Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему «Теория отношений»(А.Ф Лазурский, В.Н.Мясищев)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ.. 6

1.1.
Понятие отношений в психологических исследованиях. 6

1.2.
Закономерности теории отношений А. Ф. Лазурского. 10

1.3.
Концепция отношений в исследованиях В. Н. Мясищева. 12

Выводы по
главе 1. 14

ГЛАВА 2.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ОТНОШЕНИЙ.. 15

2.1.
Специфика реализации основных положений теории отношений А. Ф. Лазурского. 15

2.2.
Особенности реализации теории отношений В. Н. Мясищева. 17

2.3. Методы
диагностики уровня удовлетворенности отношениями. 24

Выводы по
главе 2. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время в различных областях
научного знания констатируется повышение интереса к отношениям между людьми,
которое обусловлено трансформациями структуры современного общества,
проявляющимися в постарении населения, резком росте социального расслоения
между различными социальными и возрастными группами, усилении социальной
уязвимости молодых и пожилых людей и т.д. Эти трансформации создают предпосылки
для усиления эффектов социального неравенства социальных групп, формирования
интолерантных практик межвозрастного взаимодействия, преодоление которых
сегодня рассматривается в качестве одной из важнейших задач развития
современного социально-ориентированного общества.

Всплеск интереса к проблематике межличностных отношений способствует
тому, что этот феномен сегодня активно изучается многими гуманитарными науками,
в том числе и психологией. Межличностные отношения сегодня активно изучаются,
прежде всего, в рамках возрастной психологии, предметом которой являются
возрастные характеристики людей, обусловленные общими закономерностями
психического развития в онтогенезе. Исходной предпосылкой психологических
исследований отношений является анализ личностных признаков человека как
характеристик, которые предопределяют развитие его психического потенциала по
законам универсальных биологических процессов (роста, созревания, старения),
протекающих в тех или иных социально-исторических условиях, а также изучение
характеристик личности в контексте ее жизненного пути.

Классическими в современных исследованиях межличностных отношений
являются концепции А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева. У истоков теории Мясищева
лежат идеи Лазурского о классификации личностей согласно типам их отношений к
окружающей действительности. Основное положение теории отношений заключается в
том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент
представляют единство отражения объективной действительности и отношения
человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как
целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с
различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром
вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом
деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека,
она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Объект исследования: положения теории межличностных отношений.

Предмет исследования: закономерности реализации положений теории
межличностных отношений в концепциях В. Н. Мясищева и А. Ф. Лазурского.

Цель исследования: осуществление сопоставительного анализа
закономерностей реализации положений теории межличностных отношений в
концепциях В. Н. Мясищева и А. Ф. Лазурского.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения таких задач
исследования:

1. Выявление закономерностей теории отношений А. Ф. Лазурского;

2. Характеристика концепции отношений в исследованиях В. Н. Мясищева;

3. Рассмотрение реализации основных положений теории отношений А. Ф.
Лазурского;

4. Выделение особенностей реализации теории отношений В. Н. Мясищева.

Методы исследования: общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение.

Теоретическая и методологическая основы исследования: в основу работы
легли труды отечественных и зарубежных психологов. Частной методологией
послужили положения отечественных психологов закономерностях становления
личности  и особенностях развития сферы
общения, межличностного общения. (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г.М. Андреева, В.Н.
Мясищев, А.В. Петровский, Э. Аронсон,  Э,
Фромм, А. Адлер, Л.Г. Почебут, Т. Лири, В. Шутц, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев и
другие).

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы и
результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных
заявленной проблематике, в разработках современных концепций межличностных
отношений.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение семьи как социального института позволяет обществу лучше понять
взаимосвязь трансформации потребностей общества с развитием брачно-семейных
отношений, выявить, что дезорганизует общество, определить типы семейного
поведения, социальный механизм формирования и изменения семейных норм,
ценностей в различных культурных, политических, экономических, идеологических
условиях, а также соотношение этих норм, образцов поведения с реальным
исполнением ролей в брачно-семейных отношениях, ответить на многие другие
социальное важных вопросов, которые требуют определенного общественного
регулирования. В общем, парадигма социального института ориентирована в
основном на внешние связи семьи, а ее внутренние связи исследуются через призму
понятий, характеризующих малую социальную группу.

Будущее института семьи во многом зависит от
современной молодежи. Современная воспитательная среда, в которой формируется
молодежь как гражданин и личность, не дает четких ориентиров на семью и
формирования семейных ценностей. Представление молодежи о роли семьи и ее
функции искажается из-за неправильного формирования мировосприятия и жизненных
установок, в значительной мере влияет на желание создания собственной семьи.
Неосведомленность молодежи об особенностях семейной жизни делает актуальным
поиск путей стабилизации семьи и соответствующего подхода к ее образованию;
формирование у молодежи представлений о будущей семье.

По результатам проведенного эмпирического исследования
был осуществлен анализ гендерных различий в ожиданиях и притязаниях мужчин и
женщин. Была установлена ​​иерархия семейных ценностей отдельно у мужчин и
женщин. В частности, по личностной адаптированности рейтинг одинаков как у
мужчин, так и у женщин; аспекты внешней, социальной активности выше у первых;
родительско-воспитательный – выше у женщин; хозяйственно-бытовой – у мужчин;
внешностно-привлекательный – у женщин, а аспект сексуальных отношений имел
равные значения.

Кроме того, сравнительные характеристики ожиданий
мужчин и притязаний женщин были следующими:

а) эмоционально-терапевтическая функция (ожидания
мужчин выше, чем притязания женщин);

б) родительско-воспитательная функция (ожидания первых
ненамного выше притязаний других);

в) внешняя социальная активность (ожидания мужчин
значительно выше притязаний женщин);

г) внешняя привлекательность (притязания женщин ниже
ожиданий мужчин);

д) хозяйственно-бытовые ценности (рейтинг одинаковый).

Из вышеприведенного следует, что структура семейных
ценностей, ожиданий / притязаний у мужчин и женщин разная.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 1.1.
Понятие отношений в психологических исследованиях

Прежде чем обратиться к анализу состояния
изученности проблемы психологического благополучия личности в российской и
зарубежной психологии, необходимо проанализировать феномены личности и
самосознания. Данные феномены тесно связаны с разработкой проблемы воли и
волевых качеств, в том числе и уверенности личности [2].

Начнем с того, что, как отмечает А.Г. Асмолов,
в общественных науках личность рассматривается как особое качество человека,
приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и
общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность –
это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие
общества [3].

Несмотря на разнообразие трактовок категории
«личность» в психологии, приведем определение личности, которое мы встречаем в
психологическом словаре. Личность – это «… относительно устойчивая совокупность
психических свойств,… результат включения индивида в пространство
межиндивидуальных связей…» [9, c. 243].

Личность – это определенный человек,
заимствованный в системе его стабильных общественно определенных
психологических темпераментов, которые показываются в социальных связях и
взаимоотношениях, обусловливают его нравственные действия и имеют существенный
смысл для него самого и общества (Маклаков А.Г.) [7].

Личность является фигурой общественных
взглядов, т.е., личность обусловливается своим взаимоотношением к окружающему
миру, к другим людям, к среде. Такие отношения осуществляются в деятельности, с
помощью которой, человек может проявить себя и развиваться как
личность [2].

Обратимся к понятию структуры личности.
Начнем с того, что человек как личность с позиции психологии характеризуется
следующими качествами:

— самосознание, которое является основой
развития умственной активности, независимости человека в его суждениях и
поступках и ориентированным, прежде всего на познание себя, улучшение себя и
поиск смысла жизни;

— активность – желание выйти за рамки
реализованных возможностей, за пределы ролевых предписаний, разнообразить среду
деятельности;

— Я-образ – система представлений человека о
себе реальном, себе идеальном, себе ожидаемом;

— направленность – устойчивая система
мотивов, убеждений, потребностей, идеалов, интересов, и т.д.;

— способности, качества и свойства,
обеспечивающие успешность исполнения конкретной деятельности;

— характер – целостность постоянных
индивидуальных качеств человека, обусловливающих характерные для него пути
поведения и эмоционального реагирования [11].

Особенности развития всех этих уровней
характеризуют неповторимость и своеобразие определённого человека,
устанавливают его оригинальность. Индивидуальность – своеобразие психики и
личности индивида, ее оригинальность [1].

Что касается самосознания, то это одна из центральных
проблем психологии. В психологических исследованиях как отечественных, так и
зарубежных, проблема самосознания не обделена вниманием. Наиболее полную
разработку ее теоретические аспекты нашли в современной отечественной
психологии в трудах А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, В.В. Столина, Л.Н. Божович, А.Г.
Спиркина, М.И. Боришевского, Е.Г. Соколовой, И.И. Чесноковой, С.Р. Пантилеева,
а в зарубежной психологии – в трудах Э. Эриксона, К. Роджерса, М. Розенберга и
др. Изучались онтогенез

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы