностью передачи этого образа становится отражение жизни простого человека, с его переживаниями, проблемами и радостями.
Среди писателей 19 века, которые глубоко раскрывали образ маленького человека можно назвать А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других.
Представления о «маленьком человеке» было достаточно различным на протяжении развития литературы 19 века, поскольку каждый писатель по-разному представлял данного героя. А со второй трети 20 века этот образ уходит с литературных произведений.
Что касается представлений Ф.М. Достоевского, то в его отображении «маленького человека» мы находим другое отображение образов, которое позволяет проанализировать не только саму типологию образа, но и изучить эпоху развития общественного уклада того времени в России.
Степень изученности темы исследования. Среди исследований советских литературоведов многие работы посвящены раскрытию темы «маленького человека» в русской литературе и творчестве таких писателей как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.
Одной из значимых работ можно назвать исследование А.Г. Цейтлина, которое было проведено в 1920-х годах по вопросам историко-литературного раскрытия темы «бедного чиновника». Ученый исследовал среду и роль в развитии литературы творчества Гоголя и других писателей «натуральной школы».
Еще одним исследователем темы «маленького человека» выступает В.В. Виноградов, занимавшийся изучением произведений в конце 20-х — начале 30-х годов 20 века. В 1940-х годах появляются кандидатские диссертации, посвященные данной теме, среди которых выделяется работа В.Ф. Руденко. А далее образ «маленького человека» в творчестве многих писателей – представителей эпохи реализма, изучается многими крупнейшими литературоведами. Однако на сегодня практически отсутствует углубленное изучение образа «маленького человека» в повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Тем самым целью исследования выступает раскрытие особенностей типологии образа «маленького человека» в повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
Поставленная цель предполагает необходимость решения ряда задач исследования:
1. Изучить понятие о «маленьком человеке».
2. Охарактеризовать образ маленького человека в русской литературе.
3. Проанализировать повесть «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.
4. Исследовать типологию образа «маленького человека» в повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.
Объектом исследования выступает образ «маленького человека» в русской литературе.
Предметом исследования является характеристика образа «маленького человека» в повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение специальной литературы, статей, очерков и заметок по теме исследования.
2. Сравнительно-сопоставительный анализ произведений русской литературы эпохи реализма 19 века.
3. Анализ произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данная работа помогает раскрыть реалии 19 века через литературные произведения его представителей, изучение которых может быть полезно для литературоведов, занимающихся исследованиями особенностей произведений эпохи реализма, а также для студентов, изучающих данную тему.
Структура работы определена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин был впервые использован критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедов «Горе от ума».
Пушкин, как один из первых классиков, описавший образ «маленького человека» на ранних стадиях своего творчества старался показать высокую духовность персонажей, как, например, в рассказе «Станционный смотритель». Позднее в его произведениях зазвучали мотивы перехода образа «маленького человека» и слияния с образом народного героя — «Песни западных славян». Для всех произведений Пушкина было характерным глубокое проникновение в характер каждого героя — «маленького человека», мастерское написание его портрета, от которого не ускользнула ни одна черта.
Прямым продолжателем тематики «маленького человека» Пушкина стал Николай Васильевич Гоголь. Наиболее полно она выразилась в повести «Шинель». Позднее по стопам Пушкина и Гоголя пошел Федор Михайлович Достоевский, подаривший нам ни один образ «маленького человека» в романах «Преступление и наказание» и «Бедные люди».
Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л. Толстого, Н. Лескова, А. Куприна «маленький человек» — это талантливый, самоотверженный человек. Наиболее яркими этими образы вышли в романе «Война и мир» и повести «Левша».
Подобное разнообразие в трактовке образа маленького человека и его эволюция у самого Пушкина объясняются постоянными социальными переменами и изменчивостью самой жизни. Каждая эпоха дает своего «маленького человека».
Достоевский позволяет своему герою, “маленькому человеку”, обрести голос, чтобы судить не только окружающую его действительность, но и самого себя.
В самом начале романа писатель напоминает читателям известную христианскую заповедь о том, что надо больше заботиться о своей душе, нежели об одежде, потому что именно душа открывает все естество человека. Вот такая душа у главного героя Макара Девушкина – душа открытая, обнаженная. Если вчитаться в содержание романа, то можно ужаснуться тому, как душа героя изранена жизненными обстоятельствами.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие о «маленьком человеке»
Тема «маленького человека» является одной из сквозных в русской литературе. Появление данного образа опирается на имеющуюся в российской карьерной лестнице четырнадцати ступеней, при которых на низших ступенях находились люди малого образования, постоянно претерпевающие обиды со стороны других, страдающие от бедности и т.п. Зачастую в образе «маленького человека» передавалась жизнь людей, чье радости или беды не вызывают внимания со стороны окружающих, такие люди проживают свою жизнь незаметно и также уходят из нее .
Само понятие «маленького человека» используется при определении такого литературного героя, который имеет довольно низкое место в социальной иерархии, например, является мелким чиновником, мещанином или бедным дворянином.
Актуальность образа «маленького человека» в литературе была связана со становлением демократичности в ней. Впервые данное понятие употребил Белинский в своей статье от 1840 года на тему «Горе от ума». Использование данной темы можно увидеть у многих писателей, поскольку ее задачей выступало отражение жизни простых людей, которые имеют свои переживания, проблемы и радости. В связи с этим русские писатели отражали в своих произведениях особенности жизни и труда обычных людей. Такие «маленькие люди» в произведениях писателей являются представителями из народа, однако каждый автор передает по-своему их жизненный устой, мысли и проблемы .
Первоисточником темы «маленького человека» в отечественной литературе можно считать Евангелие, которое рисует человека, меньшего перед богом, однако не перед земной властью или богатствами. Далее, внимание к жизни тех людей, которые «униженны и оскорблены» постепенно проявляется в произведениях русских авторов, показывающих особенности жизни человека из «низшего класса».
В литературной энциклопедии можно увидеть такое определение «маленького человека» как отображение разнородных героев, которые объединяются одним общим качеством, заключающимся в их социальном положении, которое притом становится причиной формирования их общественного поведения и особой психологии, считающих себя несправедливо униженными и уязвленные своей гордостью .
Словарь литературоведческих терминов говорит о том, что «маленький человек» представляет собой условное название ряда разнородных героев, которые находятся на нижней нише социальной иерархии. Главный сюжет таких произведений зачастую посвящен описанию истории обиды или оскорбления главного героя со стороны более высших людей по своему социальному положению .
Классическое представление «маленьких людей» принадлежит А.С. Пушкину, который в своем произведении «Станционный смотритель» описывает мир Самсона Вырина, оскорбленного и униженного человека, который погиб по причине невозможности отстоять свое человеческое достоинство.
Дальнейшее развитие представления о «маленьком человеке» можно отнести к периоду 30-50-х голов 19 века, когда появлялись повести о бедных чиновниках. Таким героем стал персонаж повести «Шинель» Н.В. Гоголя, страдающий по причине отсутствия уважительного отношения со стороны тех, кто должен помогать герою .
Следует отметить, что писатели натуральной школы разрабатывали два направления в отображении «маленького человека». Так одно из них представляло собой раскрытие персонажа в обличительно-сатирическом ключе, а другое показывало его жизнь с сострадательно-сочувствующей позиции. Тем самым мы можем говорить о психологической раздвоенности данного типа личности в произведениях писателей. В таком направлении литературы уделяется внимание мотиву чести и гордости, раскрытию амбиций «маленького человека», например, в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, с его героем, протестующим против несправедливости и общественного порядка, приводящего его к мучительному и противоречивому сочетанию смирения и бунта.
Далее, в 60-х годах 19 века образ «маленького человека» теряет свои родовые признаки, исчерпав свое изначальное содержание. Писатели начинают отображать данный образ как личность, которая готова бороться за свое счастье и оказывать активное сопротивление существующим обстоятельствам.
Однако к 80-м годам можно увидеть полную деструктуризацию образа «маленького человека», например, в творчестве А.П. Чехова, отображающего героев скорее уже «мелкими людьми», которые не вызывают никакого сочувствия .
Помимо этого, образ «маленького человека» мы встречаем и в древнерусской литературе. Такой исследователь как Д.С. Лихачев указывает на истоки феномена «маленького человека» в «Повести о Горе-Злочастии». Он отмечает, что героем данной повести является ничем не выдающийся человек, который проводит свою жизнь, занимаясь азартными играми, пропивая притом все, что у него есть, не имея никаких целей и ценностей в жизни. Д.С. Лихачев называет эту повесть своего рода манифестом русского бунта, в которой описана ценность личности человека, несмотря на его положение в обществе или качеств этой личности .
Со временем тема ценности «маленького человека» становится как основа для моральной стойкости русской литературы. Маленькие люди, имеющие свои права и вызывающие необходимость их защиты, становятся центральными персонажами у Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова и многих других.
Такой исследователь как О.В. Козлова, изучая самобытность феномена русской средневековой философии, указывает на существование образа «маленького человека» в одном из произведений древнерусской литературы под названием «Молении Даниила Заточника». В этом персонаже исследователь видит «маленького человека» со своей ущемленной моралью, который и становится прообразом для последующих персонажей этого образа в русской литературе .
Еще одной точкой зрения о происхождении понятия «маленький человек» являются работы писателей-сентименталистов, в частности произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы