Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Теория эмоций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 6

1.1. Понятие «эмоции». Характеристика эмоций человека 6

1.2. Виды и классификации эмоциональных состояний 7

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЭМОЦИЙ 14

2.1. Эволюционная теория Чарльза Дарвина 14

2.2. Детерминистская периферическая теория эмоций Джеймса — Ланге 15

2.3. Рудиментарная теория эмоций 17

2.4. Активационная теория Линдсея-Хебба 18

2.5. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 26

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Особая роль в психике человека, ее проявлении, развитии, а также, совершенствовании отводится психическим состояниям и психическим образованиям, которые являются совершенно самостоятельными психологическими явлениями со своими функциями.

Все психические состояния показывают внутренний ритм и биологические потенциалы индивида, окрашивающие человеческую деятельность определенным фоном, нацеливающие на определенную активность.

Эмоции – это одни из важнейших механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Они сопровождают человека на протяжении всей жизни, именно через эмоции люди способны выражать свои чувства и отношения к чему-либо или к кому-либо. Именно благодаря эмоциям мы понимаем друг друга.

Эмоции являются важнейшей психологической составляющей каждого человека, т.к. именно они выступают в роли внутреннего языка человека; являются целой системой сигналов, благодаря которой человек получает информацию о значимости происходящего.

В любой жизненной ситуации и событии именно эмоции человека направляют его поведение. Иногда эмоции воздействуют совместно с разумом, иногда – они воздействуют на человека совершенно несогласованно. Эмоции могут быть союзниками для достижения той или иной цели, иногда – могут стать помехой и влиять отрицательно на деятельность человека.

Главная особенность эмоций заключается в том, что они напрямую отражают отношения между мотивами и реализацией, которая отвечает мотивам деятельности. Эмоции выполняют множество важнейших функций, среди которых:

• Оценка хода деятельности человека;

• Оценка результатов деятельности человека;

• Организация деятельности [6].

Также, стоит отметить, что эмоциональные процессы проявляются в человеке даже тогда, когда он не отдает отчет своим действиям – при каких-либо критических условиях при неспособности человека самостоятельно найти разумный и быстрый выход из той или иной ситуации, т.е. когда человек находится в состоянии аффекта.

Одно из существенных проявлений заключается в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессия».

В процессе эволюции человека эмоции закрепились в роли одного из главных способов поддержания жизни в ее оптимальных границах. Для организма, в целом, эмоции играют важнейшую роль – они предупреждают организм человека о разрушающем характере каких-либо факторов. Эмоции характеризуют не только потребности человека, но и предметы, на которые они направлены.

Объект исследования – человеческие эмоции.

Предмет исследования – психологические теории эмоций человека.

Цель исследования: проанализировать основные различия в различных психологических теориях эмоций человека.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы изучения эмоций человека;

2. Провести обзор различных концепций психологических теорий эмоций человека

Методы исследования:

• Анализ различных источников научной и методической литературы.

Теоретическую базу данного исследования составляют работа отечественных и зарубежных авторов и специалистов в области исследования эмоций.

Базовыми концептуальными основаниями исследования являются:

• Эволюционная теория Ч. Дарвина;

• Детерминистская периферическая теория Джеймса-Ланге;

• Рудиментарная теория эмоций;

• Активационная теория эмоций Линдсея-Хебба;

• Конитивно-физиологическая теория С. Шехтера.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе данного исследования была выполнена цель: проанализировать основные различия в различных психологических теориях эмоций человека.

Цель исследования была достигнута, благодаря выполнению ряда задач:

Были изучены теоретические основы изучения эмоций человека.

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами человека; физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека: от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. Они являются особой формой отражения действительности, сущность которой заключается в саморегуляции функций организма, согласно требованиям условий внешнего мира.

Также, был проведен обзор различных концепций психологических теорий эмоций человека.

Абсолютно каждая теория эмоций включает в себя отличительные положения и основывается на чем-либо определенном. Например, эволюционная теория Чарльза Дарвина основывается на том, что эмоции первоначально появились в процессе эволюции живых существ в качестве жизненно важных механизмов приспособительного характера. Такие механизмы помогали организму адаптироваться к условиям и ситуациям, происходящим вокруг. Чарльз Дарвин считал, что различные телесные изменения, которые сопровождали разные эмоциональные состояния и связаны с соответствующими эмоциями человека, являются рудиментами реальных приспособительных реакций организма.

Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге основывается на следующем: эмоция представляет собой отражение телесных процессов в сознании и при этом, эмоция – это всего лишь комплекс внутренних ощущений.

Основная идея рудиментарной теории заключается в том, что все выразительные движения человека стали рассматриваться совершенно иначе – стали рассматривать ретроспективно.

Активационная теория развивалась под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Данная теория базируется сразу на нескольких основных положениях: электроэнцефалографическая картина работы мозга, которая возникает при проявлениях эмоций, является выражением так называемого «комплекса активации», который связан с деятельностью ретикулярной формации; работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: силу, изменчивость, продолжительность и др.

Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера основывается на том, что и интенсивность, и характер эмоциональных переживаний человека в определенной ситуации напрямую зависят от того, как их переживают другие люди, которые находятся рядом с данным человеком, что говорит о том, что различные эмоциональные состояния передаются или могут передаваться от одного человека к другому человеку, а качество коммуницируемых переживаний зависит только от его личного отношения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Понятие «эмоции». Характеристика эмоций человека

Существует множество различных определений понятия «эмоции».

Эмоции – это эмоциогенные элементарные переживания, изменения, которые возникают у человека под влиянием его общего состояния [12].

С биологической точки зрения эмоции представляют собой деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов [12].

Также, эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия/неудовольствия, радости, печали, страха и др. [10].

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами человека; физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека: от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [13]. Они являются особой формой отражения действительности, сущность которой заключается в саморегуляции функций организма, согласно требованиям условий внешнего мира.

Эмоции являются одной из форм отражения биологического качества раздражителей, его полезности или вредности для организма человека. Эмоции входят в функциональную систему поведенческого роста, а также, способны модулировать его направленность и конечный результат.

Эмоции человека сопровождают практически все проявления его жизнедеятельности. Они отражают в форме непосредственного переживания смысла явлений и ситуаций, а также, служат одним из важнейших механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека и его поведения, которые направлены на удовлетворение актуальных потребностей.

В психологии эмоции считаются отдельным особым классов субъективных психологических состояний, которые отражаются в форме непосредственных переживаний, ощущений и отношений человека к окружающему его миру и другим людям. Психологи относят к классу эмоций такие эмоции, как:

• настроения;

• чувства;

• аффекты;

• страсти;

• стрессы.

1.2. Виды и классификации эмоциональных состояний

Существуют различные классификации эмоций в современной психологии. В психологии основными видами человеческих эмоций являются:

• по знаку;

• по интенсивности и длительности;

• по специфическому содержанию (модальности);

• по степени мобилизации организма (см. рис. 1).

Рисунок 1. Различные классификации человеческих эмоций

Также, существуют разделения эмоциональных явлений человека по форме развития, по уровням проявления (высшие и низшие эмоции), по психическим процессам, с которым данные эмоции связаны, по предметному содержанию и направленности и т.д.

По интенсивности и длительности все человеческие эмоциональные явления принято делить на настроения, эмоции, аффекты, чувства и страсти.

Настроения – это продолжительный по времени эмоциональный процесс человека, обладающий невысокой интенсивностью и образующий эмоциональный фон для различных протекающих процессов в психике человека [2].

Чувства – это достаточно устойчивые эмоциональные переживания у человека, которые возникают в процессе его взаимоотношений с окружающим его миром. Чувства являются достаточно длительными эмоциональными состояниями, имеющими четко выраженный предметный характер [11]. Их возникновение связано с процессом культурно-исторического развития человека.

Особенно принято выделять высшие чувства. Высшие чувства – это особая группа чувств человека, которая отражает эмоциональное отношение человека к действительности социума [11].

В современной психологии существует несколько групп чувств, которые выделяют в зависимости от предметной сферы:

• нравственные чувства;

• эстетические чувства;

• интеллектуальные чувства (см. рис. 2)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы