Курсовая с практикой на тему Тип семейного воспитания и эмоционально-личностное развитие ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей влияния типа семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие детей 4
1.1. Особенности семейного воспитания и их влияние на детей 4
1.2. Общая характеристика эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте 9
Глава 2. Эмпирическое исследования особенностей влияния типа семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка 14
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования 14
2.2. Методика исследования 14
2.2.1. Испытуемые 14
2.2.2. Используемые методики 15
2.2.3. Процедура проведения эксперимента 16
2.3. Результаты исследования 17
2.4. Обсуждение результатов исследования 22
Заключение 29
Библиография 31
Введение:
Актуальность работы. На фоне прогрессивных изменений в дошкольном образовании, развитию именно эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание по сравнению с его интеллектуальным развитием. Однако по мнению современных психологов и педагогов, только согласованное функционирование этих двух систем в их взаимодействии способно обеспечивать эффективное выполнение любых форм деятельности.
На развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности.
Семейные взаимоотношения выступают как первооснова для развития человека и социализации личности ребенка. Семья является первым и основным социальным институтом, в котором оказывается человек. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Детско-родительские отношения являются определенным сочетанием личностных особенностей родителей, стиля воспитания, психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем организации жизни в семье в общем. Являясь первым институтом социализации, семья формирует у ребенка те или иные моральные и духовные качества, поло-ролевое поведение, характер и т.п. В связи с этим детско-родительские отношения имеют сильное влияние на формирование личности детей.
Изучением особенностей эмоциональной сферы младших школьников занимались многие психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец и др.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Цель исследования заключается в определении роли типа семейного воспитания на эмоциональное состояние ребенка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности и стили семейного воспитания детей.
2. Охарактеризовать психологические, эмоциональные и личностные особенности младших школьников.
3. Организовать исследование типа семейного воспитания и его влияния на эмоциональное состояние ребенка.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – влияние типа семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, классификация и схематизация полученных результатов.
2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, в ходе исследования было определено, что эмоция – это реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное значение. Так, эмоция вызывает нарушение памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Конфликты являются главной причиной эмоций тогда, когда субъект не может легко найти решение. Эмоции способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации, недостаточность возможностей человека по решению проблемы.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.
Таким образом, семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Фрагмент текста работы:
Семейные взаимоотношения выступают как первооснова для развития человека и социализации личности ребенка. Семья является первым и основным социальным институтом, в котором оказывается человек.
В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания [25].
Детско-родительские отношения являются определенным сочетанием личностных особенностей родителей, стиля воспитания, психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем организации жизни в семье в общем. Являясь первым институтом социализации, семья формирует у ребенка те или иные моральные и духовные качества, полоролевое поведение, характер и т.п. В связи с этим детско-родительские отношения имеют сильное влияние на формирование личности детей [21].
Семейное воспитание же представляет валовую интегративную характеристику внутрисемейных отношений, показывающую отношение родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностные ориентации и установки, эмоциональное отношение к ребенку и уровень родительской компетенции. А типы семейного воспитания могут быть гармоничными либо дисгармоничными.
Исследователи стилей семейного воспитания говорят о том, что существует некая классификация, основанная на различных признаках и свойствах. Рассмотрим подробнее основные стили семейного воспитания.
1. Авторитарный стиль.
Родители с авторитарным воспитанием придерживаются традиционного канона, который заключается в авторитете и власти родителей, безоговорочном послушании детей.
Зачастую в таких семейных отношениях прослеживается низкий уровень вербальной коммуникации, наблюдается применение наказаний и запретов, а также требования, которые могут быть достаточно жестокими.
В такой семье у ребенка формируется зависимость, можно увидеть отсутствие инициативы и пассивность. Такие дети не способны становиться лидерами, имеет низкую степень социальной и коммуникативной компетентности, а также низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Для детей мальчиков, воспитывающихся в таких семьях, характерно проявления агрессивности и низкого уровня волевой и произвольной регуляции [19].
2. Либеральный стиль.
Родители, придерживающиеся либерального стиля воспитания, ставят себя на одну ступень с детьми. Она предоставляют ребенку полную свободу, с целью получения ребенком самостоятельного опыта.
В таких семьях нет правил или запретов. Не существует регламентации поведения. Однако при этом отсутствует реальная помощь и поддержка со стороны родителей. Отмечается, что в таких семьях нет уровня ожидания в отношении тех или иных достижений ребенка.
Семьи либерального типа характерно формирование инфантильности и высокой тревожности ребенка, способствование отсутствию независимости и появлению страха реальной деятельности и достижений. В таких семьях можно наблюдать избегание ребенком ответственности и высокую импульсивность [22].
3. Демократический стиль.
Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания, мотивируют свои поступки и требования, одновременно с этим прислушиваются к мнению ребенка и уважает его позиции, способствуя развитию самостоятельности суждений. Результатом этого становится понимание ребенком своих родителей, что приводит к послушанию и развитию у детей чувства собственного достоинства.
В таких семьях родители становятся для детей образцом гражданственности, трудолюбия, честности и нравственности, проявляется стремление становиться похожим на родителей.
Данные исследований многих ученых говорят о том, что воспитательные стили родителей значительно влияют на формирование личности, которое наблюдается на уровне черт, личной зрелость и семантической структуры обыденного сознания [10].
На уровне черт ребенка устанавливается значимая зависимость между воспитательными принципами родителей и структурой личности ребенка, ответственной за уровень психологического здоровья, его эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Так, например, девочки оказываются более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. Это выражается в повышенном уровне агрессивности, который способствуют созданию импульсивного поведения.
Что касается уровня обыденного сознания, то родительское воспитание способствует появлению картины мира, которая при агрессивном стиле становится достаточно противоречивой, когда образ матери является «хорошим», но отталкивающим. Что касается роли отца, то она заключается в принятии ребенком ценностей самоактуализации, идентичности и инструментальных ценностей, которые позволяют реализовать собственные цели и отстаивать свои интересы [7].