Административные регламенты государственных и муниципальных органов власти Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Типичные ошибки ведомственного нормотворчества.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ведомственного нормотворчества в России
5
1.1. Сущность и формы ведомственного нормотворчества 5
1.2. Роль ведомственного нормотворчества в правовом регулировании 12
Глава 2. Особенности ведомственного нормотворчества в условиях современной экономики России 16
2.1. Ведомственное нормотворчество и его виды 16
2.2. Проблемы и перспективы ведомственного нормотворчества в России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32

  

Введение:

 

Нормотворческий процесс — неотъемлемая часть жизнедеятельности в любом цивилизованном обществе. Стабильная правотворческая деятельность государственных органов является действенным регулятором общественных отношений. При этом большим и важным пластом нормативного регулирования выступают нормативные акты, которые принимаются в результате нормотворчества исполнительных органов власти, что представляет собой ведомственное нормотворчество.
Однако, современная юридическая наука пока не выработала единого подхода к вопросу о ведомственном нормотворчестве. Имеющийся многообразный научный материал, касающийся ведомственного нормотворчества не исключает недостаточной степени проработки вопросов данного правового института.
Специфика ведомственного нормотворчества зачастую приводила к его справедливой критике. Но большинство ученых признают большое значение ведомственных нормативных актов в правовом регулировании различных сфер в обществе.
Актуальными при этом остается целый ряд вопросов, связанных с ведомственным нормотворчеством, включая вопрос о необходимости комплексной и системной регламентации ведомственного нормотворчества, установления общих для всех актов требований, определяющих правила их подготовки и др.
Все это подчеркивает актуальность нашего исследования, посвященного ведомственному нормотворчеству.
Ведомственному нормотворчеству в науке уделяется недостаточное внимание. Среди современных авторов, посвятивших свои исследования ведомственному нормотворчеству, можно назвать Ю.Г. Арзамасова, М. А. Лапину, Е. В. Смирнову, H.H. Червякова, Н.С. Шмакову и др.
Объект исследования составляет нормотворческая деятельность исполнительных органов.
Предмет исследования составляют понятие, формы, виды и проблемы ведомственного нормотворчества.
Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании актуальных вопросов ведомственного нормотворчества.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность и охарактеризовать формы ведомственного нормотворчества.
2. Выявить роль ведомственного нормотворчества в правовом регулировании.
3. Показать особенности ведомственного нормотворчества в сфере экономики.
4. Проанализировать проблемы ведомственного нормотворчества в России, перспективы его развития.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы, включая системный, логический функциональный и др. Применялись также и специальные методы, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, которая разделена на две главы и четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мы пришли к выводу, что ведомственное нормотворчество — это организационно оформленный вид правовой деятельности компетентных лиц министерств и ведомств, осуществляемый на законодательно регламентированной либо делегированной основе, содержанием которого является разработка норм права, в целях принятия, а также изменения и отмены министрами и другими руководителями федеральных органов исполнительной власти ведомственных нормативных документов, направленных на организационное обеспечение действия актов высших органов власти.
В качестве основной цели административного правотворчества можно выделить издание эффективных нормативных правовых актов, выражающих интересы всего общества и обеспечивающих его потребности, а также создание условий для общего нормального благосостояния населения, обеспечение прав и свобод личности, общественного порядка и безопасности.
Конечным итогом нормотворческой работы министерств и ведомств является нормативный правовой акт, совокупность которых представляет собой особый блок в нормативной системе государства.
Полномочия по принятию нормативных актов прямо закреплены в Положениях о министерствах и иных ведомствах. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Нормативное регулирование не допускается в виде писем и телеграмм.
Ведомственное нормотворчество может осуществляться как на компетенционной, так и на делегированной основе, протекает по рассмотренным нами стадиям согласно установленным правилам.
Ведомственное нормотворчество является одним из компонентов правовой системы государства, при помощи которого право эффективно воздействует на складывающиеся общественные отношения. Отсутствие ведомственного нормотворчества наложило бы на законодательные органы чрезмерную нагрузку, что отрицательно сказалось бы на качестве принимаемых законов. Таким образом, ведомственное нормотворчество имеет важное значение в реализации политики государства, поскольку благодаря нему существует реальная возможность урегулировать большинство возникающих в правовой сфере проблем. Важно найти оптимальное соотношение законотворчества парламента с ведомственным нормотворчеством.
Значение ведомственных актов как источника права постоянно возрастает, поскольку именно исполнительные органы реально воплощают в жизнь позицию государства в части регулирования экономики в стране.
В целях исполнения законов, дополнения к законодательному регулированию и более детальной регламентации порядка осуществления экономической деятельности федеральными органами исполнительной власти в рамках своих компетенций принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Подзаконные акты определяют специфику правового положения субъектов хозяйственной деятельности, особенности порядка осуществления ими экономической деятельности, правовой режим конкретных объектов экономической деятельности и отдельные аспекты регулирования (государственного и саморегулирования) экономики страны.
Ведомственное нормотворчество в сфере экономики представлено нормотворческой деятельностью целого ряда органов исполнительной власти, таких как Минэкономиразвития РФ, Минфином РФ, Центробанком РФ и др. ФНС России не может издавать нормативные акты по вопросам налогов и сборов. Также ведомственное нормотворчество осуществляется на региональном и муниципальном уровнях.
Среди проблем ведомственного нормотворчества нами выделены следующие:
1) отсутствие строго установленного перечня ведомственных нормативных актов, их многообразие, а также несогласованность норм о перечне таких актов;
2) отсутствие четкой законодательной базы, в том числе определения понятия «нормативный правовой акт», как следствие – размытость границ между нормативными и ненормативными ведомственными актами;
3) не окончательно решен вопрос о статусе таких видов актов, как разъяснения;
4) остается проблема возможности усмотрения органов исполнительной власти в подзаконных актах, сохраняется размытость пределов применения административного усмотрения в правотворчестве;
5) не ясны критерии установления важности общественных отношений, которые должны регулироваться только законами.
Итак, необходимо принять федеральный нормативный правовой акт о системе законодательства в России, в котором необходимо закрепить легальную дефиницию нормативного правового акта, определить надлежащую иерархию форм права (нормативных правовых актов), а также определить место интерпретационных актов, имеющих нормативный характер.
Считаем, что можно было бы предусмотреть упрощенный механизм проверки интерпретационного акта на его соответствие актам, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами (без возбуждения производства по оспариванию акта), в целях определения обязательности для субъектов правоотношений исполнения содержащихся в нем нормативных предписаний.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы ведомственного нормотворчества в России
1.1. Сущность и роль ведомственного нормотворчества

Наиболее важная роль в процессе правотворчества, как известно, принадлежит законодательным органам. У актов, принимаемых законодательными органами, — наибольшая юридическая сила, и предназначены они для регламентации основных вопросов жизни государства. Органы исполнительной власти также наделены нормотворческими функциями, но их деятельность является подзаконной.
Так, нормотворческая деятельность министерств, федеральных служб, агентств и иных ведомств обусловлена тем, что на такие возложено руководство той или иной сферой управления. Право издавать нормативные акты и осуществлять нормотворческую деятельность закрепляется соответствующими законами, президентскими и правительственными актами.
В содержательном плане ведомственное нормотворчество, прежде всего, предполагает подготовку и принятие соответствующих нормативных актов, а в последующем этот процесс включает изменение, дополнение и отмену норм права. Ряд авторов включают в эту деятельность подготовку министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти проектов за¬конодательных, президентских и правительственных нормативных правовых актов. С этим согласиться нельзя. Дело в том, что в этом случае министерства и ведомства участвуют в подготовке законопроектов или президентских, правительственных нормативных правовых актов по поручениям указанных органов власти. В таком процессе участвуют различные органы власти, следовательно, такая деятельность не может быть названа чисто ведомственным нормотворчеством. В данном случае нормотворчества в чистом виде нет, происходит только выполнение отдельной нормотворческой функции федеральных исполнительных органов.
Главная функцией ведомственного нормотворчества является создание норм права, другие его функции (изменение или отмена норм права) носят скорее вспомогательный характер. Тем не менее, в понятие ведомственного нормотворчества нужно включать юридический процесс, связанный не только с разработкой, но и с принятием, отменой и изменением ведомственных норм права.
В этом случае ведомственное нормотворчество следует признавать организационно оформленным видом юридической деятельности, осуществляемой компетентными лицами министерств и ведомств на установленной законом или делегированной основе. В содержание такой деятельности включается разработка норм права в рамках принятия, изменения или отмены руководителями исполнительных органов ведомственных нормативных актов с целью организационного обеспечения действия актов высших органов власти.
Основная цель, которую преследует ведомственное нормотворчество, состоит в издании эффективно действующих нормативных правовых актов, которые выражают интересы всех людей, обеспечивают их потребности, а также создают условия для благосостояния населения, обеспечения прав и свобод личности, общественного порядка и безопасности.
Итак, задача закона — установить нормы-цели. Установление норм, направленных на достижение данных целей, — это и есть задача ведомственного нормотворчества.
Конечный итог нормотворческой работы министерств и ведомств представлен нормативным правовым актом, которые в совокупности представляют особую часть в нормативно-правовой системе государства. Полномочия по принятию нормативных актов прямо закреплены в Положениях о министерствах и иных ведомствах. Так, в Положении о Министерстве обороны РФ, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные законодательством функции в этой области.
Отечественный законодатель не предусмотрел включение определения подзаконного нормативного в какой-либо из законов. Однако, имеется проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в РФ», где дефиниция нормативного акта предполагает указание на ряд его существенных признаков:
 имеет вид письменного официального документа,
 принят (издан) в определенной форме;
 принят в рамках компетенции данного органа;
 направлен на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм,
 содержит общеобязательные предписания постоянные или временные по характеру,
 распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на многократное применение.
Нормативные (ведомственные) акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств) в России представляют собой акты органов государственного управления, способствующие регулировать в пределах компетенции государственного органа правовые отношения. Издание нормативных актов для федеральных органов исполнительной власти является необходимым инструментом, обеспечивающим реализацию ими их полномочий.
Согласно Правилам подготовки нормативных актов федеральных исполнительных органов, такие акты могут быть постановлениями, приказами, распоряжениями, правилами, инструкциями и положениями. Форма принимаемых актов дополнительно регламентируется в актах самх органов власти Так, нормотворческая деятельность МВД России осуществляется на основании Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России . В п. 10 Правил закреплено, что нормативные правовые МВД России закрепляются в виде приказов, уставов, инструкций, правил, постановлений и иных нормативных актов. Как видно, данный перечень не является закрытым и к тому же не совпадает с перечнем, утвержденным правительственным Постановлением от 13 августа 1997 г. N 1009, который, напротив, является закрытым. С таким положением вряд ли можно согласиться. Думается, перечень нормативных актов, издаваемый федеральными органами исполнительной власти, включая МВД России, должен быть расширен, но при этом оставаться закрытым.
В нормативных актах федеральных министерств, служб и агентств определены административные процедуры. Так, Административный регламент ФАС России регламентирует такую функцию данного ведомства как контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии с доминирующим положением. На основе подп. 2 п. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции ФАС России утвердила документ, содержащий Методику определения необоснованно высокой или низкой цены на услуги кредитной организации.
Управленческая действительность сложна, подвижна и многообразна. Нередко она требует оперативного реагирования. Учитывая сложность и, что особенно важно, длительность законодательной процедуры законодательное определение исчерпывающего перечня видов правовых актов не позволит в случае необходимости его в короткие сроки скорректировать. Существующее положение, когда перечень видов правовых актов федеральных органов исполнительной власти утвержден постановлением Правительства РФ, представляется оптимальным. Что касается предложения установить опять же законодательно четкие различия между актами по содержанию и предметам регулирования, то оно уже реализовано, правда на ведомственном уровне. Например, в п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России нормативно закрепляется, что есть приказ. Таковой издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел. Как известно, именно приказом МВД России утверждаются административные регламенты, на основании которых полиция предоставляет государственные услуги.
Подготовка и издание совместных приказов — это вполне легитимная, предусмотренная законодательством форма нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Совместные приказы могут издаваться в порядке нормотворческой инициативы одного из государственных органов (в данном случае инициатор издания совместного приказа направляет соответствующее предложение об этом или подготовленный проект в заинтересованные государственные органы), либо поручение об издании совместного правового акта может содержаться в законе, правовом акте Президента РФ или Правительства РФ.
В качестве примера можно привести совместный Приказ Минобороны России и Минобрнауки России «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» от 24 февраля 2010 г. N 96/134.
При этом надо учитывать, что нормативное регулирование не допускается в виде писем и телеграмм.
Следует признавать за правотворчеством исполнительной власти статус полноправного юридического процесса со всеми его базовыми элементами: информационной и материальной стадиями, производством и др. Этот процесс регулирует развернутое процессуальное законодательство (регламенты, инструкции по делопроизводству и т.п.), протекает он в сфере властных правоотношений. В процессе создания ведомственного нормативного акта также применяются правила юридической техники.
Как отмечает Ю.Г. Арзамасов, ведомственное нормотворчество может осуществляться как на компетенционной, так и на делегированной основе. Анализ нормотворческой деятельности позволил автору выделить ряд стадий этой деятельности:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы