Курсовая с практикой на тему Теория и практика антимонопольного регулирования в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Современные монополии: понятие и сущность 5
1.1 Виды монополий 5
1.2 Естественные монополии и их характерность 8
1.3 Влияние монополий на развитие экономики 12
2 Антимонопольное регулирование в Российской Федерации: содержание и особенности 18
2.1 Государственное регулирование цен 18
2.2 Регулирование монополий и антимонопольная политика 22
2.3 Антимонопольное регулирование: примеры из практики 26
3. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования 34
3.1 Ключевые сложности антимонопольного регулирования 34
3.2 Перспективы развития антимонопольного регулирования 36
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Введение:
Актуальность темы. В современной экономике РФ значительная роль принадлежит большим предприятиям слабо-конкурентных отраслей. В силу того, что такие субъекты владеют значительной финансовой и рыночной властью, они имеют реальные возможности диктовать собственные «правила игры» на рынке, реализовывать свою монопольную власть путем соответствующей ценовой политики (установление монопольно высоких и дискриминационных цен) и других злоупотреблений своим положением. Очевидно, это нарушает права не только потребителей их продукции, но и других контрагентов и наносит вред экономике в целом.
Систематическое объяснение феномена монополизма в экономике рассмотрены в работах В. Ойкена, Ф. Перру, Дж. Гелбрейта, Я. Таката, Е. Тоффлера, М. Олсона и других; рыночной власти Е. Лернера, К. Ротшильда, А. Папандреу, Дж. Бейна, Ф. Шерера и Д. Росса и других. Тема конкуренции и ее регулирования достаточно широко разрабатывалась в работах таких авторов, как Романов А.Н., Коренева И.В., Голубков Е.П., Уткин Э.А., Ермаков В.В., Ковалев А.И. и др. Основой послужили работы зарубежных авторов — Котлера Ф., Гордона Я.Х., Мескона М.Х., Альберта М., Эванса Дж. Р., Бермана Б. и др.
Гипотеза исследования. Для рынка монополий существует тесная связь между компаниями, поскольку конкурируют только некоторые из них и они имеют приблизительно равные части на рынке. Компании могут сотрудничать друг с другом и ведут агрессивную конкуренцию, которая влияет на прибыль. Цены на рынке монополии имеют некоторые специфические модели. Цены монополии в основном негибкие, изменяются реже, чем в другие рыночными структурах. Часто на рынках монополий фирмы цены изменяют вместе.
Объектом исследования является модели монополии.
Предмет исследования — содержание и особенности антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
Целью работы является исследование проблем и перспектив антимонопольного регулирования.
Задачи работы:
‒ исследовать сущность монополии;
‒ раскрыть характеристику моделей монополии;
‒ изучить особенности влияния монополий на развитие экономики;
‒ исследовать государственное регулирование цен;
‒ исследовать регулирование монополий и антимонопольную политику;
‒ исследовать антимонопольное регулирование: примеры из практики;
‒ рассмотреть проблемы и перспективы антимонопольного регулирования.
Методы исследоʙания: анализ, синтез, сраʙнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический и экономико-статистические методы.
Теоретическая и практическая значимость Изучение структуры рынка и эффективности его функционирования является одной из основных проблем в теории формирования рынков. Прежде чем рассматривать и анализировать данную категорию, необходимо раскрыть процесс исторического развития экономических взглядов на рыночную структуру и ее классификацию. Следует отметить, что историческое развитие теоретических подходов к таким понятиям, как конкуренция и концентрация, постепенно влияло на определение классификации структуры рынка и формирования оптимальной рыночной структуры. Актуальность данной проблематики особенно растет в периоды разного рода структурных перестроек, какие характерные для современной экономики России.
Заключение:
Сегодня антимонопольное регулирование в России представляет собой комплексную меру, направленную на отношения, связанные с защитой конкуренции, включая предупреждение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, и предполагает участие российских юридических лиц и иностранных юридических лиц, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального Банка РФ, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей
В последние годы в развитии и применении антимонопольного законодательства наметились следующие тенденции: введение штрафов и уголовной ответственности за антиконкурентные действия, а также увеличение количества антимонопольных производств.
Эта тенденция должна в целом стимулировать компании к принятию превентивных мер по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, в том числе непреднамеренных нарушений. Одним из инструментов предотвращения и снижения антимонопольного риска для компаний является разработка и внедрение системы антимонопольного комплаенса — внутренней системы, препятствующей нарушению компаниями антимонопольного законодательства.
Монополия на современном рынке — реальный факт, и ее существование предопределено такими факторами:
‒ конкуренция стимулирует непрерывное воссоздание монополии на всех участках производственно-технологических процессов, во всех сферах экономической активности;
‒ возникновение монополистических организаций связано с научно-техническими и технологическими достижениями, проведением научно-исследовательских разработок;
‒ существует группа рынков, где реальная, здоровая конкуренция не возможная или не эффективная, в результате чего естественной для них становится высокая степень монополизации (естественная монополия).
Например, рынок мобильной сотовой связи отличается высокими административными и экономическими барьерами вступления на него. В первую очередь — это необходимость получения лицензий на предоставление услуг и сертификации оборудования техники связи, разрешения оператора связи на присоединение к сети общего пользования, разрешения Государственного комитета связи на выделение номерного ресурса, потребность в больших инвестициях.
Изучение проблемы стратегического взаимодействия фирм является центральной темой в исследовании поведения монополии.
В природе существуют рынки, на которых можно обнаружить относительно небольшое число продавцов, причем изменение их количества практически не происходит ввиду предельно ограниченного входа на данный рынок новых организаций. Всё это – характерные черты монополии – особой рыночной структуры с характеристиками, присущими только ей. Так, помимо малого числа компаний, здесь всегда отмечается их всеобщая взаимозависимость, которая выражается в принятии во внимание любой реакции со стороны конкурента на своё поведение и свои действия.
Крупнейшие монополии, которые можно обнаружить, например, в строительной или автомобильной сферах, редко включают более 8-10 компаний. Обычно это настоящие гранды своей индустрии, которые неохотно принимают к себе новых членов. К тому же вход в олигополию любого нового участника будет ограничен, в первую очередь, масштабом организации. С другой стороны, все крупные корпорации уже являются составными частями определенных монополий, а своеобразный «пропуск» на рынок молодой фирмы может быть получен, разве что некой патентной монополией или обладанием революционной инновационной технологией.
Все существующие модели монополии специалисты классифицируют на кооперированные и некооперированные. В первую категорию входят модели, так или иначе связанные с тайным или явным сговором присутствующих на рынке компаний. Этот сговор выражается в негласном или гласном соглашении о разделении рынка, особенностях ценообразования, методах ограничения конкуренции и т.д. Нередки случаи, когда такие фирмы объединяются в картели, по сути, создающие условия почти чистой монополии. В некооперированных моделях монополии каждая компания действует обособленно, но обязательно с оценкой возможной реакции конкурентов. Также различают модели:
‒ количественные (компании договариваются об объемах выпуска продукции)
‒ ценовые (компании договариваются исключительно о ценах).
Таким образом, исследование подтвердило, что олигополия, как и любая модель рынка, имеет свои плюсы и минусы, как для потребителя, так и для производителя. Можно даже сказать, что противоречивость монополии является движущей силой развития ведущих отраслей национального рынка.
Фрагмент текста работы:
1. Современные монополии: понятие и сущность
1.1. Виды монополий
Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.
Монополией называют рыночную структуру, где контроль над производством нескольких видов товара и его сбытом осуществляет одна крупная компания, имеющая исключительное право на производство, продажу и получение прибыли. При действии данной рыночной структуры конкуренция на рынке отсутствует, так как продолжает своё функционирование лишь одна организация, которая и является монополистом. Эта организация производит я оригинальную, отличающуюся от других и не имеющую никаких аналогов, также продукция защищена от выхода в продажу других организаций [1].
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
‒ вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
‒ компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
‒ производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
‒ производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
‒ покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
Виды монополий
На практике выделяют следующие виды монополий:
‒ естественная монополия;
‒ искусственная монополия;
‒ открытая монополия;
‒ государственная (закрытая) монополия.
На практике выделяют следующие формы монополий:
‒ Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
‒ Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
‒ Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Выделяют несколько причин развития монополии, и в зависимости от них монополии могут быть двух видов: естественные и искусственные.
При естественной монополии во главе стоит одно большое предприятие, которое производит продукцию с такими затратами, которые меньше по объему чем несколько маленьких предприятию [3].
При искусственной монополии складывается такая ситуация, при которой естественная монополия невозможна из-за недостаточности причин, но в отрасли есть лишь единственная организация, которая получает контроль над всей отраслью [3].
Выделяют несколько форм монополий: корнер, картель, синдикат, отраслевой холдинг, трест, концерн, консорциум, конгломерат. Основными из них считаются картель, синдикат и концерн.
Картелем называют формально или неформально заключённую договорённость о единой сбытовой политике; Синдикатом называют форму монополии, в которой все процессы происходят централизовано, в том числе и распределение заказов; Концерном называют группу компаний разных отраслей производства, которые финансово интегрированы [1].
Монополии обычно разделяют на следующие три основных группы: естественную, административную и экономическую.
Естественная монополия характеризуется наличием всего лишь одной организацией, в основе которой находятся новые технологии и обслуживание потребителей. Также стоит отметить что при такой монополии конкуренция невозможна. [4].
Административная монополия является дозволением со стороны государственных органов на определённого рода деятельность отдельным предприятиям. То есть здесь монополия фактически зависит от государственных органов и принятых ими решений. Можно сказать что административная монополия является организационной структурой, которая находится в подчинении государственных органов. [4].
Экономическая форма монополии является более распространённой чем две другие, её развитие происходит по нескольким экономическим причинам и на основе закономерностей развития сельского хозяйства, то есть с помощью высокой конкурентоспособности, вытесняя другие мелкие предприятия, завоёвывая монопольное положение.
Достоинствами монополии считаются следующие: положение предприятия на рынке на лидирующем, позволяющем диктовать свои условия уровне; высокий уровень устойчивости к экономическим кризисам; большое количество финансовых средств, что обеспечивает совершенствование производства и средств производства, повышение качества продукции; меньшее количество затрат ресурсов и издержек, увеличение объёма производства продукции и повышение качества выпускаемой продукции [1].
Недостатками монополии можно назвать следующие: возможность получения наибольшего количества прибыли за счёт снижения качества продукции; часто отсутствует технический прогресс на предприятии за счёт того, что конкуренты на рынке отсутствуют и другие подобные недостатки.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что монополия является одним из видов экономических систем и включает в себя несколько видов подсистем, также мы можем сказать, что она является структурой, при которой на рынке нет конкуренции и функционирует только одна фирма.