Курсовая с практикой на тему Тестирование грамматических навыков учащихся в общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
тестового контроля в лингводидактики и методике 6
1.1. Понятие контроля в обучении иностранному
языку. 6
1.2. Понятие тестирования и его виды.. 10
1.3. Тест, его структура и виды.. 15
Глава 2. Практическая реализация тестового
контроля грамматических навыков 20
2.1. Особенности развития грамматических
навыков в содержании современных УМК по французскому языку. 20
2.2. Методика составления тестов для
контроля грамматических навыков на уроках французского языка. 23
Заключение. 32
Список литературы. 34
Приложения. 38
Введение:
Изучение иностранного языка в современном
мире – это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного
человека. Основным компонентом содержания дисциплины «Иностранный язык»
является формирование знаний, языковых навыков и речевых умений.
Успешное становление навыка, а, следовательно,
и умения, невозможно без того, чтобы ученик не знал, правильны ли его действия
или нет. Не получая такой информации извне главным образом от преподавателя, он
даёт оценку своим действиям сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и
формирует у школьников неправильные навыки. Для того, чтобы избежать этого,
необходимо квалифицированное наблюдение за действиями обучающегося, которое,
собственно говоря, и представляет собой контроль, без которого невозможно рациональное
управление учебным процессом по иностранному языку. От его правильной
организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным
процессом.
Актуальность данной проблемы связана с
достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической
роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера
приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на
учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого
контроля как составной части этого процесса. Несмотря на несомненные достижения
в методике обучения иностранным языкам, проблемы разработки внутришкольного
контроля обученности учеников иностранному языку относятся к наименее
исследованным областям.
Проблеме контроля результатов обучения
иностранному языку посвящены работы отечественных и зарубежных методистов (Ю.К.
Бабанский; И.Л. Бим; А.В. Конышева; А.А. Миролюбов; Е.И. Пассов; Е.Н. Соловова;
С.Ф. Шатилов; и др.).
Особенно важным в процессе обучения иностранного
языка является контроль грамматических навыков, так как он выступает одной из
важных составляющих учебного процесса. Грамматика имеет первостепенное
практическое значение, поскольку с ее помощью обеспечивается формирование
умения устного и письменного общения. Не владея грамматическими навыками,
невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных высказываний, и, таким
образом, затрудняется общение с носителем другой культуры.
В последнее время внимание учителей
иностранного языка все больше привлекает проблема тестирования, но взгляд на
проблему тестирования стал куда более многосторонним, тестирование стало
восприниматься как достаточно сложный и неоднородный процесс, обладающий своей
спецификой и требующий специальных навыков для проведения грамотной тестовой
работы.
Проблема поиска оптимизации выбора методов
контроля в обучении иностранным языкам постоянно обсуждается современными
учеными и методистами. Многие исследователи предпринимали попытки составления
разнообразных тестовых заданий. Проблемы, связанные с использованием
тестирования в обучении иностранным языкам, нашли отражение в трудах таких
методистов и психолингвистов, как Л.В. Банкевич, Н.В. Володин, В.А. Коккота,
A.A. Леонтьев, Ф.М. Рабинович, И.А. Рапопорт, Р. Сельг, И. Соттер, С.К.
Фоломкина, Э.А. Штульман и другие.
Однако тестирование как метод контроля
формирования грамматического навыка ещё не до конца изучен и не всегда
используется в полную меру. Для проведения грамотной тестовой работы,
необходимо обладать специальными навыками и учитывать специфику применяемого
метода.
Цель исследования –
изучить особенности организации тестового контроля грамматических навыков
учащихся в общеобразовательной школе.
Объект исследования
– процесс организации тестового контроля на уроках иностранного языка.
Предмет исследования
– методика тестирования грамматических навыков на уроках французского языка.
Для достижения поставленной цели нами
будут решаться следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы
тестового контроля в лингводидактики и методике.
2. Раскрыть особенности практической
реализация тестового контроля грамматических навыков.
Методы исследования:
в работе были использованы анализ, моделирование, наблюдение, сравнение.
Практическая значимость исследования
заключается в разработке и проверке серии заданий с использованием приемов и
методов тестового контроля, направленных на диагностику грамматических навыков
на уроках французского языка в средних классах.
Структура работы
определяется ее исследовательскими задачами. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Контроль речевых навыков и умений служит
цели выявления этих уровней у всех учащихся, определению характера протекания
этого процесса, диагностики трудностей, испытываемых учащимися при усвоении
языкового материала и овладении речевыми навыками и умениями, а также проверке
эффективности приемов и способов обучения.
Изучив и проанализировав теоретические
источники по проблеме исследования, нами отмечено, что большинство ученых таких
как А. Н. Майоров, В. М. Аванесов склонны считать вполне оправданным
использование приемов и методов тестового контроля для изучения грамматических
навыков на уроках иностранного языка.
Проблема формирования грамматических
навыков у учащихся остается актуальной и на сегодняшний день. Это связано с
тем, что грамматике уделяется огромная роль при формировании коммуникативной
компетенции. Грамматический навык является неоднородным и требует к себе
комплексного подхода. Не один из видов речевой деятельности невозможен без
знания грамматики. Посредством формирования грамматических навыков происходит
обучение не только распознаванию грамматических форм в устной и письменной
речи, но и правильному оформлению высказываний. Даже используя ограниченный
набор грамматических конструкций возможно корректно выстроить собственное
высказывание, но и это не является гарантией того, что не станет препятствием
для понимания собеседником. Грамматический навык — синтезированное действие,
совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное
морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.
Задача педагога подобрать наиболее
эффективный подход и метод контроля грамматических навыков, грамотно
проанализировав потребности обучающихся и особенности преподаваемого материала,
а также сохранить баланс между принципом коммуникативности и качественной
отработкой грамматического явления.
Одним из эффективных средств контроля
является тестирование. Тестирование – одно из актуальных средств педагогической
диагностики. Тестирование привлекает внимание, тем, что может выявить уровень
общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить
способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы.
При составлении и проведении подобных
тестирований учителю стоит обратить внимание на то, что все задания теста
должны соответствовать цели контроля. В учебных программа, которые используются
сегодня в школах очень разнообразна тестовая работа. В ходе применения тестов
на уроках педагогу необходимо придерживаться правил, требований и соблюдения
этапов проведения того или иного тестирования. Необходимость выдерживания этих
условий заключается в том, что именно это имеет ключевое значение в
качественности и результативности проводимой работы.
Подводя итоги проведенной работы, можно с
уверенностью сказать, что поставленные перед началом исследования задачи были
выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы тестового контроля в лингводидактики и методике 1.1.
Понятие контроля в обучении иностранному языку
Контроль знаний учащихся в соответствии с
требованиями ФГОС ООО как для учителя, так и для ученика является важным
аспектом учебного процесса. Контроль является систематическим учетом
успеваемости учащихся. Проблеме контроля знаний учащихся посвящены работы таких
педагогов, методистов и психологов, как И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н.
Скаткин, Ю. М. Колягин, Н. И. Махмутов, В. В. Фирсов, Л. М. Фридман и др.
Контроль является составной частью процесса обучения и обеспечивает получение
учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе
освоения определенного предмета, дает возможность определить эффективность
используемых на уроке методов и приемов, типичные затруднения учащихся, а также
получить информацию самими учениками о своих успехах. Контроль знаний учащихся
способствует более глубокому изучению учащимися определенного предмета,
формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых
результатов.
В методике обучения иностранным языкам ещё
не сформировалось единое мнение касательно вопроса контроля. Например, И.Л. Бим
выделяет метод контроля как сопутствующий. По её мнению, контроль, как правило,
направлен на проверку усвоения, на коррекцию и оценку действий учащихся.
Коррекция и оценка выступают, с одной стороны, как одна из задач контроля, с
другой стороны, как сопровождающие контроль приёмы его реализации. Контроль
выступает как метод, сопутствующий каждому основному методу и всем методам, в целом.
Контроль решает одну сложную задачу: проверку качества усвоения [7, с. 156-157].
Р.К. Миньяр-Белоручев исходит из того, что
контроль есть восприятие плюс сопоставление и что содержание контроля
заключается в сложной аналитической деятельности по сопоставлению
воспринимаемого материала с объективно существующим или носящим субъективный
характер эталоном. Сложность этой деятельности усугубляется тем
обстоятельством, что при обучении иностранным языкам сопоставление с эталоном
происходит одновременно с восприятием. Эффективность же контроля целиком
зависит от аутентичности эталона, т.е. от квалификации и добросовестности
учителя. Таким образом, Р.К. Миньяр-Белоручев определяет контроль как
совокупность рецептивных действий с целью сопоставления, воспринятого с
конкретным или абстрактным эталоном.
Г.В. Рогова также считает контроль
сопутствующим методом, который включает коррекцию и оценку [31, с. 59]. Она отводит особую роль
контролю при тренировке навыка, так как именно на этом этапе происходит
формирование навыков, поэтому действия с учебным материалом учащийся должен
выполнять правильно. Ошибки нужно предупреждать и исправлять по мере их появления.
По мнению Г.В. Роговой, наиболее экономной формой контроля являются тесты. С их
помощью можно быстро проверить, как каждый учащийся знает учебный материал и
как может им пользоваться [24, с. 87].