Курсовая с практикой Экономические науки Микроэкономика

Курсовая с практикой на тему теория и практика антимонопольного регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 5
Раздел 1. Понятие и причины
возникновения монополизма. 7
1.1 Понятие, сущность и формы
монополизма в экономике. 7
1.2 Источники и последствия
монополизации экономики. 10
Раздел 2. Анализ антимонопольного
регулирования в современной России. 15
2.1 История развития монополий в
России и уровень монополизации современной российской экономики. 15
2.2 Проблемы регулирования
деятельности монополий в России и направления их решения. 18
Заключение. 32
Библиографический список. 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Борьба
за рынок и политика по завоевыванию и удержания своего места началась еще с
самого зарождения рынка. Еще Фалес Милетский доказал эффективность монополии.
Он смог спрогнозировал по звездам большой урожай маслин, и поэтому еще зимой
взял в аренду за бесценок все маслодавильни. А когда пришло время переработки
большого урожая,  он резко поднял цену за
их использование. Тем самым Фалес Милетский наглядно показал, насколько выгодна
стратегия монополиста. Больше никаким другим организациям не позволялось
осуществлять данные операции, это позволило сосредоточить все денежные средства
в руках Птолемеев.

Монополия — это когда
компания и ее товарные предложения доминируют в каком-либо секторе или отрасли.
Монополии можно рассматривать как крайний результат капитализма свободного
рынка в том смысле, что при отсутствии каких-либо ограничений или ограничений
отдельная компания или группа становятся достаточно большими, чтобы владеть
всем или почти всем рынком (товарами, материалами, товарами, инфраструктурой и
активами) для конкретный тип продукта или услуги. Термин «монополия» часто
используется для описания организации, которая имеет полный или почти полный
контроль над рынком.

Монополист имеет полный
контроль над поставкой товара. Имея контроль над поставкой товара, он обладает
рыночной властью устанавливать цену. Таким образом, как единственный продавец,
монополист может быть королем без короны. Если существует монополия, перекрестная
эластичность спроса между продуктом монополиста и продуктом любого другого
продавца должна быть очень маленькой.

Монополия имеет
тенденцию устанавливать более высокие цены, чем конкурентный рынок, что ведет к
снижению потребительского излишка. Однако, с другой стороны, монополии могут
получить выгоду от эффекта масштаба, ведущего к снижению средних затрат,
которые теоретически могут быть переложены на потребителей.

Целью нашей работы
является изучение теории и практики антимонопольного регулирования.

Постановка данной цели обуславливает необходимость
решения следующих задач:

1. Изучить социально-экономическую природу монополий;

2. Проанализировать причины возникновения и механизм
регулирования монополий в экономике РФ.

Объект исследования — процессы
монополизации современной рыночной экономики.

Предмет исследования – методы
влияния монополий на экономику.

Структура работы. Работы состоит из введения, двух
основных глав, заключения и библиографического списка.

Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение;
абстрагирование; формализация; анализ, синтез, моделирование, аналогия, индукция,
дедукция, классификация, наблюдение, эксперимент.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках
данной работы были рассмотрены понятие, характерные черты формы и виды монополии,
а также рассмотрен механизм ценообразования, что позволяет сделать конкретные
выводы по этому направлению.

Изучив принципы ценообразования и природу монополии,
можно сделать выводы, что предприятия-монополисты стараясь увеличить прибыль,
начинают регулировать объем выпускаемой продукции, фактически занижают его, тем
самым влияя на цены, устанавливая более высокие. Из-за фирм-монополистов
обладающих определенной властью на рынке как следствие может возникать ценовая
дискриминация.

Мы видим, что монополия – это опасная рыночная
структура, от которой чаще всего страдают самые незащищенные слои населения.
Из-за дефицита товара повседневного спроса, появляются неоправданно высокие
цены и это лишь вершина этого айсберга.

В целом, в экономической теории существует три
направления оценки монополии как явления, присущего рыночной экономике. Первый
— либеральный — характеризует монополии как иностранный элемент в теле рыночной
экономики. Представители неоклассической теории были убеждены, что рынок не
только смог самостоятельно преодолеть проблемы монополии, связанные с
монопольным ценообразованием, но и обратил формирование монополий на благо
общества, воспользовавшись преимуществами крупномасштабного производства.

Мы знаем, что естественная монополия
— это отрасль экономики, в которой деление на несколько предприятий будет
абсолютно нецелесообразно обеим сторонам, как производителю, так и потребителю.

Таким образом, можно сделать следующие выводы что государство
регулирует цены (тарифы) для предотвращения потери эффективности распределения.

К отсутствию надлежащих результатов
регулирования монополий приводит, в том числе, пересечение зон ответственности
или недостаточно четкое определение критериев эффективности регулирующих
органов (ФСТ, ФАС, федеральных отраслевых министерств, региональных властей) в
следующих функциональных сферах:

1) контроль за инвестиционными расходами
естественных монополий;

2) обеспечение качества, надежности и
доступности услуг естественных монополий;

3) обеспечение недискриминационного
доступа к инфраструктуре и услугам естественных монополий;

4) обеспечение поведенческих правил для
участников рынков инфраструктурных отраслей;

5) развитие конкуренции в инфраструктурных
и смежных отраслях;

6) регулирование скорости открытия
естественно-монопольных рынков (выделения конкурентных сегментов);

7) координация развития инфраструктурных
отраслей.

Для развития экономики необходимо
регулирование деятельности монополий, но именно регулирование, а не дробление.
Проблема регулирования монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса
между интересами населения и монополистами – это очень непростая задача. Для
этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом,
учитывая интересы обоих сторон.

Также необходимо стимулировать предприятия
монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания.
Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования монополий. Перед
принятием решения об изменении регулирования, органы регулирования проводят
тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Понятие и причины возникновения монополизма 1.1 Понятие, сущность и формы
монополизма в экономике Монополии являются крупными
бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют
отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и
капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в
экономике является фундаментом влияния, оказывающие монополистические объекты
хозяйствования на все отрасли деятельности государства. Основным фактором
возникновения и образования монополии является «.. .стремление фирмы спастись
от проявления финансовой нестабильности»[1].

Анализируя монополии необходимо учитывать
неоднозначность самого термина «монополия» и не стоит зацикливаться на его
этимологии, слово монополия имеет латинское происхождение, «моно» — один,
«полио» — продаю. Поэтому при использовании слова монополия всегда будет
присутствовать доля условности.

Монополия это такая ситуация, при которой
одна компания или лицо или правительство не имеет конкуренции в продаже
конкретного продукта или услуги и может контролировать его предложение и цену.

Пять факторов влияющих на
возникновение монополий:

1. контроль
над важнейшим производственным ресурсом;

2. снижение
издержек при увеличении масштаба производства;

3. монопольное
право – уникальное право использовать изобретение, промышленный образец,
селекционное достижение;

4. государственные
лицензии или правительственные привилегии;

5. специфика
технологического процесса.

Понятно, что чистая монополия как и совершенная
конкуренция, является некой абстракцией. А самое главное практически не
существует продуктов, [1] Белкина Е.Н. Монополия — «за» и
«против». Двойственная роль монополии / Е.Н. Белкина, Д.А. Киселева // Новая
наука: от идеи к результату. — 2018. — С. 96-99.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы