Курсовая с практикой на тему Теория эмоций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 6
1.1. Понятие «эмоции». Характеристика эмоций человека 6
1.2. Виды и классификации эмоциональных состояний 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЭМОЦИЙ 14
2.1. Эволюционная теория Чарльза Дарвина 14
2.2. Детерминистская периферическая теория эмоций Джеймса — Ланге 15
2.3. Рудиментарная теория эмоций 17
2.4. Активационная теория Линдсея-Хебба 18
2.5. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Введение:
Актуальность исследования. Особая роль в психике человека, ее проявлении, развитии, а также, совершенствовании отводится психическим состояниям и психическим образованиям, которые являются совершенно самостоятельными психологическими явлениями со своими функциями.
Все психические состояния показывают внутренний ритм и биологические потенциалы индивида, окрашивающие человеческую деятельность определенным фоном, нацеливающие на определенную активность.
Эмоции – это одни из важнейших механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Они сопровождают человека на протяжении всей жизни, именно через эмоции люди способны выражать свои чувства и отношения к чему-либо или к кому-либо. Именно благодаря эмоциям мы понимаем друг друга.
Эмоции являются важнейшей психологической составляющей каждого человека, т.к. именно они выступают в роли внутреннего языка человека; являются целой системой сигналов, благодаря которой человек получает информацию о значимости происходящего.
В любой жизненной ситуации и событии именно эмоции человека направляют его поведение. Иногда эмоции воздействуют совместно с разумом, иногда – они воздействуют на человека совершенно несогласованно. Эмоции могут быть союзниками для достижения той или иной цели, иногда – могут стать помехой и влиять отрицательно на деятельность человека.
Главная особенность эмоций заключается в том, что они напрямую отражают отношения между мотивами и реализацией, которая отвечает мотивам деятельности. Эмоции выполняют множество важнейших функций, среди которых:
• Оценка хода деятельности человека;
• Оценка результатов деятельности человека;
• Организация деятельности [6].
Также, стоит отметить, что эмоциональные процессы проявляются в человеке даже тогда, когда он не отдает отчет своим действиям – при каких-либо критических условиях при неспособности человека самостоятельно найти разумный и быстрый выход из той или иной ситуации, т.е. когда человек находится в состоянии аффекта.
Одно из существенных проявлений заключается в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессия».
В процессе эволюции человека эмоции закрепились в роли одного из главных способов поддержания жизни в ее оптимальных границах. Для организма, в целом, эмоции играют важнейшую роль – они предупреждают организм человека о разрушающем характере каких-либо факторов. Эмоции характеризуют не только потребности человека, но и предметы, на которые они направлены.
Объект исследования – человеческие эмоции.
Предмет исследования – психологические теории эмоций человека.
Цель исследования: проанализировать основные различия в различных психологических теориях эмоций человека.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы изучения эмоций человека;
2. Провести обзор различных концепций психологических теорий эмоций человека
Методы исследования:
• Анализ различных источников научной и методической литературы.
Теоретическую базу данного исследования составляют работа отечественных и зарубежных авторов и специалистов в области исследования эмоций.
Базовыми концептуальными основаниями исследования являются:
• Эволюционная теория Ч. Дарвина;
• Детерминистская периферическая теория Джеймса-Ланге;
• Рудиментарная теория эмоций;
• Активационная теория эмоций Линдсея-Хебба;
• Конитивно-физиологическая теория С. Шехтера.
Заключение:
В ходе данного исследования была выполнена цель: проанализировать основные различия в различных психологических теориях эмоций человека.
Цель исследования была достигнута, благодаря выполнению ряда задач:
Были изучены теоретические основы изучения эмоций человека.
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами человека; физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека: от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. Они являются особой формой отражения действительности, сущность которой заключается в саморегуляции функций организма, согласно требованиям условий внешнего мира.
Также, был проведен обзор различных концепций психологических теорий эмоций человека.
Абсолютно каждая теория эмоций включает в себя отличительные положения и основывается на чем-либо определенном. Например, эволюционная теория Чарльза Дарвина основывается на том, что эмоции первоначально появились в процессе эволюции живых существ в качестве жизненно важных механизмов приспособительного характера. Такие механизмы помогали организму адаптироваться к условиям и ситуациям, происходящим вокруг. Чарльз Дарвин считал, что различные телесные изменения, которые сопровождали разные эмоциональные состояния и связаны с соответствующими эмоциями человека, являются рудиментами реальных приспособительных реакций организма.
Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге основывается на следующем: эмоция представляет собой отражение телесных процессов в сознании и при этом, эмоция – это всего лишь комплекс внутренних ощущений.
Основная идея рудиментарной теории заключается в том, что все выразительные движения человека стали рассматриваться совершенно иначе – стали рассматривать ретроспективно.
Активационная теория развивалась под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Данная теория базируется сразу на нескольких основных положениях: электроэнцефалографическая картина работы мозга, которая возникает при проявлениях эмоций, является выражением так называемого «комплекса активации», который связан с деятельностью ретикулярной формации; работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: силу, изменчивость, продолжительность и др.
Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера основывается на том, что и интенсивность, и характер эмоциональных переживаний человека в определенной ситуации напрямую зависят от того, как их переживают другие люди, которые находятся рядом с данным человеком, что говорит о том, что различные эмоциональные состояния передаются или могут передаваться от одного человека к другому человеку, а качество коммуницируемых переживаний зависит только от его личного отношения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие «эмоции». Характеристика эмоций человека
Существует множество различных определений понятия «эмоции».
Эмоции – это эмоциогенные элементарные переживания, изменения, которые возникают у человека под влиянием его общего состояния [12].
С биологической точки зрения эмоции представляют собой деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов [12].
Также, эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия/неудовольствия, радости, печали, страха и др. [10].
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами человека; физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека: от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [13]. Они являются особой формой отражения действительности, сущность которой заключается в саморегуляции функций организма, согласно требованиям условий внешнего мира.
Эмоции являются одной из форм отражения биологического качества раздражителей, его полезности или вредности для организма человека. Эмоции входят в функциональную систему поведенческого роста, а также, способны модулировать его направленность и конечный результат.
Эмоции человека сопровождают практически все проявления его жизнедеятельности. Они отражают в форме непосредственного переживания смысла явлений и ситуаций, а также, служат одним из важнейших механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека и его поведения, которые направлены на удовлетворение актуальных потребностей.
В психологии эмоции считаются отдельным особым классов субъективных психологических состояний, которые отражаются в форме непосредственных переживаний, ощущений и отношений человека к окружающему его миру и другим людям. Психологи относят к классу эмоций такие эмоции, как:
• настроения;
• чувства;
• аффекты;
• страсти;
• стрессы.
1.2. Виды и классификации эмоциональных состояний
Существуют различные классификации эмоций в современной психологии. В психологии основными видами человеческих эмоций являются:
• по знаку;
• по интенсивности и длительности;
• по специфическому содержанию (модальности);
• по степени мобилизации организма (см. рис. 1).
Рисунок 1. Различные классификации человеческих эмоций
Также, существуют разделения эмоциональных явлений человека по форме развития, по уровням проявления (высшие и низшие эмоции), по психическим процессам, с которым данные эмоции связаны, по предметному содержанию и направленности и т.д.
По интенсивности и длительности все человеческие эмоциональные явления принято делить на настроения, эмоции, аффекты, чувства и страсти.
Настроения – это продолжительный по времени эмоциональный процесс человека, обладающий невысокой интенсивностью и образующий эмоциональный фон для различных протекающих процессов в психике человека [2].
Чувства – это достаточно устойчивые эмоциональные переживания у человека, которые возникают в процессе его взаимоотношений с окружающим его миром. Чувства являются достаточно длительными эмоциональными состояниями, имеющими четко выраженный предметный характер [11]. Их возникновение связано с процессом культурно-исторического развития человека.
Особенно принято выделять высшие чувства. Высшие чувства – это особая группа чувств человека, которая отражает эмоциональное отношение человека к действительности социума [11].
В современной психологии существует несколько групп чувств, которые выделяют в зависимости от предметной сферы:
• нравственные чувства;
• эстетические чувства;
• интеллектуальные чувства (см. рис. 2)