Курсовая с практикой Экономические науки Региональное управление и территориальное планирование

Курсовая с практикой на тему Территориальное планирование регионального развития (на примере Оренбургской области)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6

1.1. Сущностная характеристика территориального планирования 6

1.2 Зарубежный опыт организации территориального планирования 9

1.3 Нормативно-правовая база территориального планирования 12

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 17

2.1. Общая характеристика развития территории Оренбургской области……………………………………………………………………..17

2.2. Оценка потенциала территории Оренбургской области 22

2.3. Рекомендации по развитию территории Оренбургской области 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

ПРИЛОЖЕНИЯ 39

  

Введение:

 

Современные территории (городские округа, поселки) представляют собой сложный организм, включающий в себя не только здания и сооружения, но и многочисленные системы транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В отношениях, которые складываются в связи с развитием территорий, участвуют многие субъекты: помимо застройщиков, в этих отношениях участвуют государство, муниципалитеты, правообладатели объектов, существующих на определенной территории, и население соответствующих территорий. Это указывает на необходимость существования четких правил развития территории, которые должны обеспечивать защиту интересов всех участников складывающихся отношений.

В настоящее время большинство российских территорий (городов, поселков) имеют ряд проблем территориального планирования и эколого-гигиенических проблем, вызванных предыдущими градостроительными решениями. Среди них, в частности,: размещение высококлассных промышленных предприятий вредности на неоправданно больших территориях в центральной части городов; плохая, а иногда и катастрофическая экологическая обстановка; нахождение в санитарно-защитных зонах от предприятий и сооружений не только жилых зданий, но и социальных объектов (детских садов, школ, поликлиники, больницы и т.д.); малоэтажные здания с частными участками на дорогой земле в центре города; строительство зданий, закрывающих ворота перспективных магистралей; размещение боксовых гаражей и парковочных мест в водоохранных зонах рек, в других природоохранных зонах и т.д.

Ключ к решению этих проблем лежит в оптимальной организации территории, которая может быть осуществлена посредством пространственного градостроительного планирования (разработка документов территориального планирования, городское зонирование, планирование территории). Она основана на комплексном научном изучении природных и социальных факторов: экономико-географического положения территории (города), природных, промышленных, демографических ресурсов, агропромышленного, лесного комплексов, экологического состояния и других – и должна представлять собой программу, призванную обеспечить оптимальную организацию территория региона.

Документы территориального планирования, которые включают генеральные планы поселений и городских округов, предназначены для определения долгосрочной стратегии градостроительного развития территории на основе ее комплексного градостроительного анализа, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории. Целью территориального планирования также является комплексное развитие территорий с учетом различных факторов: социальных, экологических, экономических.

Исходя из вышесказанного, изучение вопросов, связанных с организацией территориального планирования региона, в настоящее время очень актуально.

Объектом исследования является территория Оренбургской области.

Предметом исследования являются формы, методы, принципы организации территориального планирования региона.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ нормативно-правовой базы, научной литературы, практических материалов, касающихся территориального планирования региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущностную характеристику территориального планирования;

2. Изучить зарубежный опыт организации территориального планирования;

3. Рассмотреть нормативно-правовую базу территориального планирования;

4. Дать общую характеристику развития территории Оренбургской области;

5. Оценить потенциал территории Оренбургской области;

6. Дать рекомендации по развитию территории Оренбургской области.

В рaботе использовались учебники, монографии, статьи, а тaкже периодической печaти и Интернет – источников.

При написании работы нами использовались следующие методы:

— общенаучный метод;

— метод сравнительно-правового анализа.

— статистический метод.

Работа состоит из введения двух глав подразделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе работы были изучены теоретические аспекты территориального планирования. В рамках проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

Территориальное планирование — это процесс составления планов развития территорий, т.е. определение целей, задач, приоритетных направлений улучшения социальной жизни территории и ее материальной составляющей, а также выбор путей и средств их реализации.

Территориальное планирование позволяет субъектам планирования: местному самоуправлению или государству в лице правительства, министерств или субъектов Российской Федерации – значительно повысить эффективность использования имеющихся ресурсов для достижения первичных соответствующих результатов.

Действующее на сегодняшний день федеральное законодательство устанавливает в России следующие виды документов территориального планирования:

— Отраслевые документы (например, в области здравоохранения, высшего образования, энергетики и т.д.);

— Региональные документы (например, города Санкт-Петербург, Рязанская область, Северо-Западный федеральный округ и т.д.);

— Муниципальные документы (включая схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов).

Далее в работе был проведен анализ развития территории Оренбургской области. Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, который определяется рядом конкурентных преимуществ.

В регионе проживает 2115 тысяч человек. Население региона в среднем моложе, чем в большинстве регионов Поволжья и Урала, что свидетельствует о возможности повышения активности жителей региона, в том числе предпринимательской. Регион многонациональный и неконфликтный, накоплен исторический опыт толерантности к сосуществованию различных культурных и религиозных групп населения.

Регион располагает значительными запасами углеводородов, руд черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и других.

Наличие предприятий металлургической, газовой и нефтехимической промышленности, машиностроительного комплекса, по некоторым видам продукции которых регион занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью.

В территориальной структуре расселения есть несколько городских центров, которые могут быть использованы в качестве катализатора социально-экономического развития и позволяют более эффективно организовать окружающее пространство.

Уровень доходов населения региона ниже среднего по Российской Федерации, что связано с диспропорциями в уровне заработной платы в различных отраслях (особенно низкой заработной платой в сельском хозяйстве).

Антициклонический тип погоды определяет пониженную способность ландшафтов к самоочищению, что усугубляет экологические проблемы, связанные с деятельностью крупных горнодобывающих предприятий, металлургических производств и предприятий строительной отрасли. Существуют значительные ограничения в отношении водных ресурсов.

Оренбургская область расположена на границе Европы и Азии, России и Республики Казахстан, Урала и Поволжья. Следовательно, ключевые функции, позиционирующие регион в России и в мире, связаны с одними и теми же областями. Это определяет основные приоритетные направления взаимодействия Оренбургской области с федеральным центром.

Оренбургская область является одной из ключевых территорий для России с точки зрения сотрудничества со странами Центральной Азии, особенно с Республикой Казахстан.

На сегодняшний день территория данного региона является весьма развитой. Однако для улучшения развития региона необходимо повысить его инвестиционную привлекательность некоторых сфер.

В связи с этим в работе был предложен ряд мероприятий для улучшения развития территории Оранской области.

Данные мероприятия позволят увеличить инвестиционную привлекательность региона, что в свою очередь повлияет на развитие данной территории и улучшения качества жизни населения

 

Фрагмент текста работы:

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Сущностная характеристика территориального планирования

Территориальное планирование — это процесс составления планов развития территорий, т.е. определение целей, задач, приоритетных направлений улучшения социальной жизни территории и ее материальной составляющей, а также выбор путей и средств их реализации [16, с. 10].

Территориальное планирование не следует понимать как планирование физического обустройства территории. Речь идет о специальном планировании социальной, экономической, градостроительной и других видов деятельности с учетом ее пространственной локализации.

Территориальное планирование следует рассматривать не как планирование физического обустройства территории, а как планирование территориальной целостности и – применительно к городу – как планирование развития местного сообщества, его окружающей среды и его деятельности.

Территориальное планирование позволяет субъектам планирования: местному самоуправлению или государству в лице правительства, министерств или субъектов Российской Федерации – значительно повысить эффективность использования имеющихся ресурсов для достижения первичных соответствующих результатов [18, с. 39].

Речь идет об усилении методологических подходов, связанных с разработкой стратегических планов. Такого рода планирование позволяет вам определить, на чем сосредоточить усилия, на чем сконцентрировать организационные, финансовые и другие ресурсы и как распределить их с течением времени. Планирование предполагает разработку оптимальной с социальной точки зрения траектории движения к планируемому состоянию территориальной среды, при этом траектория движения должна обеспечивать минимальное использование ресурсов с максимальным эффектом достижения результата в каждый момент времени, предотвращая при этом снижение качества жизни людейэто жизнь. Планирование должно обеспечивать достижение целей в интересах решения проблем различных групп населения, а не ухудшать ощущение комфорта одних групп за счет других.

Наконец, территориальное планирование должно определять, какие действия могут и не могут быть предприняты сегодня с точки зрения достижения будущего состояния. Документация по территориальному планированию должна стать основой для отбора (в процессе подготовки), а также результатом отбора (в качестве утвержденного документа) полезных действий и предотвращения действий, ухудшающих перспективное состояние территории.

Основные направления территориального планирования должны быть определены по порядку (рисунок 1.1).

Цели и задачи территориального планирования определяются на основе следующих общепринятых принципов и подходов к планированию пространственного развития:

— устойчивое развитие территорий, предусматривающее обеспечение безопасности и благоприятных условий для жизни человека при осуществлении градостроительной деятельности;

— взаимная координация документов стратегического социально-экономического и территориального планирования;

— учет совокупности внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентные преимущества и ограничения социально-экономического и пространственного развития рассматриваемых территорий [16, с. 26].

Целями территориального планирования являются:

— создание условий для устойчивого развития территории, сохранения природной среды и объектов культурного наследия;

— территориальная увязка планируемых мероприятий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— определение целевого назначения территорий на основе сочетания социальных, экономических, экологических и других факторов;

— обеспечение реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;

— создание условий для реализации пространственных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ее муниципальных образований и населения с учетом требований безопасности жизнедеятельности, экологического и санитарного благополучия;

— создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона;

— мониторинг, обновление и комплексный анализ градостроительного, пространственного и социально-экономического развития территории;

— стимулирование жилищно-коммунального строительства, деловой активности и производства, торговли, науки, туризма и рекреации;

— развитие транспортной инфраструктуры;

— повышение надежности и развитие всех видов инженерной инфраструктуры;

— развитие социальной инфраструктуры территории;

— обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории [3, с. 65].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы