Курсовая с практикой на тему Типология и классификация инноваций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
организации и управления инновационным процессом на предприятии. 5
1.1 Понятие, сущность и классификация
инновации. 5
1.2 Понятие «технологическая
инновация». Типология инноваций в гостиничном сервисе. 11
Глава 2. Организации и управления
инновационным процессом на гостиничном предприятии в г. Казань. 18
2.1. Исследование и определение тенденций развития гостиничного
бизнеса в Казани 18
2.2. Анализ применения инновационных технологий в гостиничной
индустрии РТ на примерах отелей «Ривьера», «Korston Club Hotel», «Мираж»,
«Ramada» и «Bilyar Palace Hotel». 23
2.3. Рекомендации к разработке перечня инновационных
технологий, способных в перспективе повысить конкурентоспособность отелей
«Ривьера», «Korston Club Hotel», «Мираж», «Ramada», «Bilyar Palace Hotel». 32
Заключение. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
Введение:
На сегодняшний
день сфера услуг является одной из важнейших отраслей экономики в России. Ее
основной функцией является удовлетворение индивидуальные потребности каждого
потребителя. Быстрые темпы технологического прогресса позволяют этой нише
экономики обеспечивать куда более качественный продукт, чем еще 20 лет назад.
Важное место в индустрии услуг занимает гостиничный бизнес, так как объединяет
в себе целый спектр услуг, призванных сделать жизнь современного человека
максимально комфортной. Современные тенденции развития туризма заставляют
гостиничный бизнес постоянно эволюционировать, приобретая новые формы.
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим
интересом к гостиничной индустрии Татарстана. В свою очередь участники
регионального гостиничного рынка делают все возможное для того, чтобы занять
устойчивую позицию в условиях возрастающей конкуренции. Культом современного
мира стали новейшие технологические разработки, таким образом, место стоит за
тем, кто сможет их адаптировать в своей работе. Условия, которые требуют от
регионального гостиничного бизнеса активного развития в сфере сервиса с
применением инновационных технологий, объясняет актуальность результатов данной работы.
Актуальность исследования определила цель и задачи.
Таким образом, цель работы
состоит в том, чтобы изучить инновационно-технологическое
развитие гостиничной индустрии в Республике Татарстан и разработать перечень
инновационных технологий, рекомендуемых для реализации в отелях «Ривьера»,
«Korston Club Hotel», «Мираж», «Ramada», «Bilyar Palace Hotel».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
— Определить
понятие «инновация»;
— Определить
понятие «технологическая инновация» и изучить ее типологию в гостиничном
сервисе;
— Изучить
мировую практику применения технологических инноваций в гостиничном бизнесе;
— Исследовать
гостиничный бизнес в Республике Татарстан на примере города Казань;
— Провести
анализ применения инновационных технологий в отелях «Ривьера», «Korston Club Hotel»,
«Мираж», «Ramada», «Bilyar Palace Hotel»(г. Казань);
— Разработать
перечень инновационных технологий, рекомендуемых для повышения
конкурентоспособности отелей в Казани.
Объектом
исследования выступают предприятия гостиничного бизнеса в Татарстане на примере
города Казань.
Предметом
– инновационные технологии в гостиничном сервисе.
В качестве научного инструментария использованы:
методы научной классификации, приемы и методы системного и логического анализа,
функциональный подход, методы сравнение, синтеза, обобщение предметов и
явлений, факторный подход.
Практическая
значимость состоит в том, что выводы и практические рекомендации
могут приобрести методическое значение для представителей гостиничного бизнеса
в Татарстане. Также они могут быть полезны при разработке концепций и стартапов
в гостиничной индустрии.
Дипломная работа
состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Информационную
основу исследования составили научно-исследовательские
работы на тему «гостиничный сервис», периодические издания Республики
Татарстан, статистические материалы Центра развития туризма Республики
Татарстан (далее РТ) и Всемирной Туристической Организации, постановления и
распоряжения Правительства РФ и РТ, законодательные и нормативные акты,
инструктивные и методические документы, сайты лидирующих международных
гостиничных корпораций, сайты исследуемых гостиниц
Заключение:
На сегодняшний день гостиничная индустрия занимает важную
нишу в экономике не только Татарстана, но и России в целом. Несмотря на то, что
гостиничный бизнес в стране все еще находится на стадии развития, а спрос на гостиничные
услуги не может быть удовлетворенным на 100%, гостиничным предприятиям все
равно приходится бороться за клиента. В рамках конкуренции на фоне
экономической ситуации в государстве, игроки гостиничного рынка вынуждены
искать новые формы и эволюционировать. Применяя в ходе своего совершенствования
непривычные средства и методы, гостиничное предприятие становится полноценным
участников инновационного развития не только своей ниши, но и экономики страны.
Разумеется, инновационное развитие гостиничного предприятия не должно протекать
стихийно – нововведения должны применяться системно и последовательно, в рамках
индивидуальной инновационной стратегии, которая тесно переплетается с базовой
стратегией предприятия.
Так, в условиях бурно развивающегося научно-технического
прогресса инновации в гостиничной индустрии играют если не лидирующую, то
определенно важную роль в конкурентной борьбе. Внедрение новейших технологий
помогает гостиничным предприятиям значительно повысить эффективность своей
инфраструктуры и сервиса, повышая тем самым лояльность клиента по отношению к
своему бренду.
Но, для того, чтобы эффективно применять инновационные
технологии в гостиничном сервисе и сделать их движущей силой в развитии
предприятия, отельерам необходимо понимать основную суть нововведений и
проблематику их внедрения. Эта проблематика стала отправной точкой в научном
исследовании. В ходе него необходимо было прийти к структурированным выводам и
«полезным» результатам, которые будут нести практическую значимость для будущих
и действующих участников гостиничного бизнеса.
Так, перед началом
научного исследования в рамках работы была поставлена следующая цель: изучить
инновационно-технологическое развитие гостиничной индустрии в Республике
Татарстан, а также разработать перечень инновационных технологий, рекомендуемых
для реализации в отелях «Ривьера»,
«Korston Club Hotel», «Мираж», «Ramada», «Bilyar Palace Hotel».
Для достижения
цели было поставлено шесть задач, каждой из которых соответствовала одна из
глав работы. Так, в Главе 1.1. было рассмотрено понятие «инновация» и дано
несколько видов классификаций.
Следует прежде
отметить, что основной синоним инновации – нечто новое, не используемо в
какой-либо сфере ранее. Это внедренное новшество, востребованное рынком и
обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции.
В научной
экономической литературе «инновация» трактуется как воплощение в жизнь
концепций и разработок научно-технического прогресса. Она находит отражение в
новых услугах или технологиях. Учеными понятие объясняется в свете разных
ракурсов – в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Инновация
неразрывно связана с инновационным процессом – так называется ее внедрение в
производственный процесс. Для полного понимания понятия необходимо отметить,
что инновационный процесс – ничто иное как последовательная реализация идейной
концепции в реальный товар или услугу. Этот процесс можно разделить на две
фундаментальные стадии. На первой стадии реализация инновации включает в себя
разработки и научные исследования, в том числе мониторинг рынка, на который
планируется запуск инновационного продукта. Вторая стадия – внедрение, где
инновация начинает «реальный» цикл жизни.
Чтобы внедрение
прошло успешно и принесло ожидаемый эффект, инновация должна обладать тремя
свойствами: новизна в научном и техническом плане, возможность применения в
производственном процессе и, разумеется, коммерческая реализуемость.
По областям применения в
научно-производственном процессе выделяются следующие виды
инноваций: научно-исследовательские, технические или продуктовые,
технологические, информационно-коммуникационные, маркетинговые, логистические,
организационно-управленческие, социально-экономические и правовые.
Согласно
теме данной работы, из обозначенных разновидностей инноваций необходимо
анализировать исключительно технологические. Здесь необходимо дать краткую
трактовку понятия «технологическая инновация». И так, «технологическая
инновация» — это конечный
результат инновационной деятельности, реализуемый в виде нового
(усовершенствованного) продукта или услуги, внедренных на рынке; нового
(усовершенствованного) процесса или способа передачи и производства услуг,
используемых в практической деятельности предприятия. Технологическими
инновациями могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые
организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются ею у других
организаций.
Технологическая инновация должна
способствовать повышению производительности труда и эффективности рабочего
процесса; сокращать затраты разного плана; повышать уровень комфорта гостей и
трудовые условия персонала; адаптировать структуру и сервис гостиницы к
современному миру и т.д.
Как было отражено в Главе 1.2., выделяют два типа технологических
инноваций – продуктовые и процессные. По инновационному потенциалу
инновационные технологии делятся на три группы — радикальные, комбинаторные и
модифицирующие. По объему воздействия они делятся на точечные и системные.
Приведенные классификации стали базовой основой для списка критериев, по
которым был проведен анализ гостиничных предприятий города Казань (см. Рисунок
№1).
Было отмечено, что приступать к
воплощению технологических инноваций в рабочий процесс участникам гостиничного
бизнеса стоит лишь после изучения экономической ситуации в стране и регионе,
социального и платежеспособного положения, а также менталитета потенциальной
аудитории. Следует принимать во внимание национальное законодательство, а также
международные и межправительственные соглашения. В связи с этим причины
появления технологической инновации различаются в каждой стране.
По этой причине перед структурированным
анализом гостиниц, выбранных для практической части работы, необходимо было
ознакомиться с опытом применения инновационных технологий в мировом гостиничном
сервисе.
Таким образом, как доказывает опыт
крупнейших гостиничных предприятий, осуществляющих свою деятельность в разных
государствах, нельзя ограничивать свое развитие совершенствованием уже
«обжитых» продуктов и услуг. Исключительно новые продукты и услуги, ориентированные
прежде всего на клиента, смогут принести гостиничному предприятию не только
финансовую отдачу, но и приоритетное положение в рамках конкурентной борьбы.
Внедряемые инновации обычно провоцируют целую цепь последовательных мероприятий
по изменению системы сервиса или непосредственно инфраструктуры гостиницы.
Как стало ясным после изучения мирового опыта применения
инновационных технологий в гостиничном сервисе, с каждым днем становится все
сложнее привлечь внимание гостя комфортными и шикарными апартаментами. Даже в
том случае, когда отель находится в выигрышном географическом положении.
Современный турист чувствует потребность в таких услугах как спутниковое
телевидение, бесплатный беспроводной интернет (желательно высокоскоростной) и
развитая инфраструктура гостиницы — spa-салон, фитнесс-зал, бассейн и т.п. Отельерам важно понимать,
что в совокупном образе гости – это человек, который не представляет свою жизнь
без современных технологий, заботиться о своем здоровье и окружающей среде.
Гостиницы должны обеспечить ему если не полный перечень услуг, отвечающих
современным стандартам, то хотя бы базовый.
Стоит отметить, что инновационные технологии
используются не только для привлечения клиентов. Они постепенно стали проникать
во внутреннюю жизнь гостиничного предприятия — для создания оптимальных условий
для безупречной работы обслуживающего персонала. Здесь на подмогу отельерам
приходит «умная» бытовая техника для уборки номеров, создания комфортного
микроклимата и т. д. Для деловой и бизнес-среды создаются современные
коференц-залы, кабинеты для переговоров и бизнес-центры, оборудованные
новейшими коммуникационными и информационными устройствами. В большинстве
мировых отелей в последние годы неотъемлемой частью стало инклюзивное
обслуживание каждого гостя: в номерах устанавливаются специальные системы
запоминания предпочтений клиента — любимую музыку, комфортный микроклимат и
яркость освещения, температуру воды в ванной и воздуха в номере и т. д. В
рамках этого подхода создаются специально оборудованные номера для людей с
ограниченными возможностями.
Таким образом,
главной целью для владельцев гостиниц становится не коммерческая прибыль, а
создание максимально комфортных условий размещения и развлечения гостей.
Так, после
изучения теоретической части работы, необходимо было, опираясь на полученные
знания, изучить развитие и современное положение гостиничной индустрии РТ.
Также необходимо было проанализировать гостиничные предприятия Казани («Ривьера», «Korston Club Hotel», «Мираж»,
«Ramada», «Bilyar Palace Hotel») и составить перечень рекомендаций в сфере применения
инновационных технологий для обозначенных гостиниц.
Следует отметить, что в связи с
политическим и экономическим положением РФ и РТ на мировой арене, значительно
выросли деловые и культурные связи государства с остальным миром, что
спровоцировало повышение количества иностранных туристов, прибывающих с деловыми
и личными целями. Соответственно возникла потребность размещения гостей в
максимально комфортных условиях с достойным уровнем сервиса. Это, в свою
очередь, привело к инвестированию в гостиничную индустрию со стороны
государства и сторонних инвесторов. Благодаря этому в Татарстане появились
проекты по реконструкции существующих и строительству новых отелей, изменению
структуры управления гостиничных предприятий.
В
настоящее время Татарстан является одним из лидирующих культурных центров в
туристическом перечне России. Это доказывает особое положение региона, которое
он занимает в стратегии развития туристической политики государства. Развитие
гостиничного комплекса в Татарстане, в том числе и в Казани, стало одним из
приоритетных направлений экономического блока правительства РТ в последние
годы.
Так,
Казань, согласно данным Центра развития туризма в РТ, в 2019 году готова
предложить гостям республики свыше 70 вариантов для размещения. Номерной фонд
столицы Татарстана состоит из почти четырех с половиной тысяч гостиничных
номеров. Единовременно в гостевых комнатах казанских гостиниц может
разместиться до 6,9 тысяч человек. Основным толчком для интенсивного развития
гостиничной индустрии стала реализация в Казани ряда масштабных международных
проектов: Универсиады в 2013 году, Чемпионата мира по водным видам спорта в
2015-м и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Как
было отмечено в Главе 2.1., по оценкам экспертов, гостиничная индустрия Казани
будет развиваться в связи с интенсивностью участия города в международной
деловой и общественной жизни. В период проведения крупных массовых и масштабных
событий загрузка всех отелей в Казани будет показывать стабильный рост.
Эксперты отмечают, что в более «спокойное» время возможет значительное различие
между уровнем мест для размещения и спросом на них. Согласно программе развития
туризма в РТ и господдержке, аналитики ожидают рост турпотока в Казань на
10-15% в ближайшие 7 лет. По их мнению, он может достигнуть куда более высоких
показателей, если в городе будут появляться гостиницы туристического класса
(1-3 звезды). Приток иностранных туристов может увеличиться за счет прихода в
город таких международных «гигантов» гостиничной индустрии как «Marriott»,
«Hilton» и «Kempinski».
Заинтересованность
столицей Татарстана международными сетями доказывает, что республика является
перспективным регионом для развития гостиничной индустрии на более качественном
уровне. На это благоприятно влияет и новый тренд для гостиничного бизнеса Татарстана
– курс на клиентоориентированность. Перспектива конкуренции с мировыми сетями
заставляет местные гостиничные предприятия пересматривать свои взгляды на
гостиничный сервис и свой образ в глазах гостей. Инновационно-технологическое
развитие гостиничной индустрии Татарстана, в том числе и в Казани, поможет
региону увеличить не только внутренний и внешний туристический поток, охватить
совершенно новую аудиторию, но и привлечь в регион дополнительные инвестиции.
При достаточном уровне финансирования, проработанные процессы по внедрению
инновационных технологий могут в краткосрочном периоде сделать отрасль
гостеприимства одной из главных доходных статей бюджета республики.
Анализ
применения инновационных технологий в гостиничной индустрии РТ на примерах
отелей «Ривьера», «KorstonClubHotel», «Мираж», «Ramada» и «BilyarPalaceHotel»
показал, что все исследуемые гостиничные предприятия успешно осваивают
разнообразные инновационные технологии в своей деятельности и структуре
предприятия. Стоит отметить, что делают они это своеобразно и с разной
интенсивностью.
Некоторым не
хватает целостности, адаптированной под требования современного мира. Оставаясь
в рамках своей концепции, отели предпочитают не вносить инновационных решений
так в обустройство номера, так и в дополнительные услуги. Больше всего инноваций заявил отель «Ramada
Worlwide». Он предлагает как самый широкий спектр услуг вне номера, так и
внутри номера. Возможно, это обусловлено тем, что отель – единственный из
списка, кто является «дочкой» международной сети. Эта особенность, судя по
всему, становится основополагающей в организации гостиничного сервиса. Местные
гостиницы не имеют четких стандартов, несмотря на наличие звезд. Главная
рекомендация состоит, прежде всего, в том, что местным игрокам гостиничного
бизнеса необходимо создать собственный свод стандартов, который отвечал бы если
не всем, то большей части потребностей современного гостя.
Согласно задаче,
поставленной в начале исследования в рамках работы, был составлен перечень
рекомендаций, которые, вероятно, смогут сделать позицию отелей «Ривьера»,
«Korston Club Hotel», «Мираж», «Ramada», и «Bilyar Palace Hotel» более конкурентоспособной.
Не только между участниками гостиничной индустрии Татарстана, но и России.
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что применение
инновационных технологий в гостиничном сервисе открывает для гостиничных
предприятий доступ на качественно новый этап развития. Перед владельцами
гостиниц на этом этапе стоят две цели: привлечь максимальное количество гостей
и придать им статус «постоянных». Добиться этих целей без инноваций невозможно.
Грамотный и последовательный инновационный процесс, который начинается с
гостиничного номера и заканчивается в управлении персоналом, является обязательным
условием повышения успешности и конкурентоспособности гостиничного предприятия.
Но стоит помнить о препятствиях в процессе внедрения
инноваций. К ним можно отнести стоимость инновационной технологии и
непосредственно финансовую и организационную «смету» ее внедрения. Также
следует учитывать человеческий фактор, связанный с восприимчивостью инноваций
персоналом. Иногда проблема кроется в самих собственниках гостиничных
предприятий, не желающих менять исправно работающее «колесо» своей гостиницы. Но,
как известно, в конкурентной борьбе приоритетное место займут лишь те игроки
рынка, кто не боится меняться, повернувшись «лицом» в сторону
научно-технического прогресса. Таким
образом, реализация инноваций в современном гостиничном сервисе должна стать
первым этапом стратегии развития предприятия и именно она должна задавать
приоритетное направление последующих преобразований.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические
основы организации и управления инновационным процессом на предприятии
1.1 Понятие, сущность и классификация инновации Прежде чем
приступить к рассмотрению понятия инновации, следует определить понятия
«гостиничная индустрия» и «гостиничный сервис». Это необходимо, чтобы
определиться с ролью и механизмами работы технологических инноваций в
индустрии.
Итак, гостиничная индустрия является основой системы гостеприимства. Ее
основные элементы – средства коллективного и индивидуального размещения.
Гостиницы – традиционный тип предприятий для размещения туристов. Один из
основных признаком гостиницы – наличие помещений для размещения. Гостиницы
предоставляют перечень обязательных услуг: уборку номера, ежедневную заправку
постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру
дополнительных услуг. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут
представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи.
Под цепью подразумевается группа предприятий, осуществляющих коллективный
бизнес и находящихся под непосредственным контролем руководства цепи [81]. В
составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного
типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и
т.п. — в зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых
услуг. Стоит отметить, что
технологическими инновациями пользуются лишь гостиницы широкого профиля.
Многие авторы рассматривают понятие «гостиница» как производное от
латинского «hospitalis», что означает гостеприимный. По поводу происхождения
этого понятия сегодня существуют и другие мнения. Одна из распространенных
точек зрения сводится к тому, что английское слово «hospitality»
(гостеприимство) происходит от старофранцузского «hospice» (оспис), что
означает «странноприимный дом». В соответствии с ГОСТ Р 50645-94
«Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» в нашей стране
под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного
проживания; под мотелем — гостиница расположенная вблизи автомобильной дороги.
Допустимое минимальное число номеров в гостиницах — не менее 10 [14].
Гостиничный сервис — система мер, обеспечивающих высокий уровень
комфорта, удовлетворяющих разнообразные бытовые и хозяйственные запросы гостей.
Необходимо отметить, что сервис нужно строить не только по принципу спроса, но
и по принципу предложения [14].
Перечень услуг зависит от категории гостиницы. Не во всех гостиницах есть
возможность организовывать бытовое обслуживание гостей и предоставлять им
полный перечень услуг. Однако всюду должны стремиться к тому, чтобы набор услуг
полностью отвечал запросам гостей [45]. Исходя из этого, главным элементом
гостиничной индустрии является площадка для размещения потребителей. Они должны
быть многофункциональными, предназначенными для сна, отдыха и повседневной
жизнедеятельности туристов. Так как гостиничным номером пользуются зачастую в
вечернее и ночное время, важнейшей функцией помещений является обеспечение
комфортного отдыха и сна.
Как было отмечено во Введении, в условиях высокой конкуренции гостиничная
индустрия постепенно эволюционирует, расширяя спектр предоставляемых услуг.
Так, продолжая выполнять свою основную функцию по предоставлению услуг
размещения, гостиницы активно занимаются расширением влияния на рынке
гостиничного сервиса. В современном мире, чтобы приумножить туристический поток
на свою территорию, помимо комфорта, гостиницы должны предложить гостям
эксклюзивные услуги. В этом процессе им на помощь и приходят инновации.
Инновация, нововведение (англ. innovation) —
это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности
процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом
интеллектуальной деятельности человека. Термин «инновация» происходит от
латинского «novatio», что означает «обновление» и
приставки «in», которая переводится с латинского как «в
направление», или в совокупности понятий – «в направлении изменений» [70].
В России термин
начала активно использоваться в режиме переходной экономики для обозначения
ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный
процесс», «инновационное решение» и т. д.
В научной
литературе понятие рассматривается с разных точек зрения. Прослеживается связь
с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и
формулированием политики. В научных трудах по экономике понятие «инновация»
растолковывается как реализация концепций научно-технического прогресса в новых
услугах и технологиях. Различные ученые, в том числе и российские, трактуют это
понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Американский
экономист Б.Твисс рассматривал инновацию, как деятельность, в результате
которой изобретение или идея приобретает экономическое содержание [9].
Венгерский ученый
Б. Санто в своих трудах утверждал, что инновация -это процесс, превращающий
идеи и изобретения в новые качественно лучшие продукты и технологии, с целью
получения дополнительной прибыли [56].
Противоречит
зарубежным ученым Ю. Морозов, который уверен, инновация — прибыльное
использование концепций в виде новых технологий, видов продукции,
организационно-технических и социально-экономических решений производственного,
финансового, коммерческого или иного характера [23].
Другой российский
научный деятель Н. Мончев дает свое определение инновации – это цепь
последовательных операций, проходящих через стадию научных разработок и
завершающихся в промышленно-производственной сфере, есть инновация. Так
утверждал Н. Мончев [48].
Новую жизнь
понятие «инновация» получило в начале 20-ого века в научных работах
австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных
комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Инновация это не всякое
новшество или нововведение, а только которое серьезно повышает эффективность
действующей системы [68].
Анализируя выше
обозначенные определения, можно прийти к своеобразному парадоксу –
специфическое содержание инноваций составляют изменения, в то же время главной
функцией инновации является функция изменения.
Й. Шумпетер в
1911 г. Сформулировал несколько типичных
для инноваций изменений [67]:
— использование новой техники, новых
технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства
(купля-продажа);
— использование нового сырья;
— внедрение продукции с новыми свойствами;
— появление новых рынков сбыта;
— изменения в организации производства и
его материального и технического обеспечения.
Таким образом,
инновацию как конечный результат необходимо рассматривать неразрывно с
инновационным процессом. Для полного понимания понятия необходимо отметить, что
инновационный процесс – ничто иное как последовательная реализация идейной
концепции в реальный товар или услугу. Реализация, т.е. воплощение идеи
проходит поочередно через этапы теоретических и прикладных исследований,
инженерных разработок, тестирования, производства, маркетинга и сбыта. Этот
процесс можно разделить на две фундаментальные стадии. На первой стадии реализация
инновации включает в себя разработки и научные исследования, в том числе
мониторинг рынка, на который планируется запуск инновационного продукта. Вторая
стадия – внедрение, где инновация начинает «реальный» цикл жизни.
Чтобы внедрение
прошло успешно и принесло ожидаемый эффект, инновация должна обладать тремя
свойствами: новизна в научном и техническом плане, возможность применения в
производственном процессе и, разумеется, коммерческая реализуемость.
Разумеется,
данные процессы не должны протекать стихийно – они обязаны быть системными и
соответствовать разработанной инновационной стратегии гостиницы, которая
вписывается в общий план развития предприятия.
Выбор
инновационной стратегии развития подразумевает идеальную проработку
организационных и хозяйственных механизмов, обеспечивающих «безболезненное»
внедрение инновации в производственный процесс гостиниц. Стоит отметить, что в
разработке механизмов следует учитывать специфику инновационных процессов, во
многообразии их разновидностей. Это необходимо для прогнозирования возможных
проблем при внедрении инновации и оптимизации взаимосвязи различных групп и
типов гостиничных инноваций.
Как и в трактовке
понятия «инновация» в научной литературе существуют различные подходы к
классификации инноваций, а также к критериям, по которым их можно определить.
Универсальный принцип классификации инноваций основан на их группировке по
следующим признакам [51]:
— значимость. Различают базисные инновации,
которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых
поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие
мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и
стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные
на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий;
— направленность. Инновации могут быть
расширяющими, рационализирующими и
заменяющими;
— место реализации (отрасль возникновения,
отрасль внедрения, отрасль потребления);
— глубина изменения (регенерирование
первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные
изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
— разработчик (разработанные силами
предприятия, внешними силами);
— масштаб распространения (для создания
новой отрасли, применение во всех отраслях). Могут быть выделены локальные
инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации,
ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят
применение во всех отраслях;
— место в процессе производства (основные
продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
— характер удовлетворяемых потребностей
(новые потребности, существующие потребности);
— степень новизны. Инновации могут быть
основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа,
примененного к открытым явлениям;
— время выхода на рынок (инновации-лидеры,
инновации-последователи);
— причина возникновения. Инновации можно разделить на
реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на
нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические — инновации,
внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных
преимуществ в перспективе;
— область применения (технические,
технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и
т.д.).Технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или
улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных,
более совершенных способов изготовления продукции;
организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной
организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают
задачи организации рациональных информационных потоков в сфере
научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и
оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий
труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Таким образом,
совокупное понятие «инновация» представляет собой либо нечто совершенно новое,
ранее не применяемое в производственном процессе, либо радикальное изменение
уже применяемых продуктов и услуг. Это
внедренное новшество, востребованное рынком и обеспечивающее качественный рост
эффективности процессов или продукции. Мировые ученые расходятся в трактовках
трактуют инновацию как реализация концепций и разработок научно-технического
прогресса. Учеными понятие объясняется в свете разных ракурсов – в зависимости
от объекта и предмета своего исследования. Стоит подчеркнуть, что инновация
неразрывно связана с инновационным процессом и при ее реализации следует
учитывать множество факторов.