Курсовая с практикой на тему Территория опережающего развития как инструмент устойчивого развития территорий (на примере Дальнего Востока).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ 5
1.1 Сущность понятия «территория опережающего развития» 5
1.2 Показатели оценки развития территорий 9
1.3 Программно-целевой подход в обеспечении развития территорий 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОР НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 15
2.1 Оценка социально-экономического развития ТОР 15
2.2 Механизмы обеспечения развития ТОР 20
2.3 Экологическая сфера 22
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
3.1 Проблемы формирования ТОР 24
3.2 Разработка предложений по формированию условий, обеспечивающих устойчивое развитие ТОР . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что в научной литературе, как западной, так и отечественной, много внимания уделяется исследованию теоретических проблем сущности, функций, факторов, перспектив экономического развития в отдельных странах, регионах глобализирующегося на рыночных принципах мира, его институциональных форм, таких, например, как ускоренное, устойчивое развитие тому подобное. Однако, недостаточно внимания отечественные ученые уделяют направлению, в рамках которого анализируются методологические, теоретические и институциональные основы, определяющие сущность и роль опережающего развития в формировании стратегических целей и инструментов экономической политики, обеспечении расширенного воспроизводства всех сфер жизнедеятельности современного общества.
Создание в РФ экономики нового качества, расширение прав хозяйствующих субъектов и отдельных регионов в осуществлении собственной экономической политики (исходя из общего соответствия государственной стратегии развития) дает возможности для стимулирования экономической активности на региональном уровне, в частности путем создания территории опережающего развития.
Цель работы — изучение использования территории опережающего развития.
Исходя из поставленной цели в работе, необходимо выполнить следующие задачи:
— определить сущность понятия «территория опережающего развития»;
— рассмотреть основные показатели оценки развития территорий;
— охарактеризовать программно-целевой подход в обеспечении развития территорий;
— провести оценку социально-экономического развития ТОР;
— выявить механизмы обеспечения развития ТОР;
— рассмотреть экологическую сферу;
— определить проблемы формирования ТОР;
— разработать предложения по формированию условий, обеспечивающих устойчивое развитие ТОР.
Объект исследования – территория опережающего развития как инструмент устойчивого развития территорий.
Предмет исследования – состояние, проблемы и перспективы развития территорий опережающего развития как инструмента устойчивого развития территорий.
Информационной базой курсовой работы являются нормативно-правовые документы, статистические сборники, научные труды отечественных и зарубежных ученых.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проводится исследование проблем развития и государственной поддержки территорий опережающего развития как инструмент устойчивого развития территорий, с формированием выводов по проведенной работе.
Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, в ходе данного курсового проекта были рассмотрены следующие аспекты:
Становление общих предпосылок опережающего экономического развития связано с циклическим характером функционирования экономических и социальных систем, ростом степени их открытости в процессе усложнения форм и структуры экономических взаимосвязей и взаимовлияния между отдельными субъектами рыночных отношений и одновременно со значительным асинхронностью циклов развития различных стран, национальных экономических и социально-экономических систем, которые обеспечивают (или не обеспечивают) адекватную потребностям опережающего развития природу мотивационных факторов.
Исследование структуры экономического потенциала регионов свидетельствует, что, с одной стороны, ключевым элементом в концепции формирования источников инвестиционных ресурсов является правительство, которое определяет амортизационную, денежно-кредитную, бюджетную, налоговую политику. С другой стороны, степень развития финансового, фондового инфраструктуры экономики страны существенно влияет на динамику инвестиций. Не менее существенным является и то, что между этими детерминантами существует рефлективная связь, то есть они взаимосвязаны, а направление воздействия может быть двусторонним, что свидетельствует о необходимости целостного подхода к направлению всего комплекса рычагов (государственных и рыночных, отраслевых и региональных) на формирование инвестиционного потенциала региона.
Программы как инструмент управления должны разрабатываться только тогда, когда возникает реальная проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточение усилий, сочетание действий различных организаций. Поскольку длительный спад производства, рост безработицы, ухудшение социального положения, наличие проблемных районов в регионе, необходимость сохранения и повышения научно-технического, инновационного, производственного потенциалов — все это актуализирует необходимость сосредоточения ресурсов на наиболее важных и значимых для региона проблемах. Отметим, что при формировании региональных целевых программ необходимо сочетать политику поддержки социально-экономического положения региона на достигнутом уровне и политику его дальнейшего развития.
Одной из первых площадок на Дальнем Востоке, предоставляющих налоговые и административные льготы инвесторам стали территории (ТОР). Всего за полтора года работы этого механизма в округ удалось привлечь более полутриллиона рублей инвестиций и договориться о создании почти 30 тыс. новых рабочих мест
Так полагаясь, на мнения экспертов средний балл эффективности реализации ТОР на Дальнем Востоке составляет 4,38 (4,5+4,3+4,3/3). Данный показатель свидетельствует о развитости ТОР региона, однако имеются небольшие проблемы, так в целом, основные проблемы региона, по мнению экспертов состоят в следующем:
неразвитость законодательства в отрасли;
плохое содействие местных властей;
отсутствие государственного финансирования.
Основным инструментом, определяющим приоритетные направления развития деятельности предприятий зоны территории опережающего развития, является инструмент государственно-частного партнерства. Реализация механизма государственно-частного партнерства ТОР даст мощный импульс развития экономических инновационных процессов.
Следовательно, в ходе данного курсового исследования была достигнута основная цель — изучение использования территории опережающего развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Сущность понятия «территория опережающего развития»
Однако и сегодня проблема сущностных теоретических характеристик научного понятия и реальной потребности и явления экономической жизни — опережающего развития, его места в обеспечении прогрессивного поступательного движения современной экономической системы — остается нерешенной. В то же время, необходимость опережающего развития, на наш взгляд, обусловлена уже родовыми чертами общества, а обостряет актуальность такой формы функционирования черты современного поля взаимодействия индивида, государства, группировок государств и тому подобное. Ведь, во-первых, выживания человека, общества, государства на любом историческом этапе их существования невозможно на основе простого воспроизводства в условиях существования постоянных внешних вызовов, угроз и рисков, следовательно, предусматривает создание моделей и механизмов опережающих ответов на такие вызовы и угрозы ; во-вторых, развитие названных выше субъектов общественной жизни тем более невозможен вне опережающим ростом и развитием (по существующим насущных проблем) общественного производства, поскольку такой рост является залогом расширенного воспроизводства не только экономики, но и всех форм общественной жизни; в-третьих, в современных условиях опережающее развитие является гарантией не только обеспечение места «под солнцем», преимуществ отдельных субъектов экономической, социальной, политической жизни в глобализированном мире, но и средством сохранения человеческой популяции в связи с катастрофическим сокращением большого количества видов невозобновляемых традиционных ресурсов и стремительным ростом населения планеты.
Самое простое определение основных критериев понимания сущности и функций опережающего развития можно найти у В. Даля, этимологию слов опережать, опередить толкует как производное от слов перегонять, обгонять, успевать в чем раньше другого . Общей теоретической и практической основой существования такого явления, как опережающий экономическое развитие, является действие экономических и социальных законов и, в частности, законов рынка. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс в своем знаменитом «Манифесте …» отмечали этот факт, подчеркивая, что «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предыдущие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, значительные, якобы вызванные из-под земли, массы населения, из предыдущего века не могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда» .
Современные исследователи проблем и перспектив развития капиталистического рыночного хозяйства отмечают еще более мощную динамизации процессов экономического и общественного развития на планете. В частности, Том Дж. Палмер, вице-президент Atlas Network, старший научный сотрудник Института Катона отмечает, что «Современная рыночная экономика возникла из вихря институциональных, технических, культурных, художественных и социальных инноваций, испытываемых рамки обмена яиц на масло, и подстегивает этот вихрь. Современный рыночный капитализм обновляет жизнь не с ракушечно скоростью движения ледников, а все быстрее и быстрее » . В этих условиях обеспечить лучшие условия выживания, функционирования определенной национальной экономики и определенного общества, государства можно только опережая других субъектов экономической и социальной жизни в деловой активности, качественных и количественных результатах производства, в научном, культурном, духовном развитии. Это должно стать основополагающим принципом экономической политики не только развитых стран, но и развивающихся стран, включая РФ, другого пути обеспечения эффективного функционирования современных национальных экономических систем просто нет.